Участие граждан в политической жизни 9 класс конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Факторы, влияющие на политическое участие.

  • Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
  • Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
  • Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
  • Уровень социально-экономического и материального развития общества.
  • Характер политических традиций.
  • Конкретная политическая ситуация.

Виды политического участия.

  • Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
  • Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • встречи с политическими деятелями;
  • участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Умения, необходимые для политических действий.

  • Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
  • Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
  • Умение разбираться в сути спора;
  • Умение защищать свои убеждения;
  • Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
  • Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.

Дополнительная информация.

Формы политического участия по количеству участвующих:

  • индивидуальные
  • групповые
  • массовые

Виды политического участия.

По степени вовлечённости в политический процесс:

По отношению к закону:

  • легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
  • нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По масштабу:

  • местное
  • региональное
  • национальное

По мотивам:

  • автономное (решаются местные вопросы)
  • мобилизационное (решаются общенародные вопросы)

По методам деятельности:

  • конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
  • неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока обществознания в 9 классе.

Тема урока: УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Задачи урока

1. Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

2. Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока

План изучения нового материала

1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Обращения в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Значение свободы слова.

6. Опасность политического экстремизма.

7. Политика — дело каждого?

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организовывает вводную беседу по следующим вопросам: в чём заключаются главные признаки демократического режима? Каковы взаимосвязи гражданского общества и государства? Назовите высшие органы государственной власти Российской Федерации.

Комбинированный урок

Изучение нового материала целесообразно предварить беседой по следующему вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? Если возникнут трудности, то имеет смысл выяснить у учащихся: что значит участвовать в управлении? В ходе беседы учитель подводит школьников к выводу о том, что участвовать в управлении — значит, во-первых, непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным); во-вторых, непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений; в-третьих, непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых, влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Дополнительный материал для учителя

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет, вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность — это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Характеристику избирательного права учитель даёт, ориентируясь на содержание параграфа.

1, 2, 3. Первый, второй, третий пункты плана могут быть изучены путём усвоения содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного.

4, 5. Четвёртый и пятый пункты плана могут быть изучены на основе работы с документами.

Учитель обращается к Ст. 29 Конституции РФ, содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

1) В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

3) В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

4) Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи. Желательно получить развёрнутый ответ на вопрос 3. При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

— свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

— свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Способы влияния на политику, называемые учащимися, записываются на доске, а затем запись корректируется учителем.

В связи с рассмотрением этого вопроса затрагивается и связанная с ним проблема отстранённости от политики. Каковы возможные причины неучастия в политике? Опираясь на примеры из истории, можно напомнить учащимся, что абсолютные монархии не допускали простых людей к политической деятельности, а республиканский строй нередко давал право влиять на политику лишь части жителей (Афинская республика и т. п.). Следовательно, одна из причин неучастия в политике — такой государственный строй, который препятствует участию в политике больших групп населения.

Но есть причины, связанные с нежеланием самого человека. Не рассматривая всей совокупности субъективных причин неучастия в политике, можно проанализировать последствия этого, взяв за основу конкретную ситуацию: человек не принял участия в голосовании в день проведения выборов. Одно из возможных следствий (если многие другие граждане также не пришли на избирательные участки) — срыв выборов, так как они признаются состоявшимися при участии в них определённого процента избирателей. Другое возможное следствие: выборы состоялись, но избранная власть будет проводить политику, не отвечающую интересам тех, кто не пришёл на них. Получается, что не пришедшие голосовать как бы оставили решение вопроса о том, какой будет вновь избранная власть, другим людям, имеющим другие интересы. Если благосостояние не пришедших на выборы ухудшается, то винить им придётся только самих себя.

6. Вариантом изучения вопроса о политическом экстремизме может быть комментированное чтение в классе соответствующего раздела изучаемого параграфа. При этом разъясняется опасность каждого из названных в тексте экстремистских действий. Целесообразно обсудить в классе задание 6 к параграфу.

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что изученные на уроке возможности участия в политической жизни не только присущи абстрактной модели демократического государства, но и закреплены Конституцией РФ. Степень использования гражданами этих возможностей зависит от каждого из них.

Литература для учителя

Каверин Б. И. Обществознание: учеб. пособие / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. —Гл. 5. — Пп. 5.12, 5.13.

Касьянов В. В. Обществознание: учеб. пособие для ссу-зов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 8.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козырев. — М., 2004. — Гл. 14.


От того, какую политику ведет государство, во многом зависит жизнь его граждан, поэтому они заинтересованы в том, чтобы участвовать в ней, выражать свое мнение. Право на участие в политической жизни – признак развитого правового общества, которое заботиться о том, чтобы все его члены могли свободно реализовывать свои интересы. Разберемся, что оно в себя включает и как проявляется.


Формы участия граждан в политической жизни

Конституция Российской Федерации закрепляет право всех граждан нашей страны участвовать в политической жизни. Они могут это делать как самостоятельно, так и через своих представителей. Рассмотрим эти ситуации.

Это формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.


В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане (то есть с 18 лет). Это называется активное избирательное право. Не разрешается дискриминация по поводу:

  • расы;
  • национальности;
  • пола;
  • возраста;
  • положения в обществе;
  • образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Люди, занимающие должности в центральных и местных органах власти, могут непосредственно осуществлять властные полномочия, влияя тем самым на жизнь и функционирование общества.

которые читают вместе с этой





Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки.

Свобода слова позволяет гражданам создавать партии, разрабатывать свои программы решения тех или иных вопросов и в целом устройства общества. Если такие партии находят поддержку общества, то есть тех групп населения (например, пенсионеров, студентов и т.д.), то они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.

Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо. Но здесь существуют и ограничения. Например, запрещены экстремистские, имеющие крайне противоправный характер (против власти) выступления, которые могут нарушить общественный порядок.

Что мы узнали?

Участие граждан в политической жизни необходимо для того, чтобы каждый человек мог выразить свое мнение, обратить внимание государства на самые актуальные проблемы, повлиять на процесс принятия государственных решений. Оно может быть реализовано в разных формах. Например, граждане могут участвовать в выборах, референдумах, митингах, обращаться в органы власти. Также они могут оказывать влияние на власть через своих представителей, то есть политические партии.

Они могут учавствовать в политической жизни своего государства через:
Выборы и референдумы. Т.е когда каждый человек непосредственно может внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.
Государственную службу. Т.е люди, работающие на государственной службе могут осуществлять властные полномочия, влияя на жизнь общества.
Обращения. Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки.
Политические партии. Партии находят поддержку общества и они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.
Митинги. Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо (идут в учёт лишь те митинги, которые не запрещены законом).

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Читайте также: