Вопросно ответный конспект образец

Обновлено: 01.07.2024

Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. "Выбирать полезное, – писал великий чешский педагог XVII века Я. А. Коменский, – дело такой важности, что невозможно представить мыслящего читателя без умения выбирать. Единственно надежный результат чтения – усвоение прочитанного, выбор полезного. Только это напрягает ум, оставляет воспринятое в памяти и освещает разум все более ярким светом. Нежелание ничего выделить из книги означает все пропустить".

В любом научном тексте содержится информация двух видов: основная и вспомогательная.

Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определение научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и тому подобное.

Назначение вспомогательной информации – содействие читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

В процессе конспектирования информации каждого из этих видов нужно действовать таким образом. Основную следует записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускать.

Содержание конспектирования составляет переработка основной информации с целью ее обобщения и сокращения. Обобщить означает подать ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и тому подобное. Читая, человек интуитивно использует некоторые слова и фразы как опорные. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов – это первый этап смыслового свертывания, сжатия материала. Важными требованиями к конспекта является наглядность и обзорность записей и такое их расположение, которое давало бы возможность осознать логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

2. Графические (элементы произведения, научного труда, которые конспектируются, располагаются в таком виде, при котором выстраиваются иерархия понятий и взаимосвязь между ними). К каждому тексту, научной работе, учебному материалу может быть не один, а несколько графических конспектов, отражающие книгу в целом или отдельные ее части. Ведение графического конспекта – наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.

Плановый – легко получить с помощью предварительно разработанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в форме вопросов, конспект дает точные ответы)

б) схематический плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Текстуальный – это конспект, созданный главным образом из цитат.

Сводный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может сопровождаться планом.

Тематический дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от количества привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос-тему: обзорный; хронологический.

Роль конспекта является чисто учебной: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первоначального текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или при подготовке к экзамену.

Способы конспектирования.

Тезисы– это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают сущность того, что читается, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, которые наиболее четко формулируют основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно-последовательным способом целесообразно использование средств, применяемых для оформления плакатов, которые вмещают в себя следующие:

а) смещение текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

б) выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

в) использование различных цветов;

д) заключение в рамку главной информации.

Схема с фрагментами – это способ конспектирования, что позволяет ярче выявить структуру текста, при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, любые объяснения) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема – это способ конспектирования близок к схеме с фрагментами, объяснений которой автор конспекта не пишет, но должен уметь давать их в устной форме. Этот способ требует высокой квалификации автора. В противном случае такой конспект не принесет пользы.

Параллельный способ конспектирования. Конспект пишется на двух страницах параллельно или одна страница разделяется вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой ее части. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект – это вершина овладения рациональным конспектированием, когда умело используются все вышеперечисленные способы, соединяясь в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от текста, который конспектируется, и от желания и умения того, кто конспектирует). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного,конспектыпри обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.Действительно, то, что вначале при чтении и конспектировании кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным, оно трудно запоминается (Гецов Г.Г.).

Из-за универсальности конспектов к ним можно с успехом обращаться даже через несколько лет после написания.

Критерием качества конспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, после забывания фактов, подробностей, деталей, а также использовать этот конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы потом, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса. Для этого используются пометы на полях. Удобнее всего составлять конспект на основе тезисов и (или) плана.

Важно различатьдва возможных этапа работы: над составлением конспекта и по конспекту, с самим конспектом. Как Вы думаете, что представляет собой дальнейшая работа над конспектомпосле его составления?

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: 1) плановые; 2) текстуальные (цитатные); 3) свободные; 4) тематические.

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определённая часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учётом целей конспектирования, этот конспект – один из наиболее ценных, он помогает лучше усвоить материал ещё в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти в процессе создания конспекта. Он учит последовательно и чётко излагать мысли, работать над книгой, обобщая её содержание в формулировках плана. При наличии навыка этот конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книги, сделанные при её чтении.




Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, в конспекте даются точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причём во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинников-цитат. Иногда его называют цитатным, при этом обязательно следует указывать страницы первоисточника, чтобы потом можно было делать ссылки. Текстуальные выписки могут быть связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Даже если при составлении конспекта читатель не совсем разобрался в сути записанных положений, он может потом их осмыслить, так как все мысли автора приводятся без искажения. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить истинность/ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. В последнем случае всё равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. При этом помогают комментарии на полях.

Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует внимание и память, по нему трудно отвечать без предварительной специальной подготовки.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект(иногда его называют смешанным, что дублирует терминологию другой классификации – по степени сжатия)сочетает выписки, цитаты,иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно чётко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует своё умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Важно только правильно понять, осмыслить положения автора и записать их чётко, логично, без искажений. Если Вы не уверены в точности, правильности своего понимания, лучше трудное для осмысления положение записать в виде цитаты.

Над свободным конспектом приходится много работать.

Тематический конспектдаёт более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлечённых источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определённую тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая её, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, вспоминать событие, факт, мысль, теорию, книгу или статью, в которой Вы встречали то или иное нужное Вам в этот момент положение.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект.В этом случае составляется тематический обзор на определённую тему, с использованием одного или – чаще – нескольких источников.

Тематический конспект и обзорный тематический конспект во многом похожи на реферат, чаще всего они составляются на основании предварительно подготовленных конспектов других видов или выписок и тезисов.

Некоторые выделяют и хронологический конспект, относя его к обзорному тематическому конспекту. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий. От обзорного он отличается тем, что при его подготовке может быть использован один источник, если в нем достаточно подробно и полно представлена временная канва событий. В случае необходимости отдельные факты или подробности дополняются из других источников. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, более краткий. Обычно он используется при работе с текстом, насыщенным важными для конспектирующего датами (например, биография писателя или ученого). Нам представляется, что хронологический конспект может быть как текстуальным, так и свободным, вряд ли его отнесение к обзорным конспектам обоснованно.

Тематические конспекты обзорного характера особенно нужны при работе над теми источниками, полностью конспектировать которые для решения данной задачи представляется лишним.

Во всех случаях обращения к нескольким источникам обязательно следует указать их автора, название и выходные данные.

Конспектирование включает несколько этапов: 1) отбор из текста самой существенной информации; 2) сокращение отобранной информации: 3) перевод информации на свой язык (для всех видов конспектов, кроме текстуального); 4) запись этого сокращенного текста.

Что нового о процессе конспектирования Вы узнали? Подумайте, как эти знания помогут Вам в формировании умения конспектировать.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного,конспектыпри обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.Действительно, то, что вначале при чтении и конспектировании кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным, оно трудно запоминается (Гецов Г.Г.).

Из-за универсальности конспектов к ним можно с успехом обращаться даже через несколько лет после написания.

Критерием качества конспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, после забывания фактов, подробностей, деталей, а также использовать этот конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы потом, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса. Для этого используются пометы на полях. Удобнее всего составлять конспект на основе тезисов и (или) плана.

Важно различатьдва возможных этапа работы: над составлением конспекта и по конспекту, с самим конспектом. Как Вы думаете, что представляет собой дальнейшая работа над конспектомпосле его составления?

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: 1) плановые; 2) текстуальные (цитатные); 3) свободные; 4) тематические.

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определённая часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учётом целей конспектирования, этот конспект – один из наиболее ценных, он помогает лучше усвоить материал ещё в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти в процессе создания конспекта. Он учит последовательно и чётко излагать мысли, работать над книгой, обобщая её содержание в формулировках плана. При наличии навыка этот конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книги, сделанные при её чтении.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, в конспекте даются точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причём во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинников-цитат. Иногда его называют цитатным, при этом обязательно следует указывать страницы первоисточника, чтобы потом можно было делать ссылки. Текстуальные выписки могут быть связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Даже если при составлении конспекта читатель не совсем разобрался в сути записанных положений, он может потом их осмыслить, так как все мысли автора приводятся без искажения. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить истинность/ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. В последнем случае всё равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. При этом помогают комментарии на полях.

Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует внимание и память, по нему трудно отвечать без предварительной специальной подготовки.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект(иногда его называют смешанным, что дублирует терминологию другой классификации – по степени сжатия)сочетает выписки, цитаты,иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно чётко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует своё умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Важно только правильно понять, осмыслить положения автора и записать их чётко, логично, без искажений. Если Вы не уверены в точности, правильности своего понимания, лучше трудное для осмысления положение записать в виде цитаты.

Над свободным конспектом приходится много работать.

Тематический конспектдаёт более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлечённых источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определённую тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая её, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, вспоминать событие, факт, мысль, теорию, книгу или статью, в которой Вы встречали то или иное нужное Вам в этот момент положение.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект.В этом случае составляется тематический обзор на определённую тему, с использованием одного или – чаще – нескольких источников.

Тематический конспект и обзорный тематический конспект во многом похожи на реферат, чаще всего они составляются на основании предварительно подготовленных конспектов других видов или выписок и тезисов.

Некоторые выделяют и хронологический конспект, относя его к обзорному тематическому конспекту. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий. От обзорного он отличается тем, что при его подготовке может быть использован один источник, если в нем достаточно подробно и полно представлена временная канва событий. В случае необходимости отдельные факты или подробности дополняются из других источников. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, более краткий. Обычно он используется при работе с текстом, насыщенным важными для конспектирующего датами (например, биография писателя или ученого). Нам представляется, что хронологический конспект может быть как текстуальным, так и свободным, вряд ли его отнесение к обзорным конспектам обоснованно.

Тематические конспекты обзорного характера особенно нужны при работе над теми источниками, полностью конспектировать которые для решения данной задачи представляется лишним.

Во всех случаях обращения к нескольким источникам обязательно следует указать их автора, название и выходные данные.

Конспектирование включает несколько этапов: 1) отбор из текста самой существенной информации; 2) сокращение отобранной информации: 3) перевод информации на свой язык (для всех видов конспектов, кроме текстуального); 4) запись этого сокращенного текста.

Что нового о процессе конспектирования Вы узнали? Подумайте, как эти знания помогут Вам в формировании умения конспектировать.

Вопросно-ответная форма изложения – такая форма, при которой происходит диалог между автором и читателем. Исходя из этого, читатель становится невольным собеседником, так как автор привлекает его к обдумыванию тех или иных вопросов, поставленных в тексте.

Однако многие путают это понятие с риторическими вопросами. Когда речь идет о вопросно-ответной форме, автор, помимо того, что задает вопрос, также отвечает на него. В то же время, для риторического вопроса ответ не требуется.

Что такое вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Для вопросно-ответной формы характерно проведение переговоров или консультаций, встречается даже в самой обыкновенной беседе.

При помощи вопроса можно сделать акцент на теме обсуждения, привлечь внимание, добиться необходимой информации или натолкнуть к определенным действиям, если правильно и грамотно его сформулировать.

Ораторское выступление нельзя назвать хорошим, если в нем отсутствует описываемая форма изложения.

Такая форма особо необходима для проведения различных процессов судопроизводства. А. А. Старченко в свое время отметил, что форма служит отличным процессуально-правовым алгоритмом, это своего рода таблица, которая определяет наиболее важные позиции в пределах судебного исследования, независимо от направления.

Работа суда заключается именно в том, чтобы искать ответы на возникающие у следствия вопросы. Это входит в состав многих следственных экспериментов, показаний свидетелей, входит в структуру допросов и многих других действий следствия.

Классификация вопросов

Вопрос и ответ можно изобразить в качестве конкретных логических форм. Вопрос можно охарактеризовать как языковой прием, выраженный в вопросительном предложении. Он необходим для уточнения тех или иных знаний. В большинстве случаев требуется некоторая система знаний, на которую вопрос будет непосредственно опираться.

Любой вопрос включает базовую информацию – исходную, также ее можно назвать предпосылкой к будущему вопросу. В вопросе, кроме всего прочего, содержится недостаточность этой информации, а, стало быть, необходимость в ее расширении.

Вопрос – не суждение. По этой логике он не может быть ложным или содержать в себе истину.

Чтобы грамотно сформировать вопросительное предложение, нужно заранее обладать хотя бы минимальными знаниями об обсуждаемом предмете. Ответ на вопрос предполагает правильную оценку о характере заданного вопроса и обладание большей с ним связанной информации.

Ответ является новым суждением, которое дополняет или делает более уточняющим знание, отражающееся в заданном вопросе. Знание, которое было получено в ответ, зачастую служит для дальнейшего формирования последующих вопросов, так как новая полученная информация расширяет исходную.

Примеры вопросно-ответной формы из художественной литературы

Примеры

В качестве примеров из художественной литературы можно привести короткие строки известных русских авторов.

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

Русский язык богат на разного рода речевые и не только приемы. Например, такое средство выразительности, как сравнение или противопоставление. Сравнительный оборот делает предложения интересными, составленными наиболее грамотно. В то же время средство речевой выразительности имеет разделение на синтаксическое и лексическое.


Конспект представляет собой результат аналитической обработки материала при прослушивании лекции или прочтении книги. Навык его быстрого составления особенно необходим при подготовке к сессии в ограниченный отрезок времени. Но не каждую запись в тетради можно назвать конспектом, ведь основам конспектирования нигде не учат. Чтобы сделать самостоятельную работу максимально продуктивной, нужно усвоить несколько правил.

конспект

Суть конспекта

Основные атрибуты правильного конспекта: ясность, лаконичность, убедительность. Такой текст должен быть понятен даже через несколько лет, так как он универсален. Готовый конспект должен понимать не только сам автор, но и любой другой читатель.

Высокая эффективность конспектирования объясняется тем, что его составление задействует сразу три вида памяти. Механизм записывания включает в работу зрительную и моторную память, проговаривание вслух подключает слуховое запоминание. Искусству написания правильного конспекта можно научиться, если понять его особенности. Это творческий процесс, так как студенту нужно анализировать прочитанное, выделять самое важное, продумывать сжатую форму изложения на бумаге.

Отличие от стенографирования

В чем отличие настоящего конспекта от обычной записи в тетради? Когда студент переписывает дословно большие части научных статей, то речь идет о стенографировании, но никак не о конспектировании. Недостатки стенографирования:

  1. Машинальное записывание каждого слова преподавателя не требует особой концентрации внимания и приводит к тому, что лекция не запоминается. Без анализа, структурирования и осмысления информации запись не поможет в подготовке к экзамену.
  2. Пять лекций в день быстро расходуют запас работоспособности студента. Почерк неизменно ухудшается, внимательность падает из-за усталости. В такой записи неспособен разобраться даже сам автор.
  3. В стремлении успеть зафиксировать каждое слово лектора приходится использовать слишком много сокращений и аббревиатур, что делает запись нечитабельной.

Конспект — это продукт мысленной переработки и фиксации на бумаге краткого изложения текста. Ориентировочно размер конспекта не превышает 1/8 от оригинала, но в этом объеме сконцентрирована самая суть. Благодаря осмыслению материала в процессе конспектирования, происходит его запоминание.

составление конспекта

Составляющие конспекта

Существует несколько форм записи, которые могут быть включены в конспект:

  1. План. Это кратчайшая запись последовательности основных пунктов произведения, микротем. План предназначен для ориентации в содержании источника.
  2. Выписка. Это дословное или очень близкое к оригиналу извлечение нужных читателю мыслей: цитат, высказываний автора, фактов, а также важных материалов статистики.
  3. Тезис. Обобщение, сжатое изложение, краткая формулировка основных положений текста.
  4. Аннотация. Обобщенная характеристика основной сути содержания всего произведения, может включать части авторского текста. Для ее составления необходимо прочитать материал целиком и продумать.
  5. Резюме. Выводы, основные итоги, лаконичная оценка всего материала. Близко к аннотации, но концентрирует внимание лишь на основных результатах.

Основное свойство конспекта — универсальность. Он содержит не только выводы и основные положения, но также доказательства, примеры, фактические данные, иллюстрации. Иногда кажущаяся второстепенной информация на самом деле является ценной, поэтому важно не упускать значимых деталей.

Конспект необязательно должен содержать все типы записей. Его структура зависит от назначения: подготовки курсовой, лекции, семинара, беседы. Он может объединять их все или же включать сочетание из двух видов записей: планы и тезисы, выписки и тезисы, планы и выписки.

Разновидности конспекта

Прежде чем узнать, как конспектировать текст, стоит ознакомиться с его разновидностями и подобрать наиболее приемлемый вариант. Они могут различаться по количеству используемых источников:

  • монографические — составляются по одному источнику;
  • сводные (обзорные) — информация по одной теме собирается из разных источников.

По форме конспекты подразделяются на два вида:

  1. Формализованные. Составление конспекта заключается в заполнении ячеек заготовленных таблиц или ответах на задаваемые вопросы. Такой вариант подходит, если нужно охарактеризовать какой-либо объект, явление или сравнить различные точки зрения.
  2. Графические. Конспект может занимать всю поверхность листа и отображать всю структуру книги, иерархию понятий, взаимосвязь между ними. Метод позволяет хорошо усвоить полное содержание книги.

разновидности конспекта

В зависимости от структуры, объема, метода составления и специфики существует несколько разновидностей конспекта:

  • плановый (вопросно-ответный, схематический);
  • текстуальный;
  • свободный;
  • тематический (обзорный, хронологический).

Плановый

В основе записи лежит предварительно составленный план текста. Каждый из пунктов плана может содержать текстовые пояснения и комментарии. Это последовательное и четкое изложение мыслей в краткой и ясной форме, что позволяет закрепить в памяти содержание книги. Он хорош при подготовке доклада или выступления. Но со временем восстановить информацию по плановому конспекту бывает довольно сложно. Поэтому при конспектировании желательно делать в книге отметки, сохранять вкладные листки.

Существуют разновидности планового конспекта:

Текстуальный

Это развернутый и максимально близкий к тексту тип конспекта. Для его составления используются отрывки произведения, цитаты, выписки, тезисы, связанные между собой рядом логических переходов. Дословная передача авторских высказываний позволяет проводить сравнительный анализ спорных моментов, выявить ложность высказываний. Такой конспект составляется на длительное время, помогает лучше проработать произведение.

Текстуальный тип конспекта имеет один недостаток — он не активизирует память и внимание. Зачастую цитаты переписываются автоматически. Используются давно сделанные выписки, за прояснением которых требуется снова обращаться к произведению. Поэтому рекомендуется оставлять ссылочные страницы, вкладочные листки.

Свободный

Это более глубоко разработанный и осмысленный вид текстуального конспекта. Он не ограничен какими-либо требованиями, поэтому может совмещать в себе все типы записей. Свободный конспект основан на самостоятельной формулировке основных положений, без привязки читателя к авторским изречениям.

Такой тип конспектирования представляет собой более трудоемкий процесс. Четкая и логичная запись осуществляется после правильного понимания и осмысления текста произведения. Если точного понимания текста нет, то стоит использовать цитату. Составление свободного конспекта обеспечивает наилучшее усвоение материала, поэтому его можно назвать наиболее полноценным типом записи.

Тематический

Тематический вид конспекта дает более или мене развернутый ответ на определенный вопрос-тему. Он напоминает реферат. Производится всестороннее обдумывание темы, анализ других точек зрения, привлекается личный опыт и наблюдения. Приветствуются теории и факты из различных источников. Ответ на поставленный вопрос концентрирует в себе все имеющиеся знания по данной теме.

Существует два типа тематического конспекта: обзорный и хронологический. Первый раскрывает определенную тему с помощью нескольких источников. Хронологический тематический конспект представляет собой более краткий пересказ событий в правильной временной последовательности. Здесь можно использовать один источник, если он достаточно информативный. Такой тип конспектирования удобен для обзора исторической темы.

формы конспектирования

Алгоритм составления конспекта

Правила составления конспекта не могут быть строгими, так как процесс его составления является творческой задачей. Можно лишь опираться на характерные особенности и принципы его написания.

Перед тем как начать запись, с текстом необходимо внимательно ознакомиться. Процесс конспектирования текста из книг и учебников осуществляется в несколько этапов:

  • просмотреть текст, определить цель конспекта (для изучения или долгого хранения, а также для кого он пишется);
  • определить наиболее эффективный прием конспектирования;
  • снова прочесть текст, проанализировать, отобрать наиболее важную информацию (рекомендуется отмечать карандашом);
  • отделить лишнюю информацию;
  • сократить отобранный материал;
  • записать текст своим языком (кроме текстуального конспекта).

При записывании лекции со слов преподавателя не следует стремиться к дословному копированию сказанного. Процесс конспектирования устной речи:

  • выслушать отрывок речи, постараться осмыслить суть сказанного;
  • сделать запись своими словами с применением сокращений и методов фиксации (рубрикация с помощью нумерации, применение схем, стрелок, восклицательных и вопросительных знаков, выделение цветом и другие способы);
  • использовать план и тезисы для сохранения логики повествования;
  • разбивать запись на абзацы, оставляя между ними немного места для последующих поправок, дополнений, расшифровки терминов;
  • обязательно фиксировать примеры, так как без них многое будет непонятным;
  • если встречаются неизвестные термины, то следует оставить место для их последующей расшифровки.

Особенности составления разных типов конспектов

При подготовке планового конспекта нужно придерживаться следующих правил:

Текстуальный тип конспекта составляется с соблюдением следующих правил:

  • определить и записать нужные цитаты;
  • в конспекте отметить страницы произведения, откуда были взяты цитаты.

В работе над свободным типом конспекта нужно учитывать такие нюансы:

  • выписанную из произведения цитату следует заключить в кавычки, указать страницу ее расположения в тексте;
  • проверить корректность самостоятельной передачи мысли или цитаты автора;
  • использовать связки между цитатами для сохранения внутренней логики изложения.

конспект по лекции

Приемы конспектирования

При конспектировании используется несколько методов:

  1. Тезисы. Основные мысли фиксируются в виде краткой формулировки. Для этого рекомендуется делать необходимые отметки в самом тексте.
  2. Линейно-последовательное конспектирование. Используется сдвиг текста в разных направлениях, разноцветные выделения, смена шрифта, подчеркивание, обрамление важной информации.
  3. Ответы на вопросы или параллельный метод. Разделенный вертикальной чертой лист заполняется вопросами или формулировкой проблемы с одной стороны листа и ответами или решениями проблемы — с другой. Вместо разделения чертой можно использовать два листа.
  4. Схема с фрагментами. Схематичное изображение текста показывает его структуру. Лаконичные пояснения добавляются в виде фрагментов: словосочетаний, опорных слов, пояснений. Более сложным является метод простой схемы, где фрагменты не используются, и от студента требуется суметь дать устные пояснения по схеме.
  5. Для студентов технических специальностей характерно графическое отображение записей: изображения, схемы, таблицы, графики, зарисовки и краткие пояснения к ним. Метод подходит для больших объемов информации (мультимедийная презентация, плакат). Это сугубо творческая, индивидуальная работа, улучшающая качество запоминания. Другому человеку будет сложно разобраться в таком конспекте.

Рациональней всего составлять комбинированный конспект, сочетающий в себе все возможные методы записи.

Основные элементы конспекта

Правильное конспектирование обладает универсальностью и лаконичностью благодаря особой системе ведения записи. Основные элементы конспекта:

Необходимо избегать длинных рассуждений, второстепенных фраз, сложных формулировок, обилия прилагательных и сравнений.

приемы конспектирования

Другие методы конспектирования

Существуют эффективные нестандартные методы конспектирования, авторами которых являются успешные люди.

Метод Корнелла

Большой тетрадный лист (А4) разделяется на несколько полей:

  • горизонтальной чертой отделяется поле в верхней части листа для даты и заголовка, а в нижней части — для основной мысли лекции в виде нескольких предложений;
  • оставшееся поле посредине листа разделяется вертикальной чертой на две части, при этом правая должна быть чуть шире.

В правой части листа студент конспектирует лекцию обычным способом. Рекомендуется оставлять промежутки между предложениями для добавления дополнительной информации. Левая, чуть более узкая, колонка предназначена для указания наиболее важных фактов: дат, названий, фамилий. Записывать их нужно напротив того места, где они встречаются в конспекте правой колонки. Здесь же можно фиксировать свои собственные мысли. При повторении пройденного материала удобно закрывать листком правую часть и рассказывать, опираясь лишь на заметки левой колонки. После изучения конспекта заполняется нижняя часть листа с главными выводами.

Метод Билла Гейтса

Метод ментальных карт

Этот способ конспектирования придумал психолог и телеведущий Тони Бьюзен. В центральной части листа формата А4 записывается тема лекции, обводится рамкой или окружностью. Дальнейшее конспектирование идет по направлению от центра к периферии, что напоминает человеческий мозг с нейронами и дендритами.

метод ментальных карт

С помощью лучей к центральному звену добавляются логически связанные с темой смысловые блоки, содержащие идеи и ключевые мысли. Лучи можно делать разноцветными и подписывать их, блоки — рисовать круглыми или квадратными в зависимости от важности, а также использовать рисунки и значки. Метод позволяет упорядочить и осмыслить любую сложную тему или проблему, подключая ассоциативное мышление.

Правилам составления конспекта нигде не обучают, но это одно из важнейших умений студента. В результате самостоятельной обработки информации создается новый документ, отличный от оригинала. Навык быстрого и правильного конспектирования нарабатывается на практике, поэтому рекомендуется уделить время небольшой тренировке по видео-лекциям или текстам из учебников.

Читайте также: