Конспект урока информатики 3 класс создание простейшей информационной модели

Обновлено: 02.07.2024

При помощи, каких инструментов человек собирает информацию?

Изучение нового материала . (1 6 мин.)

Объяснение проводится с помощью презентации с элементами беседы.

Примерами графической информации могут быть картинка, фотография, схема (слайд 3). Рисунок дает наглядное представление о предметах и явлениях, а схема - это упрощенное графическое изображение, не содержащее подробностей или не имеет портретного сходства с изображаемым объектом. (Рассматриваются Мальвина, схема).

Как вы думаете, что может являться числовой информацией? (слайд 4) После того как учащиеся привели свои примеры, учитель нажимает мышку и на слайде появляются примеры числовой информации.

Приведите примеры текстовой информации. (слайд 5) После примеров учащихся учитель показывает примеры на слайде

Чтобы представить собранную информацию надо выполнить следующую последовательность действий с ней (слайд 6):

Выбрать способ представления информации

Представить информацию в виде устной речи текста, рисунка, схемы.

Представление информации на носителе - это одно из действий с информацией (слайд 7). Представление графической, текстовой, числовой информации на носителе позволяет человеку передавать информацию и долго хранить её. Текстовая, числовая, графическая информация представляется в памяти компьютера в виде 0 и 1.

В каком виде представляется информация на экране монитора?

С помощью компьютера можно представлять, сохранять и передавать информацию.

Закрепление нового материала . (12 мин.)

Задание 1. (слайд 8) Определите, какая информация представлена в треугольниках.

Учащиеся выполняют устно.

Задание 2. (слайд 9) Какая информация представлена на слайде? Представьте эту информацию в числовом и текстовом виде.

На слайде сначала виден вопрос. После ответа учеников на него, учитель показывает задание (нажав на кнопку мыши) которые учащиеся выполняют в тетрадях. После выполнения задания ответы на него обсуждаются.

Задание 3. (слайд 10) Отгадайте загадку. Ответ представьте в виде графической информации.

Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Наверху машины всей

Размещается . (Дисплей, монитор)

Учащиеся в тетрадях рисуют монитор.

Итог урока (5 мин.)

Урок носит характер изучения нового материала. Включает в себя следующие элементы: изучение нового материала в виде эвристической беседы с помощью электронной презентации,творческой работы по созданию телефонного справочника экстренной помощи, закрепление вновь изученного материала с использованием рабочей тетради и компьютера, оценивание результатов полученных знаний, подведение итогов, инструктаж домашнего задания, 2 физ. минутки.

С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, выбраны репродуктивные и эвристические методы, разнообразные формы и современные технологии обучения, что позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к предмету в целом, формирует общеучебные умения и развивает информационно-коммуникативные компетентности учащихся. Урок построен в комбинированной форме. С помощью эвристический беседы дети сами находят решение к поставленным вопросам, что позволяет создать положительную мотивацию учащихся. Презентация помогает более наглядно запомнить новый материал. Закрепление пройденного происходит с помощью компьютера, который тут же исправляет ошибки. Отслеживание полученных знаний, учитель контролирует при помощи рабочих тетрадей. Выполнение творческой работы позволяет расширить кругозор у школьников. Различные формы деятельности способствуют легкому усвоению нового материала.

Большое внимание уделяется развитию познавательной активности детей, умению работать учебником и вести диалог, формированию умения анализировать, приводить примеры из жизни. Применяются здоровьесберегающие технологии.

ВложениеРазмер
nositeli_informatsii_3_klass.docx 458.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:Боряева Наталья Валериевна

Урок носит характер изучения нового материала. Включает в себя следующие элементы: изучение нового материала в виде эвристической беседы с помощью электронной презентации,творческой работы по созданию телефонного справочника экстренной помощи, закрепление вновь изученного материала с использованием рабочей тетради и компьютера, оценивание результатов полученных знаний, подведение итогов, инструктаж домашнего задания, 2 физ. минутки.

С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, выбраны репродуктивные и эвристические методы, разнообразные формы и современные технологии обучения, что позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к предмету в целом, формирует общеучебные умения и развивает информационно-коммуникативные компетентности учащихся. Урок построен в комбинированной форме. С помощью эвристический беседы дети сами находят решение к поставленным вопросам, что позволяет создать положительную мотивацию учащихся. Презентация помогает более наглядно запомнить новый материал. Закрепление пройденного происходит с помощью компьютера, который тут же исправляет ошибки. Отслеживание полученных знаний, учитель контролирует при помощи рабочих тетрадей. Выполнение творческой работы позволяет расширить кругозор у школьников. Различные формы деятельности способствуют легкому усвоению нового материала.

Большое внимание уделяется развитию познавательной активности детей, умению работать учебником и вести диалог, формированию умения анализировать, приводить примеры из жизни. Применяются здоровьесберегающие технологии.

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова

Цель: знакомство учащихся с различными носителями информации

Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся; развитие наблюдательности; умение применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий;
Обучающая: сформировать представление о различных носителях информации; показать необходимость развития технологии хранения информации.
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся

Ключевые понятия: носитель информации, носитель письменной информации
Дополнительные понятия: электронный носитель, магнитный диск, компьютер

• форма организации: эвристическая беседа с элементами исследования;
• тип урока: изучение нового материала;
• стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая

1. Орг. момент. (1мин)
а) приветствие (готовность к уроку учащихся);
б) постановка целей и задач урока
2. Объяснение новой темы (10-12мин)
а) эвристическая беседа с использованием презентации
3. Физ. минутка(1мин)
4. Выполнение заданий в рабочих тетрадях (7-10мин)
5. Компьютерный практикум.(7-10мин)
6. Физ. минутка для глаз (1 мин)
7. Подведение итогов, закрепление нового материала (5мин)
а) выставление оценок;
а) работа с учебником;
б) тестирование по теме
8. Домашнее задание (1мин)
б) обобщение материала;
в) домашнее задание

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Очень рада вас видеть! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое носители информации и как ими пользуются люди.


2. Объяснение новой темы

- Какие действия можно осуществлять с информацией? (Получать, хранить, обрабатывать, передавать, обмениваться)

- Какие действия с информацией мы уже рассматривали? ( Обработка, передача, обмен)

- Приведите примеры обработки, передачи и обмена информации

Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет и подводит итоги.

-А теперь мы познакомимся с тем, как люди обычно хранят информацию. Человек в своей памяти может хранить информацию о событиях, и своих чувствах и эмоциях, о различных фактах. Благодаря тому, что человек умеет запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться и выполнять различную работу.

- Как вы думаете, может ли человек все запомнить и хранить в своей памяти, из того, что он видит, слышит, ощущает? (Нет)

- Конечно же, нет. А как вы думаете почему? И что же делать? Как запомнить, то есть сохранить информацию?

Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет и подводит итоги.

- Молодцы, ребята! Правильно, чтобы сохранить информацию, её надо на чем-то записать или напечатать. А ещё можно ввести необходимую информацию в память компьютера. Там хранить её очень удобно. В любой момент можно посмотреть, изменит, дополнить и сохранить новую версию. И в записной книжке это сделать тоже просто.

Например. Зачеркнул и записал новый номер телефона или новый адрес, вписал новое имя.

В качестве примера можно сделать памятку с номерами телефонов экстренной помощи

01-единый телефон службы спасения

01 - пожарная
02 - милиция
03 - скорая помощь
04 -служба газа

Написать на доске, детям можно раздать заготовки без номеров телефон и прописать номера красным фломастером вместе с ними на уроке

- Какую информацию можно сохранить на бумаге? Приведите примеры.

Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет и подводит итоги.

- Выходит, что бумага – очень древний и удобный носитель информации. Она легкая, занимает мало места, её можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано на бумаге может понять только человек, потому что на земле только он умеет писать и читать. А древности, когда не было бумаги, люди пользовались берестой (специальным образом обработанная кора берёзы) , пергаментом (высушенная кожа животных) , камнем (оставляли настенные рисунки и записи) , глиняные дощечки.

Бумага, береста, пергамент, камень, глиняные дощечки- все это носители письменной информации.

- Современный человек из этого списка использует только бумагу, возникли другие носители информации: фотопленка, магнитофонные кассеты, дискеты, жесткие и гибкие диски, СD и DVD – диски, флеш-карты и другие. Они отличаются от бумаги тем, что человек может прочесть на них информацию только с помощью специальных технических средств. Продемонстрировать носители

- Существует и другие носители информации

19Слайд195.jpg

- Существует и другие носители информации. Например, снег или песок. На них можно оставить следа. Но информацию долго не сохранить на этих носителях. Снег растает, песок смоет дождь.


Задание. Давайте пофантазируем и придумаем необычные носители информации

Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет и подводит итоги.


3. Физ. минутка
(Проводит учитель)

Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.


4. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. Стр. 16-19

5. Компьютерный практикум.

Используется диск к учебному пособию. Компьютеры учителем включены заранее на нужной практической работе. У детей появляется возможность проверить правильности выполнения заданий в рабочей тетради. Учитель предлагает поменяться тетрадью с соседом и по компьютеру проверить правильность выполнения. Ошибки, если имеются можно исправлять красной ручкой или фломастером. Право выставить оценку остается за учителем. Если возникают вопросы, учитель приходит на помощь.


6. Физ. минутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза

7. Подведение итогов, закрепление нового материала

Учитель просматривает тетради, выставляет оценку в тетрадь и дневник. Сделать это нетрудно, потому что в разное время заканчивают компьютерный практикум.


Учитель: Итак, сегодня на уроке мы узнали (дети читают по очереди со слайда на доске)

8. Домашнее задание $ 4 (Стр.19-23)
Вопросы стр.23
- До свидания, ребята

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку информатики 3 класс"Кодирование информации","Объект"

На практике дети,усваивая новый материал,обязательно обращаются к знаниям ,приобретённым ранее,органично вписывая новое. работать необходимо в самой презентации,не начиная показ,дети поочерёдно раб.


Конспект урока информатики 2 класс

Данный урок разработан по УМК Н.В. Матвеевой в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация фигуры человека, работа в рабочей тетради. Применяются здоровьесберегающие.

Конспект урока технологии. Тема: "Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: “Ракета носитель”. Изделие «Ракета носитель».


Тип урока: урок рефлексииЦель урока:создание условий для повторения называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урокаДидактические:1. Научить формулировать у.



Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления о таких моделях в информатике как аналогия и закономерность, о способах организации аналогичной закономерности.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1. Сформировать представление о модели и моделировании.

2. Научить создавать информационные модели.

3. воспитать информационной культуры, внимательности, усидчивости.

Задачи:

Обучающие:

знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей;

получение практических навыков по созданию моделей.

Развивающие:

1) развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности;

2) развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения;

3) развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса.

Воспитательные:

1) актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

1 этап Оргмомент

2 этап Проверка Д\з

Давайте вспомним, что такое информация?

С помощью чего мы получаем информацию?

А какая с вашей точки зрения должна быть информация? (свойства информации)

И что мы можем делать с информацией? (действия с информацией)

3 этап Формирование новых ЗУН

Модель – это упрощённое подобие реального объекта. Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.

Например: Кукла – это модель человека. Они бывают маленькие и большие, деревянные и глиняные, пластиковые и матерчатые… Играя с куклой мы познаём окружающий мир.

Но кукла имеет только внешнее сходство с объектом – оригиналом. У неё нет внутри всех тех органов, которые есть у человека. Модель отражает только существенные свойства.

Обычно модели уменьшены в 100, 200, и даже в 1000 раз. Бывает и, наоборот, когда модель больше объекта – оригинала, как модель мышки в одном из музеев города Мышкин.

Ребёнок подрастает, и тогда, для знакомства с реальным миром, ему требуются другие модели.

Глобус – это модель Земли, упрощённое подобие реального Земного шара.

Модели делятся на два больших класса: материальные (представлены в материальной форме) и информационные (представлены в образной или знаковой форме).

Процесс построения модели называется моделированием.

Как вы думаете, для чего мы с вами моделируем?

Сохранить информацию о наблюдаемом объекте;

Передать информацию о нем другим людям;

Показать, как будет выглядеть объект, которого нет, но который существует в виде образа в мыслях автора.

4 этап Заключение

Какие модели объектов ты знаешь?

Какие свойства объекта отражаются в модели?

Моделью какого объекта-оригинала является глобус?

5 этап Практическая работа (на листах)

Запустить графический редактор Paint

Нарисуйте кубик:

1.Нарисуйте квадрат, используя клавишу Shift

2. Из трёх вершин квадрата нарисуйте наклонные линии, используя клавишу Shift

3. Нарисуйте горизонтальную и вертикальную линии задней стенки кубика

4. Ластиком удалите выступающие части линий

5. Инструментом Заливка закрасьте стороны кубика разными полутонами одного цвета.






6 этап Задавание Д/з

Записи в тетради. Сконструировать модель из кубиков.


-75%

Тема: Компьютеры вокруг нас. Материальные и информационные технологии

1 урок. Интегрированный урок: информатика и технология

Цели:

Оборудование: проектор, интерактивная доска smart, презентация, материалы для изделий (салфетки, цв. бумага, ножницы, клей, ватман, вата, маркеры и фломастеры, новогодняя мишура)

Оформление доски. Рисунок 1.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, какой приближается праздник? (Новый год)

III. Работа по теме урока.

- Сегодня нас повсюду окружают компьютеры. 2 слайд

- Скажите, пользуясь слайдами презентации, для чего нужны компьютеры?

- Как работали люди до изобретения компьютера? 3 слайд

-Какие новые профессии появились с изобретением компьютера? 4 слайд

- Где и как в школе используются компьютеры? 5-8 слайды

2. Технологии – материальные и информационные. 9 слайд

- Про человека, который умеет пользоваться компьютером для работы с текстами, изображениями, звуками или для поиска новых сведений говорят, что он владеет информационными технологиями. Технология – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. 10 слайд

- Пользуясь схемой, объясните, как работать с материальными технологиями (применяя различные технологии, мы выполняем операцию над материалами и в результате получаем готовое изделие)

- Рассмотрим примеры материальных технологий. 10 слайд

- Информационные технологии необходимо обрабатывать, чтобы достигнуть результата. 11 слайд

- Из каких материалов состоят информационные технологии?

- Какие операции производят над материалами?

- Что же является результатом информационных технологий?

3. Практическая работа.

- Я предлагаю создать изделия, для украшения Новогоднего карнавала.

- У вас на партах лежат различные материалы, причем у каждой группы свои. Обсудите, какую операцию вам необходимо выполнить над этими материалами, чтобы получить новогоднее изделие. А одна из групп создаст новогодний сюжет, пользуясь компьютером.

Работа по подгруппам

материалы

операции

результат

1 группа

Альбомный лист, вата, цветная бумага, ножницы, клей, мишура

2 группа

Цветная бумага, салфетки, ножницы, клей

Нов. украшения, снежинки

3 группа

0,5 листа ватмана, маркеры, мишура, клей, ножницы

Раскрашивание, вырезание, приклеивание

4 группа

Геометрические фигуры, анимационные картинки, звуки, надпись

Рисование, копирование, склеивание, вставка изображений и звуков

IV. Итог урока

  1. Обобщение. Каждая группа представляет свои изделия и объясняет: какие материалы использовали, какие операцию производили и что получили в результате.
  2. Рефлексия. Что для вас было нового? Что для вас было самым трудным?

Тема: Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера.

2 урок. Информатика и ИКТ.

Цели:

  • познакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе;
  • познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера;
  • развивать умения самостоятельной работы на компьютере;

Оборудование: мультемедиапроектор, интерактивная доска smart, презентация, ноутбуки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

- Какие технологии бывают?

- Что относится к материальным, а что к информационным технологиям?

III. Изучение нового материала

1. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 2.1 слайды 1-8.

Закрепление изученного материала ведётся по учебнику с.11

- Какие правила нарушил ученик?

2. Знакомство с основными и дополнительными устройствами компьютера.

  • Сканер (англ. scanner) — это устройство, которое позволяет вводить в компьютер тексты, фотографии, фотопленки, словом, любые изображения на бумаге или пленке.
  • Принтер. Самое лучшее качество печати позволяют получать лазерные принтеры. В них на специальный барабан при помощи лазерного луча наносится краска, образующая буквы в зеркальном изображении. С барабана они отпечатываются на бумаге.
  • Игровые устройства. Самым простым игровым устройством является аналоговый джойстик — ручка с кнопками, укрепленная на подставке. Двигая ручку, можно управлять движением компьютерного персонажа, а, нажимая кнопки, осуществлять специальные действия — например, стрельбу. Для симуляторов используют и специальные устройства — например, руль и педали помогают ощутить себя гонщиком, а самолетный штурвал — летчиком.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Итог урока. Что было самым интересным? Что для вас было самым трудным?

Тема: Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Запуск программ. Завершение выполнения программ

3 урок. Информатика и икт

Цели:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 3.1

- Ребята, назовите правила поведения к каждому запрещающему знаку.

III. Повторение изученного материала на прошлом уроке.

- Назовите основные устройства компьютера.Для чего служит монитор, клавиатура?

- Расскажите о дополнительных устройствах. Для чего служит сканер, принтер, микрофон?

Все правила работы компьютера составляют люди особой профессии — программисты. А наука о составлении программ для компьютера называется программированием. 1-2 слайд

Программа - это упорядоченный набор действий, записанный на языке, понятном для компьютера. Компьютерная программа подробно, шаг за шагом описывает действия, которые должен совершить компьютер для решения определенной задачи. Каким образом он должен отвечать на нажатие тех или иных кнопок, щелчки мыши, как ему следует отображать текст и рисунки, показывать фильмы и т.д. 3 слайд

Существуют различные типы компьютерных программ. Одни программы служат для работы с текстами, другие для работы с картинками, третьи могут работать с музыкой, фильмами и т.д. Это программы, которые люди используют как инструмент для достижения своих целей их называют - прикладными. 4 слайд

Умея работать с графической программой, человек способен воплощать в жизнь любые фантазии.

5 слайд Даже оживить картинки!

6 слайд. Особые программы — драйверы — руководят работой отдельных устройств машины, в том числе картами расширения, сканером, принтером. Программы основное назначение которых, обеспечивать нормальную работу компьютера называют служебными.

8 слайд Операционная система организует работу всех частей и всех программ компьютера. Наиболее популярными операционными системами являются программы семейства Windows.

Физминутка.

V. Самостоятельная работа по учебнику, прочитать страницы 19-20.

VI. Практическая часть урока:

а) Повторение правил техники безопасности при работе с компьютерами

- Непрерывная деятельность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должны превышать для учащихся 7-10 лет – 15 минут.

№ групп

задание

Оценка результатов

Ребята представляют свои работы

Ребята представляют результаты игры (счёт)

3 пара
6 пара
9 пара

Ребята представляют свои работы

VII. Итог урока.

  1. Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  2. Рефлексия. Что для вас было нового? Что для вас было самым трудным?

4 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 4.1

IV. Физминутка

V. Практическая часть урока (Проводится аналогичная работа, как в практической части урока 3, только учитель меняет задания парам).

VI. Итог урока.

  • Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  • Рефлексия. Что было самым интересным? Что для вас было самым трудным?

Тема урока: Задания в ситуациях. Компьютерная графика

5 урок. Информатика и ИКТ

Цели урока:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Информатики страна
Очень школьнику нужна!
Изучим рисунки, простейшие схемы,
Программы для нас не составят проблемы.
И тогда, сомнений нет,
Нам покорится ИНТЕРНЕТ!

Расскажите, что строго воспрещается делать в кабинете информатики? 1-3 слайды

Тема нашего урока: Компьютерная графика. 4 слайд

II. Изучение нового материала

Создание изображений на компьютере называется компьютерной графикой. Мы познакомимся с двумя видами компьютерной графики. Ваша задача, послушать внимательно и назвать их отличия.

- Растровая графика. 5 слайд

- Изображение хранится в памяти компьютера в виде набора чисел, описывающих точки разного цвета. Для изображения этого улыбающегося лица требуется задать 361 точку белого, желтого и чёрного цвета в небольшом квадрате 19Х19.

- Векторная графика. 6 слайд

- Изображение хранится в виде описания набора точек, линий и фигур разного цвета. Например, изображение этого улыбающегося лица может храниться в виде описания жёлтого круга с черной границей, двух чёрных кружков и одной кривой линии.

- Рассмотрите рисунки векторной и растровой графики. Чем они отличаются?

- Чем рисование на компьютере отличается от рисования на листе бумаги?

III. Закрепление по учебнику с.30

IV. Задания в ситуациях.

- Познакомьтесь с описанием ситуаций, в которых может пригодиться умение создавать рисунки с помощью компьютера. Выберите наиболее интересную для вас ситуацию и распределитесь в группы по желанию.

Работа в группах

результат

1 группа- Подготовка очередного номера детского журнала

Для очередного номера детского журнала не готовы страницы с рисунками-загадками.

Придумай и нарисуй рисунки-загадки

2 группа - Создание школьной газеты

Взять интервью у одноклассников о интересных случаях из школьной жизни

Записать интервью, сделать фотографию.

3 группа - Подготовка эмблемы к юбилею школы.

Учитель обратился к учащимся сделать эмблему к юбилею школы

Придумай и нарисуй эмблему.

Демонстрация результатов работ учащихся.

V. Итог. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?

6 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Инструктаж. - Расскажите, что строго воспрещается делать в кабинете информатики?

(Используется интерактивная доска в задании дополни правило) Приложение 6. (слайд 1)

II. Повторение. Активизация знаний учащихся.

- С какими видами компьютерной графики вы познакомились на прошлом уроке?

- Назовите этот вид график (слайд 3. Растровая графика) (слайд 4. Векторная графика)

- Как сохраняется такое изображение в памяти компьютера?

III. Новый материал:

- Сейчас мы познакомимся с примерами графических редакторов.

Откройте ваш учебники на странице 31. (слайд 5)

- Иногда графические редакторы могут быть встроены в другие более сложные программы. О таких программах можно узнать в учебнике на странице 32. (слайд 5)

IV. Практическая часть урока.

V. Закрепление.

- А теперь, сами создадим рисунок, но сначала повторим основные операции. (слайд 6)

  • 1 группа работает за компьютерами и рисует СОЛНЫШКО.
  • 2 группа будет работать на интерактивной доске и рисовать ЁЛОЧКУ.

Демонстрация рисунков. Какие операции вы применили для создания своих рисунков?

(Рисование точек, прямых и волнистых линий, рисование фигур, заливка) (слайд 7)

V. Итог.

- Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?

- Для чего нужна эта программа? (Для создания рисунков)

7 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Техника безопасности в кабинете информатики. Приложение 7. 1-2 слайд

- Какие графические редакторы вы знаете? 3-6 слайд

(Для повторения изученного материала на уроке эффективно использовать работу на интерактивной доске в программе SMART).

- Какие основные операции при рисовании используются? 7-8 слайд

IV. Практическая часть урока. (Учащиеся работают в заданных учителем программах, повторив правила техники безопасности при работе с компьютерами)

- Используйте геометрические фигуры, анимационные картинки, заливку цветом.

№ групп

задание

Оценка результатов

Ребята представляют свои работы

Ребята представляют результаты работы

Ребята представляют свои работы

V. Итог урока.

  1. Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  2. Рефлексия. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?

8 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

  • дать общие понятия учащимся о компьютерных программах;
  • развивать интерес к изучению информационных технологий;
  • воспитывать культуру поведения при работе на компьютере.

Оборудование: мультемедийная презентация А.В.Горячева, проектор, интерактивная доска, ноутбуки. Приложение 8.


Урок "Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели" относится к теме "Информационные модели". Данная тема изучается в 6 классе.

Содержимое разработки

Класс: 6 Урок №15 (1 урок темы)

Тема: Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Тип урока: урок изучения нового материала

развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля; развитие здоровьесберегающей компетентности; умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений;

воспитательная: Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Методы обучения: словесный метод (беседа), репродуктивный, наглядный метод (демонстрация презентации), метод проблемного обучения (проблемная ситуация), практический метод (практическая работа за ПК).

Формы обучения: коллективная и групповая.

Средства обучения:

Персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, проектор.

Демонстрационные материалы (презентация).

УМК: Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Операционная система Windows.

Прикладная программа Microsoft Office Word.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - формирование представлений: о моделях объектов-оригиналов, о процессе моделирование, о ситуациях, когда создаются модели, о разновидностях моделей. Формирование умений: распознавать оригинал и модель объекта, различать натурную (материальную) и информационную модель, уметь приводить примеры моделей; знать принцип создания моделей в текстовом редакторе.

Метапредметные – развитие умения выдвигать свою точку зрения, вести диалог, доказывать свою правоту, генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать самостоятельно, пользоваться источниками информации, формировать умение работать с текстом учебника, владение знаково-символическими действиями

Личностные – понимание значения необходимости создания и использования моделей в жизни человека, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы. Формирование мотивации к изучению предмета информатика, к познавательной деятельности, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, узнавать модели в жизненных ситуация, на уроках разных предметных областей.

Решаемые учебные задачи:

формирование представления причин и ситуаций создания модели;

формирование представления о разнообразии моделей;

научить обучающихся распознавать натурные и информационные модели, классифицировать их;

научить создавать графические (образные) модели в текстовом процессоре Word.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: модель, моделирование, натурная модель, информационная модель, словесная модель, математическая модель.

Структура урока:

Организационный этап - 1 мин

Проверка домашнего задания - 4 мин

Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы и целей урока - 3 мин

Изучение нового материала - 13 мин

Физкультминутка – 1 мин

Первичная проверка понимания - 8 мин

Применение новых знаний - 12 мин

Домашнее задание - 1 мин

Рефлексия учебной деятельности - 2 мин

Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок информатики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интересной науки.

- Почему это важно?

Проверка домашнего задания
Устно проверить правильность выполнения домашнего задания. Оценить работу отвечающих.

Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы и целей урока (слайд 1-3)

- Я вам хочу рассказать о реальном случае, который произошел в 1870 году в Англии. Приготовьтесь ответить на вопрос, для чего еще нужны модели?

"В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель Джеймс Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое. "

- Теперь давайте попробуем определить тему и цели нашего урока.

- узнать: с какой целью создают модели.

- понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;

- научиться: создавать модели с помощью компьютера.

Объяснение нового материала (сопровождается демонстрацией презентации) (слайд 4-28)

Стремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты.

В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть создает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.

Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.

Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформители витрин используют манекен — модель человеческой фигуры, конструкторы строят модели самолётов и и автомобилей, а архитекторы — макеты зданий, мостов и парков. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица.

Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?

Во-первых, модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения. Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома — без электропроводки и водопровода.

Во-вторых, поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать:

Объект очень большой или объект слишком мал.

Процесс протекает очень быстро или очень медленно

Исследование объекта опасно для окружающих или исследование объекта может повлечь его разрушение.

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Например, модель вулкана отражает:

отдельные происходящие процессы

Не отражает:

многие происходящие процессы

Если, например, модель самолёта создается для коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не его лётные характеристики.

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.

Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж. Такую модель называют информационной.

Модели используются человеком для:

представления материальных предметов (макет застройки жилого района в мастерской архитектора);

объяснения известных фактов (макет скелета человека в кабинете биологии);

проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах (модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе);

прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);

управления (расписание движения поездов).

Объект-оригинал можно заменить набором его признаков.

Набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте или процессе, называют информационной моделью.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информационных моделей.

Образные информационные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (например, на бумаге).

Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли.

Широко используются образные информационные модели в образовании (иллюстрации в учебниках, учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).

Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке, формулы (например, площади прямоугольника S = а*b) или программы на специальном языке программирования и т. д.

Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. Множество словесных описаний содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет такие разновидности как научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей — научных описаний, содержащихся в ваших школьных учебниках. (работа с учебником с.60)

Пример 1. Модель римского войска

Пример 2. Модель одноклеточной водоросли хламидомонады

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п.

Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

В смешанных информационных моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. На слайде приведён пример модели одноклеточной водоросли хламидомонады. Нарисованные части водоросли — образные элементы этой модели, а надписи снизу и справа от рисунка — знаковые элементы.

Выполнение упражнений для снятия напряжения. Повторяют за учителем.

6. Первичная проверка понимания

Работа с учебником: устно задание 6 с.57,

Ответы: Действие, выполняемое и с моделью, и с объектом-оригиналом:

Изучать, осматривать, менять

Планировать, намечать
Действие, выполняемое только с объектом-оригиналом:

Полеты на большие расстояния, перевозка пассажиров

Находиться, передвигаться внутри квартиры, делать ремонт

Греть, наливать в него воду

Письменно: задание 4 с.65

=


()*t=1

(1/A+1/24)*8=1, значит А=12 часов.

*Дополнительно: задание 5б (для сильных учеников)

7. Применение новых знаний

Инструктаж по ТБ при работе за ПК

Работа за компьютером

Создание словесных моделей в Word - выполнение задания 1, 2 на с.167-168.

Гимнастика для глаз

Примерный комплекс упражнений для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть даль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

8. Домашнее задание

Выучить §9, письменно задание 5 с.57 (дополнительно доя сильных обучающихся – задание 8 с.57); §10, письменно задание 2, с.64, (дополнительно доя сильных обучающихся – задание 3 с.64-65).

9. Рефлексия учебной деятельности

– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?
– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?
– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?

Оценивание работы класса на уроке. Спасибо! Урок закончен.


-80%

Читайте также: