Пороки чиновничества в поэме мертвые души конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В книге ясно прослеживается, что чиновничество заражено такими неприятными и разлагающими грехами, как: мздоимство, кумовство, эгоизм, себялюбие, гордость, тщеславие, стремление к непомерным и бессмысленным амбициям.

Чичиков и сам по всему повествованию не вызывающий теплых чувств у читателя, становиться в конце книги просто жертвой социума и обстоятельств, продуктом разложения общества.

Морально-нравственные падения в высшем свете можно увидеть, если разобрать образы помещиков в книге, как имеющих особую власть. На первый взгляд юмористические, гротескные образы помещиков будут показывать основные типажи, которые в реальности, конечно же, далеко не всегда бывали чистыми, обычно один какой-нибудь помещик сочетал в себе и те и иные черты. Манилов показывает бессмысленную активность и бескрайнюю глупость, Собакевич – жестокость и своеобразную твердолобость, Ноздрев – безбашенность и безответственность, Плюшкин – ничем не мотивированную жадность. Коробочка показывает одновременно и подозрительного, сомневающегося в своих действиях, но весьма рачительного хозяина. На фоне остальных героев романа она наиболее безобидна, хотя тоже имеет свои отрицательные черты.

Все эти типы поведения Гоголь видел в своих современниках, высмеивал, по доброму, потому что хотел искоренить.

Отдельной линией можно проследить в повествовании отношение женщин к Чичикову в высшем свете. Те, кто раньше его не замечал, после приобретения им, как они думали, материальных благ, стал проявлять к нему повышенный интерес. Гоголь ставит вопрос перед читателем – высоко ли ценить чувства женщин, если они внезапно просыпаются после определенных изменений в финансовом статусе? Вопрос скорее риторический.

Пороки чиновничества и высшего света в целом, при первом прочтении можно не увидеть, они встают перед глазами читателя при втором или третьем прочтении. Это говорит о том, что автор столь живописно и грамотно зашифровал основной смысл, что он кажется лишь фоном для развития цепи витиеватых событий.

Второй том романа, который изначально задумывался автором, по его высказываниям, должен был еще больше обличить чиновников и помещиков.

2 вариант

Особое место в поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь уделяет чиновникам города N/ И, хотя их образы представлены не так четко и ярко, как образы помещиков, бюрократы в произведении также обладают запоминающимися чертами.

Первое знакомство читателей с чиновниками происходит в начале поэмы, когда только что прибывший в город Чичиков наносит им визиты. Здесь образы бюрократов представлены не ясно, они носят собирательный характер. Более подробно о чиновниках читатель начинает узнавать с седьмой главы поэмы. Чичиков, спешащий документально оформить покупку крепостных, отправляется в “присутственные места”. Здесь он долго не может найти чиновника, занимающегося продажей крепостных. Бюрократы отправляют его от одного стола к другому, что говорит об их халатном отношении к работе. Наконец, Чичиков попадает к Ивану Антоновичу, занимающегося крепостями. Но “кувшинное рыло не торопится помогать герою, дела по оформлению покупки крепостных начинают происходить только после того, как Чичиков дает чиновнику взятку. Таким образом, бюрократический аппарат города N построен на взяточничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Трудно представить, как приходится простым обывателям, терпящим несправедливость со стороны чиновников. Так благодаря знакомству Чичикова с председателем с него взяли пошлинных денег только половину, а другая половина была отнесена на счет другого просителя.

Собакевич плохо отзывается о чиновниках, он говорит о них, как о ворах и бездельниках, “даром бременящих землю”. Помещик характеризует прокурора, как человека “праздного”, за которого все дела делает нечестный на руку стряпчий. Также из речи Собакевича становится известно о инспекторе врачебной палаты, который большую часть времени проводит дома, если не играет где-нибудь в карты.

Автор детально не описывает внешность чиновников поэмы “Мертвые души”. Это нравственно чёрствые, корыстные люди, для которых важную роль играет материальное положение. В сцене на балу у губернатора читатель видит своеобразный смотр этих “мертвых душ”. Балы и сплетни - основное времяпрепровождение чиновников.

В десятой главе Гоголь рассказывает о судьбе капитана Копейкина, потерявший на войне руку и ногу. Военный не может работать, чтобы прокормить себя. За помощью он обращается к чиновникам в Петербурге. Однако, человеку, защищавшему ценой собственной жизни родину, отказывают в помощи. Безразличие и черствость со стороны бюрократов пугает. Гоголь не случайно вводит в текст поэмы повесть о капитане Копейкине, тем самым он показывает, что не только в городе N творится своеволие и безнаказанность властей.

Также читают:

Картинка к сочинению Пороки чиновничества в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Сербский сражатель - важный герой в рассказе "Старый гений" талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе № 28

Тема: Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

· развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения;

· закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими

· развивать творческие способности учеников.

Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин.

1. Оргмомент .

2. Проверка домашнего задания .

А) выразительное чтение 1 явления 1 действия.

3. Новая тема.

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? (иронию и сатиру)

Давайте рассмотрим по словарю,что мы называем иронией? Что такое сатира? Юмор?

Юмор , -а,м. 1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. в искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.

Ирония – тонкая,скрытая насмешка.

Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние

\\прилагательное сатирический, -ая,-ое. С.жанр, С.стиль

5Явление 1 действия, 2 действие 8 явление

Беседа по вопросам учебника .

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?

Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?

Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.

Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?

Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?

Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.

Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

Развитие драматического конфликта

Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и – шасть…

Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва-ва- … ва-.

Работа в группах

Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)

Группа Городничего

Речи про себя

Говорит вслух

Ну, слава богу, деньги взял

Группа Хлестакова

Речи про себя

Говорит вслух

Да что же делать. я не виноват…Я, право, заплачу…

Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене

- Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

- Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

- Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

- Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего.

- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?

(Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

Давайте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

· низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

· скотская грубость перед низшими

Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной прием изображения помещиков в поэме – развернутые портреты, которым сопутствуют:

характеристика других персонажей, поведение героя во время сделки,

“ Приятная встреча”. Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр. Учтивый Беспечный Обходительный Манилов Пустослов Примитивный Характерны заискивающие манеры Слащавый Напускное глубокомыслие

“ Приятная встреча”.

Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. Прижимиста Глупа Коробочка Груба Жадна Предусмотрительна Настороженная Недоверчивая

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Предусмотрительна

Настороженная

Недоверчивая

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. Кутила, говорун Прожигатель жизни Пустой Ноздрев Вздорный Болтун, враль

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Кутила, говорун

Прожигатель

Болтун, враль

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме. Неотесан Груб Собакевич Плут Безжалостен Цепкий Обжора

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Безжалостен

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. Накопитель Раб вещей Плюшкин Мелочно подозрителен Предельно скуп Опустившийся человек Духовно и физически вырождающийся Потерян человеческий облик

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

подозрителен

Предельно скуп

Опустившийся

Духовно и физически

вырождающийся

человеческий

Приезд Чичикова в город N

Приезд Чичикова в город N

Система образов поэмы Ноздрев Коробочка Собакевич Помещики, деревенские жители Манилов Плюшкин Чичиков Губернатор Прокурор Чиновники, городские жители Полицмейстер Почтмейстер

Система образов поэмы

Помещики, деревенские жители

Чиновники, городские жители

Полицмейстер

Почтмейстер

Чиновники губернского города

На балу у Губернатора

Глава 7. В губернской канцелярии Что поражает читателя при описании автором канцелярии? Как встречают в канцелярии Чичикова?

Глава 7. В губернской канцелярии

Изображение Фемиды – богини правосудия

Почему Н.В. Гоголь использует карикатурное изображение Фемиды?

Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Как вспрыснули покупочку … приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на семгу, кто на сыр.

… приступили со всех сторон

с вилками к столу

и стали обнаруживать,

как говорится, каждый

свой характер и склонности,

налегая кто на икру,

кто на семгу, кто на сыр.


 Губернатор Какова характеристика Губернатора Маниловым? Собакевичем? Что говорит о предпочтениях Губернатора автор? Какой прием использует при этом? Как относятся к Губернатору чиновники?

Вывод об образе губернатора

Полицмейстер Алексей Иванович

Вывод об образе полицмейстера

Почтмейстер Почтмейстер - такой же небокоптитель, как и все. Он халатно относится к своим обязанностям: может раньше уйти с работы, участвует в незаконных пересылках. Какую историю расскажет почтмейстер губернскому обществу? Как это его характеризует?

Почтмейстер - такой же небокоптитель, как и все. Он халатно относится к своим обязанностям: может раньше уйти с работы, участвует в незаконных пересылках.

«Это, господа, судырь мой,

Прокурор Какая деталь используется автором в портрете прокурора? Как называет прокурора Собакевич? Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей? Что поражает читателя в смерти похорон прокурора? М.Шагал Смерть прокурора

  • Какая деталь используется автором в портрете прокурора?
  • Как называет прокурора Собакевич?
  • Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей?
  • Что поражает читателя в смерти похорон прокурора?

Вывод об образе прокурора Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему,

Вывод об образе прокурора

  • Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире".
  • Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела.
  • Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: ". зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает".
  • Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.

Чичиков собирается на бал

Чичиков собирается на бал

Гл. 8 Губернское общество Как проявит себя Чичиков на балу? Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество?

Гл. 8 Губернское общество

Появление Ноздрева на балу

Гл. 8 Дамы города N

Гл. 9 Дамы города N

Гоголь высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции. Гоголь раскрывает пустоту их бездуховность внутреннего мира.

Сплетни о Чичикове

Сплетни о Чичикове

Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация. А дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку.

Поместное дворянство в поэме.

А дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку.

Чиновники Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял:

Один говорил, что Чичиков

ассигнаций, и потом сам

прибавлял:"а может быть,

и не делатель"; другой

утверждал, что он чиновник

канцелярии, и тут же

присовокуплял: а впрочем,

на лбу ведь не прочтешь".

Ничтожность их бюрократического правления.

Не есть ли Чичиков переодетый Наполеон? Лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона.

Не есть ли Чичиков

Лицо Чичикова, если

он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона.

Кем предстает перед нами Чичиков? Антихрист Наполеон разбойник шпион фальшивомонетчик герой - любовник миллионщик завидный жених херсонский помещик преприятный человек подлец коллежский советник приобретатель господин средней руки хозяин

Кем предстает перед нами Чичиков?

господин средней руки

В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Вывод по теме урока

Уроки по творчеству Н.В. Гоголя включают в себя поурочные планы, задания для самостоятельной работы учащихся и вопросыдля проведения контрольного тестирования.

ВложениеРазмер
sistema_urokov_gogol.docx 90.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование уроков литературы

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской литературы;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения повести.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из повести.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя, карточки-информаторы

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Данная повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии русского человека первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.

1. На примере жизни Гоголя расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.

2. Проследите за становлением личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово преподавателя.

Главный прием, который использует автор, - гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.

3. Главный герой повести Акакий Акакиевич символизирует систему отношений между людьми. Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.

4. Образ стихии – разгулявшейся и разыгравшейся – становится все более угрожающим:

1) земные разбойники срывают с него шинель в центре Российской империи;

2) издевательства сослуживцев над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом.

2) шинель – символ обожествленной им и защищающей его государственности.

IV. Комментированное чтение отдельных глав.

V. Заключительный этап урока.

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?

2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

3. Из переписки с В.А. Жуковским:

1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,

письма Белинского к Гоголю).

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.

V. Заключительный этап урока.

Стр. 152. Читать главы 1 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: проанализировать первые главы поэмы на основе комментированного чтения;

совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

формировать навыки культуры речи и культуры общения.

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок комментированного чтения.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

3. Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?

5. Рассказать об одной встрече Чичикова с помещиками (по предложенному плану).

План раскрытия темы

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

III. Изучение нового материала на основе комментированного чтения

1 – 3 глав поэмы.

А. План раскрытия темы урока.

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей Руси. Образованность и изысканность вкуса более подчеркивают внутреннюю пустоту. Это те же потемкинские деревни. Все безжизненно, жалко, мелко.

Работа над термином Антипод – полная противоположность другому.

Во внешности Коробочки угадывается личность, склонная к особым действиям, чтобы выгода была прибыльной. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью Коробочки образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков готов расшибиться (зачитать отдельные фрагменты из 3-й главы).

Вывод: И Манилов, и Коробочка – бесхозяйственные помещики, которые живут в каком-то вымышленном мире. Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

3. Авторская позиция в поэме.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

2 Повторим изученное Основной прием изображения помещиков в поэме – развернутые портреты, которым сопутствуют: интерьер, детали, характеристика других персонажей, поведение героя во время сделки, говорящие имена.

3 Манилов Учтивый Беспечный Обходительный Примитивный Пустослов Слащавый Характерны заискивающие манеры Напускное глубокомыслие Приятная встреча. Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

4 Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. Коробочка Настороженная Груба Прижимиста Глупа Недоверчивая Жадна Предусмотрительна

5 Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. Ноздрев Кутила, говорун Прожигатель жизни Вздорный Болтун, враль Пустой

6 Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад облить грязью всех знакомых за обильным ужином в своём доме. Собакевич Обжора Цепкий Безжалостен Неотесан Груб Плут

7 Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. Плюшкин Мелочно подозрителен Духовно и физически вырождающийся Потерян человеческий облик Раб вещей Накопитель Предельно скуп Опустившийся человек

8 Приезд Чичикова в город N

9 Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

12 Глава 7. В губернской канцелярии Что поражает читателя при описании автором канцелярии? Как встречают в канцелярии Чичикова?

18 Губернатор Какова характеристика Губернатора Маниловым? Собакевичем? Что говорит о предпочтениях Губернатора автор? Какой прием использует при этом? Как относятся к Губернатору чиновники?

22 Почтмейстер Какую историю расскажет почтмейстер губернскому обществу? Как это его характеризует? Почтмейстер - такой же небокоптитель, как и все. Он халатно относится к своим обязанностям: может раньше уйти с работы, участвует в незаконных пересылках.

24 Прокурор Какая деталь используется автором в портрете прокурора? Как называет прокурора Собакевич? Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей? Что поражает читателя в смерти похорон прокурора? М.Шагал Смерть прокурора

25 Вывод: Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: ". зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, это густыми черными бровями.

27 Чичиков собирается на бал

28 Гл. 8 Губернское общество Как проявит себя Чичиков на балу? Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество?

29 Появление Ноздрева на балу

30 Как реагирует Чичиков на появление Ноздрева? Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему?

31 Гл. 8 Дамы города N Что составляет мир интересов дам губернского общества? Что особенного отмечает Н.В.Гоголь в речи дам?

33 Сплетни о Чичикове

35 Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял:"а может быть, и не делатель"; другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской канцелярии, и тут же присовокуплял: а впрочем, черт его знает, на лбу ведь не прочтешь". Чиновники Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления.

36 Лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона. Не есть ли Чичиков переодетый Наполеон?

37 господин средней руки преприятный человек херсонский помещик коллежский советник Наполеон фальшивомонетчик шпион разбойник Антихрист миллионщик герой - любовник завидный жених подлец приобретатель хозяин Кем предстает перед нами Чичиков?

38 В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Читайте также: