Суффиксы ец иц в существительных 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Серпуховский район Московская область

Бут Ольга Александровна

учитель начальных классов

предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ец- и –иц- ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: фишки для моделирования; карточки для парной и групповой работы; презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Адаптационный

к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

II . Основная часть

Открытие нового знания.

III . Творческий этап

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие чувства у вас вызывает это слово, когда вы его слышите?

-Человеку приятно, когда его хвалят. Похвалу – одобрение можно получить за хорошее поведение, прилежание, учебу, различные достижения. Каждый из вас достоин похвалы.

Сегодня вы сможете это доказать и получить похвалу в конце урока если всё выполните правильно.

На карточках написаны слова с пропусками букв в суффиксах

Ключ ^ к, жуч ^ к, рад ^ сть, замоч ^ к, бельч ^ нок, луж ^ к, лис ^ нок, языч ^ к, медвеж ^ нок , сестр ^ ца, , луж ^ ца, брат ^ ц .

- Сейчас мы будем работать в парах.

- Возьмите карточку с цифрой 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните в какой части слова пропущены буквы? Выделите эту часть слова.

- Проверьте, все ли суффиксы вы написали правильно. В каких словах вы допустили ошибки. Как вы думаете, почему в них вы допустили ошибки?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться, сегодня на уроке. Может кто-нибудь сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Да сегодня мы будем учиться писать суффиксы –ец и –иц.

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями:

Путь 1. Взять готовое правило.
Путь 2. Самим вывести это правило.

- Каким путём мы пойдём? Почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретем правило.

Исследовательская работа (работа в группах)

Карточка №2

Красавец, умница, красавица, лужица, водица, старец, мудрец, молодец, девица.

- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?

- Распределите эти слова на две группы. По какому признаку будете распределять эти слова?

- Запишите эти слова в 2 столбика и выполните задание карточки

Карточка №3

Задание для групп

1. Поставьте ударение в словах.

2.Разберите слова по составу.

3.Сравните, как звучат суффиксы –ец– и –иц-

4. Сравните написание суффиксов у существительных мужского рода и женского рода.

5. Сделайте вывод.

- Сравним ваше открытие с правилом, которое дано в учебнике на странице 24.

(чтение правила по учебнику и сравнение собственного вывода с формулировкой учебника)

- Откройте учебник на стр. 21, упр. 1
- Поставьте ударение в словах.

- Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Проверять нужно только, когда гласная в суффиксе безударная.
- Назовите эти слова (лужица, курица, умница, красавец)

- Самостоятельная работа по тетради “Пишем грамотно” №2 с.5 упражнение 1

(Братец, мудрец, красавица, красавец, умница, певец, певица, сестрица, молодец, храбрец, лисица, ящерица)

- Настал важный момент нашего урока: проверим себя. Выполните тест, если в словах есть ошибки, исправьте их. (Самопроверка)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас не совсем обычный урок! Потому что проведет его не ваш учитель, а я! Зовут меня Ольга Васильевна. А еще к вам на урок пришли гости! Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их! А теперь повернитесь друг к другу и коснитесь ладонями! Улыбнитесь! Почувствуйте поддержку друг друга! Чувствуете? Не даром говорится: Вместе — мы сила! И сегодня мы вместе будем познавать русский язык!

-Ребята, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

-Двадцать седьмое февраля, классная работа. Ребята, скажите, какие из этих слов являются словарными или образованы от словарных слов? (Февраль, класс, работа) Верно! Какие буквы при их написании вы должны запомнить? (ответы детей) Подчеркните эти орфограммы в словах.

-На доске записаны сочетания букв, обратите внимание на соединения и запишите их в своих тетрадях также аккуратно и правильно

ТЕЛЬ ОСТЬ ИЦ ЁНОК ЧИВ ОНОК ЕЦ

-Что особенного вы заметили в этих сочетаниях?

-На что они похожи?

-Верно! Все это суффиксы!

-А что такое суффикс? (часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов)

-Суффикс входит в основу слова? – ДА

-В слове зелененький есть суффикс? – ДА

- С помощью суффикса ОСТЬ образуются слова – профессии? - НЕТ

-Суффикс ТЕЛЬ имеет уменьшительно-ласкательное значение? – НЕТ

-Суффикс ОСТЬ всегда пишется без изменений? – ДА

-Написание всех ли суффиксов из тех что мы с вами написали вы изучили? – НЕТ. Написание каких из них вам не известны? ИЦ, ЕЦ

-Молодцы! На столах у вас лежат карточки. В суффиксах этих слов спрятались ошибки! Найдите и исправьте их!

(смелАсть, строитИль, мышЁнок, кравЕца, мячЕк, цветочИк, мудрАсть, собачЁнка, учитИль, вернАсть, родитИль, звоночИк, грачЁнок, братИц).

-Повернитесь друг к другу и покажите ошибки, которые вы обнаружили! Докажите, что суффиксы действительно написаны неверно, расскажите, какой суффикс нужно было написать.

-А скажите, ребята, все суффиксы, которые вы записали, были вам знакомы? Правописание каких суффиксов нам пока не известно? ИЦ и ЕЦ! Верно! Хотите решить эту проблему? Как сформулировать нашу с вами цель на этот урок?

Цель: УЗНАТЬ КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СУФФИКСЫ ИЦ И ЕЦ! Эта цель и станет сегодня нашей темой урока.

Давайте понаблюдаем за этими двумя группами слов. Что вы заметили? В чем их сходство?

Верно, в первом столбике все слова мужского рода, а во втором женского. Как изменилось правописание суффикса у этих групп? Верно! В ж.р. Пишется ИЦ, а в м.р. - ЕЦ

-Давайте сравним наш вывод с учебником. Открываем учебник на странице 30. (читают вывод)

-Расскажите это правило друг другу

-Поднимите руку, кто смог рассказать правило?

-А кто может вслух его рассказать?

-Ребята, вы большие молодцы!

-А скажите, нужно ли использовать это правило в словах: мудрец, творец, девица, водица? А почему? (суффиксы под ударением)

-Значит в каком случае нужно применять новое правило? ( когда суффикс безударный)

-А подходит ли это правило для слова ЛИЦО? В нем же тоже есть сочетание ИЦ? Значит какой вывод можно сделать о новом правиле? (оно работает только в отношении безударных суффиксов)

-Итака, ребята, давайте научимся применять это правило, разработаем план работы с ним.

  1. Нужно определить корень
  2. если после корня в безударном положении слышится ИЦ, нужно определить род существительного
  3. Если род мужской — пишу ЕЦ
  4. Если род женский — пишу ИЦ

-Давайте проверим по учебнику, верным ли план мы создали? с.30

  1. Учимся применять правило. Отработка алгоритма (3мин)

-Ребята, эти слова нужно записать в два столбика, слова с суффиксом ЕЦ в один столбик, с ИЦ в другой.

-Все потренируются применять новое правило. По цепочке работаем с каждым словом, вспоминаем наш план!

Корень - …., суффикс безударный. род мужской — пишем ЕЦ.

Хорошо, а теперь немного отдохнем.

СЛАЙД 75 лет ВОВ

Ребята, а вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 75-летие со дня Победы нашего народа в ВОВ? Давайте представим, что и мы с вами отправляемся в Москву, на парад, на Красную площадь!

(мы маршем идем на парад на красную площадь, посмотрели в одну сторону, посмотрели в другую сторону, идем по площади, а теперь маршируем как военные на параде, высоко поднимая ноги, помашите гостям справа, слева, покажите какие мы сильные, молодцы, давайте поаплодируем друг другу!

8.Сочетания ИЧК, ЕЧК. Работа с учебником. с.31(3мин)

-Друзья, мы учились писать суффиксы ИЦ и ЕЦ, но на сегодня это не все открытия!

-Что вы заметили? Что объединяет слова первой группы? Слова заканчиваются на ИЦА и в этих случаях пишется сочетание ИЧК.

-А в остальных случаях — ЕЧК

-Первую цель мы достигли. Научились писать правильно суффиксы ИЦ и ЕЦ. Какую вторую цель поставим перед собой?

Цель 2: Научиться правильно писать сочетания ИЧК, ЕЧК

1. Определим, от какого слова образовано

2. Если от слова на ИЦА, то пишем ИЧК

3. Если от слова не на ИЦА — пишем ЕЧК

  • Давайте сверимся с учебником. с.32 (читаем как применять знания, разбираем примеры)

-Все ли слова нужно проверять? Почему? Какие это слова?

-Для остальных слов записываем сначала слово, от которого образовано данное слово.

-Давайте проверим себя: на столах у вас зеленые карточки, сверьте свои тетради с образцом

-У кого нет ошибок? Поставьте себе 5 на полях, 1-2 ошибки – 4.

-Какие цели (или может задачи?) мы ставили перед собой в начале урока?

(научиться писать суффиксы ИЦ, ЕЦ, сочетания ИЧК, ЕЧК)

-Достигли мы их? (да)

-Что узнали про суффиксы ИЦ, ЕЦ?

-Что узнали про сочетания ИЧК и ЕЧК?

-А чтобы закрепить полученные знания, дома выучить правило к сегодняшней теме и придумать к нему 5 примеров.

-Ребята, вам понравился урок?

- Все ли научились писать суффиксы ИЦ и ЕЦ, сочетания ИЧК и ЕЧК?

-Я хочу с вами вместе собрать ромашку! У меня на столе лежат ее лепестки, вам нужно подойти и взять по одному лепестку, но они разного цвета. Если я могу определить какой суффикс нужно написать — беру белый лепесток, а если затрудняюсь — то желтый.

(дети подходят и берут лепестки, прикрепляют их с помощью магнитов на доску)

-Ребята, вы подарили мне прекрасный урок, а я дарю вам эту ромашку! Ребята, мне очень понравилось в гостях у вас! Вы активные и любознательные, веселые и дружные! Я желаю вам успехов в учебе, солныщка в душе и за окном!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами –ец- и –иц-.

Задачи урока:

· Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ец- и–иц-, способствовать развитию орфографической зоркости.

· Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

· Воспитательные:развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

ЛичностныеУУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная,фронтальная.

Предмет: Русский язык

Учебник: Русский язык Авторы: С.В Иванов, А.О. Евдокимова.

Тематический блок: Правописание

Цель: Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами –ец- и –иц-.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ец- и–иц-, способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

ЛичностныеУУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,

проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная,фронтальная.

Методы обучения:

Оборудование:

мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

карточки для групповой работы;

карточки с домашним заданием;

карточки для самопроверки и самооценки.

учебник для третьего класса. Авторы: С.В Иванов, А.О.Евдокимова.

Структура урока и ход урока

1.Вхождение в деятельность.

Прозвенел звонок и смолк –

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

2. Каллиграфическая минутка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ик, ек).

-Дайте характеристику согласному звуку.

-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.

3.Актуализация знаний.

Суффикс – это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).

-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.

Задание группам.

-На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.

Учит . ль, строит . ль, спасат . ль, двигат . ль.

Храбр. сть, мудр .сть, рад . сть, хитр . сть.

Врем . на, сем . на, плем . на, им . на.

Дожд . к, ключ . к, гвозд . к, бант . к.

Мыш . нок, галч . нок, бельч . нок, медвеж . нок.

Замоч . к, цветоч . к, горош . к, звоноч .к.

- Оцените работу групп.

4. Выдвижение проблемы.

-Вот, ребята, какие суффиксы вы знаете и умеете писать.

-ик-, -ек-, -онок-, -ёнок-, -ен-, -тель-, -ость-.

-А как вам, кажется, вы уже все знаете о правописании суффиксов?


-Ну, тогда посмотрите на эти слова. Кто скажет, какую букву нужно вставить?


умел.ца

-Почему у нас получились разные ответы?

-А теперь послушайте эти слова.

-Как вы их произносите?

- Слышится [иц].


-А пишутся они одинаково?


умелица

- Нет. В слове умелица пишется буква и, а в слове умелец – е.

-Вы правы, ребята, в безударном положении суффиксы –ец- и –иц- звучат одинаково [иц], поэтому важно их различать.

5.Постановка учебной задачи.

- Кто из вас догадался, какая тема урока?

Тема урока: Учимся писать суффиксы –ец- и -иц-.

-Какую цель поставите на уроке?

-Как спланируем свою работу по этой проблеме. Что будем делать сначала? Что потом?

План работы.

-Узнаю, когда в словах пишется суффикс –ец-, а когда – иц-.

- Буду учиться писать суффиксы –ец- и -иц-.

-Проверю себя.

- Оценю себя.

-Итак, ребята, давайте решать нашу проблему.

Д авайте подумаем


братец


красавец


умелец


умница


красавица


умелица

-Посмотрите на слова. Что общего у этих слов?

- Имена существительные.

-А теперь посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили?

-Какой общий признак у имен существительных первого столбика?

-А теперь посмотрите на слова второго столбика. Что вы заметили?

-Какой общий признак у имен существительных второго столбика?

- Какой признак определяет написание суффиксов –ец- и –иц-?

- Род имен существительных.

-Кто может сделать вывод. Когда пишется суффикс –ец-, а когда - -иц?

-А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника. Откройте стр. 24.

-Наш вывод совпал с правилом?

-Расскажите правило друг другу.

-Поднимите руку, кто смог рассказать правило.

-Кто сможет рассказать вслух?

Уточнить понимание учащимися поставленных задач и плана работы.

-Мы узнали, когда пишется суффикс–ец-, а когда - -иц-?

-А теперь, что нам нужно сделать?

(Обращаемся к плану урока на схеме)

План работы.

Буду учиться ..

-Но прежде давайте определим шаги, которые должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы – ец- и –иц-.

-Мы слышим [иц]. Какие суффиксы можно написать?

- Суффиксы – ец- или –иц-.

-Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс?

-Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс?

- Надо определить род имени существительного.


1) Выделяю, если [иц] -?

2) Определяю род.


3) Если м.р., то -ец-


Если ж.р., то -иц-

7. Физкультминутка

Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,

Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.

Раз – присели¸ два – привстали,

Три, четыре – поскакали.

Пять – нагнулись, разогнулись.

Шесть – друг другу улыбнулись.

Семь – за парту тихо сесть,

А на восемь – лень отбросим.

8.Первичное закрепление

1) Работа по учебнику

- Найдите упр. 1 на стр. 25. Прочитайте. Как вы поняли задание?

-Дополнительно: Поставить ударение в словах и подчеркнуть буквы слабых позиций.

-Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов –ец- и –иц?

-Назовите эти слова.

-В каких именах существительных пишется суффикс – ец- (-иц-)?

2)Задание в рабочей тетради

-Чему учились, выполняя это упражнение?

3)Спиши. Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Объясни пословицу.

Белый свет не окол.ца, пустая речь не послов.ца.

9.Контроль и оценка знаний.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-Для чего учимся писать суффиксы –ец- и –иц-?

Проверь себя

У имён существительных женского рода пишется суффикс _____

У имён существительных мужского рода пишется суффикс _____

Вставь пропущенную букву в слова:

Любим .ца, красав . ц.

Самооценка по эталону:иц ,ец, -и,- е

-Чтобы хорошо усвоить тему урока дома надо ещё потренироваться.

10.Домашнее задание

- Можно выбрать задание, по вашему усмотрению.

- Для тех кому нужно закрепить умение писать суффиксы –ец- и –иц-.

Спиши. Вставь пропущенные буквы и обозначь часть слова, в которой они пропущены.

Попросил добрый молод.цкраснудев.цу подать ему яблочко. Вдоль по улице метел.ца метет.Из соседнего колодца целый день вод.ца льется. Добрая послов.ца не в бровь, а в глаз. Мороз.ц задернул ледком все луж.цы.

- Если нужно повторить правописание ранее изученных суффиксов и –ец- и –иц-

.Карточка 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы и обозначь часть слова, в которой они пропущены.

Бельч. нок, корабл.к, медвеж.нок, медвед.ца,правдолюб.ц,очевид.ца, груб.сть, кормил.ц, комар.к, фонар.к, овраж.к, чулоч.к, кирпич.к, плем.на, врем.на, постоял.ц,строптив.ца, звоноч.к, пес.к ,глуп.сть, земля-кормил. ца.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа ХХ| века" в 3 классе по теме: "учимся писать суффмксы -ец-, -иц-" с презентацией. Урок "Открытия " новых знаний. дети знакомятся с новым "Опасным местом" в написании имен существительных: суффиксы -ец-, -иц- в безударном положении.

Читайте также: