Дорийское завоевание кратко конспект

Обновлено: 05.07.2024

К середине III тысячелетия до н.э. на многих греческих островах, например Милосе, Китносе, Аморгосе, Паро­се, уже умели добывать серебро, медь, свинец. Сплавляя медь и свинец, получали бронзу, из которой изготавливали орудия труда и оружие. Развивались ремёсла, островитяне научились искусно строить дома и корабли. Во второй половине III тысячелетия до н.э. мореходство связало между собой все острова и побережье Эгейского моря. В Греции появились первые города, например Полиохни на острове Лесбос.

На материке между тем происходили перемены другого рода. С севера Балкан на юг двинулись племена ахейцев, вытеснившие или поглотившие жившие здесь племена пеласгов. Однако при­шельцы многое переняли у коренного населения, а в дальнейшем на них оказала огромное влияние минойская культура острова Крит.

В первой половине II тысячелетия до н.э. Крит представлял собой единое государство со столицей в Кноссе. Власть кносских царей, располагавших мощным флотом, простиралась на многие остро­ва и побережье Греции. Сам Крит превратился в благоустроенный цветущий край с хорошими дорогами, мощёнными камнем, соеди­няющими критские города. Критские архитекторы умели строить великолепные дворцы, тонким мастерством отличались критские ювелиры, гончары, оружейники.

Но в середине II тысячелетия до н.э. на Крит обрушилось страш­ное стихийное бедствие, опустошившее благословленный край. Воспользовавшись слабостью некогда мощного государства, на Крит стали вторгаться с материка греки-ахейцы. К этому времени на территории Греции уже существовали собственные небольшие рабовладельческие государства с центрами в Микенах, Пилосе, Тиринфе.

Самым сильным из них во второй половине II тысячелетия до н.э. стали Микены, располагавшие крупным флотом. Микенские цари вели широкую торговлю изделиями своих ремесленников, но не гнушались военными походами. Помимо Крита они совершали набеги на побережье Малой Азии, где им пришлось столкнуться с могущественным Хеттским государством. Но оно всё больше сла­бело, пока не исчезло с лица земли.

К XIII веку до н.э. относится самая масштабная экспедиция греков-ахейцев в Малую Азию. Царь Микен Агамемнон возглавил совместный поход огромного ахейского войска против Трои, сто­лицы Троады, как называлось небольшое царство, находившееся у входа в пролив Дарданеллы. В походе приняли участие многие ахейские цари. После долгой осады Троя была взята и разграбле­на. Победители с огромной добычей вернулись домой.

В дальнейшем между ахейскими царствами уже не было прежне­го единства. А в XII веке до н.э. в Грецию стали вторгаться с севе­ра новые пришельцы - племена дорийцев. У них ещё сохранялся первобытный родовой строй, они уступали ахейцам в вооружении, но их было много больше. Дорийцы завоевали и Микены, и другие ахейские царства. Сохранить независимость смогли лишь Афины, куда и бежали многие жители покорённых дорийцами земель.

Микенская цивилизация — культурный период в истории Греции с XVI по XI вв. до н.э., часть крито-микенской культуры. Микенская цивилизация является также одним из самых ярких периодов истории Эгейской цивилизации. Это первая культура на территории Греции, где доминирует собственно греческое население. Микенская цивилизация входит как часть в позднеэлладский период Элладской цивилизации.

Микенская культура возникла на материковом полуострове Пелопоннес и прилегающих районах. Получила свое название по крупнейшему городу того периода на полуострове Пелопоннес — городу Микены. Другими важными полисами были тогда Афины, Тиринф, Фивы и Пилос.

Вопрос об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставался одним из сложнейших. И только после расшифровки линейного письма Б утвердилось мнение, что это были греки-ахейцы, на рубеже III-II тысячелетий до н. э. вторгшиеся на Балканский полуостров с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально.

Микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках. От критян микенцы научились строить суда, заимствовали фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.

В отличие от минойцев, культура которых достигла расцвета благодаря мирному существованию и оживленной торговле, микенцы были завоевателями.

Самыми ранними памятниками микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы, первые шесть из которых были открыты в 1876 году Генрихом Шлиманом в черте стен Микенской цитадели. Археологи обнаружили в них множество драгоценных вещей, сделанных из серебра, золота, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены украшенные резьбой диадемы, массивные золотые перстни, браслеты, серьги, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе кинжалы, мечи, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных.

Огромные богатства, найденные в этих могилах, показывают, что микенские цари, погребенные в великолепных усыпальницах, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Они предпринимали далекие походы по суше и по морю ради грабежа и возвращались на родину, обремененные добычей. Едва ли сопровождавшие царственных покойников в загробный мир золото и серебро попали в их руки путем мирного обмена. Более вероятно, что оно было захвачено на войне. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют и обилие оружия в их гробницах, и изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из найденных вещей.

В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, заселили многие острова в Эгейском море. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы сохранили не только старые критские торговые связи, но и проложили новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.

Греция того времени состояла из множества вполне самостоятельных, обособленных, нередко враждовавших между собой городов-государств. Но уже тогда существовала некая рано осознанная общность, проявившаяся в едином языке, единой религии, общегреческих святилищах и празднествах. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п.

Основными центрами микенских городов-государств, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Эти грандиозные цитадели были построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Особенно поражает цитадель города Тиринфа, вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения любого вторжения.

Дворцовый центр управлял местным чиновничьим аппаратом. Крепость контролировала окрестные города, число которых могло быть более 20. Дворец одновременно являлся и промышленно-торговым центром с множеством подразделений. Здесь трудились зодчие, плотники, каменщики, корабельные мастера, механики, оружейники, мебельщики, бронзовщики, ювелиры и многие другие. Ниже всех стояли рабы (пленники). Не существовало ни денег, ни рыночной торговли. Все получали за свой труд натурой.

Государство монополизировало важнейшие отрасли ремесленного производства, установило контроль над распределением дефицитных видов сырья, всего металла, а также наложило ограничения на кузнечное ремесло.

Общественные отношения того времени с замечательною яркостью и полнотой обрисованы в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее. Благодаря этим поэмам мы узнали, что в обществе микенского периода живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях; но уже сложилась городская община, и управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. У ахейцев существовала экономическая зависимость иных вождей от народа, в почете были ораторы, а сила публичного слова имела большое влияние на принятие решений.

Микенское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди знатные и простые, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по роду занятий и состоянию; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной близости и простоты; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее историческое время.

Рост могущества отдельных городов микенской цивилизации привел к неизбежным столкновениям за захват территорий и богатств. XVI - XIII вв. до н. э. - период активно передела внутренних границ. Около I235 г. до н. э. начинается Троянская война, длившаяся 10 лет.

В течение XIV - XIII вв. до н. э. микенские дворцовые царства переживали наивысший подъем. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре стали одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья.

Однако последние десятилетия XIII века до н. э. были тревожными и неспокойными. Во многих местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. По всей вероятности, это было связано с вторжением дорийских племен. Микенская цивилизация не выдержала натиска варваров и исчезла безвозвратно.

Дорийское завоевание

На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в. до н. э., окончательно раздавило клонившуюся к упадку ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру, основанную в том числе на раннерабовладельческих отношениях. Дорийцы подчинили себе большинство прежних племен либо вытеснили их в отдельные области прежней Эллады. Именно дорийцы стали основателями новой греческой цивилизации и государственности.

Дорийские племена не составляли внутри себя ни языкового, ни национального, ни религиозного единства. Разные группы племен по-разному осваивали области прежней ахейской цивилизации, по-разному взаимодействовали с прежним населением. Это определило различные пути формирования нового общества и новых государственно-политических укладов.

Дорийцы объединялись в племена. Их ячейки составляли семьи патриархальные, находившиеся под властью главы семейства. Племена во главе с вождями группировались вокруг городов, большинство из которых было основано еще во времена ахейцев; город-поселение подразделялся, как правило, на 3 филы-племени. Ассимилируя прежнее ахейское население, дорийцы стали оседлым земледельческим обществом, приверженным городской цивилизации. Город постепенно делался религиозным центром-святилищем (прежний бог доминирующего племени признавался общим, но сохранялось почитание других, которые образовали своего рода священную иерархию во главе с Зевсом, Аполлоном или Афиной). Правил в таком городе басилей – жрец, который означал главу и патриархальной семьи, и племени. Власть его обрела священный характер: он носил особые царские знаки – скипетр, пурпурные одеяния, корону, восседал на троне, решая общие дела. Его слово становилось как бы живым законом в городе. Власть общегородского басилея наследовалась по праву старшинства в его роде, хотя гомеровские поэмы и сохранили немало фактов об оспаривании трона другими представителями племени, мужчинами.

Роды-племена оставались вполне автономными. Их вожди собирались на совет вместе с басилеем, где решались политические вопросы. Существовало и народное собрание, называвшееся в разных союзах племен по-разному (апелла, агора, экклезиа) и группировавшееся по племенам – этериям; собрание могло отменить или одобрить решения совета вождей, здесь же решались споры между этериями-племенами. Дорийское общество практически воспроизвело многие черты прежней ахейской организации, однако сформировало и важное отличие: центром политического объединения становился по-особому организованный город.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в. до н. э., окончательно раздавило клонившуюся к упадку ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру, основанную в том числе на раннерабовладельческих отношениях. Дорийцы подчинили себе большинство прежних племен либо вытеснили их в отдельные области прежней Эллады. Именно дорийцы стали основателями новой греческой цивилизации и государственности.

Дорийские племена не составляли внутри себя ни языкового, ни национального, ни религиозного единства. Разные группы племен по-разному осваивали области прежней ахейской цивилизации, по-разному взаимодействовали с прежним населением. Это определило различные пути формирования нового общества и новых государственно-политических укладов.

Дорийцы объединялись в племена. Их ячейки составляли семьи патриархальные, находившиеся под властью главы семейства. Племена во главе с вождями группировались вокруг городов, большинство из которых было основано еще во времена ахейцев; город-поселение подразделялся, как правило, на 3 филы-племени.

Ассимилируя прежнее ахейское население, дорийцы стали оседлым земледельческим обществом, приверженным городской цивилизации. Город постепенно делался религиозным центром-святилищем (прежний бог доминирующего племени признавался общим, но сохранялось почитание других, которые образовали своего рода священную иерархию во главе с Зевсом, Аполлоном или Афиной). Правил в таком городе басилей – жрец, который означал главу и патриархальной семьи, и племени.

Власть его обрела священный характер: он носил особые царские знаки – скипетр, пурпурные одеяния, корону, восседал на троне, решая общие дела. Его слово становилось как бы живым законом в городе. Власть общегородского басилея наследовалась по праву старшинства в его роде, хотя гомеровские поэмы и сохранили немало фактов об оспаривании трона другими представителями племени, мужчинами.

Роды-племена оставались вполне автономными. Их вожди собирались на совет вместе с басилеем, где решались политические вопросы. Существовало и народное собрание, называвшееся в разных союзах племен по-разному (апелла, агора, экклезиа) и группировавшееся по племенам – этериям; собрание могло отменить или одобрить решения совета вождей, здесь же решались споры между этериями-племенами. Дорийское общество практически воспроизвело многие черты прежней ахейской организации, однако сформировало и важное отличие: центром политического объединения становился по-особому организованный город.

Дорийское вторжение (katienai, katerchesthai, Δωριέων στόλος) — завоевание Пелопоннеса дорийцами.

Содержание

Древнейшая раннегеометрическая керамика дорийцев относится к XI в. до н. э. Вероятно, в близкое к этому времени и произошло завоевание Греции дорийцами. Фукидид указывает 1104 г. до н. э. как дату дорийского завоевания:

Так, на шестидесятом году по взятии Илиона нынешние беотяне, вытесненные фессалийцами из Арны, заселили теперешнюю Беотию, прежде именовавшуюся Кадмейской землей (впрочем, отряд беотян и раньше еще жил в этой области; часть их и отправилась в поход на Илион). На восьмидесятом году доряне вместе с Гераклидами овладели Пелопоннесом [1] .

Другие датируют это событие около 1300 г. до н. э. — 1200 г. до н. э.

Дорийцами был разрушен ахейский город Пилос (Мессения).

Завоёванные аборигены — ахейцы были частью перебиты, частью порабощены, а некоторые убежали в другие области Греции, например, в Афины.

Неизвестно, кем были дорийцы и откуда они пришли. Разночтение в греческих преданиях говорит о том, что даже сами древние греки не знали, откуда пришли дорийцы, но так как они заселили именно южную приморскую часть Греции и острова трудно поверить, что они пришли с севера.

Многие полагают, что дорийцы вторглись в Грецию откуда-то с севера, с Балканского полуострова, в частности из Македонии. По другой версии, дорийцы происходили из области Дорис (Дориды), недалеко от Пелопоннеса.

Родоначальником Дора, предка дорийцев, считался Эллин. Таким образом, существует версия, что дорийцы были чужеземными завоевателями, либо наоборот, природными греками, одним из греческих племён.

Однако, мнение о северном происхождение дорийцев не на чём не основано, а скорее легче предположить, что они пришли с юга, и вторглись в Грецию с моря.

Например, Гомер не упоминал дорийцев в Пелопоннесе, а указывал, что три их племени живут на Крите:

Есть такая страна посреди винно-цветного моря, Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый. В нем городов — девяносто, а людям, так нету и счета. Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев, Этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных На три колена дорийцев; пеласгов божественных племя [2] .

Согласно греческим мифам, Дор, родоначальник дорийцев, был отцом Тектама, который переселился на Крит, где стал царём, а его сын Астерион женился на Европе [3] [4] .

Так как Европа была финикийской принцессой, этот миф возможно указывает на финикийскую колонизацию Крита.

Связь с финикийцами подтверждается и тем, что дорийцы возводили свой род к Гераклу, который имел близкие черты с финикийским Мелькартом, а кроме того, как указывают, сам этот культ происходит из Беотии, области, где финикийцы основали колонию Фивы:

Геракл — вовсе не дорийское, а беотийское божество, культ которого лишь после колонизации Малой Азии распространился в соседних с Беотией областях [5] .

Некоторые полагают, что с дорийцами связано названия города Дор, Финикия, ныне государство Израиль (слово дор דוֹר означает род, поколение, обитание, место бытия человека, местожительство, потомство, есть и имя Дор, имеются также и созвучные имена Дора, Дорит דורה ,דורית).

В эпоху народов моря в Доре проживали некие чекеры (ср. Колено Иссахара), которые, возможно, обосновались и на Крите, как и финикийцы. На это указывает созвучный чекерам город Zakro на Крите [6] .

Финикийцы обосновавшиеся на островах Эгейского моря в давние времена совершали нападения на материковую Грецию:

Ничуть не меньше занимались разбоем и островитяне, именно карийцы и финикяне, заселившие большинство островов [7] .

Им удалось завладеть, как указано выше, Фивами, но возможно, что на Фивах дело не ограничилось. Так, Диодор Сицилийский, называет вместе с финикийцем Кадмом и Даная (то есть данайцев — это племя упоминается египтянами в числе народов моря, ср. колено Дана; Данай же был выходцем из Египта, покорившим Аргос), как евреев, которые из Египта переселились в Грецию:

Самые выдающиеся и деятельные из них объединились и отправились в Элладу и в какие-то еще страны следом за прославленными предводителями, среди которых Данай и Кадм считались самыми знаменитыми. Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей [8] .

Эта небольшая группа морских разбойников, видимо сначала (неизвестно откуда) вторглась в Египет, затем обосновалась в Ханаане, а позже на Крите, и наконец, завоевала Пелопоннес.

Дорийцы изначально не были племенем или народом, — это был небольшой — всего 2 тысячи воинов — отряд, который сумел завоевать часть Греции, в том числе Пелопоннес:

Обдумывая и размышляя об этом, они не только вспомнят при чтении твоей речи о древних подвигах, за которые ты воздал хвалу их предкам, но часто будут беседовать о них друг с другом; и прежде всего о том, что спартанцы совершили в те времена, когда были еще дорийским племенем. Когда они убедились, что их города лишены славы, незначительны и во многом испытывают нужду, они оставили их и выступили походом против самых могущественных городов Пелопоннеса — Аргоса, Лакедемона и Мессены. Одержав победу, они изгнали побежденных из городов и из страны. Захватив тогда все их владения, они удерживают их еще и ныне. Для того времени невозможно показать подвиг, более значительный и более достойный удивления, и деяние, более успешное и более угодное богам. Оно избавило тех, кто его осуществил, от бедности, которую они терпели у себя на родине, и сделало их хозяевами чужого богатства. Этот подвиг спартанцы совершили во время совместного похода всех дорийцев. Но, поделив страну с аргосцами и мессенцами, они устроились в Спарте по собственному усмотрению. При тех обстоятельствах спартанцы были настолько разумны — ты и сам это утверждаешь, что, хотя их было не более двух тысяч, они сочли для себя достойным сохранить жизнь только в том случае, если смогут стать господами всех пелопоннесских городов. Руководствуясь этим замыслом, спартанцы начали войну и, несмотря на многие бедствия и опасности, не отступили до тех пор, пока не подчинили себе все эти города за исключением Аргоса. Но хотя они имели уже необычайно обширные земельные владения, располагали величайшим могуществом и такой славой, которая подобает людям, совершившим столь великие подвиги, они ничуть не меньше гордились своей прекрасной репутацией, которая присуща только им одним из всех эллинов. И действительно, спартанцы могут утверждать, что только они, несмотря на свою малочисленность, никогда не были в подчинении ни у одного города с большим населением и не исполняли чужих приказов, но всегда сохраняли свою независимость. Более того, во время войны с варварами они возглавили всех эллинов. Этой чести спартанцы удостоились не без оснований: они выдержали много больше сражений, чем все их современники, ни одного из них не проиграли под предводительством царя, но во всех одержали победу [9] .

Дорийцы рас­се­ли­лись на Пе­ло­пон­не­се, на южных ост­ро­вах Эгей­ско­го моря (Крит, Родос, Фе­ра, Ме­лос, Кос и другие — бывшие колонии финикийцев), в юго-западной час­ти Ма­лой Азии.

Как могли 2 тысячи дорийцев захватить довольно крупный полуостров Пелопоннес, не говоря о других частях Греции? Вероятно, местным жителям было трудно отражать неожиданные нападения с моря, а кроме того, дорийцы уже владели техникой плавки железной руды, ещё неизвестной ахейцам [13] . К тому же, это завоевание шло постепенно [14] .

Базой для нападения на Грецию очевидно был Крит, с которым оказываются связаны как Кадм и чекеры (жители израильского Дора), так и дорийцы:

Таким образом, имеется два варианта развития событий:

  1. Дорийцы были либо автохтонами Греции либо Балканского полуострова. В этом случае, непонятно, какое у них может быть родство с финикийцами и евреями, неясно, почему они жили при Гомере на Крите и т. д. В этом случае, завоевание Греции происходило сушей, в ходе сухопутных переселений. Жестокость дорийцев к покорённым грекам непонятна, если считать, что дорийцы были сами изначально греками.
  2. Дорийцы были морским народом, связанным с финикийцами, может быть с Дором. Опираясь на базы на островах Эгейского моря (Кифера, Крит и т. д.) они вторглись с моря в Пелопоннес, где их первой колонией может быть стал Гитион. Откуда они продвинулись дальше вглубь материка (Фукидид, перед словами о финикийском пиратстве говорит, что из-за нападений с моря греки оставляли побережье [17] ).

Второй вариант представляется более правдоподобным, так как выходцы с Балканского полуострова не могли раньше чем в Греции обосноваться на Крите. Само по себе их поселение на Крите говорит о том, что дорийцы были морским народом. Вероятно, в эпоху ранней финикийской колонизации произошло обширное вторжение в Грецию финикийцев, которые сумели обосноваться на островах и части материковой территории Греции. Среди них могли быть и дорийцы, само название которых, возможно, образовано от (их метрополии?) финикийского города Дор.

Это завоевание должно объяснить сильное финикийское влияние на греков, наиболее известным примером чему является заимствование греками финикийского алфавита. Греческие авторы прямо связывали появление в Греции алфавита с финикийской экспансией:

В те времена Данай вместе с дочерями бежал из Египта и, прибыв на Родос в Линд, был принят там местными жителями. Он воздвиг святилище в честь богини Афины и посвятил ей статую. Из дочерей Даная трое умерли от свирепствовавшего в Линде мора, а прочие сёстры отправились вместе с отцом в Аргос. Некоторое время спустя, на Родос прибыл Кадм, сын Агенора, посланный царём на поиски Европы. Во время путешествия по морю, попав в сильную бурю, он дал обет в случае спасения воздвигнуть святилище Посейдона, и, спасшись, основал на острове святилище этого бога, а для присмотра за ним оставил и часть финикийцев. Эти финикийцы смешались с жителями Ялиса, став их согражданами. Говорят, что от них и происходит род жрецов, совершающих священные обряды. Афину Линдию Кадм почтил посвятительными дарами, в числе которых был и великолепный медный котёл, изготовленный так, как это было принято в древности. На нем начертана надпись финикийскими письменами, которые, как говорят, тогда и были впервые принесены из Финикии в Элладу [18] .

Итак, как говорит Диодор Сицилийский и другие авторы, финикийцы во главе с Данаем и Кадмом сначала захватили острова (Родос, Крит и т. д.), а затем вторглись в материковую Грецию, причём видимо первыми их колониями стали Аргос и Фивы. Так как Аргос и острова считались владениями дорийцев можно сделать вывод, что финикийцы это дорийцы и есть, а соответственно дорийское вторжение было собственно финикийским вторжением, поэтому дорийцы колонизировали те же острова, что ранее финикийцы, а дорийцы-спартанцы ощущали родство с Кадмом и Авраамом. Во всяком случае, нет сомнения, что порт Спарты — Гитон был финикийской колонией, основанной выходцами из Тира (ср. колено Ашера):

The reputed founders of ancient Gythium were Heracles and Apollo, who frequently appear on its coins or in other legends, and Castor and Pollux: the former of these names may point to the influence of Phoenician traders from Tyre, who, we know, visited the Laconian shores at a very early period. It is thought that Gytheio may have been the center of their purple dye trade because the Laconian Gulf had a plentiful source of murex. In classical times it was a community of Perioeci, politically dependent on Sparta, though doubtless with a municipal life of its own [19] .

Таким образом, военно-морской и торговый порт Спарты основали финикийцы [20] , но это же означает, что финикийцы колонизировали материковый Пелопоннес.

Из Гитиона финикийцы могли нападать на города Лаконии, постепенно покоряя полуостров подобно тому, как легендарный Данай с одним кораблём и дочерьми захватил Аргос, внушив страх местных жителям и свергнув прежнего царя. Если отбросить мифологические стороны рассказа, то видно, что некий выходец из Египта, отца которого звали семитским именем Бел (то есть Баал), захватил Аргос. Любопытно, что ему помогали лишь дочери, хотя конечно, вряд ли такое возможно, тем более как они могли достигнуть Греции, ведь нужны были сильные гребцы. В мифе имеется элемент, что у дочерей было оружие. Возможно, некоторые финикиянки активно участвовали в колонизации (ср. Европа и Элисса). Этот рассказ, хотя и окутан пеленой мифов и преданий, тем не менее фиксирует факт, что из Египта в Грецию вторглись морем связанные с Финикией завоеватели и захватили Аргос, город, который считался позднее дорийским.

Поэтому, как и Фивы, Спарта была видимо финикийской колонией [21] , а значит и её жители — дорийцы — были финикийцами, а следовательно, дорийское завоевание происходило со стороны Средиземного моря, что и подтверждает Гомер: дорийцы ранее жили на Крите, а затем стали жить в Пелопоннесе.

Основание Гитиона вряд ли было бы возможно без опоры на военную силу, поэтому финикийцы в Пелопоннесе, подобно тому как и Данай в Аргосе, и Кадм в Беотии (Павсаний прямо говорит там о финикийском войске [22] ), должны были бы ввязаться в войну с местными жителями, так как те не позволили бы основать Гитион, если бы финикийцы не одолели их, а если финикийцы одолели аборигенов Пелопоннеса, то значит они и есть те самые дорийцы, которые покорили этот полуостров.

Жестокость спартанцев к местным жителям-илотам [23] [24] [25] , также скорее всего указывает на их иноземное происхождение. Но даже на пике развития спартанской империи, как пишет Л. Г. Печатнова, число илотов, несмотря на их постоянное истребление, не мене чем в 7 раз превышало число спартанцев [26] . Такая диспропорция тоже трудно объяснима, если считать спартанцев туземным племенем, или народом, переселившимся с Балкан. Зато, если это потомки небольшого числа морских разбойников и торговцев, прибывших из далёкой страны, то их численность естественно будет ниже численности аборигенов.

Так как финикийцев в Греции было мало, они, переженившись на местных жительницах вскоре ассимилировались, и отказались от финикийских обычаев, например, оставили обрезание [27] , обычай, заимствованный у египтян:

Говорят также, что те, кто вышел похожим образом из Египта с Данаем, обосновались в, практически, самом старом городе Греции Аргосе, и что народ колхов на Понте, и евреи, которые расположены между Аравией и Сирией, были основаны как колонии некоторых переселенцев со своей родины; и по этой причине соблюдается такое древнее учреждение среди этих двух народов как обрезание мальчиков, — это обычай привезённый из Египта [28] .

Эта волна финикийцев бесследно смешалась с греками, и более поздние общины финикийцев и евреев в Греции вероятно происходят не от них, а от каких-то новых волн переселенцев из Эрец-Исраэль. Лишь в Фивах по-видимому финикийский характер жителей сохранялся дольше. Собственно дорийцы — спартанцы — будто бы считали себя потомками Авраама, но неясно, было ли их это собственное предание, или с этим мнением они ознакомились прочитав некую книгу (тем не менее, они поверили этой неизвестной книге, и решили установить союз с Иудеей, царь которой считал Пелопоннес еврейской колонией).

Читайте также: