План конспект искусство 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока ИЗО 6 класс: Орнаментирование изделий (одежды, украшений)

Тип урока: Урок повторения.

Цель урока: Обобщение знаний о видах казахского национального орнамента, выявление наиболее способных учащихся.

Задачи:

Учить применять полученные знания и умения в оформлении изделий.

Развивать умения в области дизайнерского искусства.

Эстетическое воспитание учащихся, воспитание интереса к изобразительному искусству.

Конспект урока: Цвет. Основы цветоведения. 6 класс

Работа сопровождается презентацией.

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения;

Дать понятие цветового круга, основных и составных цветов; холодные и теплые оттенки

Развивать творческую фантазию

Конспект урока: Конструкция головы человека и ее пропорции. 6 класс

Цели:

Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.

Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Оборудование: Зрительный ряд:

Репродукции портретов художников.

Плакат: “Пропорции лица”

Образцы нарисованных лиц.

Конспект урока: Композиционное решение картины на примере натюрморта. 6 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость.

Задачи:

- Обучающие: познакомить учащихся с правилами выполнения натюрморта, дать представление об основах композиции;

- Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышления, оригинальность мыслительной деятельности;

- Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к искусству.

Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

2.Развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы :

1.Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и видов искусства в целом.

2.Презентация по теме урока.

Вводный урок. Урок-созерцание; урок-беседа; объяснение нового материала.

Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.

Приветствие. Готовность к уроку.

Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать тему: “ Изобразительное искусство в семье пластических искусств”. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные, казалось бы, явления называются одним словом - искусство.

(2 сл.) Стоит задуматься, почему в истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и пешей, украшал себя и предметы, принадлежащие ему, и изображал свои представления об окружающем мире.

Искусство (от старославянского слова искоусъ - опыт, попытка, искать решение) – это художественное творчество в целом, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Они имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности.

(3 сл.) Основными видами являются:

  • Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Скульптура (работа, выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)
  • Скульптура (высекание)
  • Живопись (писать живо)

Затем появился ещё один вид искусства

Чтобы не запутаться во всем многообразии пространственных искусств, поделим их на три группы.

(4 сл.) 1.Конструктивные виды искусства - это архитектура и дизайн, то есть искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни. Конструктивность, то есть образное построение, присутствует во всех произведениях пространственных искусств.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

Декоративность в той или иной мере присутствует в любом произведении пространственною искусства — даже если это картины. Ведь изображение в картине в каком-то смысле есть система знаков, и поверхность картины немного похожа на особым способом организованный орнамент, да и создана она бывает часто для того, чтобы украшать какое-то помещение.

Декоративно- прикладное искусство (лат. Décor – украшать) - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

(6 сл.) 3.Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире.

Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. В изобразительном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном, высоком, значительном. В изобразительном искусстве становятся видимыми повседневные переживания людей, они обретают свою художественную плоть. Художник создаёт образы самых разных людей, в которых выражает свои представления о красоте человека, создаёт образ красоты природы. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашей жизни предстаёт перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаём и строим себя.

Живопись, графика, скульптура — основные виды изобразительного искусства.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Живопись , вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Все виды искусства в свою очередь подразделяются на жанры:

(7сл.) Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами .

К жанрам изобразительного искусства относятся:

  1. Морской
  2. Деревенский
  3. Архитектурный
  4. Городской
  5. По временам года
  • Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари
  • Портрет – изображение человека
  • Анималистический – изображение животных
  • Бытовой - изображение жизни людей
  • Батальный – изображение военных действий
  • Сказочно-былинный – изображение сказочных героев
  • Исторический – изображение исторических событий

Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:

  1. Какие виды изобразительного искусства вы узнали? ( Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
  2. Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)
  3. Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  4. Что такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  5. Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)
  6. Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать, создавать художественные изделия, имеющие утилитарное и бытовое назначение)
  7. Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  8. Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами)
  9. Какие жанры изобразительного искусства вы узнали ? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
  10. Какие виды пейзажа бывают ? ( Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)

5. Практическая работа/Домашнее задание (проверка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции.


Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите.



"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини.


"Изобразительное искусство в мире пластических искусств."

Урок ИЗО в 6 классе. Понятия: искусство, пластическое искусство. Виды искусства? изобразительные, не изобразительные.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Учеников знакомят с понятием "Пластические искусства",с их тремя основными группами,с видами изобразительного искусства и художественными материалами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

Цель урока : формирование у учащихся общего представления о кино как виде искусства.

Задачи урока :

· актуализировать представления в области киноискусства;

· охарактеризовать основное этапы становления кино как вида искусства;

· проследить особенности основных этапов становления киноискусства (немой, звуковой, цветной кинематограф);

· формировать умение выделять тему и сюжет в кинопроизведении;

· формировать культуру восприятия кинопроизведений;

Тип урока : комбинированный урок.

Учебно-методическое обеспечение : учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный, раздаточный материал, техническое оборудование.

Материалы и оборудование урока : рисунки кадров из кинофильмов братьев Люмьер, картон, ножницы, канцелярские резинка, распечатки изображений, необходимых для изготовления тауматропа.

Организационный момент

Подготовка к работе на основном этапе урока.

По мнению Жан-Люка Годара этот вид искусства – самое красивое мошенничество в мире…

Так о чём же идёт речь? Давайте посмотрим на экран и попробуем угадать. (Учитель демонстрирует кроссенс по теме урока).

Из всех искусств кинематограф
Стал самым массовым давно.
И архитектор и фотограф
Стремятся посещать кино.

Кинематограф мы все любим,
Что создан братьями Люмьер.
Мы волшебство его пригубим
И новых ждём всегда премьер.

Изучение новой темы.

Началом истории кино считается 28 декабря 1895 г. В этот день братья Луи и Огюст Люмьеры в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок в Париже с помощью запатентованного ими киноаппарата провели коммерческий показ 9 фильмов.

Физкультминутка.

Первичное закрепление изученного материала.

Что же необычного в кинематографе XIX –начала ХХ веков?

Вы абсолютно правильно заметили, что первые фильмы были без звука и цвета! И одним из самых знаменитых режиссеров, актёров черно-белого немого кино был…

(Учитель демонстрирует фотографию Ч.Чаплина)

Чёрно-белое кино,
Это было так давно!
Чаплин — трость и шляпа,
Он — герой-растяпа.

На экране прошлый век,
Чёрный город, белый снег,
Серенькие гули,
Жаркий день в июле.

Но всё же, несмотря на прекрасное воплощение мимики и игры жестов актёров, зрителям не хватало звука и цвета в кинематографе, которые создают настроение и достоверность. И так на смену эпохи немого кино приходит эпоха звукового кино. На следующих уроках мы поговорим о том, как раскрашивали и озвучивали фильмы. Но давайте с вами уже сейчас попытаемся ответить на вопрос: С появлением звука и цвета кинематограф только приобрёл или же что-то потерял? (Учащиеся высказывают своё мнение)

Практическая работа. Изготовление тауматропа.

Алгоритм создания тауматропа:

1. Нарисовать круг диаметром 7 см на белом картоне и вырезать его.

2. На одной стороне круга нарисовать клетку, на другой – мышку или птичку. Один из рисунков обязательно должен быть перевёрнутым!

3. По обеим сторонам круга проколоть отверстия и продеть канцелярские резинки.

4. Начинать вращать круг, растягивая резинки.

Подведение итогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Конспект урока истории в 6 классе

Дата: 19.03.2019

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Урок 26. Средневековое искусство.

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

- формулировать свою точку зрения;

- анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД:

- формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

1.Поэты-певцы в Северной Франции:

А) Джованни Боккаччо

Б) Данте Алигьери

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей

Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг

В) Фома Аквинский

6. Поэты-певцы в Северной Франции:

Актуализация знаний.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Притча Александры Лопатиной.

« На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.

-Мною созданные здания и сооружения останутся на века и будут радовать сердца,- говорил архитектор.

-Я нарисую картины, воспевающие красоту,- убеждал художник.

Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:

- Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.

Учитель: Ребята, вам понравилась притча?

- А о ком рассказывается в ней? (о талантливых людях).

- В чем люди проявили свои таланты? (в скульптуре, архитектуре и живописи).

- Каким, одним словом можно объединить эти понятия?

- Ребята, предположите какая тема сегодняшнего урока.

- Итак, мы с вами вспомнили три вида изобразительного искусства.

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядели раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Частью культуры любого народа являются не только литература, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и здания, которыми были застроены средневековые города и населенные пункты, скульптуры, картины, которыми здания украшались. Зная специфические особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно безошибочно определить время их создания.

Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока).

План урока:

Проблемные вопросы: Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

Изучение новой темы.

Учитель: с XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Кластер: Каменное строительство


Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий(XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.


Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 параграфа 28, сравните романский и готический архитектурный стиль по следующим критериям:

- время появления и период существования;

- историческая обстановка, повлиявшая на формирование архитектурного стиля;

- характерные признаки архитектурного стиля;

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Убранство храмов


Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

Вероятно, именно Гюго следует благодарить за возможность и по сей день любоваться собором. При правлении Людовика XIV, за полторы сотни лет до написания романа, Нотр-Дам серьезно пострадал и лишился всех своих витражей. Да и революция не прошла для него бесследно — Робеспьер хоть и не снес его, но приказал обезглавить украшающие собор статуи. А всего через десять лет после издания романа началась реконструкция, помимо возвращения первозданного вида подарившая Нотр-Даму и знаменитую галерею химер.

Строительство собора растянулось почти на два века, что, впрочем, пошло ему только на пользу. На момент заложения первого камня в французской архитектуре господствовал романский стиль, в процессе постройки сменившийся готическим. Благодаря этому Нотр-Дам вобрал в себя лучшее от обоих, получив в итоге свой неповторимый облик.

Предполагалось, что собор будет настолько велик, что сможет вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Собор настолько огромен, что в среднем нефе можно было бы разместить двенадцатиэтажный дом.

Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 параграфа 28, рассмотрите изображения скульптур на с. 233,234 учебника и ответьте на вопросы:

Какие темы отражают скульптуры Средневековья?

Откуда берут свое начало кентавры, химеры, и другие сказочные существа скульптуры?

В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?

Кто является главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?

Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?

Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?



Презентация работы группы: С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, продолжавшаяся тысячу лет, время, названное историками Сумерки человечества, расцвет инквизиции, мракобесия и усиления гонителей просвещения, науки и искусства. Но даже в таких неблагоприятных обстоятельствах человеческий талант пробил себе дорогу в Средние Века было создано небывалое количество величественных произведений искусства, среди которых были грандиозные сооружения, вызывающие неподдельное восхищение.

Подъем искусства в средние века стал следствием развития общества оно становилось все более прогрессивным, рабовладельческий строй уступил место феодализму, появились технические новшества, которых не было ранее, и в результате талантливые творцы начали создавать прекрасные фрески, мозаики, витражи, воздвигать храмы совершенно новой, не виданной ранее архитектуры, и вообще внесли в искусство мира совершенно неповторимый вклад.

Огромные синтетические ансамбли, грандиозные здания с сотнями статуй и множеством росписей, стремление передать нечто потустороннее, неземное и возвышенное в соответствии с всеобщим религиозным настроем того времени делает чудеса средних веков совершенно уникальными, особенными и неповторимыми.

И что сколь бы суровым ни было окружение талантливого человека, его дар всегда найдет себе дорогу и сумеет выразить себя, создавая удивительные памятники искусства.

Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня библию бедных.

Задание для третьей группы: охарактеризуйте различные виды живописи

Презентация работы группы: В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.



Презентация работ групп.

Подведение итогов работы

Подведём итоги.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.

Вернемся к проблемным вопросам. Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

Задачи: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

7. Планируемые результаты:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

8. Тип учебного занятия: урок получения новых знаний

9. Вид учебного занятия: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

10. Материалы к уроку :

Для учащихся: Альбом, простой карандаш, ластик, акварель, кисти, банка для воды, бумажные силуэты посуды.

Словарь: майолика, фарфор.

Ход урока.

Название этапа Ведущая деятельность

1. Организационный этап Приветствие.

Хочу проверить Вас друзья

Вы готовы начать урок (Да)

Все ль на месте? Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята внимательно слушают приветствие в стихотворной форме, отвечают на вопросы, просматривают

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

5. Этап закрепления нового материала.

6. Подведение итогов урока. Я вижу, что вы готовы слушать. Хочу рассказать вам одну интересную историю.

Учитель держит в руках глину. Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда жили на земле первобытные люди, кто–то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Учитель показывает глиняный горшок.

Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим.

Ребята, а как вы думаете почему?

Молодцы! Сейчас такие старинные горшки можно встретить в музеях. Слайд №2

Красива и другая глиняная толстостенная посуда из красной глины, которая называется майолика. В росписи присутствовали желтые, зеленые, коричневые, вишневые, синие цвета.

Фарфоровую посуду делают из необычайно белой глины.

Фарфор и майолика словарные слова, обратите на их правописание.

Все эти виды керамики мы можем встретить в произведениях гжельских мастеров, с искусством которых мы познакомимся сегодня.

Вопрос: Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Тема урока : Искусство Гжели. Истоки и современное развитие

Гжель местечко, которое находится в 60 км от Москвы, где издавна создавались изделия из глины. Обожженные изделия называли, словом жгель. Со временем буквы поменяли местами, и получилось слово Гжель. Этот старинный промысел существует и сейчас. Это не только белоснежные фарфоровые чайники, вазы, подсвечники, часы, но и маленькие миниатюры людей, фигурки животных.

Учитель показывает мельницу. А вот перед вами музыкальная мельница, расписанная гжельской росписью. Давайте послушаем мелодию, которую она исполняет.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

Кто скажет, за что нравится гжель?

Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Поэтому и задумали перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись!

Ребята, а что вы можете сказать о форме гжельской посуды?

Это квасник – декоративный кувшин с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком. Кумган – подобный сосуд, но без отверстия.

Ребята, а что вы можете сказать о чайнике, изображенном на слайде?

Молодцы! Верно, подметили характер. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда необычные – веселые, красивые.

У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и определите, какая из форм посуды, по вашему мнению, не принадлежит Гжели? Почему?

Ребята, а что вы можете сказать о нарядной гжельской росписи? Какой вид орнамента присутствует на изделиях?

Обратите внимание на карточку №2. Здесь изображены четыре расписанных чайника. Посмотрите внимательно и определите, какой из них можно отнести к гжельской росписи.

У мастеров сложился в основном типично гжельский растительно-геометрический орнамент, который располагалась кругами.

А вот о том, как расписывают мастера свою посуду, какие любимые мотивы используют, мы узнаем, посмотрев об этом фильм. Давайте сядем удобно.

Физминутка для глаз «Чудесный завиток! Тихонько сядьте за парты, крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.

Давайте поработаем сегодня как Гжельские мастера. Показываю нетрадиционный метод выполнения росписи при помощи пластилина. Перед вами на столе кувшины из белой бумаги, постарайтесь расписать их, используя элементы гжельской росписи.

А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы. Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.

Почему тебе понравился это изделие?

Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?

Как ты думаешь, с любовью, мастера, украшали своё изделие или нет? Почему?

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Выставление оценок. Дети слушают рассказ учителя о волшебной глине.

Дети рассматривают глиняный горшок, кувшин из школьного краеведческого музея

В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Ребята рассматривают слайд из музея Аркаим.

Проговаривают слова майолика и фарфор.

Мы должны познакомится с Гжельским промыслом, научиться украшать посуду гжельской росписью.

Ученики рассматривают мельницу, слушая мелодию.

За красивый синий цвет, всего одна краска, а сколько оттенков.

Форма посуды необычная, красивая, на ней много всяких завитков, интересных ручек, изогнутые ножки.

Круглый как бочонок, края чайника, художник выполнил в виде короны, поэтому он получился важным, как король

Ребята работают в парах. Определяют форма, какого сосуда не принадлежит Гжели.

Орнамент растительный, геометрический, а еще птицами украшают и сценками из жизни людей.

Ребята работают в парах. Определяют, какой чайник относится к гжельской росписи.

Дети выбирают понравившуюся форму посуды, расписывают гжельской росписью используя нетрадиционный метод рисования

Читайте также: