Конспект урока зимовье зверей 4 класс
Обновлено: 05.07.2024
Личностные: проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения;
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства ,умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные: выделять главную мысль в тексте, характеризовать героев на основе иллюстраций.
Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел звонок?
- Уже кончился урок?
- Только начался урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно всем садиться.
- Наш урок посвящён открытию нового знания. Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Уметь совместно договариваться. Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Актуализация имеющихся знаний.
- Какому жанру литературы были посвящены наши предыдущие уроки?
- На какие 2 группы можно разделить все сказки?
- Какие 3 вида народных сказок вы знаете?
- Попробуйте по отрывкам догадаться о какой сказке идет речь.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
-Ребята, а эти сказки авторские или народные?
СЛАЙД 3 (портрет Пушкина)
-А как вы думаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих произведений?
- Теперь можете ответить на вопрос, где Пушкин брал сюжеты для сказок?
- Так давайте же и мы с вами познакомимся с народными сказками более подробно.
-Авторские и народные.
-Сказки о животных, волшебные, бытовые.
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
-Александр Сергеевич Пушкин.
-Из устного народного творчества, с которым его познакомила Арина Родионовна.
интерес к изучению темы (Личностные УУД)
Уметь воспринимать информацию и делать выводы в устной форме (Коммуникативные УУД)
Выделять самое главное в полученной информации (Познавательные УУД)
Подготовка к первичному восприятию
-Как называется раздел, с которым мы уже начали знакомство?
-Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой о животных. Давайте попробуем определить, что это за сказка. На экране у меня некоторые из героев? Назовите их.
- Можете ли вы сказать о какой сказке пойдет речь?
- Почему сложно определить название сказки?
- Где узнаем название?
- В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав.
Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром обычно находится текст к нему
-Старик, старуха, петух.
Появились разные предположения.
-Эти герои встречаются в разных сказках.
Работают со словарем
Читают определение с экрана
Определение цели и плана работы (Регулятивные УУД)
Открытие нового знания
Первичное восприятие произведения
Чтение сказки по слайдам , останавливаемся для словарной работы:
Живут, горя не знают
Зима завернула холодная
Стали пробирать морозы
В черном армячишке
Ухватом к стене припер
Обухом по бокам
В беленьком кафтанишке
- Вспомнили название сказки?
- Что такое зимовье?
- Где можно найти точное определение слова?
- Обратимся к словарикам.
- Почему сбежали звери из дома? Зачем их старик хотел зарезать?
- Какие чувства вы переживали в начале сказки?
- Как жилось зверям в лесу?
- А что случилось дальше?
- Кто первый захотел строить избушку?
-Что можете сказать о быке, какой он герой?
-А остальные звери?
-Как попали они к быку в дом?
-Осуждаете ли вы их? Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?
-А когда они ими стали?
-Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?
-А что вы скажите о медведе и волке?
-Почему для них все закончилось плохо?
-Итак, для чего народ придумал сказку, ваше мнение?
Хорошо читающие ученики читают надписи на кадрах
Находят в словаре толкование слова.
Ответы учащихся на вопросы по содержанию сказки
Уметь выражать свое мнение, принимать чужое, договариваться между собой (Коммуникативные УУД)
Проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки (Личностные УУД)
Сопоставлять иллюстрацию и образ героя в тексте сказки. Определять тему и главную мысль сказки и обосновывать свое суждение (Познавательные УУД)
Работать с текстом сказки, используя алгоритм (Регулятивные УУД)
Чтение текста по учебнику
-Сейчас мы будем читать сказку по учебнику.
1. Составление обложки
2. - Сравните сказку в учебнике с той, с которой вы познакомились на уроке.
Чтение по цепочке
РАБОТА В ГРУППАХ на заранее заготовленных листах. Выбирают необходимых героев.
Уметь выражать свое мнение,
Проявлять интерес к героям народных сказок (Личностные УУД)
-С какой сказкой познакомились?
-Чему научились у героев сказки?
-Что понравилось на уроке?
Использовать речевые средства для представления результата деятельности. (Коммуникативные УУД)
Коррекционные: корригировать устную, монологическую речь, логическое мышление на основе упражнений в узнавании, в установление причинно-следственных связей; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении, узнавании; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении (работа над текстом по вопросам); коррекция слухового восприятия (слушание текста); коррекция общей и мелкой моторики.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство коллективизма.
Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку мы согреем наш волшебный шарик своими руками и доброй улыбкой. Передавайте шарик, дарите друг другу доброту своих глаз и тепло ваших рук. Не забывайте, что в сказку вход открыт только добрым людям.
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушали вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
Конопатить- затыкать дыры, щели.
Рубить избу- строить из бревен.
Спохватился- внезапно заметить.
Зимовье- место, где зимуют животные.
Настроить детей на внимательное прослушивание сказки. Учитель читает сказку и при этом последовательно открывает иллюстрации к сказки.
Какие животные надумали жить в лесу?
Почему в лесу хорошо летом?
Почему в лесу стало холодно?
Кто из зверей первым придумал строить зимовье?
Как бык и баран решили строить зимовье?
Как бык и баран назвали свинью?
Что бык и баран предложили делать свиньи? (глину месить, кирпичи делать, печку класть).
Согласилась ли свинья строить зимовье?
Кого увидели бык, баран и свинья? (кота).
Что бык, баран и свинья предложили делать коту? (мох таскать, стены конопатить).
Кого повстречали звери в лесу? (петуха).
Что звери предложили делать петуху? (крышу класть).
Как звери строили зимовье?
Тепло ли зверям в зимовье?
Сколько волков ходило в лесу?
На кого наткнулся волк?
Чем испугали волка звери?
Работа с пословицей. В согласии жить – никто не одолеет.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Чему учит эта пословица? 6. Физпауза. Для чего нам нужна физминутка?
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед –
Это делает зарядку
Чешет он себе за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Имитация действий кошки. (лижет лапки, умывается, выгибает спинку, сидит, крадется). 7. Работа по группам.
А) Посмотрите на рисунок внимательно. Скажите, какие звери спрятались за деревом?
Б) Посмотрите внимательно и скажите, какие животные здесь нарисованы? В чем ишибся художник?
8. Разминка для глаз.
Посмотрите на кошку с котятами, на свинью, на барашка.
9. Пальчиковая гимнастика.
Расскажу про кошку
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет!
10. Индивидуальная работа.
- обвести по точкам петушка и раскрасить его.
- обвести по точкам волка.
- узнай животных по их тени.
1. Мордочка усатая 2. Вместо хвостика- крючок,
Шубка полосатая, Вместо носа пятачок.
Часто умывается, Пятачок дырявый,
А с водой не знается. А крючок вертлявый.
Два бодастых, Я безумно рад тебе!
Четыре ходастых, Глажу бережно кудряшки
Один пыхтун, Я у белого…
Да один хлестун- хвастун. (барашки)
(бык) 5. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.( петух).
(карточки отгадки вывешиваются на доску). 11. Выберите домик, в который вы бы поселили героев из сказки?
12. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.
Рассказывайте сказки родителям, друзьям
У сказок многому учиться мы должны,
Ведь прилетают к нам они во сны,
И помогают нам счастливыми расти.
Они нужны всем людям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока литературного чтения
изучение нового материала
Педагогические задачи: способствовать формированию умения работать с художественным произведением, развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию бережного отношения к животным
Планируемые результаты
Предметные : различают реальное и вымышленное в произведении; сравнивают литературные сказки; пересказывают сказки от лица одного из героев, сравнивают сказки разных народов
познавательные: структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют сравнение сказок разных народов; строят рассуждения;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;
коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные : владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни
людей
Образовательные ресурсы: иллюстрации к русским народным сказкам; образец обложки; листы формата А5, цветные карандаши; круги из бумаги
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
– Тихо сели за свои парты
Психологически и эмоционально настраиваются на урок.
Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей
Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности
II. Проверка
домашнего
– Проверим, знаете ли вы русские народные сказки.
По началу текста назовите сказку:
Урок поможет сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах, работать с содержанием текста народной сказки.
Описание разработки
Цели:
- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;
- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Ход урока:
1. Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.
Птицам – время улетать,
Листьям – время опадать,
Тучам – плыть, дождям – пролиться,
Ну, а нам пора … (учиться!)
- О каком времени года эти стихи?
- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)
- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.
II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з
1. Речевая разминка.
а) дыхательная гимнастика (на дыхание):
- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?
б) чтение скороговорки (на дикцию):
У боярина бобра, нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
в) на перенос логического ударения:
Теперь лиса всегда досыта наедается.
- Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.
- На какие две группы можно разделить все сказки?
- Как ещё можно разделить сказки?
- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).
- Кто главный герой? (лиса)
- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.
Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.
Вопросы после чтения:
- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)
- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)
И познакомимся с другими сказочными персонажами.
III. Знакомство с новым материалом.
1.Подготовка к восприятию.
- Что значит слово зимовье?
- Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)
( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)
- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новое произведение. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…
Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.
(Чтение текста учителем).
3. Проверка первичного восприятия:
- Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)
- А в сказке корякского народа? (на берегу реки)
- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?
Физминутка
-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть
4. Групповая работа
- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.
Распределение и чтение сказки по ролям в группах
Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.
Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?
Кто ещё будет участвовать в спектакле?
Как должен читать свои слова автор?
Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?
5. Вторичное восприятие:
-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.
Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.
Бык – Белоусов Рушан
Баран – Курамшин Рустам
Свинья- Рзаева Айсель
Кот – Кайбулин Руслан
Петух – Багдашкин Тимур
Автор – Мансуров Тимур
Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?
Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.
6. Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой мудрый совет дает нам сказка?
-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?
-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: (пословицы записаны на доске и читаются хором)
Дружба заботой да подмогой крепка.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)
IV. Подведение итога
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое по жанру это произведение?
- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?
V. Рефлексия:
VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):
1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.
Содержимое разработки
Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива"
учитель начальных классов 2 категории
Энгуразовского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Давыдова Рахиля Ахметалимовна
- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;
- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.
Познавательные умения:
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
читать и инсценировать сказку по ролям;
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие по плану;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
знать специфические особенности жанра литературной сказки;
выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
работать с содержанием текста сказки;
читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока:
1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.
Птицам – время улетать,
Листьям – время опадать,
Тучам – плыть, дождям – пролиться,
Ну, а нам пора … (учиться!)
- О каком времени года эти стихи?
- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)
- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.
II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з
1. Речевая разминка.
а) дыхательная гимнастика (на дыхание):
- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?
б) чтение скороговорки (на дикцию):
У боярина бобра, нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
в) на перенос логического ударения:
Теперь лиса всегда досыта наедается.
- Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.
- На какие две группы можно разделить все сказки?
- Как ещё можно разделить сказки?
- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).
- Кто главный герой? (лиса)
- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.
(оценочные суждения)
Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.
Вопросы после чтения:
- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)
- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)
И познакомимся с другими сказочными персонажами.
III. Знакомство с новым материалом.
1.Подготовка к восприятию.
- Что значит слово зимовье?
- Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)
( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)
- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новое произведение. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…
Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.
(Чтение текста учителем).
3. Проверка первичного восприятия:
- Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)
- А в сказке корякского народа? (на берегу реки)
- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?
-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть
4. Групповая работа
- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.
Распределение и чтение сказки по ролям в группах
Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.
Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?
Кто ещё будет участвовать в спектакле?
Как должен читать свои слова автор?
Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?
5. Вторичное восприятие:
-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.
Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.
Бык – Белоусов Рушан
Баран – Курамшин Рустам
Свинья- Рзаева Айсель
Кот – Кайбулин Руслан
Петух – Багдашкин Тимур
Автор – Мансуров Тимур
Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?
Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.
6.Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой мудрый совет дает нам сказка?
-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?
-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: (пословицы записаны на доске и читаются хором)
Дружба заботой да подмогой крепка.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)
IV. Подведение итога
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое по жанру это произведение?
- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?
V. Рефлексия:
Я познакомился…
Мне понравилось…
VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):
1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.
-75%
Для того ,чтобы ребенок осознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены подготовительные упражнения (речевая разминка),произведения одного жанра (cказка Девочка Снегурочка и Зимовье зверей), изображающих разные объекты. В текстах присутствуют слова, разные по сфере употребления, по индивидуальным изобразительным средствам автора. Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.
района Шал акына Северо-Казахстанской области
Урок литературного чтения
во 2 классе
русская народная сказка
Учитель начальных классов
Шадрина Любовь Владимировна
Тема урока: Русская народная сказка "Зимовье зверей".
Задачи:
- формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения;
формировать умение передавать свои мысли и умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;
- формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению;
- развивать мышление, творческое воображение
Этап психологической подготовки
-Читаем хором: Не иди впереди меня — я могу не поспеть за тобой,
и не иди за мной, я могу не туда завести,
просто иди рядом со мной и будь моим другом.
Артикуляционная гимнастика
-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.
а) Короткий глубокий вдох- медленный выдох ( 3-4 раза)
Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…( пока не закончится воздух)
в) Чистоговорки (игра в рифму)
Ба-ба-ба – из окна торчит …(труба)
Жа-жа-жа – есть иголки …(у ежа)
Ре-ре-ре – метем сор …( во дворе)
Та-та-та- унас в классе …( чистота)
г) Связующее слово
рука, подушка-? (мягкие) мысль, ветер -…(быстрые)
взгляд, айсберг …(ледяной) зерно, руки-… (золотые)
Произнести предложение, выделяя по очереди слова
Снегурочка с подружками пошли в лес за ягодами.
( Кто пошел в лес? С кем пошла в лес Снегурочка? Куда…и т. д.)
Реализация знаний
-Почему я выбрала предложение про Снегурочку?
- Какое произведение прочитали?
- К какому жанру относится произведение? Почему?
- Определите тему сказки.
- Понравилась ли вам сказка?
- Вы волновались? Когда? Почему?
Чтение сказки детьми. Отметьте незнакомые слова.
зимовье – место, где зимуют люди (здесь животные).
мох-это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм
проконопатили-забить щели между бревнами мхом
жердочка-перекладина в птичьей клетке, в сарае для кур
подполье- пространство под полом
Беседа по вопросам
-Как жилось зверятам в лесу?
-А что случилось дальше?
- Кто первый захотел строить избушку?
-Как трудились герои сказки? Как это их характеризует? (дружные, помогали друг другу)
Почему волкам не удалось обидеть жителей зимовья? ( Они не только умеют дружно работать, но умеют и постоять за себя)
Работа с пословицами в парах.
-Соотнесите пословицы с героями сказки.
Без беды друга не узнаешь.
У страха глаза велики: чего нет и то видят
Берись дружно. Не будет грузно.
Физминутка (Слайд №4)
Дружные , стойкие
Строили, носили, месили
Тепло зверям в зимовье!
Выборочное чтение
-Найдите диалог в сказке. Чтение по ролям. Подготовка к инсценировке.
RAFT –по вариантам
R(роль)-Бык R-волк
A(адресат)-друзьям A- стае
F(форма)-обращение F- рассказ
T(тема)-Как спастись T- Я еле ноги унес!
Подведение итогов учебной деятельности.
-Скоро прозвенит звонок
Подведем скорей итог.
Д/З: выразительное чтение сказки ;выполнить рисунок к сказке и найти соответствующий отрывок
Читайте также: