Конспект уроку початкова школа

Обновлено: 02.07.2024

Цель: познакомить с числом и цифрой 0, его ролью.

1) формировать представление о числе 0, умение записывать, изображать на числовом отрезке, выполнять математические операции с 0 (вычитание, сложение, сравнение);

2) развивать вычислительные навыки в пределах 10, мыслительные операции, математическую речь, интерес к изучаемому предмету; закреплять состав изученных чисел;

3) способствовать формированию познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Оборудование: АРМ, презентация, сигнальные карточки (зелёный/красный, цветочки для поощрений, карточки для самостоятельной работы.

Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ : кластер, синквейн.

Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

II. Актуализация знаний.

- Есть такая особая страна! Сегодня мы отправимся в путешествие по ней. Но что это за страна? Послушайте стихи и догадайтесь:

Мы сегодня приглашаем

Заглянуть в страну чудес,

Где измерим все на свете,

От земли и до небес.

Где столь нового откроем!

И сокрытого найдем.

- В какую чудесную страну мы отправимся?

- Да, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране "Математика". Вы хотите там побывать? (Ответы детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом острове мы будем выполнять задания. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным и, конечно, мы узнаем что-то новое, неизведанное! Но на чем мы отправимся в путь?

На работу в океан. (Корабль)

- Итак, мы плывём на корабле. Посмотрите, земля! Приглашаю к берегу. Спустить якорь.

1) -Нас встречает волшебник острова (слайд). Ответьте на его вопросы: (дети отвечают, на экране появляются цифры)

1. Сколько солнышек на небе? (1)

2. Сколько глаз у совы? (2)

3. Сколько огней у светофора? (3)

4. Сколько времен года? (4)

5. Сколько пальцев у перчатки? (5)

6. Сколько лапок у насекомых? (6)

7. Сколько цветов у радуги? (7)

8. Какого числа отмечают международный женский день? (8)

9. Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)

- Что это? (натуральный ряд чисел)

- Какие задания можно с ними придумать? (ответы детей). Молодцы! Вот этим и займёмся…

Индивидуальная работа (на индивидуальных досках работают 2 ученика) :

2) Фронтальная работа (Работа с кассой цифр).

- Покажите число, следующее за числом 6? Предыдущее числу 7? Между числами 6 и 8?

- Какое число больше на 1, чем 7?

- Увеличьте 5 на 1.

- Уменьшите 10 на 1.

- Какие задания вы можете предложить с данными выражениями? (прочитать, посчитать, сравнить)

- Прочитайте по – разному.

- Сравните. Можно ли не считая поставить знак? Почему?

- Как удобнее посчитать выражение: 3+5? Почему? (удобнее 5+3, т. к. к большему удобнее прибавить меньшее число).

Проверка индив. работы (учащиеся используют сигнальные карточки).

-Как вы считали эти примеры? (в опоре на знание состава чисел 4,5). За правильно выполненную работу ребята получают по цветочку с острова.

III. Стадия вызова.

1) Создание проблемной ситуации:

- А какой ещё знак можно поставить между этими выражениями? (+ -)

- Посчитайте: 3+5 – 7 – 1= (0)

- Определите тему урока.

- Что бы вы хотели узнать о числе 0?

- как правильно называть

- как пишется цифра

- где находится на числовом отрезке

- роль в образовании чисел

IV. Стадия осмысления.

1) Работа по учебнику - с. 70

- Посмотрите на рисунок. Составьте рассказ. Задайте вопрос. (На тарелке было 3 ягоды, пришли дети и съели ягоды. Сколько ягод осталось на тарелке).

-Как бы вы ответили на этот вопрос? (нисколько не осталось)

Аналогично по двум другим картинкам: 5-5= 3-1-1-1= (Работают в парах, затем озвучивают свои истории)

-Как это записать с помощью цифры?

2) Знакомство с цифрой.

- Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".

Цифра вроде буквы О - Это ноль иль ничего!

- Он обозначается цифрой 0. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. - На что похожа эта цифра? - Научимся её правильно писать!

- Волшебник острова приглашает нас на прогулку по острову. Но и тут нам нужны знания чисел,

ведь это страна математики. Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов (4). Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем хлопков (7). Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки (5). Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (3).

-Посмотрите на с. 70 в учебнике. Что видите снизу? (числовой ряд) - Какое место в этом ряду занимает ноль? Почему? (перед числом 1, левее него, т. к. это самое маленькое число).

- Обращаю ваше внимание, что 0 не входит в натуральный ряд чисел! Он начинается с1!

- Мы определили, где стоит число 0 в ряду чисел.

Читайте также: