Тип инфузории 7 класс константинов конспект

Обновлено: 07.07.2024

Хроматофоры есть, ядро –
Всегда гаплоидно оно.
Имею “почку” –вакуоль.
Когда делюсь – делюсь я вдоль.
Своим жгутиком верчу,
И как пуля я лечу:
Мой подвижный длинный жгутик,
Словно гибкий тонкий прутик
Совершает цикл вращения,
Обеспечив мне движение.
Я – не синяя как вена,
Я – зеленая эвглена.”

“Я - колония, я – шар,
И размер мой очень мал.
Клетки в слизь погружены,
Мне их жгутики нужны!
Совершаю я движение,
Кувыркаясь при вращении…
Клетки все соединяются
И друг с дружкою “общаются”…
Им чашевидный хлоропласт
Энергию Солнца передаст.

Я – зеленое творение,
Я – животное-растение,
Я – природы парадокс,
Я – “катящийся” – вольвокс!”

“Я развиваюсь в комаре,
Нахожусь в его слюне,
И после комариного укуса
Куда надо доберусь я.
Я в кровь сначала попадаю –
И человека заражаю.
А вот и печень! В клетках я
Размножаюсь, а семья
В эритроциты проникает,
Гемоглобин в них выедает,
И, делясь шизогонией,
Покидает “дом” свой милый.

Спорозоиты и шизонты,
Мерозоиты и гамонты.
Протекает цикл мой гладко,
А у жертвы – лихорадка!
Так изменчив я на вид!
Я - опасный паразит
С массой “ножек” – псевдоподий;
Малярийный я плазмодий!”
* Источник – В.Н.Фросин “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского института” (7-е изд.) – Казань, изд. ООО “Диалог-Компьютерс”, 2006, 54 с.

Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель: Изучить особенности строения Инфузорий на примере Инфузории туфельки.

Задачи:

· Сформировать знания у обучающихся о многообразии живых организмов;

· Сформировать знания о разнообразии одноклеточных животных;

· Формирование у обучающихся умений классифицировать представителей подцарства простейшие;

· Научить различать представителей подцарства простейшие.

· Научить сравнивать, анализировать, делать выводы;

· Формирование представлений о многообразии животного мира.

· Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей;

· Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание ценности представителей типа инфузории.

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Предметные: Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

ВложениеРазмер
zadanie_2._konspekt_uroka.docx 149.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Тема урока : Тип Инфузории.

Тип урока : Комбинированный урок.

Вид урока : Урок-лекция. Урок-лаборатория.

Цель: Изучить особенности строения Инфузорий на примере Инфузории туфельки.

  • Сформировать знания у обучающихся о многообразии живых организмов;
  • Сформировать знания о разнообразии одноклеточных животных;
  • Формирование у обучающихся умений классифицировать представителей подцарства простейшие;
  • Научить различать представителей подцарства простейшие.
  • Научить сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Формирование представлений о многообразии животного мира.
  • Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей;
  • Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам.

Личностные: Осознание ценности представителей типа инфузории.

Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Предметные: Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме.

1.Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Кто сегодня отсутствует на нашем уроке?

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

Для начала предлагаю выполнить задания на карточках (Приложение 1), это поможет проверить уровень имеющихся у вас знаний. На работу у вас 8 минут, записываем только ответы, само задание переписывать не нужно. Выполняем.

Время вышло, сдаем.

Выполняют и сдают работу.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Ребята, послушайте внимательно стихотворение-загадку и попробуйте предположить, о чём пойдет речь на уроке:

Я вам всем кажусь спокойным.

Только знайте: я устроен

Очень хитро. У меня

В глотке целых два копья.

Коль моя добыча рядом,

Понукать меня не надо:

Никогда не промахнусь,

До любого дотянусь.

И теперь уверен я:

Будет туфелька моя.

Верно, речь сегодня на уроке пойдет о самых совершенных простейших организмах – Инфузориях. А что мы уже знаем об этих организмах?

Молодцы, а сейчас запишите число и тему урока. (на слайде)

Давайте поставим цель и задачи нашего урока.

Внимательно слушают учителя, изучают изображение на экране.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают число и тему урока.

Ставят цель и определяют задачи урока.

4. Изучение нового материала

Инфузории характеризуются наличием двигательных органелл – ресничек, ядерным дуализмом и особой формой полового процесса – коньюгацией. Большинство инфузорий – свободноживущие морские и пресноводные простейшие. Реже среди них встречаются симбионты и паразиты различных животных. (изображение на слайде)

Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие с наиболее сложной системой органелл (изображение на слайде). Клетка инфузорий покрыта пилликулой , обеспечивающей постоянство формы тела. Пелликула состоит из плазматической мембраны и уплотненного периферического слоя цитоплазмы, в котором располагаются в мозаичном порядке особые мешочки – альвеолы. Под пелликулой располагается эктоплазма, в которую погружены многие другие органеллы. Прежде всего это кинетосомы – базальные тельца ресничек. От базальных телец отходят три корневые структуры: кинетодесма и два пучка микротрубочек . Они обеспечивают синхронность веслообразных движений ресничек. Совокупность пелликулы и эктоплазмы со всеми структурами образует опорный комплекс – кортекс клетки инфузории.

У пресноводных инфузорий имеются сократительные вакуоли – органеллы осморегуляции и выделения. Иногда сократительные вакуоли образуют сложную систему. Так, у инфузории-туфельки две сократительные вакуоли с 5-7 приводящими каналами каждая. Вначале избыток жидкости собирается в лучеобразующие каналы, а из них выпрыскивается в центральную вакуоль, представляющую собой резервуар, из которого затем выталкивается наружу.

В эндоплазме инфузорий расположен ядерный аппарат, им свойственен ядерный дуализм. Крупные ядра – макронуклеусы регулируют клеточный метаболизм, а мелкие ядра – микронуклеусы участвуют в половом процессе.

Для инфузорий характерно два вида размножения.

А сейчас, ребята, определите по тексту учебника, какие типы размножения встречаются у Инфузорий. Готовы?

Инфузории играют огромную роль в пищевых цепях водоемов: они пожирают бактерий и некоторых водорослей, сами являются объектами питания в составе животного планктона для водных обитателей. Однако среди них встречаются паразиты. На рыбах иногда можно увидеть сыпь, каждая крупинка – это инфузория-паразит ихтиофтирис. Достигнув в процессе роста 1 мм в диаметре, инфузория покидает рыбу и распадается на тысячу крошечных инфузорий. Эти бродяжки вновь заражают рыб. Другая инфузория-паразит, балантидий, селится в кишечнике человека и животных, вгрызается в стенки кишечника, вызывая образование язв.

Встречаются инфузории-симбионты. Поселяясь в сложном желудке копытных животных, например коров, и помогают им переваривать жесткую растительную пищу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Угреньгская основная общеобразовательная школа № 10

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме:

Нефедовская Ирина Васильевна

учитель биологии Угреньгской

домашний адрес: д. Теребино

ул. Р. Велицкого д. 5 кв. 1

рабочий адрес: д. Теребино

ул. Р. Велицкого д.3

Д. Теребино.Вельского района.2011.

Тема: Тип Инфузории. Инфузория-туфелька.

Цель урока: выяснить, в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения одноклеточного животного - Инфузории и его образе жизни.

Продолжить развитие умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий, Продолжить формирование положительного, уважительного отношения к природе.

Тип урока: освоения новых знаний.

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

наглядные (иллюстрация, демонстрация).

по степени управления учебной работы:

учебная работа под руководством учителя;

самостоятельная работа учеников с различными источниками информации.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

Структура урока:

Организационный момент -1-2 мин.

Проверка домашнего задания 5 мин.

Актуализация знаний, определение темы урока 4 мин.

Определение цели урока, инструктаж по ходу работы на уроке 1 мин.

Переход к изучению нового материала 1 мин

Изучение нового материала 20 мин.

Закрепление изученного материала. Выставление оценок. 6-8 мин.

Рефлексия 2 мин.

Организация домашнего задания 2-3 мин.

1.Организационный момент.

3. Актуализация знаний, определение темы урока.

В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику "зарабатывать деньги",но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе. (СЛАЙД №3)

Учитель: Скажите, пожалуйста, о какой научной славе идет речь? (ответы учащихся). Совершенно верно!

Учитель: Мы с вами продолжаем наше путешествие в страну одноклеточных животных! И сегодня на уроке познакомимся с новым Типом простейших организмов ? Предлагаю вам отгадать кроссворд. (СЛАЙД №4) Приложение №1

А с какими жителями этой страны мы с вами познакомились ранее, как они устроены, какой образ жизни ведут?

4. Определение цели урока, инструктаж по ходу работы на уроке.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с Типом Инфузории.

Как Вы думайте, почему мы изучали сначала амёбу обыкновенную, затем эвглену зеленую, а третей изучаем Инфузорию? (ответы учащихся).

Верно! Тип Инфузории - наиболее сложноорганизованные простейшие (это видно даже по таблице). А в чём её сложность строения, высокоорганизованность нам предстоит выяснить.

Цель нашего урока (учащиеся формулируют сами) - выяснить, в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы. (СЛАЙД № 2 )

Учитель: Скажите, пожалуйста, на что мы должны обратить внимание для того, чтобы достигнуть цели урока?( Ответы учащихся).

Совершенно верно, с особенностью строения и жизнедеятельности мы познакомимся на примере представителя Типа Инфузории - инфузорией-туфелькой. (СЛАЙД №5).

5.Переход к изучению нового материал

Учитель: Почему она имеет такое название? (ответы учащихся). Известно ли вам, что инфузории впервые были обнаружены в водных настоях, отсюда название инфузория (от греческого "инфузум" - настой. (СЛАЙД № 6)

6. Изучение нового материала.

I .Общая характеристика инфузорий:

а) Среда обитания, строение инфузории, передвижение. (СЛАЙД № 7) (рисунок в тетради)

б) Питание (беседа с элементами рассказа)

Клеточный рот, клеточная глотка, пищеварительная вакуоль (переваренные продукты поступают в цитоплазму и используются для жизнедеятельности инфузории. Сначала внутренняя среда в пищеварительной вакуоли кислая, а затем щелочная.) порошица.

Учитель: Какую функцию выполняет этот органоид?

Учащиеся: (текст учебника стр.48) Выбрасывает непереваренные остатки пищи наружу.

Учитель: Каким образом инфузории находит свою добычу?

Учащиеся: (текст учебника стр.48) Инфузория-туфелька находит свою добычу, чувствуя наличие химических веществ, которые выделяют скопления бактерий.

Учитель: Это говорит о том, что инфузории могут отвечать определённым образом (н-р перемещением) на воздействия (раздражения окружающей среды), т. е. обладают раздражимостью. Это свойство характерно для всех живых существ.

в) Выделение ( беседа с элементами рассказа)

Учитель: Из всей цитоплазмы по приводящим канальцам вода и вредные продукты жизнедеятельности собираются в сократительных вакуолях. Их две. Все сокращения проходят за 10-20 сек. В цитоплазме туфельки 2 ядра. Вегетативное (большое) оно оказывает влияние на процессы движения, питания, выделения. Генеративное (малое) участвует в размножении.

г) Дыхание (работа с учебником)

Учитель: вспомните изученных нами простейших и скажите как будет происходить процесс дыхания у инфузории-туфельки?

Учащиеся: (текст учебника стр.48) Через покровы тела.

II . Особенности размножения (СЛАЙД № 8)

а)Бесполое размножение – поперечное деление клетки. (запись в тетради) (рассказ с элементами беседы)

Учащиеся: зачитать текст учебника стр.48

б) Половое размножение – конъюгация (запись в тетради), (объяснение) (СЛАЙД №9)

Учитель: Какой промежуток времени занимает этот процесс размножения?

Учащиеся: (текст учебника стр.49), (зачитать)

Учитель: В чём преимущество полового размножения у инфузории-туфельки по сравнению с другими изученными простейшими?

Учащиеся: ( зачитать вывод на стр. 49)

III . Многообразие инфузорий (СЛАЙД №10) (беседа с элементами рассказа) (запись в тетрадь)

Учитель: Почему эта группа получила такое название?

Учащиеся: Ведут активный образ жизни. Плавают, передвигаются по дну водоёма и водным растениям.

2) Прикреплённые (СЛАЙД № 11)

Учитель: Почему эта группа получила такое название?

Учащиеся: Ведут неподвижный образ жизни. Удерживаются на подводных предметах, теле водных животных.

Учитель: Почему эта группа получила такое название?

Учащиеся: Живут внутри другого организма.

IV .Значение инфузорий в жизни природы (СЛАЙД №14)

7.Закрепление изученного материала. Выставление оценок (СЛАЙД №15)

Учитель: Наше путешествие в страну одноклеточных животных подходит к концу. Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который был задан в начале урока - в чем проявляется прогрессивность организации Типа Инфузории по сравнению с организацией Типа Саркодовые и Подтипа Жгутиконосцы ? (ответы учащихся).

Учитель: И так, было ли наше путешествие интересным ? Что вас поразило больше всего? Что запомнится надолго?

8.Рефлексия (СЛАЙД №16)

9.Организация домашнего задания (СЛАЙД №17)

Спасибо за активную работу на уроке! (СЛАЙД №18)

Приложение № 1 кроссворд.

вопросы:

1. Жидкое содержимое клетки (одноклеточного)(цитоплазма).

2. Непостоянные выросты тела корненожек (ложноножки).

3. Раковинная амёба, строящая раковины из склеенных песчинок (диффлюгия).

4. Пульсирующие пузырьки, находящиеся в цитоплазме простейших (вакуоль).

5. Способность простейшего реагировать на раздражитель (раздражимость).

6. Органоид, который принимает участие в фотосинтезе (хлоропласт).

7. Основная часть клетки (одноклеточного организма), в которой хранится наследственная информация (ядро).

8. Красный светочувствительный глазок (стигма).

9. Органы передвижения у эвглены зеленой (жгутик).

1.В. М. Константинов, В. Г. Бабенко. Учебник биологии 7 кл. М., Вентана-Граф. 2010 г.

2.Н. А. Бравая. Классная биология в вашей школе 5-8 класс. Феникс 2008 г.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; выполнять лабораторную работу под руководством учителя; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; знать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: реснички, порошица, половой процесс, конъюгация; выявлять характерные признаки типа Инфузории; приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий но сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами; осознавать роль простейших в природе и в жизни человека; наблюдать простейших под микроскопом; фиксировать результаты наблюдений; обобщать и делать выводы; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, инструкции “Правила поведения в кабинете биологии”, “Правила работы с лабораторным оборудованием”, магнитная или интерактивная доска; плакат “Инфузория — туфелька”, микроскопы, предметные и покровные стекла, вата, пробирки с культурой инфузорий; принадлежности для рисования.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий рабочей тетради, оценивание выполненных рисунков, выставление отметок.)

— Почему зоологи и ботаники спорят, к какому царству следует отнести эвглену зеленую?

— Назовите отличия жгутиконосцев от саркодовых.

III. Работа по теме урока

1. Образ жизни и строение

Мы познакомились с представителями классов типа Саркодовые и жгутиконосцы — обыкновенной амебой и эвгленой зеленой. Представители типа Инфузории устроены сложнее. Тело их покрыто ресничками. Эти органоиды движения гораздо короче, чем жгутики, двигаются одновременно, синхронно и слаженно. Благодаря согласованной работе ресничек инфузории могут плавать с довольно большой скоростью. Так, на поверхности наиболее известного представителя типа Инфузории — инфузории-туфельки имеется около 12 тыс. ресничек. Это животное способно развивать скорость 2 мм в секунду, а его длина составляет всего 0,5 мм. Это означает, что туфелька проплывает за секунду расстояние в 10 — 15 раз больше, чем длина ее тела.

Интересно, что инфузории могут поражать цель даже на расстоянии. Некоторые из них при защите или нападении выбрасывают из своего тела полые цилиндрики. Это отпугивает микроскопически врагов или оглушает добычу.

Предлагаю полюбоваться на изящную инфузорию-туфельку в микроскоп.

(Ученикам выдаются микроскопы, предметные и покровные стекла. Пока они подготавливают микроскопы к работе, учитель раздает на каждый стол пробирки с культурой инфузорий.)

Обратите внимание, в какой части пробирки инфузорий больше (при пересаживании в узкую пробирку инфузории собираются у поверхности воды и могут быть видны даже невооруженным глазом).

Л.Р. № 1 “Строение и передвижение инфузории — туфельки”

(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 45 учебника. В случае отсутствия микропрепаратов инфузорий или невозможности приготовить культуру можно использовать фотографии и видеофрагменты, иллюстрирующие особенности передвижения и питания инфузорий.)

Приготовление культуры инфузории-туфельки

Примерно 10 г сухого сена кипятят в течение получаса. Полученную бурую жидкость разливают в 2 — 3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3 — 4 дня на поверхности настоя появляется пленка из сенных бактерий, являющихся наилучшей пищей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор (из аквариума или банки с водой, взятой из пруда). Через 6 — 8 дней в культуре будет большое количество инфузорий. Скорость этого процесса зависит от температуры, при нормальной комнатной температуре культура будет готова через 15 — 20 дней.

2. Жизненные процессы

— Работая с п. 2 § 10 учебника и привлекая ранее изученный материал, рассмотрите основные отличия инфузории-туфельки от известных вам представителей типа Саркодовые и жгутиконосцы.

(Проверка выполнения задания.)

Вы правильно определили, что у инфузории, в отличие от ранее изученных нами простейших, имеется особая структура — порошица, через которую удаляются непереваренные частицы пищи. У амеб порошицы нет, и дефекация происходит в любом месте оболочки. Кроме того, у инфузории целых две сократительных вакуоли, а делятся они поперек тела, а не вдоль, как жгутиконосцы. Инфузории могут размножаться как бесполым, таки половым путем.

А теперь рассмотрим сходные черты всех простейших. Выполняя лабораторную работу, вы увидели, что в клетках простейших имеется множество составных частей — органоидов. Все органоиды клетки простейшего и процессы, в которых они участвуют, очень сильно взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают жизнедеятельность клетки, ее рост, деление, постоянные контакты с окружающей средой. У простейших есть еще одна особенность — если условия для жизни становятся неблагоприятными, одноклеточные животные могут переходить в стадию покоя, образуя так называемую цисту. В таком состоянии они могут пребывать достаточно долго, порой даже несколько лет, и пережить недостаток влаги, резкое изменение температуры. Процесс перехода в стадию покоя — цисту называют инцистированием.

Самый распространенный способ размножения у простейших — бесполый, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние клетки.

(Учитель демонстрирует рисунок или слайд.)

Процесс деления начинается с ядра (или ядер, как у инфузории), затем идет деление цитоплазмы путем образования перетяжки. Недостающие органоиды образуются вновь.

Половое размножение инфузорий именуют конъюгацией.

(Учитель демонстрирует иллюстрацию или слайд.)

В типичном случае две инфузории прикладываются друг к другу ротовыми сторонами. В определенных местах оболочка растворяется, и особи оказываются соединенными плазматическим мостиком. Большие ядра распадаются и растворяются в цитоплазме. Малые ядра делятся и образуют четыре ядра (процесс мейоза, при котором число хромосом уменьшается вдвое). Из них три рассасываются, а одно остается. Оставшееся ядро еще раз делится, и образуются два ядра, одно из которых подвижное, мигрирующее. Мигрирующими ядрами особи обмениваются через цитоплазматический мостик. Затем ядра сливаются и образуют одно ядро. Конъюгация заканчивается, особи расходятся. После разъединения особей ядро делится, в результате чего образуется новые большое и малое ядро. В процессе конъюгации разнообразится наследственный материал инфузорий, так как они получают ядра от других особей.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Прочитать § 10, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме представителя типа Инфузории (на выбор), записать его классификацию.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Видеоурок содержит подробную информацию о строении инфузории туфельки. В ходе урока подробно рассматриваются процессы её жизнедеятельности, как происходит её половое и бесполое размножение. Урок содержит несколько видеофрагментов, благодаря которым учащиеся узнают, как выглядят различные виды инфузорий под микроскопом.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тип Инфузории, или Ресничные"

К типу Инфузории относится более 7 тыс. видов простейших. В этот тип объединяются наиболее сложноустроенные одноклеточные. Среди них есть свободноживущие, паразитические и прикреплённые виды.

Для всех представителей данного типа характерны две главные особенности: движение с помощью ресничек и наличие одновременно двух ядер: крупного макронуклеуса и мелкого микронуклеуса. Микронуклеус обеспечивает размножение, макронуклеус в размножении не участвует, он управляет жизнедеятельностью неделящейся клетки.


Наиболее известным представителем данного типа является инфузория туфелька. Они очень быстро размножаются в водном настое сена. Если рассмотреть каплю такого настоя под микроскопом, то можно увидеть множество мелких двигающихся организмов, по внешнему виду напоминающих подошву туфли. Это инфузории туфельки.


Инфузория туфелька – свободноживущий организм, размером 0,1 – 0,3 мм. Обитает в пресных стоячих водоёмах. Инфузория снаружи покрыта плотной оболочкой, следовательно, для нее характерна постоянная форма. Все тело покрыто ресничками, которые обеспечивают движение. Плавает инфузория тупым концом вперёд. Между ресничками есть трихоцисты – палочковидные органоиды, необходимые для защиты и нападения. Из них выбрасывается обжигающая жидкость.


Вся клетка заполнена цитоплазмой. В центре клетки находится большое ядро – макронуклеус, и рядом с ним – малое ядро – микронуклеус.

Сбоку, ближе к широкому концу тела имеется углубление, ведущее в клеточный рот, который продолжается клеточной глоткой. С помощью околоротовых ресничек пищевые частицы загоняются в рот, а затем – в глотку. В цитоплазме от глотки отходит пищеварительная вакуоль. Затем она вовлекается в ток цитоплазмы и совершает определённое передвижение внутри клетки. По мере движения питательные вещества из пищеварительной вакуоли поступают в цитоплазму.

Непереваренные остатки пищи выбрасываются у инфузорий через специальное отверстие – порошицу.


Излишки воды удаляются через сократительные вакуоли, которых у инфузорий 2. Расположены они в передней и задней частях тела. Они имеет гораздо более сложное строение, чем у других простейших. Сокращаются вакуоли попеременно каждые 20-25 секунд.


Дыхание, как и у всех свободноживущих одноклеточных животных, происходит всей поверхностью тела.

Размножение бесполое: происходит путем поперечного деления клетки надвое. Первым надвое делится малое ядро, затем большое. Появляется перетяжка, которая разделяет инфузорию на две дочерние инфузории, которые заново формируют ротовые аппараты и другие недостающие структуры.


Для инфузорий характерен половой процесс – конъюгация. При конъюгации происходит сближение двух особей, между ними образуется цитоплазматический мостик, соединяющий обе клетки. Большое ядро разрушается, а малое ядро делится на 4 более мелких ядра, три из которых разрушаются. Четвёртое ядро делится еще раз на 2 ядра. Одно из двух образовавшихся ядер остаётся в той же инфузории, а другое переходит в клетку партнёра по конъюгации через цитоплазматический мостик. Далее происходит слияние ядер у обеих инфузорий. Далее цитоплазматический мостик разрывается и клетки разъединяются. В них вновь достраиваются большие ядра. Размножением этот процесс нельзя назвать, так как конъюгация не ведёт к увеличению количества особей, а служит только для обновления наследственного материала, что способствует улучшению процессов жизнедеятельности инфузорий.


Для инфузории туфельки, как и для других простейших, характерна раздражимость. Например, если поместить в каплю воды с инфузориями кристаллики поваренной соли, а затем капнуть рядом каплю чистой воды, то инфузории уплывут от кристаллов соли в более чистую воду.

Свободноживущие инфузории питаются бактериями и более мелкими простейшими. Паразитические – обитают в кишечнике животных и питаются его содержимым, при этом вызывая различные заболевания.

Среди паразитических инфузорий только балантидий развивается в организме человека. Он имеет овальную форму, покрыт ресничками и обладает всеми основными структурами, которые характерны для инфузорий. Заражение человека происходит путём проглатывания цист. Их источником могут являться свиньи. В организме человека паразит поселяется в толстой кишке.


Другие инфузории, например, сувойки, прикрепляются ко дну или к растениям длинными стебельками, которые могут сокращаться благодаря особым сократительным волоконцам. Многие сувойки образуют колонии. Питаются эти инфузории преимущественно бактериями.


Инфузория трубач имеет тело в форме воронки. Длина до 1 мм. На расширенном переднем конце хорошо развита зона околоротовых мембранелл, направляющих ток пищевых частиц к ротовому отверстию. Остальное тело покрыто продольными рядами мелких ресничек. Могут свободно плавать или прикрепляться к субстрату суженным задним концом.



Характерные признаки типа Инфузории:

· Органоиды движения – реснички;

· Постоянная форма тела;

· Большинство имеет 2 сократительные вакуоли;

· Органоиды защиты – трихоцисты;

· Тип питания – гетеротрофный;

· Размножение бесполое, характерен половой процесс – конъюгация;

· Имеют органоиды пищеварения: клеточный рот, клеточную глотку и порошицу.

Читайте также: