Конспект урока кубановедения 3 класс прошлое и настоящее

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, постановка проблемы

Методы: проблемно-диалогический, деятельностный, иллюстративный, объяснительный

Оборудование урока: учебник кубановедения, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадь по кубановедению.

Цель: научить устанавливать временную последовательность исторических событий, познакомить с основными историческими событиями нашего края

Результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятия:

- сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

- умение определять по ленте времени наиболее важные исторические события;

- умение анализировать и давать оценку особенностям жизни жителей Кубани в различные исторические периоды

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- развитие эстетического сознания через освоение исторической ценности наследия наших предков.

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Таблица 1 Конспект урока

Этапы урока Деятельность ученика Деятельность учителя Формирование УУД
I этап

Учащиеся делают вывод, что события произошли в разное время. Располагают фотографии с помощью учителя в хронологическом порядке.

Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что события, запечатлённые на фото, произошли у всех в один день?

Каждое события произошло в свое время, а помогли нам разобраться в этом даты. Это своеобразная лента времени – история учащихся нашего класса. Вот так и история Кубани сложилась не в один день…

Жизнь ваша, ребята, и жизнь членов ваших семей – это тоже часть истории Кубани

Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока

1.Формируем умение формулировать познавательную цель;

2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты;

3.Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы.

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

1.Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;

2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Личностные УУД

Сегодня мы отправимся в путешествие по истории Кубани. А дорога у нас непростая, это мостовая из камней времени. Что ни камень, то событие, а между камнями года лежат, века и эпохи. Давайте в этом разбираться.

Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны понять, что такое лента времени. Это по ней можно определить, когда появились первые поселения древних людей, древние государства. Чтобы правильно понять, что изображено на ленте, надо знать следующие правила: (слайд 3)

Век, столетие – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет = 10 веков

3) Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10…

1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты;

3.Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы.

5.Формируем умение установления аналогий;

Ответ: в нашей эре

5 веков – это сколько лет?

7 веков – это сколько лет?

10 веков – это сколько лет?

VI – это сколько?

XX – Это сколько?

XXI– Это сколько?

В России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова

Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии – христианства.

События, которые произошли после рождения Христа – наша эра. Какой сейчас идёт год? (2013). Значит, после рождения Христа прошло 2013 лет. Эта дата – наша эра. События из вашей жизни, отображенные на фото, в какой эре произошли?

А какое это тысячелетие?

То, что произошло до рождения Христа, договорились называть “до нашей эры”. Считают так (учитель показывает примеры: 2 века до н.э., 3 века и т.д.)

Сейчас мы рассмотрим основные события, которые произошли на Кубани и соотнесем их с лентой времени. Переход на 9 слайд осуществляется кликом на картинку (лента).

Формируем умение слушать и понимать других;

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения материала

В первой половине I тысячелетия до н. э. степную часть территории края заселили кочевники — скифы и сарматы, а в Приазовье обитали оседлые земледельческие племена - меоты, находившиеся в тесных взаимоотношениях со своими соседями.

(Слайды 11, 12) Переход на них – клик по кнопке “Меоты”

Слово “меоты” означает “море, которое мутнеет” или “соленое болото”, потому что жили они возле плавней, возле реки Кубань.

Главным занятием было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лен. Этому помогала река. Еще один вид занятий – скотоводство. Животные помогали пахать, навозом удобряли поля.

Меоты были ремесленниками. Они умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду.

Жили они в круглых домах с соломенными крышами. Поселок окружали рвы и земляные валы с частоколами. В центре поселений была цитадель, где находилось жилище вождя, хранилось оружие и запасы продовольствия.

Поселения располагались недалеко друг от друга, поэтому во время опасности сигналы подавались с помощью костра.

Меоты воевали только тогда, когда на них нападали. (Можно просмотреть фильм, сделав клик на картинку, предварительно скачав видеофайл по ссылке) (возврат к слайду 10)

Давайте познакомимся с жизнью САРМАТОВ.

Основное занятие населения сарматов – кочевое скотоводство, воинское дело. У них не было домов, а кибитки, сделанные из войлока. Они прикрепляли их к повозкам, на которых и жили. Вокруг повозок пасся скот.

Они научились очень хорошо делать шлемы и панцири из кожи волов. Еще одно их занятие было – сбор дани с соседних земледельческих племен, может быть, и меотов. Поэтому они очень большое значение придавали военной одежде и оружию.

Когда сармата хоронили, в курганы, как скифы, клали одежду, деньги, украшения. Но перед захоронением они должны были разбить зеркало или зашить его в футляр. Они считали, что в зеркале отражается душа умершего. Еще сарматы верили в силу огня, поэтому в захоронениях встречаются курильни, дым которых освобождал от злых сил.

Сарматов можно было узнать по внешнему облику: от морозов они защищались шкурами животных и сшитыми штанами. Только лицо у них было открыто, но и оно было защищено густой бородой. (Можно просмотреть фильм, сделав клик на картинку, предварительно скачав видеофайл по ссылке). Возврат к слайду 10.

Когда-то давным-давно на необъятных просторах Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их “скифами”.

Под “скифами” понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Основное их занятие – война. (Можно просмотреть фильм, сделав клик на картинку, предварительно скачав видеофайл по ссылке). Переход по ссылке к слайду 10.

Рассказ о ГРЕКАХ. В VI в. до н. э. на берегах Черного и Азовского морей стали появляться и греки, создавая большие поселения (или колонии). Селились они рядом с местным населением, чтобы можно было с ним торговать.

Основное занятие – торговля. На кораблях они торговали по всему побережью.

В греческих городах обязательно строили храмы, в них были жрецы, приносились жертвы богам.

Вокруг городов выросли виноградники. До сих пор они занимают много места на побережье, там, где жили греки.

Постепенно греческие поселения стали образовывать целые города-колонии, которые в VI в. до н. э. объединились в Боспорское царство. Здесь находились города: Горгиппия (Анапа), Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (Тамань) и др.

Греческие поселения повлияли на культуру нашего края, на его развитие. Это часть истории Кубани и мы должны знать о ней, беречь ее. (Можно просмотреть фильм, сделав клик на картинку, предварительно скачав видеофайл по ссылке). Переход по ссылке к слайду 8.

(Слайды 19, 20, 21)

(Слайд 23) (Переход на ленту времени, а затем кликом на картинку – на слайд 23)

Какое событие произошло в 1941 году?

Танковые части вермахта были выведены с Кубани на Украину в январе 1943, а пехотные были вывезены с Таманского полуострова в Крым в октябре.

Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции.

(на 23 слайде можно просмотреть фильм, предварительно скачав его по указанной ссылке)

Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля!

И недаром удивительное сочетание бескрайних степей, горных лесов, гор, покрытых снегом, и теплых морей позволили кубанскому городу Сочи выиграть право на проведение в нем Зимней Олимпиады в 2014 г.

Зимние Олимпийские игры 2014 международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние Игры. По окончании Олимпийских игр на тех же объектах будут проведены зимние Паралимпийские игры.

(на 24 слайде можно просмотреть фильм, предварительно скачав его по указанной ссылке)

(Слайд 25) Переход с 8 слайда на 25 по управляющей кнопке)

Закрепим наши знания с помощью кроссворда.

1.Схема для отображения исторических событий

3.Древнерусское княжество на Таманском полуострове

4.Греческие города-колонии объединились в это царство

5. Город, где пройдет в 2014 году олимпиада

6. Имя царицы, даровавшей казакам кубанские земли

7.Древние племена, занимавшиеся в основном земледелием

1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты;

3. Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы.

4. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

1.Формирование способности к мобилизации сил и энергии;

2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Личностные УУД

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте ответим на вопросы:

- Всё ли я понял на уроке?

- Были ли затруднения?

А кто хочет провести мини-исследование по заинтересовавшему событию?

1. Формируем умение на основе анализа деятельности на уроке делать выводы.

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

1.Формирование способности постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что изучено, и того, что еще неизвестно;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Обобщение по теме кубановедние.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

В каком году был основан город Екатеринодар? 1 1792 1793 1802 1 2 3

Какой собор был первым построен в Екатеринодаре? 2 собор А. Невского Собор Воскресения Господня храм Богоявления 1 2 3

Какое сочетание цветов соответствует цветам флага Краснодарского края? 3 белый, синий, красный синий, малиновый, зелёный белый, зелёный, красный 1 2 3

Что изображено на современном гербе Краснодарского края? 4 храм крепостная стена казачья хата 1 2 3

Какой город является столицей республики Адыгея? 6 город Нальчик город Майкоп город Черкесск 1 2 3

Ключ к тесту: В-1 В-2 В-3 В-4 В-5 В-6 2 2 3 1 1 2

Выбранный для просмотра документ Проверочная работа по кубановедению. Обобщение.docx

Ф.И.ученика_____________________________

Проверочная работа по кубановедению.

В каком году был основан город Екатеринодар?

А) 1792 Б) 1793 В) 1802

Какой собор был первым построен в Екатеринодаре?

А) собор А. Невского Б) Собор Воскресения Господня В) храм Богоявления

Какое сочетание цветов соответствует цветам флага Краснодарского края?

А) белый, синий, красный Б) белый, зелёный, красный

В) синий, малиновый, зелёный

Что изображено на современном гербе Краснодарского края:

А) крепостная стена Б) казачья хата В) храм

А) З. Чепега Б) К. Образцов В) В. Захарченко

Какой город является столицей республики Адыгея?

А) город Черкесск Б) город Майкоп В) город Нальчик

Ф.И.ученика_____________________________

Проверочная работа по кубановедению.

В каком году был основан город Екатеринодар?

А) 1792 Б) 1793 В) 1802

Какой собор был первым построен в Екатеринодаре?

А) собор А. Невского Б) Собор Воскресения Господня В) храм Богоявления

Какое сочетание цветов соответствует цветам флага Краснодарского края?

А) белый, синий, красный Б) белый, зелёный, красный

В) синий, малиновый, зелёный

Что изображено на современном гербе Краснодарского края:

А) крепостная стена Б) казачья хата В) храм

А) З. Чепега Б) К. Образцов В) В. Захарченко

Какой город является столицей республики Адыгея?

А) город Черкесск Б) город Майкоп В) город Нальчик

Ф.И.ученика_____________________________

Проверочная работа по кубановедению.

В каком году был основан город Екатеринодар?

А) 1792 Б) 1793 В) 1802

Какой собор был первым построен в Екатеринодаре?

А) собор А. Невского Б) Собор Воскресения Господня В) храм Богоявления

Какое сочетание цветов соответствует цветам флага Краснодарского края?

А) белый, синий, красный Б) белый, зелёный, красный

В) синий, малиновый, зелёный

Что изображено на современном гербе Краснодарского края:

А) крепостная стена Б) казачья хата В) храм

А) З. Чепега Б) К. Образцов В) В. Захарченко

Какой город является столицей республики Адыгея?

А) город Черкесск Б) город Майкоп В) город Нальчик

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 134 человека из 46 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 492 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.02.2019 2300
  • RAR 715.3 кбайт
  • 94 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Давиденко Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель:Открыть мир исторического прошлого и настоящего родного края. Задачи: 1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего края. 2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Кубани. 3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, толерантное отношение к людям разных национальностей. Оборудование: карта Краснодарского края, лента времени, картинки с изображением людей разных национальностей, презентация.Цель:Открыть мир исторического прошлого и настоящего родного края. Задачи: 1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего края. 2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Кубани. 3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, толерантное отношение к людям разных национальностей. Оборудование: карта Краснодарского края, лента времени, картинки с изображением людей разных национальностей, презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление учащихся о богатой истории нашего края.

-Умение оценивать работу одноклассников и проводить самооценку
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Познавательные:
-выделение и формулирование познавательной цели;
-построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задач;
Регулятивные:
-контроль
-коррекция
-оценка
-саморегуляция
Коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения,
-умение слушать других и принимать другую точку зрения.
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-умение выражать свои мысли.

-Расширить и углубить знания об историческом прошлом своей страны.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приёмы

1.Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок кубановедения. Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, демонстрируют готовность к уроку, садятся, готовятся слушать учителя.

2Актуализация знаний

Ребята, какие крупнейшие исторические события на Кубани вы знаете?
Что вы знаете об историческом прошлом наших предков? Чем они занимались? Как жили?

Отвечают на вопросы учителя.

Открывает учебник, ставят перед собой цель урока.

4.Учебно-познавательная деятельность

Изучение нового материала

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)
В 10-11 веках нашей эры здесь существовало древнерусское Тмутараканское княжество.
В конце 18 века переселившиеся на Кубань черноморские казаки построили 40 станиц(некоторые из них стали городами)
В 1793 году был основан город Екатеринодар,ставший центром края.
В 1920 году Екатеринодар переименовали в Краснодар.
В 20 веке жители нашего края пережили много радостных и горестных событий.
1942-1943 Кубань была оккупирована.
Знаменательное событие 21 века-зимние олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
Зимние Олимпийские игры 2014 г.-это международное спортивное мероприятие,которое проходило в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года.На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли 22 летние олимпийские игры, и впервые зимние.По окончанию олимпийских игр на тех же объектах будут проведены зимние паралимпийские игры.
В 2017 году, мы отпраздновали знаменательную дату 224 года городу Краснодару.
Выполним не большую самостоятельную работу.

Читайте также: