Конспект урока класс двудольные растения семейства крестоцветные и розоцветные

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: научить распознавать по внешним признакам растения семейств: крестоцветных, розоцветных, паслёновых.

- закрепить знания по признакам класса и семействам;

- изучить характерные признаки растений крестоцветных, розоцветных, паслёновых;

- учить определять по внешним признакам представителей данных семейств;

- формировать умения работать по заданному алгоритму;

- развивать логическое мышление, правильно определять свой уровень учебных достижений

Оборудование: таблицы на печатной основе, гербарии, дидактические карточки-инструкции с заданиями.

1. Систематизация знаний по предыдущему материалу.

а. Понятийный диктант.

Объясните следующие понятия. (Записать на доске)

Отдел покрытосеменные, обоеполые цветки, двойной околоцветник, чашечка, венчик, пестик, тычинка, класс растений.

б. Рассмотрите рисунок.

Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.


Признаки однодольных и двудольных растений.

2. Проверка заполнения таблицы. (За правильно выполненное задание поставьте 1 балл.)

2.1. Введение в изучение темы. (Рассказ учителя)

Каждый класс растений включает в себя большое количество семейств по определённым родственным признакам.

2.2. Из перечисленных признаков укажите те, которые указывают на принадлежность к семейству. Выбранные признаки подчеркните.

Плоды, особенности стебля, особенности листа, особенности строения цветка, количество семядолей в зародыше, особенности строения корневой системы, жилкование листа, расположение листьев на стебле.

Проверка выполнения задания. (За правильно выполненное задания поставьте 1б).

3. Работа над формированием новых знаний.

3.1. Создание проблемной ситуации через решение творческой задачи.

“Ученики получили задание: изготовить гербарий из дикорастущих растений произрастающих на заброшенных участках. Букет состоял из следующих растений: сурепка обыкновенная, ярутка полевая, лапчатка прямостоячая, шиповник коричный, клевер ползучий, белена чёрная, дурман вонючий. Во время работы один из учеников почувствовал себя плохо. Вызванный врач поставил диагноз – отравление. Причиной отравления оказались растения. Чего не знали ученики?”

3.2. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.

Чтобы не случилось такого с вами необходимо хорошо изучить признаки некоторых растений наиболее часто встречаемых, а также знать их использование и к каким семействам они относятся.

3.3. Организация работы над изучением нового материала.

Изучить характерные признаки семейств поможет исследование “Выявление признаков семейств по внешнему строению растения”. Для выполнения работы имеется дидактическая карточка № 1 “Семейство крестоцветные”, № 2 “Семейство розоцветные”, №3 “Семейство паслёновыё”. Проверьте их наличие. Порядок проведения исследования будете проводить согласно инструкции в карточке “ Учёта знаний”. Работаете в парах. Начало изучения: признаки растений семейства крестоцветных. Выполните последовательно задания карточки-инструкции. Полученные данные внесите в таблицу. Выполнение работы поэтапное. После изучения растений каждого семейства проверка, оценивание. (Обучающиеся ставят 1б за правильно выполненное задание). Карточка-инструкция – это руководство к действию для изучения каждого семейства.

Вернёмся к растениям, собранным ребятами в гербарий и ответим на поставленные вопросы.

- К каким семействам относятся перечисленные растения?

- Какие растения оказались ядовитыми? К какому семейству они принадлежат? (Если учащиеся затрудняются ответить можно выдать краткую ботаническую справку).

5. Беседа с учащимися о вреде курения.

6. Выставление оценок по количеству набранных баллов.

Критерии (записать на доске)

5-6 бал - оценка “5”,

4 бал - оценка “4” и т.д.

7. Домашнее задание – творческое на выбор.

1) Составить краткую ботаническую справку по крестоцветным и розоцветным.

1. Рассмотрите цветок.

- Какой околоцветник: двойной или простой. Подчеркни.

2. Подсчитайте и запишите число чашелистиков.

3. Рассмотрите чашелистики.

- Срастаются ли они между собой?

- Как называется чашечка такого цветка. Подчеркни правильный ответ.

А) сростнолепестная Б) раздельнолепестная

4. Подсчитайте и запишите число лепестков.

5. Рассмотрите венчик.

- Срастаются ли между собой лепестки?

- Как называется венчик такого цветка? Подчеркни правильный ответ

6. Подсчитайте число тычинок и запишите.

- Все ли тычинки одинаковы по размерам?

7. Рассмотрите строение пестика. Запишите его количество.

8. Рассмотрите строение плода. Дайте название плоду.

9. Запишите формулу цветка.

10. Откройте учебник на стр. 81, 82. Выпишите названия растений, изученных семейств.

11. Полученные данные внесите в итоговую таблицу.

Среди растений семейства паслёновых много пишевых культурных растений, а также много ядовитых. Наиболее важными являются: табак, дурман, белена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: сформировать знания об основных признаках растений семейств: крестоцветных и розоцветных. Изучить особенностями их строения, многообразия и значения.

- продолжить формирование умений наблюдения за естественными объектами;

- сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству, классу.

– развивать логическое мышление: умение сравнивать, обобщать полученные знания о биологических объектах;

– формировать практические умения;

– развивать познавательный интерес к объектам окружающей среды.

– воспитывать творческий и исследовательский подход в решении новых познавательных и практических задач;

– способствовать воспитанию у учащихся интереса к биологическим наукам

Тип урока (по целям): комбинированный.

Вид урока (по форме проведения): урок с элементами практической работы.

Методы обучения : словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Методы опережающего обучения.

Формы организации учебной деятельности : беседа, работа с компьютерной презентацией, практическая работа. Работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя : сотрудничество, соучастие.

Формируемые компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные.

Проверка знания домашнего задания .

- Почему необходима классификация растений?

- Какие единицы систематики вы знаете?

- Что такое вид и сорт? В чем их отличия?

- По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

III . Изучение нового материала.

Общая характеристика растений семейства крестоцветных.

К семейству крестоцветных относится более 3000 видов растений . Объясните пожалуйста, почему семейство получило такое название? (У всех растений этого семейства околоцветник состоит из 4-х лепестков и 4-х чашелистиков, расположенных крест-накрест.). Отсюда и название семейства. Внутри околоцветника 6 тычинок окружают один пестик. Давайте поработаем с макетом цветка капусты и попробуем составить формулу цветка (Формула *Ч 4 Л4Т2+4П1) .

Опыление перекре стное, осуществляется с помощью различных насекомых, у некоторых видов возможно самоопыление. Цветки мелкие или средней величины часто собраны в кистевидные соцветия. После опыления и оплодотворения образуются плоды. Плод у растений семейства крестоцветных? (стручки). Жизненная форма - травы. А какова их роль в природе и жизни человека и в твоей жизни?

Общая характеристика растений семейства розоцветных.

Учитель : Предлагаю выполнить практическую работу:

(Перед началом проводится инструктаж о безопасной работе с препаровальными иглой и ножом)

– предварительно размоченный плод шиповника и сливы разрежьте препаровальным ножом, и рассмотри под лупой его внутреннее строение.

Что находится внутри плода? Ответ учащегося: У сливы семя в косточке, у шиповника - семена (?) Так ли это?

Учитель : обратите внимание на слайд. Сколько пестиков у цветка сливы и шиповника? (У сливы один, у шиповника - много).

Учитель : Во что превращается пестик (завязь) после опыления?

Учащиеся : В плод.

Учитель : Значит. То, что вы принимали за семена у шиповника, оказалось плодами. Плод называется – орешек. Посмотрите, как выглядит плод шиповника под микроскопом, четко видны; столбик и завязь пестика. Плод у сливы – костянка

У семейства розоцветных имеются и другие плоды. Так, какая же, формула цветка семейства розоцветных (1 из учащихся пишет на доске).

Жизненная форма растений разнообразна. Каково же значение растений данного семейства для природы и в жизни человека?

IV . Закрепление материала.

Давайте вернемся к целям нашего урока. Насколько мы их выполнили, сейчас проверим. В своей работе используйте данные таблицы, заполненной Вами на уроке. Я предлагаю Вам небольшую тестовую работу:


В уроке приводятся основные характеристики семейств Крестоцветные и Розоцветные. Вы познакомитесь с особенностями строения цветка и плодов данных семейств, а также с их представителями. В данном уроке приводятся следующие понятия: цветок, формула цветка, стручок, плод-орешек, плод-многоорешек, плод-многокостянка, плод-костянка, плод ― яблоко.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные"

Класс Двудольные включает семейства: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Бобовые (Мотыльковые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) и др.

Класс Однодольные включает семейства: Лилейные, Злаковые (Мятликовые) и др.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки.

Сегодня на уроке мы изучим основные характеристики семейств Крестоцветные и Розоцветные.

У цветковых растений основными отличительными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Вспомним строение цветка.

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, ― цветоложем. Наружные листочки ― чашелистики ― образуют чашечку. Внутренние листочки ― это лепестки, которые составляют венчик цветка.

Многочисленные тычинки окружают пестик. Пестик и тычинки ― это главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник.

У каждого семейства цветковых определённое строение цветка. Соответственно, у каждого семейства есть своя формула.


Вспомним что при составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается большой ― буквой О, чашелистики ― буквой Ч, лепестки ― Л, тычинки ― Т, пестик ― П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком (бесконечности).

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в () скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, а неправильный ― стрелкой вверх , однополые мужские (тычиночные) цветки ― обозначают символом Марса , а женские (пестичные) ― символом Венеры.

Перед вами формулы тычиночного и пестичного цветка ивы.

Семейство Крестоцветные по-другому ещё называют семейством Капустные.

Данное семейство включает около 3200 видов растений.

В семейство Крестоцветные входят редька дикая, ярутка полевая, желтушник левкойный, гулявник лекарственный и др. Также среди крестоцветных много ценных овощных и кормовых культур ― редька, турнепс, брюква, редис; масличных ― рапс, рыжик; декоративных ― левкой, алиссум и др.


Название семейства связано с особенностями строения цветка. Его четыре лепестка расположены крестообразно. Чашечка также с четырьмя чашелистиками. Пестик один, а тычинок шесть, две из которых короткие, а четыре длинные.

Формула цветка крестоцветных выглядит так: *Ч4Л4 Т 4 + 2 П1.

Диаграмма цветка показывает число, размеры и взаимное расположение частей, наличие и отсутствие срастаний, а также строение завязи.

Обычно мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.

Плоды представляют собой стручки или так называемые стручочки (короткие стручки). Длина стручков не более чем в 2―3 раза превышает их ширину.

Расположение листьев очерёдное, либо в прикорневой розетке.

Корневая система стержневого типа. У ряда представителей крестоцветных образуются корнеплоды.

Рассмотрим некоторых представителей семейства Крестоцветные.

Редька дикая имеет прямостоячий стебель, покрытый внизу волосками. Расположение листьев очерёдное. Цветки обычно жёлтые, относительно крупные.

У сурепки обыкновенной цветки мельче, чем у дикой редьки. За лето она успевает образовать плоды и семена, которые прорастают осенью этого же года. При этом образуется растение с коротким стеблем и розеткой листьев. А уже весной следующего года развиваются длинные обычные побеги.

У пастушьей сумки цветки мелкие и белые. Стручочки напоминают треугольные сумочки. За одно лето сменяется несколько поколений пастушьей сумки, так как она быстро цветёт и плодоносит.

Семейство Розоцветные. Данное семейство объединяет около 3 тыс. видов. Растения, принадлежащие семейству Розоцветные, широко распространены и очень разнообразны. Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья.

К этому семейству относятся многие плодово-ягодные и декоративные растения, например яблоня, абрикос, черёмуха, рябина и многие другие. Из дикорастущих травянистых растений в семейство Розоцветные входят, например, различные виды лапчаток и др.

Несмотря на большое разнообразие, растения семейства Розоцветные имеют сходное строение цветка.

Цветок розоцветных — обоеполый, обычно с двойным околоцветником, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (иногда 4 или 6) лепестков. Чашечка часто бывает двурядной ― с так называемым подчашием.


Венчик околоцветника, как правило, состоит из 5 яркоокрашенных и нередко ароматных лепестков.

Тычинок в цветках большинства розоцветных много ― от одного до нескольких десятков. Пестик может быть один (например, в цветках яблони, сливы, вишни) или их может быть много (например в цветках малины, земляники, шиповника).

Таким образом, в зависимости от числа пестиков формулы цветка розоцветных могут быть такими: *Ч5Л5 Т, П, *Ч5Л5 Т П1 или

*Ч5 + 5Л5 Т П .

Типичный представитель розоцветных ― кустарник шиповник, или дикая роза. Его цветки обладают сильным ароматом. Двойной околоцветник шиповника образован 5 чашелистиками и 5 крупными лепестками, тычинок и пестиков много. Формула цветка выглядит так: *Ч5Л5 ТП Цветки имеют вздутое бокаловидное цветоложе.

После оплодотворения каждый пестик шиповника превращается в плод-орешек, а все они оказываются внутри разросшегося цветоложа, образуется плод-многоорешек.


Плоды шиповника богаты многими витаминами, особенно витамином С.

Много пестиков и в цветке малины. Из них образуются сочные костянки ― элементы плода-многокостянки.

Плоды малины имеют приятный сладкий вкус и обладают целебными свойствами. Их используют в свежем виде, варят варенье, сушат.

Малина обыкновенная — это кустарник, который размножается в основном корневыми отпрысками. В первый год жизни у неё формируются длинные (до 1,5 м) вегетативные побеги. Они перезимовывают в безлистном состоянии и на втором году жизни образуют генеративные побеги, плоды и семена. А затем эти побеги отмирают.

Другие розоцветные (вишня, слива, абрикос и др.) имеют цветки с одним пестиком. Из его завязи образуется плод-костянка.

Особый вид плода ― яблоко ― развивается у боярышника, рябины, груши, яблони.

Яблоня ― это самое распространённое среди плодово-ягодных растений семейства Розоцветные, о чём свидетельствует многообразие её сортов (около 20 тыс.).

Размножают сорта яблони с помощью прививок.

Русский биолог и селекционер, Иван Владимирович Мичурин вывел свыше 40 сортов яблонь и не только. Скрещивая французский сорт груши Бере рояль с дикой уссурийской и выращивая сеянцы в условиях средней полосы России, Мичурин создал сорт Бере зимняя, сочетающий высокие вкусовые качества плодов с зимостойкостью.

Яблоня — это дерево средней величины с простыми листьями. Её цветки — крупные, белые или розово белые, собраны в соцветие щиток.

Ещё, один представитель семейства Розоцветные ― это слива. Цветки её белые в небольших щитковидных соцветиях.

Плоды — удлинённые костянки длиной 2–7 см, могут быть очень разнообразные по цвету.

Яблоня и слива — хорошие медоносы: 1 гектар сада даёт от 15 до 40 кг мёда. Их плоды имеют приятный вкус и содержат много витаминов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: систематизировать знания о классификации растений, о признаках класса двудольные, формировать представление о растениях семейств крестоцветные и розоцветные, их отличительных признаках, значении в природе и жизни человека, научить составлять морфологическое описание растений.

Классификация растений

Единицы систематики растений Империя – все живые организмы Надцарство – эукариоты ( ядерные организмы ) Царство – Растения Отдел - Покрытосеменные (Цветковые) Класс – Двудольные и Однодольные Порядок Семейство Род Вид

Единицы систематики растений

Империя – все живые организмы Надцарство – эукариоты ( ядерные организмы ) Царство – Растения Отдел - Покрытосеменные (Цветковые) Класс – Двудольные и Однодольные Порядок Семейство Род Вид

Читайте также: