Конспект урока 2 класс и в шутку и всерьез

Обновлено: 02.07.2024

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам






Правильный ответ:







Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: в процессе выполнения упражнений занимательного характера закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, списывать с печатного текста, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного; умение работать группами; помогать и договариваться друг с другом.

воспитывать интерес к предмету, желание учиться, целеустремленность, чувство радости от успеха;

развивать мышление, слуховую память, творческие способности, чувство рифмы, умение оценивать свою работу

Планируемые результаты:

1. Личностные:

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

научиться решать логические задачи по русскому языку

отбирать занимательный материал по предмету

2. Метапредметные:

регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

оценивать правильность выполнения действия

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Основные понятия: загадки, шарады, ребусы.

Формы работы: Групповая работа, индивидуальная работа.

Форма урока: урок – квест.

Оборудование: коробка – сюрприз, конверты с заданиями на парты, картинка с изображением королевы Филологии, наклейки и листочки самоконтроля на каждого ребенка, занимательные задания по русскому языку учащихся..

Организационный момент.

Ужасно интересно,

Все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

-Ребята, урок начался, запишите число, классная работа.

- Я веду репортаж со 2 – А класса с урока русского языка.

- Нравятся ли вам уроки русского языка ?

-Чего ждете от сегодняшнего урока ? - Какие цели и задачи поставим перед собой? ( закреплять уже имеющиеся знания о звуках речи, отрабатывать умение проводить звуко – буквенный анализ слова, находить грамматическую основу предложения, списывать с печатного текста, продолжать учить обосновывать выбор безударного гласного; умение работать группами; помогать и договариваться друг с другом.

воспитывать интерес к предмету, желание учиться, целеустремленность, чувство радости от успеха, развивать мышление, слуховую память, творческие способности, чувство рифмы, умение оценивать свою работу)

Пусть сегодня на уроке

Состоится праздник знаний!

Пусть всем будет интересно

От полученных заданий!

Что за стук раздался вдруг?

Будь внимателен, мой друг!

Двери быстро открываем…

И подарок получаем!

В класс заносится коробка – сюрприз за пятью печатями и свитком – посланием.

Учитель читает послание из свитка:

На протяжении вашей учебы я наблюдаю за вами. Нравитесь вы мне своей любознательностью, стремлением много знать и уметь. К сегодняшнему уроку приготовила я вам подарок за пятью печатями. Чтобы его получить пройдите квест из пяти непростых заданий на снежинках, Ваши знания вам помогут, а карточки самоконтроля и наклейки учтут и просчитают успех каждого. Желаю вам успехов!

4. Закрепление пройденного материала ( начало квеста ):

Групповая работа:

-Сейчас мы свами разделимся на 4 группы. И работать будем по командам.

- Чтобы работать в группе было интересно и плодотворно , какие правила мы должны соблюдать( ответы детей)

а ) подсчет в слове количества согласных звуков:

Учитель открепляет с коробки первую печать снежинку. На ней задание:

Слова перед тобой прочти

И в них согласные звуки сочти.

Запиши слова ты классно

В порядке увеличения количества согласных!

- Какие звуки называем согласными?

- У какого согласного звука есть своя тайна?

- Где он может скрываться?

Из конвертов, разложенных на партах, дети достают голубую карточку со словами:

ПАУК ОНА МАНДАРИН ЯГОДА СТРИЖ

- А теперь считаем согласные в словах. Слова записать нужно в порядке увеличения согласных . Итак, какое слово первое, какое второе и т.д.( Ответ: Она-1,паук-2, ягода-3, стриж-4, мандарин-5)

- Кто меня видит кивните головой!

- Кто меня слышит потрите свои ушки!

- Кто торопился на сегодняшний урок потопайте ногами!

- Кто желает всем успеха похлопайте в ладошки!

в) выполнение звуко – буквенного анализа слова:

Учитель открепляет с коробки вторую печать снежинку. На ней задание:

Вы в словах, друзья, найдите!

Где он вы уж догадались?

Из конвертов на партах дети достают красную карточку. На ней слова:

КЛЕЙ ЮЛА ЛЕЙКА МАЯК

Если детям трудно можно прочитать подсказку:

Звук волшебник – невидимка

Прячется в Е Е Ю Я.

Разберитесь и найдите

Вы в словах его, друзья!

Правильно, одинаковый согласный звук – это звук Й.

- Давайте выполним звуко – буквенный анализ слова КЛЕЙ, ЛЕЙКА, МАЯК, ЮЛА.( по одному ученику из группы, а остальные в тетрадях) или 1 слово- клей.

Из конвертов на партах дети достают оранжевую карточку. На ней слова клей, лейка, маяк.

г) упражнение в употреблении и проверке безударных гласных.

Учитель открепляет третью печать снежинку и читает задание :

О согласных говорили,

А о гласных позабыли!

Читать без них легко ли нам?

Тут разобраться нужно вам!

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки?

-Достаньте из конверта желтую карточку. Узнайте строки из детской песни, заполните пропуски, обоснуйте постановку гласного.

Ответ: В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

- Запишите, проверьте себя.

- Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

- Распространенное оно или нераспространенное?

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

Быстрый –медленный, здоровый – больной, весёлый - грустный, вечер - утро, сладкий –горький, глубокий - мелкий, длинный – короткий, громкий - тихий, правда – ложь, друг - враг, война – мир, чистый – грязный, радовать - огорчать.

е) списывание с печатного текста с элементами редактирования.

Учитель открепляет с коробки четвертую печать снежинку.

Если буква в слове одна

На другую вдруг поменяется,

То иногда история

Очень – очень смешной получается!

- Ребята, достаньте из конвертов зеленую карточку, прочитайте историю и скажите что там не так.

НА КОСТРЕ КОЗЕЛ СТОЯЛ.

ПОД КОЗЛОМ КОСТЕР ПЛЯСАЛ.

- Спишите текс в исправленном виде. Учитель проверяет 3 – 4 тетради на оценку. Ответ: На костре котел стоял,

Над костром котел плясал.

ж) Учитель открепляет с коробки пятую печать снежинку.

Обо всём мы говорили а о проектах позабыли

Ты дружочек время не теряй,

А занимательные ребусы, шарады, игры со словами предлагай.

Команды решают, какие задания будут даны для других команд.

Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".

Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

з) работа с толковым словарем.

Учитель открепляет последнюю печать снежинку с заданием.

Урок наш мчится, словно птица!

Последнее задание на 119 странице.

Дети работают с учебником.

- Какие словари бывают ? ( орфоэпический, словарь однокоренных слов, орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов)

- Какой словарь нам поможет узнать лексическое значение слова?

- Как сообщить, что это такое в более краткой форме?

ЭКСПРЕСС – ЭТО СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД.

5. Рефлексия.

И ВОТ СО СКОРОСТЬЮ ЭКСПРЕССА

ЗАКОНЧИЛИСЬ ЗАДАНИЯ КВЕСТА!

- Покажите карточки самоконтроля. Умнички, отлично поработали!

А С ВАМИ РАДА Я!

ЧТОБ ЧТО-ТО ПОЛУЧИТЬ ТРУДИТЬСЯ МНОГО НАДО!

Если вам урок понравился, понравилось работать в командах, тогда поаплодируем друг другу. Аплодисменты покажут, понравилось ли вам или нет.. Урок закончен. Спасибо всем за внимание.

Домашнее задание: придумайте сами 2-3 занимательных задания по русскому языку.

Несколько заданий держу в запасе, чтобы сначала научить, если что-то вызовет затруднения.

Учимся разгадывать шарады.

И нужно же было

В два слога записана

Записан был в срок

Одним только слогом

Короткое слово, ребята,

На первом стоит часовой,

Второй в лесу зеленеет,

И в целом — только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)


Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пирог)


Слог первый мой — предлог,

Второе — летний дом,

А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)

Начало слова — лес,

Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)

Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина

Вы рыбного супа названье возьмите,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое. (М-уха)

Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже. (Фа-соль)

Есть такие шарады, в которых просто меняются буквы.

В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.

С прогулки

Домой я с лыжной шел прогулки.

По просьбе мамы, по пути,

Купил картошки, хлеба, булки,

Пришел домой часам к пяти.

Потом поужинал. Устало

Собрал портфель, залез под душ.

Теперь — скорей под одеяло!

Не спится что-то. Что за чушь?

Какая-то мешает мелочь.

Что недоделал? Не понять.

Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

Забыл я лыжи. лыжи снять!

— Понравилось вам стихотворение? Чем? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

III. Постановка целей урока

— Расшифруйте, что здесь написано.

RИWXZB GШIUYRWQTKLJY VИX ZRYBCLJGEPSQWbEJNV3FS

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Чему будем учиться? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Введение в раздел

— Прочитайте на с. 125, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

(Дети читают, сравнивают со своими предположениями.)

2. Статья Г. Кружкова

— Прочитайте текст на с. 126.

(Учитель может предложить учащимся, чтобы они поставили вопросы к тексту. В случае их затруднения вопросы задает сам.)

— Какой метод решения сложных проблем есть у серьезных ученых?

— Где оказывается верная идея, которую раньше не могли найти?

— Кому нужна фантазия, кроме поэта?

— Когда случается что-то необыкновенное, какие вопросы появляются?

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Раз — росой умылась,

Два — изящно покружилась.

Три — нагнулась и присела.

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Составление рассказа по рисункам

— Рассмотрите рисунки на с. 127.

— Расскажите, что вы видите на каждом из них.

— Придумайте веселый рассказ. Приготовьтесь рассказать его всем одноклассникам.

(Составление рассказа и выступление учащихся.)

2. Веселые истории

— А сейчас вспомните, какие веселые истории приключились с вами в школе или во дворе, в лагере, в других местах. (Дети выполняют задание.)

А вот такую интересную историю рассказала Валя Ячменева из города Холмска Сахалинской области.

Внимательный сын

Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:

— У тебя есть новогодняя открытка?

— Нет, — ответила мама.

— Папа, а у тебя? — спросил Женя.

— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?

— Нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!

И все засмеялись!

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Чему вы будете учиться?

Домашнее задание

Подготовить веселую историю из жизни детей. (Можно расспросить своих родителей.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам.


учитель начальных классов

Буракова Е.В.

Цели урока: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование: карточки с отрывками из прочитанных произведений.

Речевая разминка (этап мотивации)

Слайд № 1 (читает учитель)

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

- Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

- Как называется это стихотворение?

- Как вы думаете, какое это стихотворение? (смешное, веселое, шутливое)

- Начинаем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу.

Работа по карточкам ( № 1)

а) – На карточках вы видит зашифрованную фразу.

- Зачеркните повторяющуюся букву, прочитайте полученную фразу: пип пвп пшпуптпкпуп пип пвпспепрпьпёпзп

- Откуда эта фраза?

- Где вы с ней встретились впервые? (так называется раздел, который мы изучили).

в) Давайте вспомним, чему мы учились на последних уроках?

- анализировать заголовок произведения;

- сравнивать героев произведения;

- характеризовать их поступки;

- восстанавливать последовательность событий по вопросам.

- Сегодня все это обобщим. работать будем в группах. Ответы обсуждаем тихо, не мешая другим. За правильный и полный ответ – квадратик, за неполный – половину квадрата (треугольник).

- А сейчас назовите свои команды.

Учитель читает отрывок из произведения, а дети определяют автора и название рассказа.

А она была к тому же очень густая. если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. тут я взял и долил в чашку кипятку. все равно было скользко, липко и противно. главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. ужасно обидно! Ведь в Кремль –то хочется! (Виктор Драгунский «Тайное ст…)

- А какие рассказы Э.Успенского вы еще знаете?

- Я зачитываю названия произведения с ошибкой, а вы исправляете меня и называете автора этого произведения.

Узнайте автора и назовите его произведения

(по 2 портрета каждой команде)

Работа с пословицами (карточки № 2)

- На столе карточки с пословицами.

Соединить пословицу с названием стихотворения, к какому она подходит.

- Назвать автора стихотворения.

Карточка № 2

Физминутка (на месте)

Раз два, три – веселей шагайте

Раз, два, три – ноги поднимайте

Раз, два, три – потянитесь дружно

Раз, два, три – улыбаться нужно

Раз, два, три – ручками похлопайте,

Раз, лва, три – ножками потопайте

раз, два, три – потянитесь дружно

раз, два, три – улыбаться нужно.

Найдите лишнее – карточка № 3

- Перечислены герои какого-то одного произведения, но есть кто-то лишний. Назовите.

- Определить автора и название произведения.

а) Медвежонок , кролик, ослик, лиса, тигр, поросенок (лиса)

б) Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер (пожарный)

в) Ботинок, картошка, бутылка, табуретка, стул, гармошка (табуретка)

- Учитель показывает предмет или предметы из изученных произведений, дети называют автора и произведение.

2. Друзья Винни Пуха (ослик, кролик, тигруля)

3.Апельсины, телефонная будка .

Где Чебурашка жил?

в тропическом лесу

Кто дает имена зверям?

Чебурашка забрался в ящик с чем?

Сколько апельсинов он съел на завтрак?

Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

Где оказались ящики после долгого плавания?

в продовольственном магазине

во фруктовом магазине

в хозяйственном магазине

Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

Кто назвал его Чебурашкой?

Где Чебурашка стал жить?

в телефонной будке

Три группы (игра)

- У Вас на столе карточки со словами. Нужно разделить их на три группы, записать в три столбика, назвать автора и произведение, из которого эти слова.

Мама, попугай, апельсины, милиционер, директор, мартышка, слоненок, зоопарк, Денис, магазин, дяденька, удав.

В.Драгунский Г.Остер Э.Успенский

мама попугай апельсины

милиционер мартышка директор

Денис слонёнок зоопарк

дяденька удав магазин

- Вы сейчас назвали три рассказа, с которыми мы познакомились в разделе «И в шутку и всерьез.

- Какой рассказ вы считаете самым веселым? Почему? Обсудите.

Работа с текстами

Слайд № (читает учитель)

Как работать с рассказом

Познакомиться с рассказом, т.е. внимательно прочитать автора, название рассказа и сам текст.

-Чего нет в ваших рассказах?

2. Объяснить значение незнакомых слов и словосочетаний.

3. Определить героев произведения.

4. Кратко рассказать, о чем это произведение.

- Подчеркните карандашом непонятные слова и словосочетания.

- Определите автора и придумайте название рассказа.

Проверка по плану со слайда

-Кто автор этих произведений? (Э.Успенский)

- В начале урока вы не смогли мне назвать рассказы Э.Успенского. А теперь…

ИТОГ. Рефлексия (слайд № )

-Наш урок подошёл к концу.

- Внимание на экран. Прочитайте любое предложение и продолжите его:

(Кто готов – поднимите руки)

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня на уроке я узнал…

- А сейчас обсудите, какую бы оценку вы поставили своей команде?. Прокомментируйте. 5 4 3

Читайте также: