Конспект урока количество вещества химия 8 класс габриелян

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Химия 8 класс

задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-

Этапы урока:

Организация начала 1 мин

Проверка домашнего задания 5 мин

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин

Усвоение новых знаний 17 мин

Закрепление знаний 7мин

Первичная проверка понимания 5 мин

Подведение итогов урока 5 мин

Информация о домашнем задании 2мин

1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

- Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:

- Что такое химия?

- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?

Учитель: Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О 2 – 32г / Mr ( O 2 ) = 32 /

Для O 3 – 48г / Mr ( O 3 ) = 48 /

Для H 2 O – 18г / Mr ( H 2 O ) = 18 /

Оказалось, что в 32г O 2 , в 48г О 3 , в 18г H 2 O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙10 23 . Это число назвали числом Авогадро (обозначается N A ).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙10 23 атомов этого вещества.

Запись на доске.

N A = 6,02∙10 23 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙10 23 молекул какого – либо вещества, и назвали молем .

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙10 23 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.( записывают определение в тетради)

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

где n – число молей, N – число атомов или молекул, N A – постоянная Авогадро.

кМоль = 10 3 Моль, мМоль = 10 -3 Моль.

0,5 Mo ль – 3,01∙10 23

10 Моль – 60,02∙10 23

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr .

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М .

Mr │=│ M

И вычисляется по формуле:

M = m / n , единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m / M , m = M ∙ n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача: Я взяла 64г О 2 . Какое количество вещества (сколько Молей) я взяла? (Два)

n = m / M , n = 64г/32г/Моль = 2Моль.

А сколько молекул кислорода будут содержать эти 64г его. Ответ: 4 Моль.

N = N A ∙ n , N = 6,02∙10 23 ∙ 2Моль = 12,04∙10 23 молекул.

Закрепление.

Число молекул

N = N A ∙ n

Молярная масса

M = m / n

Число Молей

Масса вещества

m = M ∙ n

N = 6,02 ∙10 23 ∙ 5 = 31 ∙10 23

H 2 SO 4

M(FeCl 2 ) = 127 г/Моль

Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 8 г кислорода О 2 ?

Дано: m ( O 2 ) = 8г Решение: Mr ( O 2 ) = 16∙2=32.

Найти: n ( O 2 ); N ( O 2 ) n ( O 2 )= m ( O 2 )/ M ( O 2 )=8г/32г/моль=0,25 моль

N ( O 2 ) = N A ∙ n ( O 2 )= 6,02∙10 23 моль -1 ∙0,25 моль=1,505∙10 23

Ответ: 8г кислорода составляют 0,25 моль и содержат 1,505∙10 23 молекул.

Задача №2. Определите массу 0,25 моль серной кислоты.

n ( H 2 SO 4 ) = 0,25 моль 1. Находим молярную массу серной кислоты

Найти: m ( H 2 SO 4 ); 2. Найдем массу вещества m = n ∙ M ;

Ответ: масса 0,25 моль серной кислоты равна 24,5 г.

Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:

1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

Итоги урока.

Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и некоторые выводы).

Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n (эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.

1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро N A (6,02∙10 23 ).

Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr .

Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr .

Домашнее задание. §15. Упр. 1-3, задания из рабочей тетради: разделы Количество вещества и Молярная масса

Найти массу 24 * 10 23 молекул озона.

n = 24 *10 23 /6 *10 23 = 4 моль

N = 24 * 10 23 молекул

Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH) 2 ?

n = 111/74 = 1,5 моль

N = 6 *10 23 *1,5 = 9 *10 23 молекул

Учитель: Решим задачки устно:

1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?

2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

Загрузить презентацию (289 кБ)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цели и задачи урока:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы: Общеклассная, парная.

  1. Организация начала.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Закрепление знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании.

1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

- Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

- Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn?

- Проверить таблицу №3, перенесённую в тетрадь из учебника со стр.54.

3. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:

- Что такое химия?

- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

4. - Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?

- Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.

Допустим, что в 1 мешке - 6 *10 23 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:

N = 20 мешков * 6 *10 23 картофелин = 120 * 10 23 картофелин

- Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 *10 23 частиц этого вещества.

МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6 * 10 23 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)

Записываем это определение в тетрадь.

- 6 *10 23 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.

Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо:

где N - число молекул

NA - постоянная Авогадро, молек./моль

n - количество вещества, моль

Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)

- Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.

- Как вы думаете я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала.

МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)

Записываем это определение в тетрадь.

  • 1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
  • 1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
  • 1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
  • 1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4.)

- Если я возьму 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:

n = m / M и, следовательно, m = n* M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)

5. - Теперь решим простые задачи:

Задача 1. (Презентация, слайд 6.)

Найти массу 24 * 10 23 молекул озона.

Дано Формулы Решение
О3 m = M * n n = 24 *10 23 /6 *10 23 = 4 моль
N = 24 * 10 23 молекул n = N/NA M(O3) = 48 г/моль
m = ? m = 48 *4 = 192 г

Задача 2. (Презентация, слайд 6.)

Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?

Дано Формула Решение
Ca(OH)2 N = NA * n M(Ca(OH)2) = 74 г/моль
m = 111г n = m/M n = 111/74 = 1,5 моль
N = ? N = 6 *10 23 *1,5 = 9 *10 23 молекул

- Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)

Величина, её обозначение Единицы величины
Основная В 1000 раз большая В 1000 раз меньшая
Масса, m г кг мг
Количество вещества, n моль кмоль ммоль
Молярная масса, М г/моль кг/кмоль мг/ммоль
Постоянная Авогадро, NA 6 *10 23 в 1 моль 6 *10 26 в 1 кмоль 6 *10 20 в 1 ммоль

(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.)

- Решим задачки устно: (Презентация, слайд 8.)

1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?

2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

3. Сколько весят 3*10 20 молекул воды?

6. - Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:

1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Домашнее задание: п.15, №2,3 - письменно (Учебник - О.С.Габриелян, Химия-8, Часть 1.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Малкова Елена Александровна , учитель химии и биологии

Образовательная

1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе

2. Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний

Развивающая

Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

Воспитательная

Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

Форма урока. Урок решения задач.

Оборудование: Доска, мел, ПСХЭ

I. Организационный момент.

─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе.

─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.

─ Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

II .Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.

Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга,

доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,

оказывать помощь друг другу).

При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе мы будем использовать относительную атомную массу и относительную молекулярную массу вещества.

Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?

Вычислите Мг веществ (работа в парах):

Проблемный вопрос - Как найти массовую долю дольки в целом мандарине. Что нам необходимо знать? (обсуждение)

схема

150 г 25 г

III . Изучение нового учебного материала темы

Учащиеся записывают в тетради тему урока:

Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе

- на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в

последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;

- создание алгоритма решения расчетных задач

- развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм при

решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать

выводы, развивать устную химическую речь

-формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,

Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.

Самый главный этап – анализ условия задачи.

Второй этап – составления плана решения

На третьем этапе выполняется решение

Четвертый этап – проверка решения

(Этот этап учащимися часто игнорируется)

Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.

Обозначение массовой доли W

Формула: W (х/э)= Ar (х/э)* n , где n - количество атомов элемента в веществе

Алгоритм вычисления массовой доли элемента в сложном веществе.

Задача. Вычислите массовую долю железа в соединении Fe 3 O 4

1. Записать дано.

2. Вычислить Mr соединения.

3.Вычислить относительную массу всех атомов данного элемента. Для этого Ar (округленное значение взять из Периодической таблицы) элемента умножить на индекс при данном элементе

4. Вычислить массовую долю (w) по формуле

w ( А)= n Ar ( A ) / Mr (А n В m ).

5. Записать ответ.

Mr (Fe 3 O 4 )= 3Ar (Fe)+ 4 Ar ( О )= 56∙3 + 16∙ 4= 232

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Количество вещества. Молярная масса " в 8 классе ФКГОС.

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Цель и задачи урока:

Изучить физическую величину – количество вещества, единицу измерения количества вещества – моль, а также постоянную Авогадро.

Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

Научить учащихся пользоваться этими понятиями, применять их при решении расчетных задач.

Продолжать развивать и совершенствовать знания учащихся о таких понятиях как атом, химический элемент, металл, неметалл, химическая связь, типы и механизмы образования : химической связи, химическая формула, вещество.

Воспитательные: Способствовать формированию мировоззренческих представлений учащихся о взаимосвязи разных свойств явлений окружающего мира. Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

Развивающие: Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, а также наблюдать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты обучения.

Знать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, моль, молярная масса.

Уметь: вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества.

Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица, карточки с заданиями,

Содержание урока

1.Организационный этап

Проверка готовности к уроку. Нам сегодня понадобится:

Учебник, тетрадь, справочный материал, таблица растворимости и ПСХЭ Д.И. Менделеева, ручка, простой карандаш.

Постановка цели. Из уроков математики и физики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела или явления, которая может быть измерена.

Сегодня на уроке познакомимся с физической величиной – количество вещества.

Совместная формулировка цели урока.

Наша цель не только изучить, но и научиться использовать эту величину в расчетах.

2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию.

После изучения темы “Строение атома”, нами было дано определение химии как науки об элементах. Но на самом деле химики работают с веществами. Вещество – это реальная форма существования химического элемента.

Что такое вещество?

Вещество – это совокупность определенных частиц (атомов, молекул, ионов).

Как вещества классифицируют по составу?

Вещества по составу разделяют на простые и сложные.

Приступая к изучению количественной характеристики веществ в химии, мы будем опираться на ранее приобретенные вами знания и умения.

- А в чем измерить вещество? Температура измеряется в градусах, путь - в метрах, масса - в граммах, килограммах. Какие бы вы предложили единицы вещества?

Индивидуальные задания у доски:

1 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах хлора – Сl2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?

2 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах кислорода – О2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?

На какие группы можно разделить простые вещества? (Простые вещества по свойствам делят на металлы и неметаллы).

Дайте общую характеристику физическим свойствам неметаллов исходя из их строения.

Дайте общую характеристику физическим свойствам металлов исходя из их строения. В чем причина электропроводности и пластичности металлов? (Вопрос разбирается с учащимися класса)

Учащиеся класса выполняют самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой.

I вариант. Для вещества с химической формулой NaJ определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: H2, PH3, MgCl2, Br2, CaO.

II вариант. Для вещества с химической формулой H2O определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: Cl2, CaF2, SO3, N2, H2S.

Из приведенных ниже предложений выпишете только те. которые соответствуют: I вариант - металла; II вариант - неметалла.

Агрегатное состояние: твердое.

Имеют металлический блеск.

Не имеют металлического блеска.

В твердом состоянии - хрупкие.

Ключ: вариант I: 1, 2, 3, 4, 5; вариант II: 1, 6, 7, 8, 9.

3.Изучение нового материала.

- Что изучает химия? (Вещества, свойства и превращение веществ.)

- Рассмотрим реакцию взаимодействия водорода и кислорода:

2 + О2 = 2Н2О

Как нужно отмерить водород и кислород, чтобы они полностью прореагировали и образовали воду?

(Нужно взять на одну молекулу кислорода две молекулы водорода.)

- Но технически это выполнить невозможно из-за малого размера молекул. Как быть?

А если взять столько граммов водорода, сколько весят 2 его молекулы, т.е. массой 4 г. Соответственно кислорода взять 32 г, т.е. какова его молекулярная масса. Тогда поставленное вначале условие будет соблюдено - все молекулы водорода и все молекулы кислорода прореагируют друг с другом и образуют воду.

Потому вещество решили измерить единицей, в которой как бы соединились две величины - число молекул и масса вещества.

Такая единица называется моль (n).

Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная молекулярная масса вещества:

1 моль Н2 весит 2 г (Мr (Н2) = 2)

1 моль О2 весит 32 г (Мr (О2) = 32)

1 моль Н2О весит 18 г (Мr (Н2О) = 18)

А сколько реальных частиц - молекул содержится в 1 моле любого вещества?

Очевидно, что одинаковое число. Оно называется постоянной Авогадро.

1 моль вещества равен количеству вещества, содержащему столько структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в 12 г. изотопа углерода 12 С, а именно 6,02 x 10 23 . Величину 6,02 x 10 23 называют постоянной Авогадро и обозначают NA, по имени ученого, который впервые использовал эту величину.

МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, равное 6,02 . 10 23 структурных единиц данного вещества – молекул (если вещество состоит из молекул), атомов (если это атомарное вещество), ионов (если вещество является ионным соединением).

1 моль (1 М) воды = 6,02 . 10 23 молекул Н2О,

1 моль (1 М) железа = 6,02 . 10 23 атомов Fe,

1 моль (1 М) хлора = 6,02 . 10 23 молекул Cl2,

1 моль (1 М) электронов е - = 6,02 . 10 23 электронов е - .

Теперь мы имеем удобную единицу количества вещества моль, с помощью которой легко отмерять равные порции молекул или атомов простым взвешиванием.

Разумеется, если мы увеличим или уменьшим взятое нами количество водорода и кислорода в одинаковое количество раз, то и порции реагирующих молекул уменьшатся или возрастут во столько же раз.

Как мы видим, масса одного моля какого-нибудь вещества (в граммах) числено совпадает с молекулярной или атомной массой этого вещества (в а.е.м. или в безразмерном выражении - как в случае относительной атомной или молекулярной массы). Это очень удобно для химических расчетов.

Масса одного моля вещества называется МОЛЯРНОЙ МАССОЙ. Она обозначается буквой М и имеет размерность г/моль. Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).


Например, число молей в m г воды составляет: n = m/18. Для m г металлического натрия: n = m/23, и так далее.

Молярная масса численно всегда совпадает с молекулярной массой (или атомной массой - если вещество состоит не из молекул, а из атомов). х веществ.

Как мы видим, термины "молекулярная масса" и "молярная масса" применимы не только к веществам молекулярного строения, но и к атомарным и ионным веществам. Молярная масса Мпостоянная величина для каждого конкретного вещества. Без неё не обойтись при вычислении количества молей (n). Однако в дальнейшем для нас основным рабочим инструментом будет именно МОЛЬ вещества.

Термины “моль” и “молекула” отдаленно связаны между собой. Моль происходит от латинского moles, что означает количество, счетное множество, а также масса. Термин “молекула” является уменьшительной формой этого слова и означает “маленькая масса”. Таким образом моль – это такое количество вещества, которое можно считать “большой массой”, состоящей из 6,02* 10 23 “маленьких масс”.

Историческая справка

Амедео Авогадро (1776—1856) — итальянский физик и химик, член Туринской АН (1819). Родился 9 августа 1776, в Турине. Скончался 9 июля 1856, там же.

Получил юридическое образование в Туринском университете (1792). В 1800 начал самостоятельно изучать физику и математику. С 1806 Амедео Авогадро работал демонстратором в колледже при Туринской академии. С 1809 — профессор в колледже Верчелли, в 1820-1822 и 1834-1850 заведовал кафедрой математической физики в Туринском университете. Основные работы Амедео Авогадро посвящены молекулярной физике.

В 1811 он выдвинул молекулярную гипотезу строения вещества, установил один из газовых законов, названный его именем. Согласно этому закону в одинаковых объемах газов при одинаковых значениях температуры и давления содержится одинаковое количество молекул. Исходя из этого, ученый разработал метод определения молекулярного и атомного весов.

Именем Авогадро названа универсальная постоянная — число молекул в одном моле идеального газа (число Авогадро). Амедео установил количественный атомный состав молекул некоторых веществ, для которых он ранее был определен неправильно (вода, водород, кислород, азот, оксиды азота, хлора и др. ). Первым обратил внимание на аналогию в свойствах азота, фосфора. мышьяка и сурьмы.

4. Закрепление.

Задача 1. Какова масса 0,5 моль оксида углерода (IV) СО2?

Читайте также: