Конспект открытого урока по истории 5 класс по фгос

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок по истории в 5 классе Рабство в Древнем риме.docx

Учитель: Залалдинова Розалия Наильевна

История 5 класс

Цель: достичь образовательных результатов:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Тип урока: открытие нового материала

Методы и приемы : эвристическая беседа, проблемный, организация работы с ноутбуками.

Формы организации деятельности учащихся : индивидуальная, коллективная.

Демонстрационный материал : мультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме”, схема “Источники рабства”.

Раздаточный материал: дополнительный материал на печатной основе, электронный носитель (на случай отсутствия Интернета), индивидуальное задание.

Планируемый результат : 1)знать особенности рабовладения в Древнем Риме.

2) научиться находить в тексте необходимый материал, выбирать главное, работать с новыми понятиями, уметь презентовать полученные знания. Отработать умение выступить перед аудиторией.

1) Основные источники рабства

2) Рабы в имении рабовладельца

3) Рабы в богатом доме

4) Гладиаторы на сцене амфитеатра

Основные термины: имение, раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

2.Актуализация знаний учащихся: вспомните, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

На ваших столах лежат тесты по домашнему материалу. На их выполнение вам дается 5 минут.

3.Изучение нового материала.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока, а теперь заполните первую графу в таблице что я знаю о рабах.

А теперь подумайте, какова цель нашего урока?

Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме.

( После уточнения целей урока, учитель дает задание)

Задание: вспомните основные источники рабства

Вопрос - как вы считаете, какой источник рабства давал больше рабов?

hello_html_6a7714ce.jpg

Учитель: Древний Рим проводил много войн, у него было самое большое количество рабов из всех древнейших государств. Во время I пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента-30 тыс. пленных, в Карфагене были захвачены и проданы в рабство-50 тыс. жителей.

Такой приток рабов содействовал быстрому развитию рабства в Италии и во всем Средиземноморье. Рабы стоили дешево, даже у бедных римлян были рабы. Они широко использовались на разных работах особенно в земледелии. Поэтому в Римском государстве свободный труд становился постыдным.

Вопрос: Вспомните, к чему привело установление долговых камней в Древней Греции?

(Ответ-многие земледельцы попадали в долговое рабство )

Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в развитии Древнеримского государства?

Решить проблемную задачу нам поможет решение следующих заданий:

Охарактеризуйте, какой род занятий был у рабов.

Определите отношение к рабам в обществе.

Предположите, последствия такого отношения к рабам.

Задание каждому индивидуально. Работая 10 минут, заполните свою колонку в данной таблице. Задание вы найдете в карточке на столе.

Запись на доске:

Рабы в имении рабовладельца

Рабы в богатом доме

Гладиаторы на арене амфитеатра

Динамическая пауза.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в имении землевладельца. Могли ли они претендовать на свободу действий?

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в богатом доме. Могли ли они претендовать на свободу действий?

Охарактеризуйте, чем занимались гладиаторы . Могли ли они претендовать на свободу действий?

Презентация изученного материала. Каждый выступает по своему вопросу и подводит итог.

Ученик №1:Имение-зто земельное владение богатого человека.

Рабы выращивали оливки, виноград, плели корзины, вязали веревки. Вывод: рабы были основными работниками в хозяйстве землевладельца. Рабы были бесправны. (слайд № 4,5)

Ученик № 2 :Рабы убирали помещение дома, готовили пищу, обслуживали господина, рабы: врачи, секретари, библиотекари. Вывод: рабы были основными работниками в богатом доме. Рабы были бесправны. (слайды № 6,7,8)

Ученик № 3: Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых помещали в особые школы, где обучали владеть оружием.

Амфитеатры-специальные сооружения для гладиаторских игр.

Гладиаторы сражались на потеху публике. Гладиаторы были бесправны.

Вывод по первому заданию: Рабы были бесправными, считались вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает. Таким образом в Древнем Риме рабы играли важную роль в развитии хозяйства, но они были бесправными.

Вопрос : Как относились к рабам в древнеримском обществе? (Работает со слайдом №8, 9).

Вопрос : К чему приводило такое обращение с рабами?

Эвристическая беседа Работа с иллюстрациями учебника .стр 239

Вывод: Рабы были бесправными, но некоторые не хотели мириться со своим положением.

Сделайте выводы, учитывая проблемное задание:

«Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?

(Примерный ответ: Рабы играли основную роль в развитии хозяйства Древнеримского государства, но при этом не имели прав, они пытались бороться за свою независимость).

4.Закрепление материала

Вопрос: Давайте вспомним и сравним основное занятие рабов в Древней Греции и в Древнем Риме? (учебник стр. 142-143 П49, П29,стр.134, 135-136 )

(Ответ: в отличии от Древнего Рима, где рабы выполняли все работы в хозяйстве, в Древней Греции, наоборот, работа, требующая выдержки и творчества, а также в выращивании винограда и оливок рабов не использовали, этим занимались свободные люди.)

Вопрос: Почему рабам в Древней Греции не доверяли важные работы?

(Ответ: Рабы не были заинтересованы в развитии чужого хозяйства).

Вопрос: В каком государстве будет лучше развиваться хозяйство?

(Ответ: В Древней Греции, так как свободный человек заинтересован в результатах своего труда и потому будет стараться.)

Сделайте вывод на проблемное задание нашего занятия:

Ответ: В Древнеримском государстве рабский труд играл важную роль в развитии хозяйства, но рабы не были заинтересованы в процветании чуждого им государства. Поэтому хозяйство Рима приходило в упадок.

5. Итог урока

Вопрс: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.

Рефлексия: ответьте на вопросы в своей таблице:

Выставление оценок.

Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)

Учитель комментирует критерии к оцениванию:

Сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:

Мою индивидуальную работу оценили:

Отметка за проверочную работу

отметка за урок:

Д/З. параграф № 49

Тесты для проверки домашнего задания:

1. Восстановите последовательность событий:

а) гибель Македонского царства

б) победа Рима над Сирией

в) разрушение Коринфа

г) вторжение римлян в Грецию

2. Приведите в соответствие:

а) Антиох 1)древнегреческий писатель

б) Катон 2) правитель Сирии

в) Плутарх 3) римский сенатор

1 вариант: г, б, а ,в

1 вариант а-2; б-3; в-1

Средства обрабатывающие поля делят на две части: на людей и орудия труда…Другие делят инвентарь на три части: обладающей членораздельной речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род включает рабов, второй-быков, третий-повозки. Все поля возделываются рабами, или свободными, или теми и другими. Свободные или сами возделывают, как огромное большинство бедняков со своими детьми, или это батраки и поденщики, выполняющие важнейшие работы, как сбор винограда или сенокос, а также и те, которые у нас именуются кабальными должниками… Не следует приобретать много рабов той же национальности, так как по этой причине чаще возникают домашние столкновения. Начальствующих рабов нужно награждать так-как это делает их более преданными и привязанными к имению. С прилежными рабами следует обходиться мягче, давать им больше пищи, одежды, освобождать от работы…

Голландский учёный Помпа, насчитал 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. В настоящее время после новых исследований эту цифру приходится значительно увеличить.

В каждом имении стоял управляющий, где господа или совсем не вмешивались в дело, или не интересовались участью своих рабов. У управляющего был помощник со штабом надсмотрщиков и мастеров. Ниже стояли многочисленные группы рабочих на полях, виноградниках, пастухов и скотников, прядильщиц, ткачей и ткачих, валяльщиков, портных, плотников, столяров и т. Д. К числу пользовавшихся доверием принадлежали домоправитель, кассир, бухгалтер, управляющие домами, сдаваемыми внаем, покупщики припасов и т. д.; к числу вторых — привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, сторожа, придверники, хранители мебели, хранители серебра, гардеробщики, рабы, вводившие посетителей, рабы, приподнимавшие пред ними портьеры, и т. п Были рабы, которые строили улицы и водопроводы, работали на каменоломнях и в рудниках, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинских орудий, верёвок, снастей для судов и пр.); они же занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами.

Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлась территориальная экспансия

( захват) Древнего Рима и, как следствие, наплыв огромного количества рабов из завоёванных земель. Первоначально пленных убивали. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.

В 106 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах

После того, как гладиаторские бои стали просто развлечением, были основаны школы гладиаторов. 90 % гладиаторов оставались в живых, только 10 % погибали по чистой случайности. Раненым гладиаторам оказывалась очень хорошая медицинская помощь, римские врачи славились своим умением лечить резаные раны, а также они оказывали хорошую помощь пострадавшему при переломе, операции они проводили с наркозом (в качестве наркоза использовали опиум), но при внутренних кровотечениях они ничего не могли сделать и гладиатор умирал. После одного боя гладиатор получал примерно жалование одного римского солдата за год, а за две победы гладиатор мог позволить себе отдельную комнату в школе гладиаторов и статуэтку для молитв. Гладиаторские бои проводились с участием судьи.

В случае, гладиатор был ранен и не мог сражаться его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом

Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти раба. Известен один жестокий господин, который за малейшую провинность бросал своих невольников в домашний пруд на съедение прожорливым рыбам. Большинство же римлян относились к рабам как к рабочей скотине: их держали в сносных условиях, но не жалели. Старых и больных рабов продавали на сторону или ссылали на остров Эскулапа, где они были обречены на смерть; провинившихся секли и заставляли трудиться в поте лица. Нерадивые сельские рабы попадали в домашнюю тюрьму-эргастул; на них налагали цепи, их ставили на самые тяжелые работы- таскать воду и вращать мельничные жернова. Непокорные городские рабы наказывались плетью и ссылкой в деревню. За преступления ( воровство, побег, хулиганство) невольников забивали в колодки, истязали на дыбе или даже казнили, распиная на кресте. Казнь на кресте предназначалась только для рабов и разбойников, более почтенным преступникам рубили головы. Разрешалось также допрашивать рабов под пыткой, в то время как свободных граждан нельзя было пытать ни при каких обстоятельствах. Тяжелейшим наказанием для раба была продажа его в каменоломню, на рудник (в шахту) или в гладиаторскую школу. Гладиаторские сражения были позорным явлением римской жизни.

Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты. Обучающийся по окончании изучения темы:

- формулирует цель, задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность;

-осуществляет информационный поиск необходимой информации;

- взаимодействует с другими обучающимися в групповой работе; читает историческую карту;

- характеризует природно-географическое положение Древнего Египта по карте;

- выясняет и активно участвует в обсуждении причин ежегодных разливов, о природных условиях долины Нила, условиях жизни и занятиях населения;

- рассказывает об образовании единого государства в Египте;

- называет дату объединения государства;

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;

- высказывает и обосновывает собственное отношение к историческим событиям и явлениям; дает оценку фактам и событиям изучаемого периода.

Программные требования:

Метапредметные результаты

Предметные результаты

учебно-познавательная мотивация и ин­терес к учению;

- понимание культурного многообразия мира;

- целеполагание; анализ условиий до­стижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; готовность к сотрудничеству с одноклассниками, к коллективной работе;

- формулирует собственное мнение и позицию, аргумен­тирует её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего решения в сов­местной деятельности

конкретизирует понятия по теме;

анализирует, со­поставляет и оценивает со­держащуюся в различных ис­точниках изучаемого перио­да информацию о событиях и явлениях прошлого;

овладеет способностями определять и аргументиро­вать своё отношение к древнейшему периоду исто­рии;

приобретет опыт комплекс­ного подхода к оценке исто­рии Древнего мира на приме­ре изучения истории Древнего Египта

Программное содержание: Страна Египет. Местопо­ложение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Основные понятия: дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон, столица, государство.

Основная дата: около 3 000 тыс. лет до н.э.

План изучения нового материала:

1.Местоположение Древнего Египта.

2. Природные условия долины Нила. Условия жизни и занятия населения.

3. Образование единого государства в Египте.

Технология интерактивного обучения

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - исследование

Мизансцена урока: 3 группы по 2 человека

Оборудование: пакеты материалов с картографическими и историческими источниками, учебник, таблица для работы, презентация, ноутбук, проектор, экран

Домашнее задание: § 6. Задания 22, 23 в рабочей тетради, контурная карта № 25

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3мин.)

Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.

Методическая разработка урока по теме:

Урок истории в 5 классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.

Планируемые результаты

применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

развивать умение работать в коллективе;

оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;

привлечь к занятию спортом;

метапредметные:

проанализировать информацию, полученную из исторических источников;

сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;

предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;

назвать виды спорта в Древней Греции;

определить значение Олимпийских игр.

Основные понятия: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. Создание проблемной ситуации. Слайд № 2. Учитель Недавно на адрес нашей школы для нас с вами пришло письмо от неизвестного автора (внимание на слайд!) , в котором он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

Скажите, любезный, а куда все спешат?

А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны.

Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх) .

Сформулируйте тему урока.

-Ребята, а что же вы узнали из письма об олимпийских играх?

- Каким образом добирались на Олимпиаду? (Пешком, на повозках, на кораблях).

- Как часто проводились Олимпийские игры в древности? (1 раз в 4 года).

-Назовите место проведения игр. (Юг Греции, Пелопоннес г.Олимпия).

- Сколько дней продолжались Олимпийские игры (5 дней).

- Кого называют атлетом? (Человек крепкого телосложения, силач, участник соревнований)

- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).

-Какое обязательное условие должны были соблюдать все полисы во время проведения Олимпийских игр? (Объявлялся священный мир).

- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? (Когда появились игры, какой порядок проведения, какие были виды состязаний, как награждали победителей и т.д.). Об этом вы непременно узнаете при изучении вопросов нашего плана урока:

1. История возникновения Олимпийских игр.

2. Организация и проведение Олимпийских игр.

3. Знаменитые атлеты.

Не случайно музыканты посвящали им гимны, художники писали картины, поэты воспевали в стихах. Поэт Пиндар писал: (Учитель читает со Слайда № 4.)

III. Усвоение новых знаний.

Работа с картой Слайд 5

Перед вами карта Древней Греции. Мы уже знаем, что Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части Пелопоннеса)

Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.

Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.

Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.

Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя

Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

По одной из версий О.И.проводились в честь Зевса

Подробнее об этом и других версиях возникновения О.И.нам расскажет Никита.

Ответы учащихся.( Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость).

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать только свободные греки: богатые и бедные; знатные и незнатные. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления К играм готовились 10 месяцев до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлеты выступали на играх как посланцы определённых государств и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял.

Вопрос учащимся:

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.

Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом!
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

Итак, день - 1.

Атлеты -покровителем которых был Гермес - вестник богов- приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. (Записать-1-ый день- жертвы богам, клятвы)

Слайд № 9 Работа с текстом клятвы. Реконструкция.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова! Клятва чести

1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

2. статуей Геракла

3. статуей бога Зевса

5. соблюдать правила

6. подкупать судей

Судьи – элленодики(записать)- клялись выносить справедливые решения.

- Мы, судьи, клятвенно обещаем ,что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.

Следующие 3 дня отводились состязаниям. (Записать-2,3,4 дни-соревнования) Большинство состязаний проходило на стадионе.

Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже разомнёмся. (Физкультминутка).

Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Слайд № 10

Запись в тетради:

Пятиборье-соревнование одного человека в пяти видах спорта.(Записать)

1.Пятиборье начиналось с бега. Беговая дорожка была глиняной и посыпалась песком. Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. Традиционно существовало 3 основных забега: 1 стадий – 192,27 м (от этого названия произошло наше слово - стадион); 2 стадия; 20 или 24 стадия Бегали туда и обратно. Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг, длиной до 20 см. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3-4 На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность. А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг, маленькие-1.5 кг.

5. Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало. + по презент.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований)(запись в тетради) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья. + по презент.

Бег в вооружении.

? Предположите ,спортсмены из какого полиса чаще всего оказывались победителями в этом состязании? (Спарты)

5-й день Олимпиады-награждение (записать)

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Учитель:

( Ответ: Слава о победителях переживала их в веках.)

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: (записать)

Милон Кротонский, Полидам, Феаген

Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.

? Ребята, а сейчас проводятся О.И.

? Что знаете о современных О.И. ( Сравнить с древними?)

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление нового материала.

Решение проблемного задания. Слайд № 21

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале нашего урока.

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

(ОТВЕТ: посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 10-ти месячная подготовка к О.И.)

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА НА МЕСТАХ. (Приложение)

А сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение:

Сегодня на уроке, я узнал, что….

V. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Параграф 33, пересказ; творческое задание: продолжить письмо об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .

V1. Подведение итогов урока.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.


"Олимпийские игры в Древней Греции" (Слайд 1).

Автор: учитель истории и обществознания ГКОУ

школы-интерната Костромской области для детей с ТНР и ОДА

Морозова Ю.Ю.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки самостоятельной подготовки;

Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература:

Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2012, п. 32;

Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.

Карта "Древняя Греция".

Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

Цифровые образовательные ресурсы:

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

1. Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации).

2. Вступительная беседа.

Слова учителя:

Актуализация темы урока (УУД – умение формулировать тему и цели урока)

Тема нашего урока связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

Самое мирное –
Сраженье спортивное.
Все громче аккорды
Высоких рекордов.
Честно и молодо
Спортивное золото.
Плывут над планетой
Фонфары победы…это фанфары победы на Олимпийских играх.

Тема нашего урока "Олимпийские игры в древности". Запишите тему урока в свои тетради. (Слайд 2.)

Прежде чем начнем изучение новой темы, мы с вами вспомним ранее изученный материал. В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с историей Древнего государства – Древней Греции. Географическое положение древнего государства, население, знаменитые греки, мифы Древней Греции. Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.

РАЗМИНКА: (Слайд 3).

8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости . ( Афина)

9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта . (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец . (Гефест )

11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его . (Зевс)

Задание ученикам: Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы должны получить в конце урока.

Мы должны узнать (Слайд 4).:

Где проводились первые олимпийские игры;

Когда были проведены первые Олимпийские игры;

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх.

Изучение нового материала.

Прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопросы, ответы на который вы дадите в конце урока. Эти вопросы есть в рабочих листах к заданию №1 (Приложение 1.) В течение урока вы можете записывать правильные ответы, чтобы лучше запомнить новый материал.

1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они организованы?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в олимпийских играх?

5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

6. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько мифов об основании Олимпийских игр. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Миф о возникновении Олимпийских игр.

Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.

Рассказ учителя и демонстрация презентации:

Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 9). Выпишите новое слово себе в тетради.

(Слайд 10). Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проводились один раз в четре года. Проводлись игры в течение 5 дней.

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города.

2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 11). В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя). Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца.

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид спорта.

3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. (Слайд 12).

Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верхнюю часть туловища впер1д и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух.

А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.

4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются. (Слайд 13).

. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке. (Слайд 14).

Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. (Слайд 15).

Во всех районах Древней Греции были свои герои.

Рассказ о сильнейших олимпийских чемпионах древности. Среди античных атлетов наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 побед на четырёх Олимпиадах подряд. Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площади, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. (Слайд 16).

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.

Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх

4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

Выполнение заданий по индивидуальным заданиям (Приложение1).

Как вариант можно предложить тест.

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да

Проверка выполнения тестов. (Слайд 19).

Подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

6. Домашнее задание. (Слайд 20).

1. Прочитайте и перескажите параграф 32 "Олимпийские игры", оставьте рассказ "Как я побывал на Олимпийских играх" 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица спортсмена, участника Олимпийских игр.

2. Разгадайте кроссворд.

Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).

Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье.

Читайте также: