Однородные чл предложения 4 класс конспект и презентация
Обновлено: 07.07.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
предложения, соединённые союзами
Русский язык 4 класс
учитель начальных классов
Двадцать первое сентября.
Классная работа.
Сижу правильно, пишу красиво!
Упражнение в чистописании по образцу учителя
Что обозначают эти записи?
По какой теме нам помогут работать союзы?
Однородные члены предложения
Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Перечислите признаки однородных членов предложения
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же слову
Являются одним членом предложения
Являются одной частью речи
Произносятся с интонацией перечисления
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
- Когда между однородными членами предложения запятая не ставится?
Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.
- Чем осложнены данные предложения?
- Какими союзами соединены однородные члены?
Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя попущенные буквы!
Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.
Подчеркните однородные члены предложения
Книги не говорят, а правду сказывают. Зазнайство не возвышает человека, а унижает. Месяц светит, но не греет. Кошка спит, а мышку видит.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Однородные члены предложения.docx
Тарского муниципального района
Проект урока русского языка в 4 классе
Учитель начальных классов
Никитина Ирина Викторовна
I . Самоопределение к деятельности.
Эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
Дети записывают в тетрадях
II . Актуализация знаний
- Прочитайте строки из стихотворения Н. Грекова
Зарумянилась вишня и слива.
Налилась золотистая рожь.
Спишите предложения и подчеркните грамматическую основу.
- Чем отличаются предложения друг от друга по составу?
- Подумайте, можно ли считать первое предложение распространённым?
Дети читают строки из стихотворения
III . Постановка учебной задачи
- Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?
- Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить.
Чтение стихотворения учащимися.
Обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.
IV . Открытие нового знания.
Работа в группах, на партах лежат вопросы
1. Что необычного в этом стихотворении?
2. Какую грамматическую основу предложения вы выписали?
3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
5. С какой интонацией они читаются?
6. Как называются подобные члены предложения?
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
- Сформулируйте тему урока. Открыть табличку №3.
Итак, тема нашего урока:
- А как вы думаете, что нам надо знать об однородных членах предложения и чему мы должны научиться на уроке?
2. Правильно расставлять знаки препинания.
3. Употреблять в своей речи.
- А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест. - А я обращаю ваше внимание на следующий слайд.
Итак, мы с вами успешно прошли первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля
Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:
- словесные (во время объяснения нового материала),
- наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
- практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.
Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 минута)
1 слайд
2. Актуализация знаний (5 минут)
Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.
2 слайд
(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)
(учащиеся ставят + или – в тетради)
В слове елка 5 звуков. (+)
В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)
Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)
В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)
Все существительные изменяются по числам (-)
Слова вредный-полезный – антонимы (+)
Взаимопроверка (3 слайд):
- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)
- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).
Высказывание
До изучения темы
После изучения темы
1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.
2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены.
3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.
5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой.
3. Самоопределение к деятельности (7 минут)
- Откройте учебник на стр. 25.
- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)
- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.
На 4 слайде - текст:
В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.
- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)
- Измените предложение, чтобы не было повтора.
(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
Проверка:
- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)
На слайде 5 - предложение:
- Прочитайте следующее предложение:
Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)
- Как можно изменить предложение?
(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.
- Спишите предложение. Подчеркните основу.
- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)
- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)
- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)
4. Изучение нового материала (12 минут)
Работа по учебнику
- Почему эти слова называются однородными членами?
Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6
- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.
- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).
По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).
- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.
Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)
- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.
Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.
5. Закрепление полученных знаний (12 минут)
Упражнение 35 стр. 28
- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.
(применение личностно-ориентированной технологии)
- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).
На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.
- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8
- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.
- Как бы вы помогли уточке?
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?
- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)
- Сделайте вывод по каждому из высказываний.
6. Проверочная работа (тест на карточках)
Данный тест можно провести, если останется время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.
- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).
- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)
Слайд 10
- Теперь я знаю…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
8. Домашнее задание (1 минута)
Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).
- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.
Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И.
Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался неплох!
Постановка цели.
Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока? (Однородные члены предложения)
Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)
Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)
Какие две проблемы возникают на уроке? ( Что надо знать и что надо уметь)
Что надо знать? (Признаки)
Назовите их. ( Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)
Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)
Повторение . Работа с учебником
Какие задачи нам предстоит решить? (Орфографические)
Какие орфограммы мы должны вспомнить? (Личные окончания глаголов, безударные гласные в корне слова)
Какую еще задачу надо решить? (Пунктуационную)
Что такое пунктуация? ( Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)
Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
Найти грамматическую основу.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,
А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.
Упражнение №259
Попловое вздрагива…т медленно раскачива…тся погружа..тся в воду. 2. Под снегом пряч..тся кустики брусники и веточки ч..рники. 3. По узким но крутым ложбинкам тороп…тся булька…т оз…рные ручейки.
Постановка учебной проблемы.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.
Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь ставить запятые. (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)
Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)
Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении?
( Посмотреть правило в учебнике; посмотреть, как написано в сказке
Откройте учебник. Прочитайте правило.
Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.
Подходит ли ранее изученное правило для нашего случая? (Нет)
При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.
Закрепление. Индивидуальная работа на карточках.
Расставьте запятые. Запишите схемы.
Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла.
В эту комнату толпою
И залают , и завоют,
И ногами застучат
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
К. Чуковский
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И стеклянной быть могу.
Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)
Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Что нового узнали об однородных членах предложения?
С каким новым знанием вы уходите с урока?
Что знали до этого урока? Что знаете теперь?
Слайд 1
Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И. Играева Ольга Анатольевна ГБОУ школа №212 Г. Санкт - Петербург
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
ЗНАТЬ УМЕТЬ 1. Признаки: 1.Находить •отвечают на один однородные и тот же вопрос; члены предложения. •относятся к одному члену предложения;
Слайд 5
И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищелкивать перстами И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.
Слайд 6
И царица хохотать , И плечами пожимать , И подмигивать глазами , И прищелкивать перстами , И вертеться подбочась , Гордо в зеркальце глядясь. И ,И ,И ,И ,И .
Слайд 7
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Встречали звери Новый год. Водили звери хоровод. Вокруг зеленой елки. Плясал и Крот И Бегемот И даже - злые Волки! , И ,И , ,И .
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Дама сдавала в багаж Диван Чемодан Саквояж Картину Корзину Картонку И маленькую собачонку. , , , , , И , , , , ,
Слайд 11
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова и волчица И жучок и червячок И медведица! И ,И ,И ,И ,И , , . , ,
Слайд 12
Слайд 13
Посмотреть, как соединены однородные члены предложения Интонация перечисления Союзы И (ДА=И) А, НО (ДА=НО) Повторяющи йся И Не ставим запятую Ставим запятую Ставим запятую
Слайд 14
Полный текст материала Конспект урока и презентация "Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И""; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Читайте также: