Конспект урока зимовье зверей 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Личностные: проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения;

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства ,умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Предметные: выделять главную мысль в тексте, характеризовать героев на основе иллюстраций.

Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел звонок?

- Уже кончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно всем садиться.

- Наш урок посвящён открытию нового знания. Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Уметь совместно договариваться. Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Актуализация имеющихся знаний.

- Какому жанру литературы были посвящены наши предыдущие уроки?

- На какие 2 группы можно разделить все сказки?

- Какие 3 вида народных сказок вы знаете?

- Попробуйте по отрывкам догадаться о какой сказке идет речь.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир".

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

"Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?"

Что же зеркальце в ответ?

"Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее".

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет.

-Ребята, а эти сказки авторские или народные?

СЛАЙД 3 (портрет Пушкина)

-А как вы думаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих произведений?

- Теперь можете ответить на вопрос, где Пушкин брал сюжеты для сказок?

- Так давайте же и мы с вами познакомимся с народными сказками более подробно.

-Авторские и народные.

-Сказки о животных, волшебные, бытовые.

- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

- Сказка о рыбаке и рыбке

- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

-Александр Сергеевич Пушкин.

-Из устного народного творчества, с которым его познакомила Арина Родионовна.

интерес к изучению темы (Личностные УУД)

Уметь воспринимать информацию и делать выводы в устной форме (Коммуникативные УУД)

Выделять самое главное в полученной информации (Познавательные УУД)

Подготовка к первичному восприятию

-Как называется раздел, с которым мы уже начали знакомство?

-Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой о животных. Давайте попробуем определить, что это за сказка. На экране у меня некоторые из героев? Назовите их.

- Можете ли вы сказать о какой сказке пойдет речь?

- Почему сложно определить название сказки?

- Где узнаем название?

- В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав.

Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром обычно находится текст к нему

-Старик, старуха, петух.

Появились разные предположения.

-Эти герои встречаются в разных сказках.

Работают со словарем

Читают определение с экрана

Определение цели и плана работы (Регулятивные УУД)

Открытие нового знания

Первичное восприятие произведения

Чтение сказки по слайдам , останавливаемся для словарной работы:

Живут, горя не знают

Зима завернула холодная

Стали пробирать морозы

В черном армячишке

Ухватом к стене припер

Обухом по бокам

В беленьком кафтанишке

- Вспомнили название сказки?

- Что такое зимовье?

- Где можно найти точное определение слова?

- Обратимся к словарикам.

- Почему сбежали звери из дома? Зачем их старик хотел зарезать?

- Какие чувства вы переживали в начале сказки?

- Как жилось зверям в лесу?

- А что случилось дальше?

- Кто первый захотел строить избушку?

-Что можете сказать о быке, какой он герой?

-А остальные звери?

-Как попали они к быку в дом?

-Осуждаете ли вы их? Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?

-А когда они ими стали?

-Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?

-А что вы скажите о медведе и волке?

-Почему для них все закончилось плохо?

-Итак, для чего народ придумал сказку, ваше мнение?

Хорошо читающие ученики читают надписи на кадрах

Находят в словаре толкование слова.

Ответы учащихся на вопросы по содержанию сказки

Уметь выражать свое мнение, принимать чужое, договариваться между собой (Коммуникативные УУД)

Проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки (Личностные УУД)

Сопоставлять иллюстрацию и образ героя в тексте сказки. Определять тему и главную мысль сказки и обосновывать свое суждение (Познавательные УУД)

Работать с текстом сказки, используя алгоритм (Регулятивные УУД)

Чтение текста по учебнику

-Сейчас мы будем читать сказку по учебнику.

1. Составление обложки

2. - Сравните сказку в учебнике с той, с которой вы познакомились на уроке.

Чтение по цепочке

РАБОТА В ГРУППАХ на заранее заготовленных листах. Выбирают необходимых героев.

Уметь выражать свое мнение,

Проявлять интерес к героям народных сказок (Личностные УУД)

-С какой сказкой познакомились?

-Чему научились у героев сказки?

-Что понравилось на уроке?

Использовать речевые средства для представления результата деятельности. (Коммуникативные УУД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные: корригировать устную, монологическую речь, логическое мышление на основе упражнений в узнавании, в установление причинно-следственных связей; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении, узнавании; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении (работа над текстом по вопросам); коррекция слухового восприятия (слушание текста); коррекция общей и мелкой моторики.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство коллективизма.

Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку мы согреем наш волшебный шарик своими руками и доброй улыбкой. Передавайте шарик, дарите друг другу доброту своих глаз и тепло ваших рук. Не забывайте, что в сказку вход открыт только добрым людям.

Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушали вы.

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.

Конопатить- затыкать дыры, щели.

Рубить избу- строить из бревен.

Спохватился- внезапно заметить.

Зимовье- место, где зимуют животные.

Настроить детей на внимательное прослушивание сказки. Учитель читает сказку и при этом последовательно открывает иллюстрации к сказки.

Какие животные надумали жить в лесу?

Почему в лесу хорошо летом?

Почему в лесу стало холодно?

Кто из зверей первым придумал строить зимовье?

Как бык и баран решили строить зимовье?

Как бык и баран назвали свинью?

Что бык и баран предложили делать свиньи? (глину месить, кирпичи делать, печку класть).

Согласилась ли свинья строить зимовье?

Кого увидели бык, баран и свинья? (кота).

Что бык, баран и свинья предложили делать коту? (мох таскать, стены конопатить).

Кого повстречали звери в лесу? (петуха).

Что звери предложили делать петуху? (крышу класть).

Как звери строили зимовье?

Тепло ли зверям в зимовье?

Сколько волков ходило в лесу?

На кого наткнулся волк?

Чем испугали волка звери?

Работа с пословицей. В согласии жить – никто не одолеет.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Чему учит эта пословица? 6. Физпауза. Для чего нам нужна физминутка?

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Чешет он себе за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Имитация действий кошки. (лижет лапки, умывается, выгибает спинку, сидит, крадется). 7. Работа по группам.

А) Посмотрите на рисунок внимательно. Скажите, какие звери спрятались за деревом?

Б) Посмотрите внимательно и скажите, какие животные здесь нарисованы? В чем ишибся художник?

8. Разминка для глаз.

Посмотрите на кошку с котятами, на свинью, на барашка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Расскажу про кошку

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать!

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку…

Видно мышка там живет!

10. Индивидуальная работа.

- обвести по точкам петушка и раскрасить его.

- обвести по точкам волка.

- узнай животных по их тени.

1. Мордочка усатая 2. Вместо хвостика- крючок,

Шубка полосатая, Вместо носа пятачок.

Часто умывается, Пятачок дырявый,

А с водой не знается. А крючок вертлявый.

Два бодастых, Я безумно рад тебе!

Четыре ходастых, Глажу бережно кудряшки

Один пыхтун, Я у белого…

Да один хлестун- хвастун. (барашки)

(бык) 5. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.( петух).

(карточки отгадки вывешиваются на доску). 11. Выберите домик, в который вы бы поселили героев из сказки?

12. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

Рассказывайте сказки родителям, друзьям

У сказок многому учиться мы должны,

Ведь прилетают к нам они во сны,

И помогают нам счастливыми расти.

Они нужны всем людям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературного чтения

изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию умения работать с художественным произведением, развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию бережного отношения к животным

Планируемые результаты

Предметные : различают реальное и вымышленное в произведении; сравнивают литературные сказки; пересказывают сказки от лица одного из героев, сравнивают сказки разных народов

познавательные: структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют сравнение сказок разных народов; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные : владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни
людей

Образовательные ресурсы: иллюстрации к русским народным сказкам; образец обложки; листы формата А5, цветные карандаши; круги из бумаги

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Тихо сели за свои парты

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности

II. Проверка
домашнего

– Проверим, знаете ли вы русские народные сказки.
По началу текста назовите сказку:


Урок поможет сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах, работать с содержанием текста народной сказки.

Описание разработки

Цели:

- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ход урока:

1. Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора … (учиться!)

- О каком времени года эти стихи?

- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)

- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.

II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з

1. Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика (на дыхание):

- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?

б) чтение скороговорки (на дикцию):

У боярина бобра, нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

в) на перенос логического ударения:

Теперь лиса всегда досыта наедается.

- Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

- На какие две группы можно разделить все сказки?

- Как ещё можно разделить сказки?

- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).

- Кто главный герой? (лиса)

- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.

Вопросы после чтения:

- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)

- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

И познакомимся с другими сказочными персонажами.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию.

- Что значит слово зимовье?

- Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новое произведение. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.

(Чтение текста учителем).

3. Проверка первичного восприятия:

- Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)

- А в сказке корякского народа? (на берегу реки)

- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?

Физминутка

-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть

4. Групповая работа

- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.

Распределение и чтение сказки по ролям в группах

Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.

Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?

Кто ещё будет участвовать в спектакле?

Как должен читать свои слова автор?

Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

5. Вторичное восприятие:

-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.

Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.

Бык – Белоусов Рушан

Баран – Курамшин Рустам

Свинья- Рзаева Айсель

Кот – Кайбулин Руслан

Петух – Багдашкин Тимур

Автор – Мансуров Тимур

Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

6. Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: (пословицы записаны на доске и читаются хором)

Дружба заботой да подмогой крепка.

Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)

IV. Подведение итога

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

V. Рефлексия:

VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

Содержимое разработки

Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива"

учитель начальных классов 2 категории

Энгуразовского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Давыдова Рахиля Ахметалимовна

- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;

- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

читать и инсценировать сказку по ролям;

уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

знать специфические особенности жанра литературной сказки;

выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

работать с содержанием текста сказки;

читать сказку по ролям;

Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:

1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора … (учиться!)

- О каком времени года эти стихи?

- На какие три этапа мы разделяем осень (ранняя, золотая, поздняя)

- А какая сейчас осень? (золотая). Докажите.

II. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка д/з

1. Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика (на дыхание):

- Представьте, что мы с вами взяли в ладошки осенние листочки. Какого они цвета?

б) чтение скороговорки (на дикцию):

У боярина бобра, нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

в) на перенос логического ударения:

Теперь лиса всегда досыта наедается.

- Назовите жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

- На какие две группы можно разделить все сказки?

- Как ещё можно разделить сказки?

- Где происходят события, описанные в сказке? (на берегу речки).

- Кто главный герой? (лиса)

- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

(оценочные суждения)

Ученики во время чтения внимательно следят и отмечают положительные стороны чтения и недочёты.

Вопросы после чтения:

- Какие элементы сравнения вы встретили в данной сказке? (лапы, как вёсла, хвост, как руль, плывёт, как лодка)

- Какой изображена лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

И познакомимся с другими сказочными персонажами.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию.

- Что значит слово зимовье?

- Найди его в толковом словаре учебника (с. 154 учебника: место, где зимуют животные)

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

- Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новое произведение. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

Целевая установка: прослушайте и обратите внимание на то, как описывается строительство зимовья.

(Чтение текста учителем).

3. Проверка первичного восприятия:

- Определите место, где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне)

- А в сказке корякского народа? (на берегу реки)

- Сделайте вывод: можно ли по месту действия определить принадлежность сказки к тому или иному народу?

-А сейчас мы вместе с лесными зверями и нашим дежурным отправимся в лес, чтобы отдохнуть

4. Групповая работа

- Повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два человека.

Распределение и чтение сказки по ролям в группах

Сделайте разметку текста и определите реплики героев.

Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

Прочитайте реплики героев, сохраняя выбранную интонацию.

Обсудите в паре, что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать?

Кто ещё будет участвовать в спектакле?

Как должен читать свои слова автор?

Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

5. Вторичное восприятие:

-Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение.

Инсценирование сказки (в группе, с использованием масок героев) у доски.

Бык – Белоусов Рушан

Баран – Курамшин Рустам

Свинья- Рзаева Айсель

Кот – Кайбулин Руслан

Петух – Багдашкин Тимур

Автор – Мансуров Тимур

Целевая установка: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

6.Вопросы после чтения:

-Определите главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки: (пословицы записаны на доске и читаются хором)

Дружба заботой да подмогой крепка.

Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

(Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)

IV. Подведение итога

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

V. Рефлексия:

Я познакомился…

Мне понравилось…

VI. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того ,чтобы ребенок осознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены подготовительные упражнения (речевая разминка),произведения одного жанра (cказка Девочка Снегурочка и Зимовье зверей), изображающих разные объекты. В текстах присутствуют слова, разные по сфере употребления, по индивидуальным изобразительным средствам автора. Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.

района Шал акына Северо-Казахстанской области

Урок литературного чтения

во 2 классе

русская народная сказка

Учитель начальных классов

Шадрина Любовь Владимировна

Тема урока: Русская народная сказка "Зимовье зверей".

Задачи:

- формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения;

формировать умение передавать свои мысли и умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению;

- развивать мышление, творческое воображение

Этап психологической подготовки

-Читаем хором: Не иди впереди меня — я могу не поспеть за тобой,

и не иди за мной, я могу не туда завести,

просто иди рядом со мной и будь моим другом.

Артикуляционная гимнастика

-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

а) Короткий глубокий вдох- медленный выдох ( 3-4 раза)

Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…( пока не закончится воздух)

в) Чистоговорки (игра в рифму)

Ба-ба-ба – из окна торчит …(труба)

Жа-жа-жа – есть иголки …(у ежа)

Ре-ре-ре – метем сор …( во дворе)

Та-та-та- унас в классе …( чистота)

г) Связующее слово

рука, подушка-? (мягкие) мысль, ветер -…(быстрые)

взгляд, айсберг …(ледяной) зерно, руки-… (золотые)

Произнести предложение, выделяя по очереди слова

Снегурочка с подружками пошли в лес за ягодами.

( Кто пошел в лес? С кем пошла в лес Снегурочка? Куда…и т. д.)

Реализация знаний

-Почему я выбрала предложение про Снегурочку?

- Какое произведение прочитали?

- К какому жанру относится произведение? Почему?

- Определите тему сказки.

- Понравилась ли вам сказка?

- Вы волновались? Когда? Почему?

Чтение сказки детьми. Отметьте незнакомые слова.

зимовье – место, где зимуют люди (здесь животные).

мох-это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм

проконопатили-забить щели между бревнами мхом

жердочка-перекладина в птичьей клетке, в сарае для кур

подполье- пространство под полом

Беседа по вопросам

-Как жилось зверятам в лесу?

-А что случилось дальше?

- Кто первый захотел строить избушку?

-Как трудились герои сказки? Как это их характеризует? (дружные, помогали друг другу)

Почему волкам не удалось обидеть жителей зимовья? ( Они не только умеют дружно работать, но умеют и постоять за себя)

Работа с пословицами в парах.

-Соотнесите пословицы с героями сказки.

Без беды друга не узнаешь.

У страха глаза велики: чего нет и то видят

Берись дружно. Не будет грузно.

Физминутка (Слайд №4)

Дружные , стойкие

Строили, носили, месили

Тепло зверям в зимовье!

Выборочное чтение

-Найдите диалог в сказке. Чтение по ролям. Подготовка к инсценировке.

RAFT –по вариантам

R(роль)-Бык R-волк

A(адресат)-друзьям A- стае

F(форма)-обращение F- рассказ

T(тема)-Как спастись T- Я еле ноги унес!


Подведение итогов учебной деятельности.

-Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

Д/З: выразительное чтение сказки ;выполнить рисунок к сказке и найти соответствующий отрывок

Читайте также: