Конспект занятия фабрика речи 2 класс

Обновлено: 01.07.2024

редактирование текста посредством использования синонимов.

Слайд 2

Оборудование урока:

выставка словарей русского языка – толковый словарь, ф разеологический словарь русского языка , словарь синонимов,

Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.

II. Письмо по памяти. На доске поговорка: (закрыта) –

слайд 3

Говори мало, Слушай много, А думай еще больше.

Работа над поговоркой:

Учитель открывает запись (по щелчку каждая строчка отдельно)

Дети стоят и 10-15 секунд молча читают и запоминают.

Учитель закрывает запись( по щелчку).

Дети садятся и пишут. Кто написал – встает. (Дожидаются всех).

Самопроверка. Самооценка. (Учитель открывает запись.)

Учитель: - Кто выполнил на “отлично”? “хорошо”? Кто не доволен своей работой?

- Прочитайте поговорку. Как сказано в поговорке, что надо делать мало?; что надо делать много?; а что следует делать больше всего? (думать.)

- Надеюсь, сегодня вы будете думать, прежде чем отвечать и выполнять задания.

III. Орфоэпическая разминка. Учитель: Подумайте, как правильно произносятся слова.

слайд 4

Работа над произношением:

Чтение слов про себя.

Чтение вслух. (1 ученик).

По щелчку проверяем каждое слово

Учитель: Важно не только правильно произносить слова, но и уметь объяснять их лексическое значение. Давайте попробуем объяснить значение слов : строчная, баклуши, столяр. Где можно найти, как правильно произносятся слова и их лексическое значение? (в словарях).

Слайд 5, 6, 7, 8

Не всегда надо доверять своему чутью и интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям – лучшим друзьям и помощникам всех тех, кто хочет знать в совершенстве русский язык. Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует грамотного человека. Давайте посмотрим на те словари и справочники, что есть в нашей школьной библиотеке. (Работа с выставкой словарей и справочников.

IV. Работа со словарями (Фразеологический словарь русского языка).

Учитель: Попытаемся сами объяснить значение этих словосочетаний.

Слайд 9

Комар носа не подточит.

Работа над словосочетаниями:

Чтение про себя.

Чтение вслух 1 учащимся.

Учитель: А как в русском языке называют такие словосочетания? (Фразеологизмы). Слайд 10

Фразеологизм – это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной. Сейчас мы послушаем ребят, которые работали с фразеологическим словарем. Как этот словарь объясняет значение этих фразеологизмов.

1 ученик. “Бить баклуши.”

Когда-то на Руси ели щи и каше только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.

Слайд 11

2 ученик. “Засучив рукава.”

В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.

Слайд 12

3 ученик. “Комар носа не подточит.”

Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.

Слайд 13

Учитель: Так как мы объясним значение фразеологизмов: “бить баклуши”, “засучив рукава”, “комар носа не подточит”?

Дети: Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.

Засучив рукава – работать много и хорошо.

Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.

Слайд 14

Учитель: Итак, продолжаем работать, не бить баклуши, а, засучив рукава, так, что комар носа не подточит.

Слайд 15

V. Редактирование текста.

Слайд 16

Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. _____________ наслаждался последними яркими днями. ________ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.

Слайд 17

Дети: Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Работа над текстом:

Прочитать текст про себя.

Прочитать вслух (1 учащийся).

Учитель: О ком идёт речь в тексте? (о медведе). (по щечку)

Слайд 18

Вместо пропущенного слова - черта. Вставьте вместо неё слово “медведь” и прочитайте текст. Вам это нравиться?

Слайд 19

А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы)

Давайте воспользуемся словарём синонимов.

1 учащийся зачитывает синонимический ряд из словаря синонимов.

Слайд 20

Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.

VI. Самостоятельная работа. Дети записывают текст, используя слова синонимического ряда.

Слайд 21

VII. Проверка. Заслушиваются работы 2-3 учащихся.

Слайд 22

VIII. Домашнее задание.

Слайд 23

Во фразеологическом словаре найти объяснение значения фразеологизмов:

“ медведь на ухо наступил”

“ ходить как медведь”

Составить и записать с ними 3 предложения.


Слайд 1


Слайд 2

Цели: 1.развитие и совершенствование устной речи учащихся; 2. воспитывать стремление обращаться к словарям и справочникам в целях повышения культуры речи; 3.редактирование текста посредством использования синонимов.


Слайд 3


Слайд 4

Работа над произношением: Звонит звонят красивее баклуша строчная магазин свёкла столяр торты шофёр банты творог ремень шарфы щавель


Слайд 5


Слайд 6

Объясните значение слов : Строчная строчн’ой, -ая, -ое. О буквах: не выступающий над строкой ; противоположный прописной.


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Фразеологизмы Это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной.


Слайд 11

“Бить баклуши.” Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.


Слайд 12

“Засучив рукава.” В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.


Слайд 13

“Комар носа не подточит.” Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.


Слайд 14

ВЫВОД. 1. Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать. 2. Засучив рукава – работать много и хорошо. 3. Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ № 64

Урок русского языка во 2 Б классе

Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме

Задачи: - создать условия для обобщения знаний о речи и предложении;

- формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;

-развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;

- предоставить возможность оценить свои знания и умения

Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, самооценки - развитие критического и логического мышления, - умение правильно формулировать и доказывать свою точку зрения

- умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения

Коммуникативные УУД:

- умение анализировать и доказывать

- умение слушать и исправлять ошибки

Регулятивные УУД: -

- умение определять учебную задачу

Организационный момент

- По какому признаку сгруппированы буквы?

- Напишите каждую группу два раза.

Б) Составьте из звуков слово (дана транскрипция слова). Проведите краткий звуковой анализ слова. (речь)

В) Определите тему урока. (слайд 3)

Сегодня на уроке мы повторим, что такое речь, какие виды речи бывают. Подумаем, почему нужно совершенствовать свою речь.

3. Работа по теме урока.

А) Прочитайте текст (карточка у каждого ученика)

Люди говорят, читают и пишут, рассказывают, слушают и спрашивают, добывают новую информацию. Всё это люди могут делать потому, что знают свой язык.

Речь состоит из предложений, которые выражают мысль. Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.

В научно-деловой речи сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.

Художественная речь – это речь образная (изобразительная). В ней передаются чувства, настроение человека.

Речь бывает внешняя (средство общения) и внутренняя (средство мышления). В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников общения.

Чем активнее люди совершенствуют устную, письменную речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их знаний и культуры поведения.

Б) Работа с данным текстом.

-Что знакомо по данной теме?

- Что узнали для себя нового?

- Что такое речь? Прочитайте.

- Выпишите предложения, в которых говорится, что такое устная речь и что такое письменная речь.

- Проверьте, правильно ли вы выписали. (слайд 4)

4. Физминутка.

- Какую речь я сейчас использовала?

- Найдите предложения (по классу развешаны)

Устная речь

Дети, будьте внимательны!

Грамота – второй язык.

Почему нельзя обзывать друг друга?

Речь красна слушанием.

- Сколько здесь предложений? Докажите, что это предложения. Дайте характеристику. Что знаете о предложениях. (слайд 5)

- Объясните смысл пословиц.

- Спишите пословицу о речи.

- Какой тип речи вы сейчас использовали?

- Используете ли вы и родители в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы?

- По-вашему мнению, нужно ли работать над своей речью, совершенствовать ее?

6. Работа с текстом.

Закройте глазки. (Читаю текст из упр. 224)

- О чем говорится в тексте.

- Откройте с. 110, упр.224. Прочитайте текст шёпотом. Выберите заголовок.

- Какую речь использовали?

- Спишите вторую часть. Какую речь использовали?

- Подчеркните главные члены предложения.

- Проверьте (слайд 7)

7.Рефлексия ( слайд 8)

- Я умею определять…

- Мне было трудно выполнить …

Оцените себя по результату выполненной работы в карточке. Выберите вариант трудности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект раскрывает совместную деятельность учащихся 2 класса на факультативном занятии по развитию речи. Учащиеся знакомятся с типами текста:описание, повествование и рассуждение. Учитель помогает ученикам узнать характерные особенности каждого типа текста. Учащиеся на практике учатся различать типы текста, основываясь на их характерных особенностях.

Конспект факультативного занятия

по развитию речи во втором классе

Тема: Виды текстов. Текст-описание, текст-повествование, текст рассуждение и их особенности.

Цель: Научить различать виды текстов.

Актуализировать знания учащихся о тексте

Познакомить с видами текстов и с их характерными особенностями,

Формировать умение создавать устные и письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления

Развивать речь учащихся, как устную, так и письменную.
Ход занятия.

І. Этап постановки темы занятия.

Ребята посмотрите на экран. Прочитайте все предложения.

Пушистый снег покрыл землю.

Они несут крошки хлеба и семена.

Дети будут кормить птиц.

Вот и глодает зайчик зимой кору осины.

Ольга и Яша идут в сад.

Вот и настала зима.

Можем мы назвать это текстом?

Предложения перепутаны. Стоят не в том порядке.

Давайте поставим предложения по порядку.

Вот и настала зима.

Пушистый снег покрыл землю.

Ольга и Яша идут в сад.

Они несут крошки хлеба и семена.

Дети будут кормить птиц.

А почему осталось одно предложение?

Но в нем же тоже говорится о зиме.

Оно не подходит по смыслу к остальным предложениям.

Остальные предложения о птицах, о том, что им надо помогать зимой. А это предложение о зайчике.

Молодцы. Теперь на новом слайде прочитайте еще раз предложения в том порядке, который предложили вы.

Читает вслух 1 человек:

Вот и настала зима. Пушистый снег покрыл землю. Ольга и Яша идут в сад. Они несут крошки хлеба и семена. Дети будут кормить птиц.

Теперь это текст?

Все предложения стоят в нужном порядке. Они связаны по смыслу.

О чем говорится в этом тексте? какая у него тема?

Ребята хотят покормить птиц зимой.

Какая главная мысль текста?

Птицам зимой голодно. Им надо помогать. Подкармливать их.

Можно этому тексту дать заголовок?

( дети предлагают варианты)

Друзья птиц.

Молодцы. Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Правильно. Сегодня мы узнаем о тексте новые сведения.

ІІ. Основная часть

Первый вариант, прочитайте про себя текст на листочке.

Однажды побывал я на удивительных скачках. Было это в жарких странах. Позвали меня на экскурсию на ферму. А там как раз и скачки начались.

Подошли наездники к своим скакунам, одели упряжь, закрепили седла, устроились сверху. Все как обычно, только вместо лошади под наездником….. птица, страус! Характер у страуса строптивый, и оседлать его довольно сложно. Раздался сигнал, и побежали страусы вперед. Наездники управляли ими, как и лошадьми, с помощью упряжи. То один страус вырывался вперед, то другой! Тяжело наездникам было управлять необычными скакунами. А еще тяжелее удержаться на нем, не упасть. Ведь бежали страусы не по прямой, а зигзагами.

Закончился забег. Наградили победителя. И экскурсия моя к концу подошла. Уехал я, но еще долго вспоминал необыкновенные скачки, чудо-скакунов и удивлялся, какая же все-таки птица поразительная – страус! Не летает, хоть и птица, зато бегает не хуже лошади!

Второй вариант, прочитайте про себя свой текст

Африканский страус – самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский. Глаза большие, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг. Страусы – нелетающие птицы. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта – на него птица опирается при беге. Обычной пищей страусов являются растения – побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных – насекомых (саранчу, рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников.) Молодые птицы питаются только животной пищей. В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день. Благодаря своему росту и прекрасному зрению, страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60–70 км/ч и делая шаги в 3,5–4 м длиной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч. Сейчас страусов разводят более чем в 50 странах мира. В настоящее время страусов разводят преимущественно ради дорогой кожи и мяса. На страусах можно ездить верхом. Взрослый самец везёт человека без труда

Ребята, о ком говорится в вашем тексте? Скажите одним словом.

1 вариант – о страусах.

2 вариант – о страусе.

В ваших текстах действительно говорится о страусе. Можем мы подумать, что тексты одинаковые?


Спасибо, Ольга Михайловна! Везёт учителям начальной школы, у Вас очень полезная подборка презентаций!

Согласна с Еленой Викторовной. Материалы по развитию речи всегда востребованы. Успехов и всего Вам доброго!

Ольга Михайловна! Большое спасибо за данный комплекс, который окажет большую помощь коллегам. Беру в избранное.

Развитие речи для меня сейчас очень актуально. У меня 2 класс, столкнулась с проблемой при составлении связных текстов по иллюстрациям. Дети затрудняются правильно формулировать предложения. Надеюсь, что такая работа поможет преодолеть это.
Коллеги, благодарю вас за отзывы.

Ольга Михайловна, признательна Вам за предоставленный сборник презентаций по развитию речи. У меня 2 класс и ваши работы - настоящая сокровищница! Спасибо!






Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах.
Задача обучения связной речи во втором классе – это дальнейшее формирование у учащихся умение понимать и сознательно строить связные высказывания разных типов.
Сочинения во втором классе носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя, который в процессе подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего высказывания – сочинения. Сочинения пишутся, главным образом, по плану, данному учителем. Работа над планом связывается с осознанием структуры, планированием композиции и определением текста. Вид сочинения зависит от источника речи, от темы.

Читайте также: