Уполномоченный по правам человека в рф конспект

Обновлено: 05.07.2024

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в РФ иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в РФ иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда.

4.3. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Во многих зарубежных странах аналогичный институт народного защитника (омбудсмена) в различных модификациях существует уже в течение длительного времени. В России же он создан сравнительно недавно. Необходимость учреждения парламентского уполномоченного по правам человека закреплялась в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Соответствующие нормы об этом институте были включены в Конституцию 1993 г. Однако Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", определяющий порядок назначения и освобождения Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности, был принят Государственной Думой только 25 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 г. и подписан Президентом 26 февраля 1997 г. Как Конституция, так и названный Закон не воспроизвели наименование "парламентский уполномоченный" и положение о подотчетности его законодательному органу, что предусматривалось в названной Декларации.

В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.

Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции.

Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Наличие юридического образования не предусмотрено.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

Институт Уполномоченного учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни.

Установленными Федеральным конституционным законом средствами он способствует:

1) восстановлению нарушенных прав;

2) совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами.

1. При осуществлении своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет установленную законодательством ответственность.

2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

3. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

4. В течение всего пятилетнего срока его полномочий Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличается от содержания депутатской неприкосновенности. Для применения к Уполномоченному предусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуется согласие Государственной Думы.

5. Уполномоченный не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, проведение по поручению Уполномоченного определенных действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.).

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат является государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.

7. Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой.

Безусловное освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием другой указанной в ст. 11 Федерального конституционного закона деятельностью, а также если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от должности может явиться подача Уполномоченным заявления о сложении полномочий.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Федеральному конституционному закону заявителями жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного - обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами - именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу.

Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:

- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

- запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

- обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

- изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

- обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон в ст. 21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.

Уполномоченный взаимодействует с неправительственными правозащитными организациями, функционирующими в России, поддерживает широкие связи с международными организациями правозащитного характера.

В России зарождается практика назначения уполномоченных по правам на общественных началах. Они появились в отдельных университетах и школах. Обосновывается необходимость создания института уполномоченных по защите прав отдельных категорий граждан, в отношении которых наблюдаются массовые нарушения прав (в сфере исполнительной системы, детей-беспризорников и др.).

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению федеральным Уполномоченным.

Некоторые конституции и уставы субъектов Федерации предусматривают создание института уполномоченного. (Так, подобные нормы есть в Конституции Республики Башкортостан, в уставах г. Санкт-Петербурга, Новосибирской, Томской областей и др.)

В Республике Башкортостан принят Закон об Уполномоченном по правам человека (1996 г.). Правовой статус Уполномоченного за некоторыми отличиями сходен со статусом федерального Уполномоченного. Между федеральным Уполномоченным и уполномоченными субъектов Российской Федерации не предусмотрены отношения подчиненности, но различные формы их взаимодействия на практике осуществляются.

Гост

ГОСТ

Уполномоченный по правам человека в РФ – это орган государственного управления, участвующий в осуществлении функционирования механизма, призванного обеспечивать общегражданские и общечеловеческие свободы и права, то есть охранять их, защищать, пропагандировать и оказывать квалифицированную юридическую помощь в этой сфере.

Характеристика института уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.

Уполномоченный по правам человека должен решать следующие задачи:

  • во-первых, восстанавливать нарушенные свободы и права, то есть исправлять допущенные по отношению к людям несправедливости и восстанавливать нарушенные органами государственного, муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами и свободы и права гражданина и человека;
  • во-вторых, исполнение роли посредника, состоящей в выработке удовлетворяющего решения той или иной проблемы по отношению к ее сторонам;
  • в-третьих, осуществление правотворчества, направленного на обеспечение совершенствования законодательства о гражданских и человеческих свободах и правах, обеспечение его согласования с общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • в-четвертых, осуществление воспитательно-информационной деятельности, направленной на просвещение общества в отношении свобод и прав человека, методов и форм защиты этих прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека призван осуществлять исполнение следующих функций:

Готовые работы на аналогичную тему

функция контрольного характера, которая состоит в организации и реализации независимого контроля за соблюдением общечеловеческих и гражданских свобод и прав органами государственного и муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами; функция консультационного характера, которая состоит в предоставлении информации органам государственного и муниципального управления относительно положения дел в сфере соблюдения и защиты гражданских свобод и прав; функция координационного характера, состоящая в организации и обеспечении согласованности действий органов, призванных обеспечивать общечеловеческие и гражданские свободы и права на территории Российской Федерации.

На уполномоченного по правам человека возложена также функция развития в сфере международного сотрудничества. Рекомендации уполномоченного по правам человека учитываются по вопросам заключения международных договоров в пределах полномочий уполномоченного.

Полномочия и статус уполномоченного по правам человека

Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц. Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны. Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный наделяется неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Он освобождается от привлечения к судебной ответственности, не может быть арестован или задержан, а также подвергнут обыску без наличия согласия нижней палаты российского Парламента.

Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, воинских частей, общественных объединений. Также уполномоченным может быть запрошена и получена необходимая документация и материалы, объяснения государственных служащих и должностных лиц по вопросам защиты свобод и прав человека и гражданина. Уполномоченный имеет право на проведение проверок деятельности органов государственного и муниципального управления, должностных лиц. Уполномоченному предоставляется возможность ознакомления с делами уголовного, гражданского и административного характера, в том числе прекращенным. В отношении уполномоченного действует право безотлагательного приема органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, руководителями общественных объединений, администрацией пенитенциарной системы, военными начальниками.

Компетенция уполномоченного по правам человека включает в свою структуру следующие составляющие:

Читайте также: