Аргументируйте конспект стат данными по россии миру челяб обл на выбор или сравните

Обновлено: 05.07.2024

1) Что можно рассказать о нём по карте?

По карте о нашей области можно многое рассказать.

Её географическое положение, размеры, назвать реки, которые в нём протекают, указать столицу.

По физической карте можно описать рельеф земной поверхности, рассказать об особенностях нашей природы.

2) На карте вашего края найдите главный город, город или село, где вы живёте. Что можно рассказать по этой карте о вашем крае?

Административный центр области — город Челябинск. Это крупный промышленный центр с населением более одного миллиона человек. Челябинск стоит на реке Миасс.

3) Дайте краткую характеристику своего края по плану:

  1. Название;
  2. Положение на карте;
  3. Особенности природы;
  4. Особенности экономики;
  5. Экологические проблемы;
  6. Охрана в области окружающей среды.

4) Краткая характеристика области:

1. Название:

2. Положение на карте:

Расположена на юге Урала, лежит на границе между Европой и Азией. Часть края относится к Западно-Сибирской равнине. По югу граничит с республикой Казахстан.

3. Особенности природы:

Климат нашего региона резко континентальный, с суровыми зимами, но жарким летом. Значительная часть территории расположена в пределах зоны тайги, смешанных лесов. По югу располагаются лесостепная зона и степи. В регионе встречаются более 60 видов млекопитающих, примерно 300 представителей птиц, около 20 таксонов пресмыкающихся и земноводных. В водоёмах региона обитает около 60 видов рыб.

4. Особенности нашей экономики:

Главной отраслью промышленности региона является машиностроение. Развиты в крае металлургия и химическая промышленность, атомная энергетика. В степной зоне развито сельское хозяйство, выращиваются зерновые культуры, на высоком уровне находится мясомолочное животноводство.

5. Проблемы экологии:

Основными проблемами в экологии региона оказываются: промышленные выбросы, загрязнение воды, почвы, атмосферы, распашка степей, вырубка лесов, накопление мусора. Большую опасность представляет радиационное заражение почвы. До сих пор не покончено с браконьерством. Многие города края страдают от смога.

6. Охрана окружающей среды:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок – путешествие

Тема: Наш край – Челябинская область. Путешествие по городам.

1. Познакомить детей с городами, с достопримечательностями городов

2. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

3. Работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: физическая карт России, карта Челябинской области, атласы Челябинской области. Компьютер, проектор, экран, презентация учителя.

1 Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте проверим, так ли это.

I . Разминка (устно)

А) 1.Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот)

2.У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)

3.Как называется гнездо белки? (гайно)

4.Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)

5.Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)

6.Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)

- К какой природной зоне относятся эти животные?

Б)- Определите, о какой природной зоне идет речь.

Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)

Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)

Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)

Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)

Сова, змея, подорожник, слизень.

Кузнечик, орел, ящерица, клевер.

(Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова. Клевер, кузнечик. Ящерица, орел)

II. Работа над новым материалом

Живу я в глубине России

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Начало изумрудных цвет.

А зеленее изумруда

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – всё то же,

И доброта и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани.

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена

Мы ещё больше полюбим неповторимую уральскую природу, если будем изучать её особенности на уроках и экскурсиях.

Мы живём в огромной стране – России. Прекрасна её природа, сказочно богаты недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором вы родились и живёте. Это - ваш родной край, это ваша родина.

III. Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём…

Сегодня мы совершим путешествие – экспедицию по Уралу, по нашему краю – 1.Челябинской области. И в этом нам помогут географические карты.

Челябинская область расположена на Южном Урале. Она занимает

площадь 87,9 тыс. квадратных километров. Это вдвое больше, чем Швейцария и в 2,5 раза больше таких стран, как Голландия и Бельгия.

Протяжённость Челябинской области с севера на юг – 490 км, с запада на восток – 400 км.

На Южном Урале найдёте почти все природные зоны России.

На западе, в Уральских горах, - лесная зона. Вершины гор занимают горные тундры. Ниже – криволесье из лиственницы и пихты, переходящие в тёмнохвойные таёжные леса. Ближе к подножию гор более светлые смешанные леса и альпийские луга.

В лесостепной зоне, занимающей территорию от границы со Свердловской областью до реки Уй, леса чередуются с безлесными участками. Голубыми зеркалами блестят на Зауральской равнине озёра, которых в Челябинской области более 3 000.

Южную территорию области от реки Уй до границ Оренбургским краем занимает зона степей. Здесь в поле рек – разнотравные луга.

"Соседями" нашего края являются:

- на севере – Свердловская область;

- на северо-востоке – Курганская область;

- на юго-востоке – государство Казахстан;

- на юге - Оренбургская область;

- на западе – Республика Башкортостан.

2. – Какой город является столицей Южного Урала?

Найдите на физической карте Российской Федерации г. Челябинск.

Это столица Южного Урала, которой исполняется 280 лет.

Самый северный город Челябинской области ( Верхний Уфалей, Нязепетровск)),

Самый южный город ( Магнитогорск , Карталы),

Самый западный город (Аша ),

Самый восточный город (Копейск ),

Какой город был основан 1736 году как сторожевая крепость на перекрёстке дорог из Европы – в Азию. (Челябинск)

Сегодня Челябинск – самый крупный город Южного Урала. Здесь проживает почти треть населения области, производится значительная часть её промышленной продукции. Челябинск входит в десятку самых крупных индустриальных городов страны. В нём проживает более 1,1 миллиона человек, представителей более 100 народностей.

В городе более 150 крупных предприятий, около 150 школ, более 50

средних специальных и 10 высших учебных заведений, 10 театров и около

Много прекрасных, замечательных городов в Челябинской области и каждый с богатой и славной историей.

- Какие вы знаете города Челябинской области?

IV. Посмотрите на карту нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции.

- Какие вы знаете города Челябинской области?

Посетим те места, где вы бывали. (Дети называют те места области, которые им знакомы, находят их на карте.)

VI. В нашей области в настоящее время насчитывается 30 городов.

VII. Формы поверхности Челябинской области.

Западно-Сибирская плоская равнина (низменность)

Она занимает 34% площади на востоке нашей области.

Центральную и южную территории Челябинской области занимает Зауральская холмистая возвышенная равнина 42%

При дальнейшем движении на запад мы увидим, как холмы постепенно сменяются изумительными по красоте скалами и ущельями, горы покрыты хвойным лесом – это горы Среднего и Южного Урала.

VIII. Вопросы и задания для любознательных. (Работа в парах)

Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Плотность населения Челябинской области — 39,54 чел./км2 (в среднем по России: 8,57 чел./км²). Основные отрасли специализации — чёрная и цветная металлургия, машиностроение (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное), лесная, химическая, нефтехимическая и горно-химическая промышленность. Добыча и переработка нефти и газа.

В сельском хозяйстве — производство зерна и животноводческих продуктов.

Вывод: богат по использованию.

2. Проанализируйте карту на рисунке 28. На каком расстоянии (в среднем) друг от друга располагаются промышленные центры? Какие отрасли в основном в них развиты? Как влияет концентрация данных производств на жизнь, здоровье людей и природный ландшафт?

Выскажите свое мнение, какая экологическая ситуация сформировалась на этой территории: удовлетворительная, конфликтная, кризисная. Свое мнение обоснуйте.

Промышленные центры Урала находятся на очень небольших расстояниях друг от друга, порой оно измеряется в десятках километров и даже менее. В основном они представлены черной и цветной металлургией, машиностроением, нефтехимической промышленностью. Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Орск и другие промышленные города Урала — лидеры по общему выбросу вредных веществ в атмосферу.. Поэтому самая острая проблема уральских городов — задымленность, загрязнение атмосферы, водоемов и почв. Все это создает критическую экологическую ситуацию

3. Как вы считаете, какие меры необходимо предпринять для сохранения здоровья, условий жизни людей и для спасения природы Урала с учетом развития его экономики: а) в первую очередь; б) через 5—10 лет; в) через 10—25 лет?

а) Экологическая экспертиза всех видов производств и промышленной продукции; Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки;

б) Создание безотходных и малоотходных технологий, восстановление лесов, разработка и апробация эффективных программ формирования экологического самосознания

в) Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов; внедрение эффективных программ формирования экологического самосознания

При подготовке декларации продумайте ее название — оно должно быть ярким, убедительным.

Уральский регион является бесспорным лидером России по степени загрязнения воздуха вредными выбросами со стационарных источников. Сильнее всего от проблемы загрязнения воздуха страдают экология Челябинской области и экология Свердловской области. Экология Урала неблагополучна для проживания людей. С каждым годом здесь растёт уровень заболеваемости населения. Многие города Уральского региона официально признаны вредными для проживания. Среди них: Челябинск, Уфа, Курган, Екатеринбург, Нижний Тагил и прочие. Ещё хуже дела обстоят в таких городах, как Каменск-Уральский , Магнитогорск и Карабаш . В них наблюдается кризисная ситуация, равнозначная экологическому бедствию.

Вследствие этого считаем необходимым со стороны властей обеспечить:

- совершенствование системы управления;

- снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий;

- сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;

- совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;

- обеспечение экологической безопасности населения;

- стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;

- широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского.

А теперь давайте зададим себе такой вопрос: «Что могу сделать именно я, чтобы сохранить окружающую среду?

Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории и хозяйство.

ВложениеРазмер
Урал: освоение территории и хозяйство. 160 КБ
Ссылка на презентацию к уроку 10.16 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Т. В. , учитель

географии 1 категории.

География 9 класс

Тема: Урал: освоение территории и хозяйство

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
  • Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического района от географических особенностей территории.
  • Обеспечить усвоение знаний обучающимися о специализации хозяйства Урала, истории его становления.
  • Помочь учащимся осознать причины, обусловившие развитие на Урале металлургии, машиностроения, атомной энергетики.
  • Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Урал другими экономическими районами, находить сходства и различия.
  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования дополнительных материалов, формулировать выводы, объяснять факты, выявляемые в ходе исследования;
  • Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.

Основное содержание темы, термины и понятия :

Уральский район: особенности ЭГП, этапы освоения, особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

  • основы социально-критического мышления;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования природных ресурсов на Урале;
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
  • устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
  • объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы, контурные карты.
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостаточность информации для формулирования выводов, находить пути восполнения этих пробелов;
  • соблюдать нормы информационной культуры;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • прогнозировать будущие события и развитие процесса;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Уральский район: особенности ЭГП;
  • этапы освоения;
  • особенности территориальной структуры хозяйства;
  • специализация района;
  • география важнейших отраслей хозяйства.
  • проблемы района

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание причин, обусловивших особенности специализации Уральского района;
  • осознание причин и последствий закрытия градообразующих предприятий на Урале;

В сфере географической деятельности:

  • осуществлять сравнение Уральского района с другими районами страны;
  • анализировать факторы, определяющие географические различия в специализации районов;
  • использовать знания о природных ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • оценивать ситуацию на рынке продукции металлообработки и машиностроения и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).

Организация образовательного пространства

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет.

Учебник географии, атлас по географии для 9 класса.

информация по субъектам, входящим в Уральский экономический район:

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

- знания об Уральских горах, Уральском экономическом районе, их местоположении, природных богатствах;

- умения работать с картами атласа, электронными источниками информации.

раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам :

  1. Какие черты географического положения характерны для Уральского экономического района? ЭГП района, транспортно-географическое положение района.
  2. Какие полезные ископаемые добываются на Урале?
  3. Какие субъекты РФ входят в состав Уральского экономического района?
  4. В чем различие: Уральский экономический район и Уральский Федеральный округ с точки зрения входящих в эти понятия регионов России? Какие субъекты РФ входят и в Уральский экономический район и в состав Уральского Федерального округа?
  5. По карте Федеративное устройство России определите: в какие Федеральные округа входят субъекты Уральского экономического района.
  6. Есть ли на Урале города-миллионеры?
  7. Какое население: городское или сельское преобладает в Уральском экономическом районе? Почему?
  8. Объясните термин: градообразующее предприятие?

II этап Учебно-познавательная деятельность

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
  • Организовать деятельность учащихся с текстом учебника по нахождению нужной информации для ответа на поставленные вопросы Изучение нового материала

План изучения нового материала на доске:

  1. Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
  2. Как был преодолен кризис уральской металлургии?
  3. Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какова роль Урала в создании атомного щита России?
  5. Какова современная специализация хозяйства Урала?
  6. Каковы проблемы Уральского экономического района?

Сейчас мы с вами поделимся на 4 команды знатоков, по числу вопросов, вытянем по жетону с номером команды и номером вопроса и каждая команда через 2 минуты даст нам правильный ответ на свой вопрос. А в результате – все мы узнаем очень много нового и интересного. (Жеребьевка под музыку)

Подсказка: Ответы на все эти вопросы есть в учебнике: п. 45 стр. 169-172.

  1. Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
  2. Как был преодолен кризис уральской металлургии?
  3. Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какова роль Урала в создании атомного щита России?

Гонг, время пошло.

Каждая команда по истечении времени озвучивает свой вопрос и дает на него ответ (по очереди).

III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования различных материалов об особенностях экономического развития субъектов РФ, входящих в Уральский экономический район.
  • Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического района от географических особенностей территории.
  • Организовать деятельность учащихся с интернет-ресурсами, другими источниками информации по выявлению и определению специализации Уральского экономического района; сравнению его с другими экономическими районами России.

Возникает вопрос: при богатстве недр, преобладании городского населения, при выгодном экономико-географическом положении, при богатой истории на чём же в современных условиях специализируется Уральский экономический район? Каково хозяйство Урала и какова его специализация?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте для начала вспомним: что такое специализация? ()

Сейчас вы, разделившись на 6 групп, (Г) проведёте собственное исследование по специализации каждого субъекта РФ, входящего в состав Уральского экономического района: у вас есть необходимые источники информации: учебник, карты атласа, дополнительная литература, есть ссылки на источники интернет ресурсов. В процессе изучения этих источников вы заполняете в общей таблице столбец вашего субъекта РФ у себя и 1 человек от группы, вы его определите, заполнит такой же столбец в таблице на доске, аргументируя все написанное. Так у нас заполнится вся таблица. И вы перенесете все данные каждый в свою таблицу.

Задание понятно? Если что-то не понятно, спрашивайте, уточняйте. На выполнение группового задания – 5 минут.

Специализация Уральского экономического района:

информация по субъектам, входящим в Уральский экономический район:

Пермский край, Пермь

Свердловс-кая область, Екатеринбург

Челябинс-кая обл., Челябинск

Оренбургская обл., Оренбург

Курганс-кая обл., Курган

Республ. Башкортостан, Уфа

чёрная металлургия Обогащение и железной руды

Обсудите в группе и сделайте выводы о том, на каких отраслях специализируется хозяйство изучаемого вами субъекта РФ, выделите при этом самые значимые 3-4 отрасли. Запишите полученный результат, сделав вывод.

Вывод по субъекту РФ: (назвать 3-5 отрасли специализации )

Пермский край специализируется на: нефтяной промышленности, химической промышленности, лесопромышленном комплексе, металлургии, машиностроении

Свердловская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, обогащении урана.

Челябинская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, атомной промышленности, пищевой промышленности .

Оренбургская область специализируется на: нефтяной промышленности, нефтехимии, металлургии, машиностроении, сельское хозяйство (дает сырье для пищевой и легкой промышленности)

Курганская область специализируется на: добыче урана, металлургии, машиностроении, химической промышленности и сельском хозяйстве.

Республика Удмуртия специализируется на: металлургии, машиностроении, лесозаготовках и деревообрабатывающей промышленности.

Республика Башкортостан специализируется на: добыче и переработке нефти, машиностроении, деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве.

Нанесите на контурную карту центры субъектов РФ, входящих в состав Уральского экономического района, покажите специализацию каждого из 6 субъектов РФ.

Задание 4: (Ф) Обсудить с классом и сделать выводы о специализации всего Уральского экономического района, определив самые важные и значимые отрасли, получившийся ответ сформулировать в виде вывода. Вывод записать в тетрадь.

Вывод об отраслях специализации Уральского экономического района: Уральский экономический район специализируется на

металлургии (черной, цветной, передельной), машиностроении, добыче и переработке нефти, химической промышленности, заготовке и переработке древесины, сельском хозяйстве, поставляющем сырье для пищевой и легкой промышленности, добыче и обогащении урана, атомной промышленности. В последнее время в районе активно развивается туризм.

Исследование завершено, выводы сделаны! А правильные ли они?

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши выводы, я приглашаю вас на фотоэкскурсию по Свердловской, Челябинской областям и Пермскому краю (фото июль 2007 года автор фото Королева Т.В.) Пока мы путешествуем, вы вспомните

что такое: металлургическая база, обогащение, комбинат, передельная металлургия.

Блиц опрос после просмотра фото: что такое: металлургическая база, обогащение, комбинат, передельная металлургия.

Как вы думаете: при такой нагрузке на район существуют ли здесь какие-либо проблемы? Может быть вы увидели эти проблемы во время нашего фото путешествия? Давайте попробуем их назвать….

1.Загрязнение воздуха, почвы выбросами металлургии и химической промышленности ____________________________________________________

2. Не хватает воды, в том числе и питьевой _______________________________

3.Отчуждение земель под терриконами, карьерами _____________________

4. Радиоактивное загрязнение воды и почвы___________________

Этап IV. Диагностика качества освоения темы

У каждого есть карточка с заданием: продолжи предложение:

  • Соликамск – это________________________________________
  • Нижний Тагил – это_____________________________________
  • Златоуст – это__________________________________________
  • Пермь – это___________________________________________
  • Ижевск – это___________________________________________
  • Курган – это___________________________________________
  • Челябинск – это________________________________________
  • Екатеринбург – это_____________________________________

2 варианта проведения:

V этап. Рефлексивная деятельность

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности ;
  • оценивать результат учебной деятельности.

(И) у каждого карточка

Задание (самооценка). Ответьте на вопросы:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе работы с материалами учебника;

б) с работой в интернет-ресурсах;

в) требующими определения причинно-следственных связей;

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

в) нашел иной выход (укажи какой)

Если вы согласны с мнением класса, то можете выставить данную оценку себе в дневник, а дневник подать мне на подпись.

Повторить материалы темы по учебнику.

Литература и сайты

1. География 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Алексеев А.И. и др – 7-е изд. Перераб. – М. Просвещение, 2019 239 с.: ил. Карт. – Полярная звезда.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа.

Челябинская область

Челябинская область — общая информация
Челябинская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.

Дата образования – 17 января 1934 года.

Площадь — 88.5 тыс. кв.км.
Протяженность: С севера на юг — 490 км. С запада на восток — 400 км. Общая протяжённость границ составляет 2750 км.

Население — 1092,5 тыс. чел ( данные 2008 г.)
Плотность населения — 39,6 чел. на 1 кв.км.
Доля городского населения — 81,4 %, сельского — 18,6 %.

Административный центр — город Челябинск.

По характеру поверхности выделяют две части: западную, с грядовохолмистым рельефом и восточную — равнинную, с многочисленными впадинами, пологими гривами и межгривенными понижениями.

Горная часть Челябинской области занимает южный, наиболее низкий и узкий участок Среднего Урала и северную, наиболее широкую и высокую часть Южного Урала Географическая граница между ними — гора Юрма, которая является северным форпостом южной высокогорной зоны. Самая высокая точка на территории Челябинской области — гора Нурлат (1406 м).

Границы :
На севере — со Свердловской областью.
На востоке — с Курганской.
На юге — с Оренбургской.
На западе — с Башкортостаном.
На юго-востоке — с Казахстаном.

Климат
Климат континентальный. Зима холодная, продолжительная. Средняя температура января от -15 °С на северо-западе до -17 °С на юго-востоке Лето тёплое, на юго-востоке жаркое. Средняя температура июля 16 °С на северо-западе и 18 °С на юго-востоке. Продолжительность вегетационного периода 130 — 150 суток соответственно. Осадков от 600 мм в горной части до 350 мм в год на равнинах; максимум приходится на лето.

Водные реурсы
Большая часть территории области относится к Обскому бассейну. На восток, в Тобол и его притоки, течёт большинство рек Челябинского Зауралья: Синара, Теча, Миасс, Увелька, Уй, Тогузак, Карталы-Аят, Синташта и другие.

В пределах области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Реки в сосновном маловодны. Рек длиной более 10 км насчитывается в области 348, их суммарная длина составляет 10 235 км. Протяженность свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка — имеют в пределах области длину более 200 км. Многочисленны озёра с пресной и солёной водой, наиболее крупные из которых — Увильды, Иртяш, Тургояк, Большие Касли, Чебаркуль.

Растительный мир
В Челябинской области можно встретить почти все типы растительности, распространённые в умеренной и арктической зонах России. Южный Урал является местом контакта трёх ботанико-географических областей: Европейской, Сибирской и Туранской (Среднеазиатской).

Растительность Челябинской области также делится на три зоны — горно-лесной, лесостепной и степной. Это обуславливает большое разнообразие видов на территории области. Растительность горно-лесной зоны включает западные и северо-западные районы области, куда входят подзоны: смешанных хвойно-широколиственных лесов, светло-хвойных сосновых и лиственничных лесов, темнохвойных елово-пихтовых лесов, подгольцевые луга и редколесья а также гольцы (горные тундры).

Растительность лесостепной зоны включает центральную и северо-восточную, восточную части области (от реки Уй на север), с преобладанием лесов из берёзы и осины.

Растительность степной зоны (южнее реки Уй) включает разнотравно-ковыльные луговые степи, кустарниковую растительность по балкам и низинам, островные боры, каменистые степи. Леса занимают более 25% территории области.

Животный мир
Природные условия лесной зоны очень благоприятны для жизни многих животных, особенно крупных видов: парнокопытных, хищных, грызунов и птиц. В лесу более обильны кормовые ресурсы для всех его обитателей. Лес хорошо укрывает животных от зимней стужи. Наиболее характерным для лесной и лесостепной зон области из крупных животных является лось, который выбирает летом болотистые места и лесные берега рек и озер, а зимой сухие водоразделы.

В горно-лесной зоне встречается бурый медведь. Большим хищником лесов является рысь. Нередко рысь уничтожает зайцев, глухарей и куропаток, нападает и на человека. В горно-лесной зоне живут такие ценные пушные звери, как хорек черный, ласка, выдра, куница лесная, пушистый колонок, европейская норка, горностай, лисица обыкновенная и другие. Так же легко, как и по земле, бегают по деревьям белка, полосатый бурундук и белка-летяга.

Из птиц типично таежными видами являются глухарь, рябчик, клесты, кедровка, свиристель, мохноногий сыч, дятел и очень широко распространенный зяблик, который составляет не менее 30% птичьего населения леса.
В полосе смешанных и лиственных лесов среди куриных птиц наиболее распространены тетерев-косач и серая куропатка.

В лесных массивах степной зоны, таких, например, как Джабык-Карагайский бор, из крупных животных можно встретить тех же представителей, с которыми мы познакомились в горно-лесной и лесостепной зонах, а именно: лося и сибирскую косулю. Последняя, к слову сказать, здесь встречается даже чаще, чем в горно-лесной зоне.

Из крупных хищников распространены больше, чем в лесной зоне, волк и обыкновенная лисица. Кроме того, здесь обитает типично степной вид лисицы — корсак. По размерам он меньше обыкновенной лисы и имеет более серебристый мех.

Грызуны наиболее широко распространены именно в зоне степной. Они представлены многими семействами и видами: суслик, сурок (байбак), тушканчик, хомяк, водяная крыса и много различных видов мышей.
Из птиц наиболее характерными для зоны являются дрофа, стрепет, серая куропатка, перепел, жаворонок и хищные степные орлы, коршуны, ястребы и т. д.

Читайте также: