Произведения о покорении и заселении сибири конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Словарная работа: эпитеты, поэтика.

Ход урока.

I. Учитель:

На уроках литературы мы уже говорили о сказках и сказах Сибири, об их отличии от подобных произведений других областей России. Сегодня, продолжая тему литературного краеведения, мы познакомимся с историческими песнями, раскрывающими значительные события, связанные с Сибирским регионом.

IV. Задание

Прочитать песню “Ермак готовится к походу на Сибирь”, ответить на вопросы:

  • о каких событиях идет речь в историческом произведении?
  • каким перед вами предстает Ермак? (реальные и былинные черты героя)
  • какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
  • какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня? (былину)
  • чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

V. Учитель:

Рассказывая о Ермаке, использую репродукцию картины “Покорение Сибири Ермаком”. Знакомлю с художником В. И. Суриковым, нашим земляком, с его творчеством. Суриков родился в Красноярске, сибирском городке, где сейчас находится дом – музей художника. 24 января 2008 года исполнилось 160 лет со дня его рождения. Зачитываю отрывки из книги Н. П. Кончаловской, внучки Сурикова, “Дар бесценный” о том, как восхищался художник сибирской природой, людьми, жизнь которых была связана с этим суровым, но прекрасным краем.

VI. Задание

  • каким изобразил художник Суриков Ермака?
  • соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
  • что служит фоном картины?
  • какое чувство вызывает картина?

Исторические песни верно передают дух эпохи, реальные факты и характерные детали многих событий прошлого. Однако в отдельной песне можно обнаружить также элементы авторского вымысла и народной фантазии. Несмотря на это, историческая песня навсегда останется памятником русского фольклора.

ВложениеРазмер
geroi_romana_tobol.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

С. Усть-Ламенка, 2018

Цели: познакомить с историческими персонажами романа; показать связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и судьбами героев произведения; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о морали и обычаях, об историческом пути народов Сибири.

научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов Сибири в XVI - XVIII вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; работать с интерактивными схемами; видеофрагментами.

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к историческим событиям; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Экспозиции 2, 7, 12.

Хронологические рамки: с XII тыс. л. до н.э. по XVI в. н.э.

Территориально-родовые объединения коренных народов севера. Первые государственные образования, среди которых самое известное – Тюменское ханство - Великая Тюмень, со столицей Чимги-Тура. Сибирские татары, их хозяйство и культура.

Сибирский поход Ермака: хронология, основные этапы. Освоение территории края русскими. Основание Тобольска. Административное устройство и управления краем. Образование Тобольской епархии.

Ремесла. Торговля. Ямская служба. Социальные отношения. Начало сибирской ссылки.

Культура и быт коренного и русского населения. Сибирское летописание. Литературные и политические деятели. С.У. Ремезов. Иконописание. Деревянное зодчество. Начало каменного строительства.

Хронологические рамки: начало XVII – начало XX в.

Московско-Сибирский тракт. Социальные отношения. Положение государственных крестьян. Повинности населения. Ремесленники и купечество.

Формирование губернских и уездных органов власти и управления в крае. Воеводы, губернаторы. Общественные движения. Миссионерство. Основные формы социального протеста. Старообрядчество.

Форма проведения: литературно-историческая гостиная.

И как в иной таежный угол

Издалека вели сюда

Кого приказ, кого заслуга,

Кого мечта, кого беда…

Как соотносятся название произведения и эпиграф нашего мероприятия. Свой ответ аргументируйте. Идёт обсуждение, возникает проблемная ситуация.

Участники отвечают на вопросы и строят предположения. Возникновение затруднения

Участники получают карточки с таблицей. Необходимо её заполнить, используя знания романа или подсказки.

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Матвей Петрович Гагарин

Дополнительная информация на разрезных табличках :

Архитектор, историк и картографист, губернатор, бухарский торговец, князь остяков, епископ, раскольник, пленный швед.

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля.

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны.

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев. Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона.

Руководитель села Певлор, принявший христианство

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Архитектор, историк и картографист

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля

Матвей Петрович Гагарин

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны

Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев.

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона

Руководитель села Певлор, принявший христианство

Даётся аннотация к роману-пеплуму, исходя из которой, предлагается сформулировать тему мероприятия.

Слово руководителя (учителя):

В романе очень много персонажей, что вначале приводит в некоторое замешательство, но по ходу чтения начинаешь разбираться в хитросплетениях сюжета и с интересом наблюдать, как судьбы героев переплетаются в замысловатый узел, распутать который автору предстоит уже во втором томе.

Предположите, какие вопросы ещё мы должны обсудить на встрече. Для этого у вас есть маршрутные листы. Давайте мы попробуем продолжить предложения для того чтобы определить векторы нашего движения.

мы должны узнать, о …..

научиться находить информацию: ……..

научиться устанавливать причинно-следственные связи… (К примеру, почему шведы оказались в Сибири?) (Почему М.П. Гагарин был казнён Петром I?)

воспитывать в себе… (уважение к предшествующим поколениям)

(Участники формулируют векторы движения.)

5. Этап реализации построенного проекта. Работа в мини-группах. Каждая группа работает по индивидуальному маршруту.

И как в иной таежный угол

Издалека вели сюда

Кого приказ, кого заслуга,

Кого мечта, кого беда…

Можно заранее приготовить таблички с ассоциациями. Дети выбирают и крепят на ромб. Это твёрдость, страх, неуверенность, горе, жестокость, мужество, решительность, коварство, преданность и т.д.

Участники по очереди называют слова, связанные с темой. Следующий участник называет первое слово и добавляет своё и т.д.

Например. Сибирская губерния.

Сибирская губерния, Гагарин.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы, Тобольский кремль.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы, Тобольский кремль, Ремезов. И т.д.

- Что нового узнали на встрече?

- Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

- Что понравилось и что не понравилось на мероприятии?

- Какие выводы сделали?

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Архитектор, историк и картографист

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля

Матвей Петрович Гагарин

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны

Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев.

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона

Руководитель села Певлор, принявший христианство

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков и внеурочных занятий с использованием современных технологий

Преподование химии по современным требованиям ФГОС.

Организация урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математике.

Обобщение опыта работы по теме ,, Дифференцированное обучение".


Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя.


Методическая разработка представляет интерес для учителей истории и обществознания, поскольку позволяет на конкретных.


В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да.


Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование".


Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Цель: познакомить с легендой о покорении Сибири Ермаком.

повторить понятие о легенде;

уметь выразительно читать художественный текст;

уметь внимательно слушать чтение художественного произведения;

уметь грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного.

Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс 1 часть Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; презентация.

I . Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работать над жанром фольклора – легендой.

- Кто мне напомнит, что такое легенда?

(Легенда – это произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной форме.

- Сейчас вы по окружающему миру проходите Древнюю Русь Х век, а мы с вами поговорим о событиях, которые происходили через 500 лет, о XVI веке.

- В XVI веке Русью правил царь Иван IV или как его называли в народе, Иван Грозный. Он попросил Ермака Тимофеевича завоевать очень большое Сибирское ханство, которым правил хан Кучум.

III . Подготовка к первичному восприятию.

- Кто мне скажет кто такой царь Иван?

(Иоанн IV Васильевич (1530-1584), прозванный грозным,- первый русский царь).

- А кто такой Кучум?

(Хан Сибирского ханства (царства).

IV . Первичное восприятие.

- Сейчас я прочитаю вам легенду, а вы послушаете.

V . Проверка первичного восприятия.

- Какую землю хотел присоединить к Руси царь Иван?

- Какое второе имя царю Ивану дал народ?

- Где искали Ермака слуги царя?

- С каким ханом сражался Ермак?

- Кем был бедный слуга?

- Где жила семья Ермака?

VI . Вторичное чтение с установкой.

- Прочитайте про себя произведение еще раз в учебнике на стр. 26 и подумайте почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду?

VII . Анализ (выборочное чтение).

- Что беспокоило царя Ивана? Прочитайте.

- Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и умений по теме, первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

развивающие: формировать самостоятельное мышление в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы, развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)

воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать ответственное отношение к учению; формировать осознанный интерес и уважительное отношение к русской литературе как ценности русского народа.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия.

Приветствую вас, друзья. Сегодня на уроке нас ждут открытия и удовольствие, которое может доставить только чтение литературных произведений.

- Кто может рассказать, в чем же своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Отражается ли в частушках время, история?

III . – Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.

-Откройте свой учебник на стр. 15. И давайте сформулируем тему нашего урока.

Усвоение новых знаний

На доске учитель фиксирует:

-Ребята, ну раз мы разобрались, что в основе произведения – реальное историческое событие и историческая личность, то давайте обратимся к историческим фактам. (Слайд №2)

t1604569806aa.jpg

Еще в 1558 году царь Иван Грозный подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом решили последовать примеру своего отца, который был человеком на Руси известным и нажил громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом. Братья задумали на подаренных царем территориях завести соляные варницы. А также заселить своими людьми земли, завести хлебопашество и торговлю.

Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами Поселенцы же двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей. Строгановым также дано было право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народов (остяков, черемисы, ногаев и др.). Да и ходить войной против враждебных инородцев Строгановым также дозволялось.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый. (Слайд №3)

t1604569806ab.jpg

(К слайду 3) Ермак – казачий атаман. Нигде в исторических источниках нет фамилии. Ермак скорее всего имя производное от Ермолай. То что нет фамилии объясняется просто. В те далекие времена, а именно в 16 веке, немногие имели фамилии, в основном фамилии были у русской знати и иноземцев. Простые люди довольствовались тем, что их именовали по отцу или по кличке, или по виду деятельности.

Примерно в августе 1585 г. Ермак шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу .

Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай , Сибирский хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём Иваном Грозным двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вероятно, так и было. Трудно, даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда двадцать — тридцать килограммов. Ещё труднее выплыть, если он не допрыгнул до струга. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего, стреляли из луков. Ермак погиб.

По легенде, его тело вскоре выловил из Иртыша рыбак. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам хан Кучум Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.

t1604569806ac.jpg

Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний.

-Итак, каковы основные признаки жанра?

( Историческая личность, географическое место, временные рамки, сказочный стиль)

- Оцениваем результаты. Заполняем карточки.

VII . Итоги урока.

Цели:актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества,углубить знания ожанре предания; показать соотношение реальности и вымысла в преданиях; развивать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к истории русского народа.

Оборудование: иллюстрации к преданиям, учебник, фонохрестоматия презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I . Организационный момент.

II . . Актуализация опорных знаний.

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

III . Мотивация учебной деятельности.

IV .Тема и целеполагание (формулир.уч-ся)

V .Работа по теме урока.

1.Беседа по вопросам.

— Что же называется преданием? («Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

— Кто чаще всего является героем преданий?

2.С лово учителя.

Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

4. Беседа по тексту.

- К эпохе чьего царствования относится это предание?

– Каким народ представляет себе Ермака?

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

6.Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

Читайте также: