Однородные чл предложения 4 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

предложения, соединённые союзами

Русский язык 4 класс

учитель начальных классов

Двадцать первое сентября.

Классная работа.

Сижу правильно, пишу красиво!

Упражнение в чистописании по образцу учителя

Что обозначают эти записи?

По какой теме нам помогут работать союзы?

Однородные члены предложения

Что такое однородные члены предложения?

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Перечислите признаки однородных членов предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Относятся к одному и тому же слову

Являются одним членом предложения

Являются одной частью речи

Произносятся с интонацией перечисления

  • Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
  • Когда между однородными членами предложения запятая не ставится?

Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.

  • Чем осложнены данные предложения?
  • Какими союзами соединены однородные члены?

Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя попущенные буквы!

Книги (не) г … в … рят, а правду сказывают. Зазнайство (не) возвышает ч … л … века, а унижает. Мес … ц светит, но (не) греет. Кошка спит, а мышку видит.

Подчеркните однородные члены предложения

Книги не говорят, а правду сказывают. Зазнайство не возвышает человека, а унижает. Месяц светит, но не греет. Кошка спит, а мышку видит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Однородные члены предложения.docx

Тарского муниципального района

Проект урока русского языка в 4 классе

Учитель начальных классов

Никитина Ирина Викторовна

I . Самоопределение к деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

Дети записывают в тетрадях

II . Актуализация знаний

- Прочитайте строки из стихотворения Н. Грекова

Зарумянилась вишня и слива.

Налилась золотистая рожь.

Спишите предложения и подчеркните грамматическую основу.

- Чем отличаются предложения друг от друга по составу?

- Подумайте, можно ли считать первое предложение распространённым?

Дети читают строки из стихотворения

III . Постановка учебной задачи

- Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?

- Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить.

Чтение стихотворения учащимися.

Обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.

IV . Открытие нового знания.

Работа в группах, на партах лежат вопросы

1. Что необычного в этом стихотворении?

2. Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

5. С какой интонацией они читаются?

6. Как называются подобные члены предложения?

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

- Сформулируйте тему урока. Открыть табличку №3.

Итак, тема нашего урока:

- А как вы думаете, что нам надо знать об однородных членах предложения и чему мы должны научиться на уроке?

2. Правильно расставлять знаки препинания.

3. Употреблять в своей речи.

- А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест. - А я обращаю ваше внимание на следующий слайд.

Итак, мы с вами успешно прошли первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля

Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:

  • словесные (во время объяснения нового материала),
  • наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
  • практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

1 слайд

2. Актуализация знаний (5 минут)

Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.

2 слайд

(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)

(учащиеся ставят + или – в тетради)

В слове елка 5 звуков. (+)

В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)

Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)

В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)

Все существительные изменяются по числам (-)

Слова вредный-полезный – антонимы (+)

Взаимопроверка (3 слайд):

- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)

- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).

Высказывание

До изучения темы

После изучения темы

1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.

2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены.

3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой.

3. Самоопределение к деятельности (7 минут)

- Откройте учебник на стр. 25.

- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)

- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.

На 4 слайде - текст:

В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.

- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)

- Измените предложение, чтобы не было повтора.

(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

Проверка:

- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)

На слайде 5 - предложение:

- Прочитайте следующее предложение:

Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.

- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)

- Как можно изменить предложение?

(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)

- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)

- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)

4. Изучение нового материала (12 минут)

Работа по учебнику

- Почему эти слова называются однородными членами?

Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6

- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.

- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).

По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).

- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.

Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)

- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.

Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.

5. Закрепление полученных знаний (12 минут)

Упражнение 35 стр. 28

- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.

(применение личностно-ориентированной технологии)

- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).

На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.

- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8

- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.

- Как бы вы помогли уточке?

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?

- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)

- Сделайте вывод по каждому из высказываний.

6. Проверочная работа (тест на карточках)

Данный тест можно провести, если останется время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.

- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).

- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)

Слайд 10

  • Теперь я знаю…
  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось…

8. Домашнее задание (1 минута)

Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).

- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.

Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И.

Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался неплох!

Постановка цели.

Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока? (Однородные члены предложения)

Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)

Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)

Какие две проблемы возникают на уроке? ( Что надо знать и что надо уметь)

Что надо знать? (Признаки)

Назовите их. ( Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)

Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)

Повторение . Работа с учебником

Какие задачи нам предстоит решить? (Орфографические)

Какие орфограммы мы должны вспомнить? (Личные окончания глаголов, безударные гласные в корне слова)

Какую еще задачу надо решить? (Пунктуационную)

Что такое пунктуация? ( Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)

Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.

Найти грамматическую основу.

Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.

Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.

Если интонацией перечисления, то ставим запятую.

Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,

А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.

Упражнение №259

Попловое вздрагива…т медленно раскачива…тся погружа..тся в воду. 2. Под снегом пряч..тся кустики брусники и веточки ч..рники. 3. По узким но крутым ложбинкам тороп…тся булька…т оз…рные ручейки.

Постановка учебной проблемы.

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.

Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь ставить запятые. (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)

Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)

Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении?

( Посмотреть правило в учебнике; посмотреть, как написано в сказке

Откройте учебник. Прочитайте правило.

Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.

Подходит ли ранее изученное правило для нашего случая? (Нет)

При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.

Закрепление. Индивидуальная работа на карточках.

Расставьте запятые. Запишите схемы.

Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!

Река, распевая, несла

И синие льдины, и волны,

И тонкий обломок весла.

В эту комнату толпою

И залают , и завоют,

И ногами застучат

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
К. Чуковский

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И стеклянной быть могу.

Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)

Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Что нового узнали об однородных членах предложения?

С каким новым знанием вы уходите с урока?

Что знали до этого урока? Что знаете теперь?


Слайд 1

Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И. Играева Ольга Анатольевна ГБОУ школа №212 Г. Санкт - Петербург


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4

ЗНАТЬ УМЕТЬ 1. Признаки: 1.Находить •отвечают на один однородные и тот же вопрос; члены предложения. •относятся к одному члену предложения;


Слайд 5

И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищелкивать перстами И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.


Слайд 6

И царица хохотать , И плечами пожимать , И подмигивать глазами , И прищелкивать перстами , И вертеться подбочась , Гордо в зеркальце глядясь. И ,И ,И ,И ,И .


Слайд 7

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Встречали звери Новый год. Водили звери хоровод. Вокруг зеленой елки. Плясал и Крот И Бегемот И даже - злые Волки! , И ,И , ,И .


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Дама сдавала в багаж Диван Чемодан Саквояж Картину Корзину Картонку И маленькую собачонку. , , , , , И , , , , ,


Слайд 11

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова и волчица И жучок и червячок И медведица! И ,И ,И ,И ,И , , . , ,


Слайд 12


Слайд 13

Посмотреть, как соединены однородные члены предложения Интонация перечисления Союзы И (ДА=И) А, НО (ДА=НО) Повторяющи йся И Не ставим запятую Ставим запятую Ставим запятую


Слайд 14


Полный текст материала Конспект урока и презентация "Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И""; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: