Конспект исследовательской деятельности в средней группе воздух

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель ГБДОУ д/с №6

Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования.

- создавать условия для обогащения и закрепления знаний детей о свойствах воздуха;

- создавать условия для расширения представлений детей о значимости воздуха в жизни человека.

- развивать формирование у детей познавательного интереса;

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

- воспитывать способность свободного общения со взрослыми и детьми;

- воспитывать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Демонстрационный материал : воздушный шарик, таз с водой и пустые пластиковые емкости разных размеров, пакеты по количеству детей, пластиковые стаканчики с водой, трубочки по количеству детей.

- Проходите ребята. Сегодня к нам с вами пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями.

-Ребята, я принесла вам шарик. А, вы знаете почему шарики называются воздушными? (ответы детей)

-Правильно, в нем есть внутри воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.

-Посмотрите, мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий).

Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий.

-А сейчас давайте подуем на шарик, он тоже летает. Вы почувствовали ветерок, когда дули на шарик?

Давайте подуем немного на свои ладошки. Чувствуете ветерок?

Ветерок- это воздух, который движется. Значит воздух есть вокруг нас?

- Давайте, посмотрим вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет)

А почему его не видно?

-Правильно, потому что воздух невидимый или прозрачный.

-Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать? И доказать, что воздух есть вокруг нас?

Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

-не трогать без разрешения

- не мешать другим детям.

Опыт 1. Обнаружение воздуха при помощи бутылочки.

Ребята, давайте докажем, что воздух есть!

Посмотрите-ка ребята, а это что? (показываем пустую прозрачную емкость)

А как вы считаете, она пустая – эта бутылочка? Посмотрите внимательно.

Говорите, что ничего нет в ней. А вот сейчас мы и проверим.

Я возьму бутылочку и переверну ее вверх дном и медленно опущу в тазик с водой.

-Попадает ли вода в бутылочку?

-Почему нет? Потому что в бутылочке есть воздух, он не пускает туда воду.

-А теперь давайте попробуем снова опустить в тазик с водой, но теперь уже держать ее не прямо, а немного наклонив.

-Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха?

-Откуда они взялись?

Правильно! Воздух выходит и его место занимает вода. Потому что вода тяжелее воздуха. А воздух легкий и он поднимается на вверх.

А теперь каждый по очереди попробует проверить, если воздух в пустой бутылочке. Я раздам маленькие и большие бутылочки.

И проверим, где больше пузырьков. У кого больше пузырьков, значит больше воздуха.

-Ну что ребята, где больше пузырьков?

Правильно, чем больше бутылочка, тем больше воздуха. Воздух мы не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

-Что у меня в руках? (пакет)

-В нем что -нибудь лежит? (показываю со всех сторон)

-Его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Взмахиваем пакетом, ловя воздух, закручиваем пакет.

-Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой?

-Почему пакет стал похож на подушку?

-Молодцы, в пакете воздух, он занял все место, и пакет стал похож на подушку.

А теперь попробуйте поймать воздух самостоятельно. Ловим его в целлофановые пакеты и закручиваем. Получается поймать воздух?

- Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Давайте еще раз поймаем воздух.

- Где мы взяли воздух? (Вокруг себя)

Вывод: воздух есть вокруг нас. Сейчас мы в группе его ловили в наши пакетики.

-А где еще есть воздух? (в группе, дома, на улице)

Вывод: Воздух везде.

Опыт 3 Обнаружение воздуха при помощи соломинки для сока.

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой.

Подуйте трубочкой себе на ладошку. Что вы почувствовали? Ветерок. Это воздух движется. Внутри нас есть воздух, и мы его выдуваем в трубочки.

А теперь, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.

-Посмотрите, что появляется на поверхности воды?

-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?

-А почему появляются пузыри? (Внутри нас есть воздух и мы его выдуваем в трубочки).

-Но как он попадает к нам в организм?

Конечно! Все люди дышат воздухом. У нас есть

Упражнение на дыхание.

-Человек дышит, вдыхая в легкие воздух и затем выдыхая его. Легкие - это орган, который обеспечивает дыхание. В момент вдоха наши легкие расширяются, как шарик, когда мы его надуваем. А при выдохе сдуваются.
Давайте попробуем увидеть, как работают наши легкие. Я сейчас объясню, как мы это будем делать.

(Помогаем найти у каждого грудную клетку) .

Положите руки на свою грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладони касались друг друга.

Глубоко вдохните, задержите дыхание.

Обратите внимание, что ладони слегка приподнялись и раздвинулись в стороны, появилось между ними расстояние.

Выдохните. Теперь пальцы снова коснулись друг друга. Давайте еще подышим, глубоко вдохнем и потихоньку выдохнем.

-Вы можете услышать дыхание человека?

Послушайте друг друга. Слышите, как мы дышим.

Наши легкие наполняются воздухом и сдуваются.

Давайте немного поиграем с вами. Представим, что мы плаваем с вами в бассейне. И нам надо нырнуть под воду.

- Долго вы смогли обходиться без воздуха? (рассуждения детей)

Послушайте, я прочитаю вам стишок:

Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же,

Без него мы жить не можем.

Человек без воздуха может прожить лишь несколько минут!

-Зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать. Воздух необходим. Без воздуха мы не можем жить)

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, животные).

- Так, где же есть воздух?

Вот мы и доказали сегодня с вами ребята, что воздух находится вокруг нас и внутри нас. Он легкий и невидим, но мы его можем почувствовать, если подуем. И без воздуха мы совсем не сможем жить.

Цель: Создать социальную ситуацию развития для систематизации знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

- Создать условия для ознакомления детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание).

- Создать условия для побуждения свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый опыты, ученные, купол парашюта (речевая область).

- Способствовать развитию навыков взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).

создать условия для развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности.

способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, интересу к познавательной деятельности, самостоятельности.

Вызвать желание помочь Буратино.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, бусинки, трубочки для коктейля, чеснок, апельсин, лук, три тарелочки, мыльные пузыри, волшебная палочка, игрушка Буратино, ткань для парашюта.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?

Дети: Солнышко Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети: Солнышко, солнышко

Быть детьми хорошими,

Стук в дверь (входит Буратино).

Буратино: Здравствуйте ребята, я Буратино. Я хочу загадать вам загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час.

Но не видим он для нас.

Дети: Воздух

Буратино: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.

Воспитатель: Ребята что будем делать, поможем Буратино? А вам интересно узнать, где можно найти воздух?

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Ребята, хотите, я вам открою маленький секрет?

Воспитатель: Я немного занимаюсь волшебством. Я могу при помощи волшебной палочки перенести вас в лабораторию! Закройте глаза. Буду творить чудеса! Раз. два. три волшебная палочка нас в лабораторию перенеси!

Ребята посмотрите мы попали с вами в лабораторию, и теперь вы - юные исследователи. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам. Правило №3. Осторожно пользоваться оборудованием. Поработал – убери на место. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные.

- А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны?

Дети подходят к столам.

Воспитатель: Ребята скажите Буратино, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Буратино: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.

Воспитатель: Погоди Буратино, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.

Буратино: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? Дети: Да! Воспитатель: Что у меня лежит на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты.

Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?

Дети: Пустые, мятые.

Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?

Дети: толстый, надутый.

Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Ребята может, кто то - из вас еще знает, как можно поймать воздух? Совместно делают вывод:

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас!

(дети переходят к другому столу). Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, стоят трубочки для коктейля. Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках.

Воспитатель: Какая вода?

Воспитатель: Посмотрите сейчас вода находится в спокойном состоянии. Давайте устроим бурю в стаканчиках. Как можно это сделать, с помощью чего?

Дети: с помощью трубочек.

Воспитатель: А теперь наша буря стихла. возьмите бусины и положите их в стаканчик. Посмотрите бусинки на дне лежат спокойно, не двигаются. Хотите оживить бусины, сделать так, что бы они задвигались? Что нам поможет в этом?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: появились пузырьки.

Воспитатель: А что же делают наши бусинки?

Воспитатель: Что же нам помогло оживить бусинки?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться бусинки. Пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки

(Буратино хвалит детей)

Дети: Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

Воспитатель: А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?

Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края ткани) Дружно мы все стали в круг.

Будем делать парашют (берутся за плёнку)

Друг за другом мы идём.

Парашют в руках несём (идут по кругу)

Руки вверх мы поднимаем.

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут (опускают на пол).

Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? И Буратино очень понравилось играть с вами.

Опыт №3. Дети подходят к столу, на одной тарелочке лежит чеснок, на второй дольки апельсина, на третьей лук. Воспитатель: Ребята, а воздух имеет запах?

Воспитатель: Подойдите к столу и понюхайте, что у меня лежит в тарелочках под салфеткой.

Воспитатель: Правильно, это чеснок, апельсин и лук. А как вы догадались? Что можно сказать?

Дети: Чеснок, лук и апельсин пахнет.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.

Раз. два. три волшебная палочка нас в группу верни!

Ну вот мы и в группе. Ребята скажите, кто к нам сегодня приходил? Что мы помогли узнать Буратино? Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). А что было сложно для вас?

Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог) - Вокруг нас везде есть воздух. - Мы с вами дышим воздухом. - Воздух невидим, но его можно найти разными способами. - Воздух заставил двигаться горошины. - С воздухом можно играть. Буратино, а тебе понравилось у нас?

Буратино: Да ребята, теперь я знаю, что такое воздух. Спасибо

вам. На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Буратино уходит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

бережное отношение к окружающей среде,

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки,иллюстрации о свойствах воздуха.

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются на русском и казахском языке)

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:

И в учёных превратись!

Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим,то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый,бесцветный.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу,но знаю,что он всегда вокруг нас!

А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я

научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

-Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?

Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Загадка про парашют.

-Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.

-Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.

Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

-Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут ( опускают на пол).

-Понравилось вам играть с воздухом?

Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра с корабликами.

В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Давайте устроим тихий . лёгкий ветерок.

А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Опыт 4.с апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

А ещё воздухом можно рисовать.

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:

Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Ветер – это движение воздуха.

Без воздуха ничто живое не может жить.

Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22

Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности

hello_html_m3b0ff687.jpg

Трухачева Юлия Геннадьевна

Цель: Ф ормировать представление о воздухе и его свойствах и значении.

Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.

Расширять и активизировать словарь детей.

Словарная работа: невидимый, прозрачный.

Материалы: воздушные шарики; для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, бумажные салфетки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, мыльные пузыри, схематические картинки с изображением свойств воздуха, снежинки на нитке, мольберт, мультимедио.

Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я приветствую вас в своей лаборатории, и давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, встретила два веселых шарика, которые искали друзей. Я пригласила их к нам в группу поиграть с вами.

Из - за ширмы появляются шарики, на шариках глазки, носик и ротик. Один хорошо надутый с улыбкой, а другой спущенный с грустным лицом.

Воспитатель: - Здравствуйте, шарики! А что случилось с синим шариком, почему ты такой грустный?

Синий шарик: - Я не знаю, я очень громко смеялся, и вдруг мне стало грустно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему красный шарик весёлый, а синий грустный? (ответы детей)

- Ребята, давайте поможем синему шарику, стать, как и прежде весёлым? Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (ответы детей)

- Надо его посильнее надуть воздухом.

Шарик: - А что такое воздух?

- Давайте вместе выясним, что такое воздух. А помогут нам в этом различные предметы.

- Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух).

- Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Теперь набираем воздух в пакет.

1.Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

-Посмотрите, какой теперь стал пакет? (полный)

- Что вы поймали? (воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. У кого много воздуха в пакете? А у кого мало воздуха в пакете?

-Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (прозрачный, невидимый) Вот такой карточкой мы обозначим, что воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый.

А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, давайте проверим. Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку.

2.Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку в воду.

- Что, вы увидели? (пузыри). Как вы думаете, пузыри это что? (воздух, который выходит из нас). Значит, мы дышим воздухом?

Воздух нам нужен чтобы дышать, жить.

Давайте попробуем постоять без воздуха, одной рукой закройте ротик, а другой носик. Ну, как легко вам было без воздуха?

(воспитатель предлагает подуть на снежинку, потихонечку, а затем вдохнуть глубоко и сильно подуть на снежинку).

СЛАЙДОВАЯ - Ребята, как вы думаете, кому еще нужен воздух для жизни? Давайте посмотрим на экран. (воспитатель демонстрирует все живое: деревья, цветы, трава, животные, птицы, насекомые, рыбы)

- Ребята, а можно ли почувствовать воздух?

Воспитатель: - Давайте ребята выясним и это. Подойдите к столу, возьмите бумажный веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (воздух). Это поток воздуха. А какой бывает ветер? (теплый, холодный, сильный, слабый). Давайте подуем на ладошку. Вы чувствуете воздух? Значит, воздух движется? (да). Итак, ветер – это движение воздуха. В зависимости от погоды ветер бывает сухим, теплым, холодным. В теплый день ветер может быть прохладным и приятным, но когда на улице холодно, сильный ветер сделает погоду еще холоднее. Движение воздуха мы обозначим вот такой карточкой.

«Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише,

А теперь присядем на стульчики.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, на шарики. Какое настроение у синего шарика? (весёлое). Значит, нам удалось помочь синему шарику.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но, невидим он для нас!

Ребята, что нового вы сегодня узнали? (что такое воздух)

Для чего нам нужен воздух? (чтоб дышать)

Можем ли мы увидеть воздух? (нет, он прозрачный, невидимый)

Какой бывает воздух? (теплый, холодный, сильный, слабый).

Шарики: Ребята, спасибо вам большое, мы теперь знаем, что такое воздух.

На этом работа в нашей лаборатории заканчивается.

Шарик: дует в мыльные пузыри.

Ой, ребята, что это? (это мыльные пузыри)

Давайте скажем гостям до свиданье, до новых встреч!

Краткое описание документа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22

Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности

Трухачева Юлия Геннадьевна

Цель: Формировать представление о воздухе и его свойствах и значении.

Задачи:

Словарная работа: невидимый, прозрачный.

Материалы: воздушные шарики; для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, бумажные салфетки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, мыльные пузыри, схематические картинки с изображением свойств воздуха, снежинки на нитке, мольберт, мультимедио.

Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я приветствую вас в своей лаборатории, и давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, встретила два веселых шарика, которые искали друзей. Я пригласила их к нам в группу поиграть с вами.

Из - за ширмы появляются шарики, на шариках глазки, носик и ротик. Один хорошо надутый с улыбкой, а другой спущенный с грустным лицом.

Воспитатель: - Здравствуйте, шарики! А что случилось с синим шариком, почему ты такой грустный?

Синий шарик: - Я не знаю, я очень громко смеялся, и вдруг мне стало грустно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему красный шарик весёлый, а синий грустный? (ответы детей)

- Ребята, давайте поможем синему шарику, стать, как и прежде весёлым? Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (ответы детей)

- Надо его посильнее надуть воздухом.

Шарик: - А что такое воздух?

- Давайте вместе выясним, что такое воздух. А помогут нам в этом различные предметы.

- Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух).

- Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Теперь набираем воздух в пакет.

1.Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

-Посмотрите, какой теперь стал пакет? (полный)

- Что вы поймали? (воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. У кого много воздуха в пакете? А у кого мало воздуха в пакете?

-Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (прозрачный, невидимый) Вот такой карточкой мы обозначим, что воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый.

А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, давайте проверим. Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку.

2.Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку в воду.

- Что, вы увидели? (пузыри). Как вы думаете, пузыри это что? (воздух, который выходит из нас). Значит, мы дышим воздухом?

Воздух нам нужен чтобы дышать, жить.

Давайте попробуем постоять без воздуха, одной рукой закройте ротик, а другой носик. Ну, как легко вам было без воздуха?

(воспитатель предлагает подуть на снежинку, потихонечку, а затем вдохнуть глубоко и сильно подуть на снежинку).

СЛАЙДОВАЯ - Ребята, как вы думаете, кому еще нужен воздух для жизни? Давайте посмотрим на экран. (воспитатель демонстрирует все живое: деревья, цветы, трава, животные, птицы, насекомые, рыбы)

- Ребята, а можно ли почувствовать воздух?

Воспитатель: - Давайте ребята выясним и это. Подойдите к столу, возьмите бумажный веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (воздух). Это поток воздуха. А какой бывает ветер? (теплый, холодный, сильный, слабый). Давайте подуем на ладошку. Вы чувствуете воздух? Значит, воздух движется? (да). Итак, ветер – это движение воздуха. В зависимости от погоды ветер бывает сухим, теплым, холодным. В теплый день ветер может быть прохладным и приятным, но когда на улице холодно, сильный ветер сделает погоду еще холоднее. Движение воздуха мы обозначим вот такой карточкой.

«Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише,

А теперь присядем на стульчики.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, на шарики. Какое настроение у синего шарика? (весёлое). Значит, нам удалось помочь синему шарику.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но, невидим он для нас!

Ребята, что нового вы сегодня узнали? (что такое воздух)

Для чего нам нужен воздух? (чтоб дышать)

Можем ли мы увидеть воздух? (нет, он прозрачный, невидимый)

Какой бывает воздух? (теплый, холодный, сильный, слабый).

Шарики: Ребята, спасибо вам большое, мы теперь знаем, что такое воздух.



Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.



Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.


Читайте также: