Конспект урока кукушка и петух

Обновлено: 03.07.2024

- развивать скорость техники чтения, выразительности при прочтении.

- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

Оборудование: портрет, карточки.

- Прочитайте про себя имена и фамилии записанные на доске, обратите внимание на расстановку ударения.

Эзоп, Лев Толстой, Сергей Михалков, Иван Крылов.

Один из учащихся зачитывает вслух, вслух зачитывает и учитель.

- Что общего между этими фамилиями? Кем были эти люди? (писатели, все они писали басни)

Сейчас мы затрудняемся ответить на этот вопрос, вернемся к нему чуть позже.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Может кто-то из вас догадался, кто этот человек?

Ответ на странице 84.

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника?

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

- А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?(потому, что это очень трудный жанр)

- Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

- А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

Чтобы немного отдохнуть я предлагаю вам сыграть в игру "Подбери рифму" Вам надо быть очень внимательными. Каждому я раздаю по карточке, на которой напечатано слово. Прочитайте про себя его очень внимательно, обратите внимание на ударение, прочитайте еще раз. Первый учащийся зачитывает слово, а остальные ищут у кого окажется рифма к данному слову. Слово зачитывается.

Важно-протяжно, свет-нет, готова-снова, голосок-высок, невелички-птички, я-друзья, греха-петуха.

Работа над пословицами.

Хочешь, чтоб были полны закрома вставай с криком петуха. Чтобы достичь результата необходимо максимально выкладываться

Сусек (засек, закром, сукром) — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре, житнице. Предназначено для ссыпки зернового хлеба или хранения муки, закладки овощей и т. д.

Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела.

Многие виды кукушек откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, они в большинстве случаев вытесняют других птенцов. В итоге хозяин гнезда выкармливает только птенца кукушки.

Работа над смыслом пословиц.

О ком эти пословицы?

Характерные особенности поведения птиц.

- Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль - узнаем чему учит нас эта басня и будем работать над выразительным её чтением.

Куманек - встречается в разговорной речи. Так обращаются близкие друзья друг другу любя, или близкие родственники.

Божусь – клянусь богом, говорю правду.

Невелички – невелик, т. е. маленький.

Райская птица – очень красивая, хорошая птица.

Отколь – откуда

Случась – случайно

Примолвил – сказал

Ссылаюсь на всех- мнение остальных.

  1. Чтение басни учащимися вслух по цепочке.
  2. Релаксация. Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

Мы вспомнили что такое басня.

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- На чьи поступки похожи поступки животных в басне? Иносказание - словарная работа, разбор.

- Расскажите, как кукушка и Петух хвалят друг друга.

- Назовите всех персонажей басни.

- Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Как поют они на самом деле?

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

- Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (карточки+-).

Петушок, кукушечка, куманёк, голосок, невелички, птички,

1-Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка","куманёк"," голосок" , "невелички", "птички".

2-Найдите слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.

3- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Почему их так много в этой басне?

- Как автор относиться к героям?

- Оправдана ли их похвала в адрес друг друга?

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

давайте, найдем строки, которые стали пословицей.

+ самостоятельно, - по опорным словам.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

Чтение басни по ролям. Интонационная работа, паузы, логические ударения.

- Как передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах

Подготовимся к выразительному чтению басни.

-Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

-Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

-Подуйте на свечку на маленькую, большую.

Выразительное прочтение басни по ролям (-слова воробья).

Выразительное прочтение басни по ролям(- отрывок, индивидуальные вопросы)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила :Майкенова Эльмира Сатвалдыевна

Цель :

-привить детям любовь к чтению, лучше познакомить с творчеством И.А.Крылова, научить понимать творчество И.А.Крылова;

-познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;

-создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,

способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося.

-познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;

- продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя ;

- углубить познания детей в творчестве Крылова, расширить представление учащихся о баснях Крылова;

- учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.

- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен;

- развивать и корригировать зрительную память в ходе выполнения упражнений.

- развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения;

- развивать навык ориентирования в тексте.

- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;

- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята , сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.

Прозвенел звонок , мы начинаем наш урок.

-Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

2.Психологический настрой:

Артикуляционная пауза :

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнения других.

-Ребята, запомните кто много читает, тот многое знает.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Догадались кто этот человек?

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? ( потому что животные подняли Крылова на высоту славы)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру? ( А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать) .

- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? (потому, что это очень трудный жанр). Совершенно верно.

4.Проверка домашнего задания.

-Ребята, вы все справились с домашним заданием? (да)

-Кто ответит, какое было задано домашнее задание?

-Влад, что было задано вам с С.?(Нам нужно было найти биографию Ивана Андреевича Крылова)

-А, что было задано всем остальным? (А.- написать биографию Крылова на страницах 84-85).

-С заданием все справились? (да)

-Давайте, ребята послушаем В. и С. какую они нашли нам информацию о Иване Андреевиче Крылове.

(выступает В. и С.)

-А теперь мне бы хотелось послушать, что записал Ю. о Крылове?

- С чего же начал литературную деятельность этот писатель?

- Что вы узнали про его семью?

- Какое образование он получил?

- Как дальше сложилась его жизнь, после переезда в Петербург?

- Расскажите об успехах Крылова как писателя, сколько он написал басен?

- Каким вам представляется баснописец?

- О Крылове знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал: "Поэт и мудрец слились в нём воедино".

-Молодцы, с домашним заданием вы справились отлично. А теперь продолжаем работать.

-Знаете, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

- А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь…. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

5. Релаксация. Гимнастика для глаз.

- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе".

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

6. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля.
- Вспомним, какие басни написал И.А.Крылов?
- Что же такое басня? (ответы детей)
- Алёна, пожалуйста, найдите в толковом словаре, какое определение дает Ожегов слову басня .
Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

-Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни . (ответы детей)
(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.) Лера

(Это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость)

-Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские пороки недостатки.

- Кто действующие лица басни? (в басне главные лица это животные)

- Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Этот приём называется иносказание.)

– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)
– Что же такое мораль?
( Мораль – нравоучение в баснях.)

-Вы уже в младших классах изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их.
Бюро находок
– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
Сыр – “Ворона и лисица” - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

Очки – “Мартышка и очки” - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

Зеркало – “Зеркало и обезьяна” - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?

- Ребята, гениальный способ придумали в древности мудрецы, правда, как не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

Молодцы! Вы показали себя хорошими знатоками басен. А теперь давайте немного с вами отдохнём.

7.Физминутка

-Ребята, какое сейчас время года? (осень)

-Если я назову признаки осени, то вы топаете ногами, если нет, то нужно похлопать.

-Ярко светит солнце.

-Молодцы, отдохнули немного?

10. Первичное восприятие прочитанного текста

- Назовите всех персонажей басни?
- Назовите главных героев басни. (Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга? (они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят)

11.Дыхательная гимнастика.

-Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.

-А теперь, ребята, давайте представим цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).

-Подуйте на маленькую свечку

-Подуйте на большую свечку.

12.Выразительное чтение басни.

- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).

- Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно). Петуха и Кукушки? (льстиво). Воробья? (насмешливо). Передайте при чтении восхищение Петуха и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.

13 . Повторное чтение басни
-Прочитайте басню по ролям.

14. Работа с языком (текстом) басни.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е подберём к ним синонимы.

-Ребята, давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы?

Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению.

Словарная работа: (Запись в тетраде)

Кум - крёстный отец

Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо

Протяжно - длительно
Божусь - клянусь

Промолвил - сказал
- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности. Опишите ее по внешнему виду. ( Дети описывают кукушку по рисунку) Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?
- Кто слышал Кукушку? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а кукует…)

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.
- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? ( Хитрые, льстивые, склонные к лести , неискренние , лживые ).
15. Работа над моралью басни .
- Найдите и прочитайте мораль этой басни .

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
- Какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (Лесть)

– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.
-Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.
- Стали ли вы мудрее?

16.РЕФЛЕКСИЯ
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, считаете что работали на хорошую оценку 4, то прикрепите к солнышку жёлтые лучики. (Выставляю оценки)
- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, меня это очень радует.
17. Домашнее задание (дается по выбору)

Выразительное чтение басни (индивидуально) (Э.,Л. и К.)

Иллюстрирование (С. и Ю. нарисуют нам рисунки по этой басне)

Инсценировка басни (А., В., Л. и С. подготовят нам инсценировку этой басни).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности чтения через анализ художественных произведений. Познакомить учащихся с басней И.Крылова.

Цель урока: развитие функциональной грамотности чтения через анализ художественных произведений.

Задачи:

• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,

способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие,

• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;

• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Оборудование:

портрет писателя, иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон,

Психолог.настрой.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Актуализация опорных ЗУНов.

Проверка домашнего задания.

- По домашнему заданию – тесты.

-Критерий оценивания (на слайде).

-Индивидуальное задание (пересказ 2 ученика -

карточка с вопросами- )

Формирование новых знаний.

Знакомство с биографией И.А. Крылова (слайд)

2. Понятие о басне (слайд)

3. Учащиеся самостоятельно читают биографию И.А.Крылова. Излагают в паре через коктейльные палочки, что прочитали в учебнике.

Работа над произведением.

Прочитать по цепочке.

Словарная работа (слайд)

Кум – крёстный отец

Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо

Анализ прочитанного (9 вопросов. По одному вопросу каждой паре)

1.Назовите всех персонажей басни.

2.Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

3. А как Кукушка обращается к Петуху.

4. Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга,

как хвалят друг друга.

Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

Где происходят события? (В лесу)

6. Найдите и прочитайте мораль этой басни.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

- Есть ли в басне слова автора? Можно ли их пропустить при чтении? Почему?

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

- Мы прочитали басню. Попробуем пояснить мораль этой басни, а прежде, давайте попробуем описать внешний вид Кукушки. Какая она? (маленькая, серенькая)

- Она действительно поёт так поёт, как говорит Петух?

“Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

- А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).

Для чего так Кукушка расхваливала Петуха? (Для того, чтобы добиться его расположения к себе).

- А Петух для этого же хвалит Кукушку.

- А что сказал об их пении Воробей? Зачитайте!

…Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…

- Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо.

Кукушка хитрит, когда восхваляет Петуха. Ей удаётся обмануть его. А почему?

Закрепление пройденного.

- Составить синквейн к героям басни. Кто главные герои нашего произведения?

- Я вам покажу синквейн к слову петух, а вы составите к слову кукушка. (слайд)

- Дети самостоятельно записывают в тетради синквейн про кукушку.

- Проверка синквейна к слову кукушка.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

- Есть ли в басне слова автора? Можно ли их пропустить при чтении? Почему?

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

- Чему учит нас басня?

- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Мы прочитали басню, чему она нас научила?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

- Ребята, скажите какие виды жанров вы знаете?

( Сказка, фольклор, рассказ, комедии, былины, басня)

- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы

III. Проверка домашнего задания.

- Сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы осуществили литературный поиск. Что вы узнали о И.А. Крылова?

(Дети пересказывают или зачитывают из тетрадей) (Слайд 2)

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Эзоп – первый древнегреческий баснописец.

Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей. (Слайд 3)

Басня - один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

V. Инсценировка басен

Стрекоза и муравей. (Слайд 4, 5, 6)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Квартет (Слайд 7)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Сюжет басни довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант.

Зеркало и обезьяна (Слайд 8)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

VI. Физкультминутка (Слайд 9)

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.

Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.

Словарная работа:

Кум – крёстный отец

Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо

- Назовите всех персонажей басни. Главных…

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. “Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

- А как Кукушка обращается к Петуху. - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. …Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…

Учитель: - Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо. Мораль в том, что лесть всегда будет приятна тем людям, которые лишний раз хотят услышать приятное о себе. Они готовы льстить друг другу. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

-VIII. Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).

IX. Выразительное чтение басни.

X. Мультипликационный фильм (Слайд 11)

- Представьте себе, что вы получили задание составить мультипликационный фильм к басне Крылова “Кукушка и Петух”

- Каким будет ваш первый кадр? Где происходят события? (Высказывание детей)

- Подумайте, как автор относится к героям басни?

XI. Рефлексия.(музыка)

- Подумайте, как вы работали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

(оцените свою деятельность, раскрасьте кружочек)

XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

XIII. Домашнее задание: выучить наизусть басню по выбору.

• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие,

• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;

• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,

способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;

• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;

• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

I. Организационный момент

Учитель: - Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

- Ребята, скажите какие виды жанров вы знаете?

( Сказка, фольклор, рассказ, комедии, былины, басня)

- Сегодняшний урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы

III. Проверка домашнего задания.

- Сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы осуществили литературный поиск. Что вы узнали о И.А. Крылова?

(Дети пересказывают или зачитывают из тетрадей) (Слайд 2)

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Эзоп – первый древнегреческий баснописец.

Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей. (Слайд 3)

Басня - один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

V. Инсценировка басен

Стрекоза и муравей. (Слайд 4, 5, 6)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Квартет (Слайд 7)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

Учитель: Сюжет басни довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант.

Зеркало и обезьяна (Слайд 8)

- Что осуждается в басне? (высказывание детей)

VI. Физкультминутка (Слайд 9)

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.

Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.

Словарная работа:

Кум – крёстный отец

Ссылаюсь – сослаться, указать на кого-либо

- Назовите всех персонажей басни. Главных…

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. “Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует).

- А как Кукушка обращается к Петуху. - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Он только кукарекает).

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. …Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

…За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…

Учитель: - Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду называется лестью. Где лесть, там и хитрость: одно без неотделимо. Мораль в том, что лесть всегда будет приятна тем людям, которые лишний раз хотят услышать приятное о себе. Они готовы льстить друг другу. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

-VIII. Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).

IX. Выразительное чтение басни.

X. Мультипликационный фильм (Слайд 11)

- Представьте себе, что вы получили задание составить мультипликационный фильм к басне Крылова “Кукушка и Петух”

- Каким будет ваш первый кадр? Где происходят события? (Высказывание детей)

Читайте также: