Э н успенский стихи для детей матрешка смешной слоненок конспект урока 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема Э. Успенский. Стихотворения.

Цель: продолжить знакомиться с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного чтения; умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Организационный момент: Дан для вас сейчас звонок,

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

2. Целеполагание 2. Готовясь к данному уроку, я подобрала для вас несколько книг. Установите закономерности и определите, произведение, какого писателя мы будем читать на уроке?

Выставка книг 1. –Дайте название раздела учебника (сл.1)

-Что мы уже знаем об этом авторе? (сл. 3)

(сл.4) -Неизвестное науке апельсинопитающиеся животное с повышенной пушистостью и ушастостью, несмотря на свою беспомощность, чрезвычайно активное .

В тропическом лесуЗабрался на завтракНа корабльОн все время чебурахталсяДиректор магазинаНайти из текста фрагмент с иллюстрации (сл.7)

Речевая разминка : Прочитайте стихотворение Тарарам -Начните медленно и постепенно ускоряйте темп

-Начните читать громко и постепенно переходите на шепот

-Вопросы на понимание

Как вы понимаете слово ТАРАРАМ ?

Постановка целей урока : Эдуард Николаевич Успенский-автор многожанровый, он не только писал повести, сказки, сценарии, но также – автор замечательных стихотворений. Чему будем учиться, читая стихи?Что бы вам хотелось научиться делать, что еще не получается? Сформулируйте для себя цель урокаПрочитайте заголовок стихотворения. Посмотрите на иллюстрацию, предположите, о чем может идти в нем речь?

Прочитаем стихотворение и проверим, верны ли наши предположения. С.144

-Читает учитель. Понравилось оно вам? Чем?

Работа в группах

Синий квадратикЗеленыйРозовыйПрочитать стихотворение с карандашом в руках выразительно ( выбрать правильный тон, тембр, темп, расставить логическое ударение, но особенно важно представить в своем воображении, то о чем читаешь, выразить свое отношение к воображаемому)

Критерии оценивания: (вывесить на доску)

Оценить 2-х учеников!

Тон (диапазон)ТембрСоблюдение орфоэпических нормСоблюдение логических ударенийСоблюдение логических и психологических пауз.Домашнее задание: Рассказать, как вы помогаете маме.

Попробуйте сами дать название этому стихотворению.

Проверим с названием автора.

Чтение про себя, обратите внимание, какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

-Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле (дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком).

-Можно ли так сказать об авторе, чьи произведения мы только что прочитали?

Рефлексия: Выберите и продолжите любое предложение:

После урока мне захотелось…Я открыл для себя новое в…Я могу похвалить себя за…По желанию можно выучить любое стихотворение наизусть.

Спасибо за урок!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного беглого чтения, умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование: портрет Э. Успенского, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Вячеслава Лейкина медленно.

Причины опозданий

Во вторник подвела постель —

Не смог я вовремя проснуться.

Позавчера забыл портфель,

В нем был банан — пришлось вернуться.

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок прийти хотел,

Но слишком сильно разогнался,

И. мимо школы пролетел.

— Понравилось вам стихотворение? Чем? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

III. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Рассказ о том, как в вашей семье заботятся о маме.

IV. Постановка целей урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем читать на уроке?

— Чему будем учиться?

— Что бы вам хотелось научиться делать, что еще не получается?

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

(Покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, —

Тот не огорчается

VI. Работа по теме урока

— Нас. 144 прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему на с. 144—145. Предположите: о чем оно? (Высказывания детей.)

— Проверим, верны ли ваши предположения. (Учитель читает стихотворение.)

— Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

— Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают?

— Кто кому спать не дает?

— Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— На с. 146 прочитайте название следующего стихотворения. Как вы понимаете это название? Что такое, по-вашему, память?

— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Какие-то они странные. Можете ли вы объяснить, что здесь изображено? (Высказывания детей.)

— Попробуем во всем разобраться. (Учитель читает стихотворение.)

— Чем хвастался малыш?

— Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?

— Подумайте, как автор относится к герою стихотворения.

— Быстро и правильно повторите четверостишие про Ваню.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

3. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы. К каким стихотворениям они подходят?

• Друг на дружку, а шут на Матюшку.

• Жаль, жаль, а пособить нечем.

• Не будь тороплив, будь памятлив.

— Можно ли так сказать об авторе прочитанных вами произведений Э. Успенском?

Конспект урока по чтению

Цель: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.

1)Образовательные: знакомить детей с творчеством Э. Успенского; организовать эмоционально-эстетическое восприятие;

2) Развивающие: развивать речь учащихся; развивать умение осознанного и правильного чтения;

3) Воспитывающие: воспитывать читательский интерес.

Оборудование: доска, компьютерная презентация, учебник.

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок. Желаю вам успехов в работе, присаживайтесь.

Готовятся к уроку.

-умение организовать рабочее место.

-мотивация учения, интерес к уроку.

- Ребята, вы сегодня пришли на урок литературного чтения, а задавались ли вы вопросом почему этот урок так важен?

- А как вам все эти знания пригодятся в жизни?

- Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского.

- Давайте вспомним, что вы знаете про Успенского?

- Успенский работает во многих жанрах: повести сказочные, фантастические, приключенческие, комиксы, стихи, рассказы, пьесы.

Проверим домашнее задание. Что вам задавали?

Прочитаем 1-й абзац.

- Где жил чебурашка?

- Кто его так назвал?

Прочитаем 2,3-й абзац.

- Почему слон догадался, что он слон?

На уроке литературного чтения мы узнаем много нового и интересного об разных писателях, поэтах, сказочниках, читаем различные произведения, улучшаем технику чтения.

Читая книгу у нас пополняется словарный запас, мы говорим красиво, а это очень важно.

Речевая разминка

1) Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

2) Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

3) Упражнения для интонации:

Соня Зине принесла малину в корзине.

Какие литературные жанры вы знаете?

Я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы мне скажите к какому жанру оно относится.

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б руками постирал.

Так к какому жанру относится это произведение?

Какие признаки рассказа вы знаете?

Правильно, отличительная черта стихотворения от рассказа то, что в стихотворении есть рифма.

Так значит отрывок произведения из какого жанра я вам прочитала?

А теперь давайте послушаем стихотворение (грам. запись).

Теперь вы попробуйте прочитать стихотворение (2 ученика).

О чем это стихотворение?

Расскажи, как ты помогаешь маме?

Ребята, а можете ли вы описать этого мальчика? Какой он?

Как вы думаете, а какие чувства передаются в этом стихотворении грусть? Радость? Веселье?

Можно ли назвать это стихотворение юмористическим?

Мы сказали, что в каждом стихотворении есть рифма, давайте ее поищем, например, терял-постирал.

Молодцы вы правильно нашли все рифмы.

Ребята, а что расположено над вашей квартирой?

Послушайте, что расположено над квартирой Эдуарда Успенского (грам. запись).

- Чем мешает собака? Кому она не даёт спать?

- Кто живёт над собакой?

- Прочитайте, чем мешает кошка? Кому она не даёт спать?

- Кто живёт над кошкою?

- Прочитайте, чем мешает мышка? Кому она не даёт спать?

- Почему мышка не спит?

- Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

- Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают?

- Какое это стихотворение, грустное или веселое?

- Прочитаем стихотворение (по абзацам)

- Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле.

Послушайте его, и шёпотом повторяйте за диктором.

О чем говорит название стихотворения?

Кто сможет правильно и быстро повторить четверостишие про Ваню.

Чем хвастался Ваня?

Что можно сказать про героя этого стихотворения? Какой он? Назовите, одним словом.

Цели урока: знакомство с творчеством Э.Успенского, его произведениями и героями его книг, развитие речи, памяти, воображения учащихся.

– Ребята, давайте разгадаем кроссворд и назовём фамилию детского писателя, автора стихотворений, отрывки из которых мы сейчас вспомним.

1. Нравится Маринке
Переводить картинки.
Вот стоит её горшок,
На нём картинка – … (петушок)

2. Рыжий папа! Рыжий дед!
Рыжим стал весь белый … (свет)

3. Чистенький и свеженький,
Был он жутким неженкой.
– Дайте это!
Дайте то!
И ботинки и … (пальто)

4. – Ведь для хорошего
Для рыбака
Удочка только нужна
И … (река)!

5. Он по улицам идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается … (народ)

6. Всё сделано ловко
И чисто. Однако
По следу идёт
Розыскная … (собака)

7. Перевела картинки
На мамины ботинки.
Встал с постели старший брат,
На нём картинка – виноград,
На портфеле – брюква,
На фуражке – … (клюква)

8. Палка,
Палка,
Огуречик –
Вот и вышел человечек.
А теперь
Добавим ножек…
Получился … (осьминожек)!

9. Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже-огненный Кидай
И огромный … (Угадай)

– Кто же автор этих замечательных стихов?

Сегодня мы узнаем много интересного об этом писателе, вспомним его произведения и наших любимых героев.

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам, Успенский писал стихи и театральные сценки.

Поначалу Успенский писал юмористические рассказы, но многие рассказы уходили “под нож” (“зарезаны” цензурой), хотя кое-какие его произведения появлялись в юмористическом отделе “Клуб 12 стульев” “Литературной газеты”, поэтому писатель ушёл в детскую литературу.

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора “Дядя Фёдор, пёс и кот” была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень серьёзным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было сделано несколько популярных мультипликационных фильмов: “Дядя Федор, пес и кот”, “Трое из Простоквашино” и др.

Является председателем жюри премии “Заветная мечта”. Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации “За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе”

Выразительное чтение стихов, отрывков из сказок.

– Как называется произведение, которое начинается так: “В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…”? (“Крокодил Гена и его друзья”.)

– Где работал крокодил Гена? (В зоопарке.)

– “Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат”. О каком герое идет речь? (Чебурашка.)

– Кто такой Чебурашка? (Неизвестный науке зверь.)

– Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.)

– Зачем Чебурашка и крокодил Гена решили построить дом?

– Что больше всего любил есть Чебурашка? (Апельсины.)

– Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)

– Кому принадлежат слова: “Хорошими делами прославиться нельзя!” (Шапокляк.)

– В какой книге Эдуарда Успенского живут говорящие собака и кот? (“Дядя Федор, пес и кот”.)

– Как звали кота Дяди Федора? (Матроскин.)

– Какой герой “в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил”? (Дядя Федор.)

– “И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…” Какую? (Кот Матроскин хотел иметь морскую фамилию.)

– Кто о себе сказал: “Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”? (Пес Шарик.)

– Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику? (Корова, ружье.)

– Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза? (“Кто там?”)

– Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)

– Кто такой Печкин? (Почтальон деревни Простоквашино.)

– Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика? (Велосипед.)

– В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза? (Она закрывала дыру в стенке.)

– Какое имя дали теленку пес, кот и Дядя Федор? (Гаврюша.)

– Прочитайте стихи, которые вы нашли.

Закрепление. Конкурс “Угадай, кто это”.

– Угадайте, как зовут этих сказочных персонажей:

игрушка
жирафа
обезьянка
кот
крыса
почтальон
собака
Шарик
Матроскин
Анфиса
Анюта
Чебурашка
Лариска
Печкин

Читайте также: