И крылов чиж и голубь лебедь щука и рак конспект 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Урок посвящен творчеству Крылова И.А и его произведениям - басням.

Ход урока

1. Вступление

Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова.

И.А. Крылов родился 13 февраля 1769г. В Москве, в семье небогатого армейского офицера. Когда И.А. Крылову было 10 лет, умер его отец, и мальчику пришлось поступить на службу, жил он с матерью в глубокой нищете.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Начал писать он еще в юности, в основном тогда он писал комические (веселые) пьесы для театров. Но широко известен он стал благодаря своим басням.

- Кто главные герои его басен? (Животные)

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки.

- Почему басни похожи на сказку?

И животные и люди в баснях Крылова сказочные и в то же время правдоподобны. Написаны басни Крылова замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения).

2. Викторина (цитаты, иллюстрации детей).

а) Сейчас я прочитаю вам крылатые выражения из басен Крылова, в которых заключается главная мысль, поучение, мораль.

б) Рассмотрим иллюстрации на доске. К каким они басням?

3. Новый материал

1) Восприятие на слух (читает учитель).

2) Почему кот сказал, что мужики не помогут волку?

- Какова мораль басни?

3) Словарная работа.

Живот спасая, за шкуру он свою дрожал;

ободрал барана – содрал шкуру;

грозится за ягненка;

авось – может быть, расчет на случайную удачу;

кум – крестный отец по отношению к родителям, окрещенного в церкви ребенка. В разговорной речи на Руси обращение к пожилому мужчине.

насолил – здесь: навредил;

защиту сулил – устаревшее обещал;

жни (жать) – срезать под корень серпом стебли растений.

4) Чтение про себя.

6) Анализ (с выборочным чтением)

- При каких обстоятельствах встретились волк и кот?

- С какой просьбой обратился волк к коту?

- К кому посоветовал обратиться кот волку? Перечислите по порядку.

- Почему волк не мог к ним обратиться? Ответьте, зачитав слова Васьки.

- Кого и за что осуждает в басне Крылов?

- Чему учит басня? Какова мораль?

- Как же вы понимаете последнюю фразу?

7) Чтение по ролям (2 раза).

а) – А сейчас послушаем еще одну басню Крылова, с которой вы еще не знакомы, прочитает ее актер.

- Подумайте, какие качества здесь высмеивает автор?

б) Прослушиваем ф/хрест.

- Какие же людские качества высмеивает автор, изображая волка в этой басне? (Жадность, грубость, неблагодарность).

- Какое чувство у вас вызывает волк? Журавль? (Негодование – волк; жалость, сочувствие – журавль).

5. Конкурс чтецов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа

по литературному чтению

4. Беседа о повадках животных – действующих лиц басни.
-Посмотрите у меня на доске иллюстрации, на которых изображены – лебедь, рак и щука.
- Это герои басни. Что общего между ними?
+Живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.
5. Предварительная словарная работа .( слова на доске)

- Когда так говорят?
+Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.
12. Итог урока.
- Итак, какая же главная мысль басни?
13. Домашнее задание
-Дома читать басню выразительно. Прочитать еще две любые басни И.А. Крылова и выделить в них мораль.

1 Урок литературного чтения

2 Тема: И. Крылов Лебедь, Щука и Рак, Чиж и Голубь

3 Цель урока: - познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова Лебедь, Щука и Рак, Чиж и Голубь - расширять представление об особенностях басни - отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать устную речь, творческое воображение - воспитывать чувство дружбы, сплоченности

4 Басня - стихотворный рассказ, где действующие лица: звери, птицы, растения, вещи, а подразумеваются под ними люди. Басни учат людей жить по справедливости.

5 Иван Андреевич Крылов

6 Памятник И.А. Крылову в Летнем саду

7 Эта птица величава, Выступает словно пава, Шею белую согнет – Глаз народ не отведет. Под водой живет народ, Ходит задом наперед. У нее во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котел попала.

9 Словарная работа Лад Мука Поклажа Воз Ныне

10 Лад – действовать совместно, сообща. Мука – сильное физическое страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время.

12 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь. В одиночку не сдвинешь и кочку. Берись дружно – не будет грузно.

14 Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых, желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

15 Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Обладает способностью находить дорогу домой. Её часто можно встретить в городе.

16 Западня Силок Ручаюсь Словарная работа

17 Западня – ловушка для ловли птиц и животных. Силок- петля для ловли птиц и мелких животных. Ручаюсь – отвечаю за свои слова.

18 Сегодня на уроке я узнал (а). я понял (а). я научился (ась). мне было. Рефлексия

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • - фотомонтаж писателей;
  • - выставка книг;
  • - иллюстрации;
  • - таблицы (2шт);
  • - слова на плакате;
  • - литературный календарь.

    Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

- Кто любит сказки?

Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

- Кто любит стихи?

Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

- Какие знаете литературные произведения?


Будем таблицу дополнять.

- Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

- На сказку похоже? Почему?

- На стихотворение похоже? Почему?

Это басня (отметить в таблице)

- Что необычного заметили в басне?

- Зачем пишут басни?

- А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

Творцы слова ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик Л. Толстой + + Н. Некрасов + И. Крылов + +

- определить русских поэтов-классиков

- определить русских баснописцев

Проверка: - Кто русские поэты-классики?

- Кто русские баснописцы?


Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

Физкультминутка для глаз.

Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

- Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

- И.А. Крыловым (стихи)

- Л.Н. Толстым (проза)

Современник – баснописец – С. Михалков.

Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

А сегодня – об И.А. Крылове.

(На доске висит портрет И.А. Крылова)

- Какие басни Крылова читали раньше?

И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

- В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

Мудр и умен И.А. Крылов.

- Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

- За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

Физкультминутка для мышц.

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

Читайте также: