Конспект урока обыкновенные дроби 5 класс виленкин

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 1621 0

Конспект открытого урока по математике

/урока актуализации знаний и умений (урок повторения)/

учитель математики Бобкова С.Н.

выяснить, как учащиеся усвоили понятие дроби, сложение и вычитание обыкновенных дробей, сравнение дробей;

расширить знания учащихся, привить любовь к математике, воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

развивать логическое мышление, память, любознательность учащихся, умение проверять и оценивать выполненную работу.

Оборудование: карточки с ребусом “дроби”, ответами и буквами “фламинго”, картинки фламинго и бобра, модель усеченного конуса, удивительный квадрат, перфокарты для самостоятельной работы, аппликации для записи дробей.

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы повторим, что вы узнали о дробях, как вы усвоенные знания применяете к выполнению практических заданий.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Итак, обыкновенные дроби или просто дроби.

аждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ________. "5" это________(знаменатель дроби).
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется ___________. "3" это___________(числитель дроби).

2.Заполни таблицу.

Разделена на …
равных частей

3. Отметь на числовой прямой числа .

– Обыкновенные дроби, как и любые известные нам числа, обладают следующим свойством: из двух чисел больше то, которое расположено правее на числовой прямой.
– Назовите дроби, которые меньше 1.
– Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильной.)
Любая правильная дробь меньше 1 и расположена между 0 и 1.
– Назовите дроби, которые расположены правее 1.
– Как называют эти дроби?(Неправильные.)
Дробь, у которой числитель больше знаменателяили равен, называется неправильной.Любая неправильная дробь меньше или равна 1.
– Запиши все правильные дроби со знаменателем 11.
– Запиши все неправильные дроби с числителем 8.
– Запиши:

наименьшую правильную дробь со знаменателем 20;

наибольшую правильную дробь со знаменателем 30;

4. Начерти отрезок АВ = 4 см

А1В1, равный АВ ;
А
2В2, равный АВ.

5. Сравните дроби:

Объясните свой выбор.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все ученики, стоя, вычисляют устно значения данных выражений и выполняют те гимнастические упражнения, которые соответствуют полученным результатам.

6/29 - поднять левую ногу;

6/19 - руки в стороны;

40 - опустить ногу и присесть;

1 - руки поднять вверх;

5. Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
– Найдете значение выражения

Ответы на карточках.

На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы найдете на карточках с ответами на обратной стороне, если из букв составите слово.

– Расположите эти дроби в порядке возрастания.

обратная сторона карточки

– Повернув карточки обратной стороной, вы прочитаете название птиц – метеорологов.

Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.

Задача. Ширина прямоугольника 6 см, что составляет 2 /3 его длины. Найдите площадь прямоугольника.

I V . Самостоятельная работа.

1. В классе 23 ученика. Из них 12 девочек. Какую часть всего класса составляют мальчики?

а) 11/12; б) 12/23; в) 11/23.

2. Сравните 1 и 9/4 : а) 1> 9/4; б) 1 m была правильной?

а) 7, 6, 5, 4; б) 7, 8, 9, 10; в) 8, 9, 10, 11.

4. Решить уравнение x – 13/31 = 14/31

а) 1/31; б) 27/31; в) 31/31

5. На огороде собрали 56 кг огурцов и 7/8 всех огурцов засолили. Сколько килограммов огурцов засолили?

а) 49 кг; б) 64 кг; в) 7 кг.

V . Подведение итогов.

V I. Задание на дом: № 1017, 1018, 1022.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Доли.Обыкновенные дроби". Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013

Технологическая карта урока

Учитель: Сергеева Юлия Юрьевна, учитель математики МКОУ СОШ № 5 Левокумского муниципального округа

Предмет: Математика

Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Фундаментальные образовательные объекты: число, задача, текст

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая, самостоятельная, коллективная.

Главная проблема урока: добиться умения читать, записывать дроби; понимать, что означает числитель и знаменатель.

Планируемые результаты:

правильное чтение и запись обыкновенных дробей.

применение новых знаний в новой ситуации;

объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.

Оборудование: учебник, разноуровневые карточки с задачами

Технология проведения урока деятельностный метод

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здоровается с учениками, настраивает на урок:

–Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, приятные эмоции, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

Проверяют готовность к уроку.

Познавательные: представление о действии, первичный опыт и мотивация..

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: определение линии поведения

Создание благоприятного психологического настроя на работу

2.Этап выявления места и причины затруднения.

2.1 Математическая разминка

2.2 Просмотр мультфильма

Вычислите устно. На какие группы можно разбить примеры?

Математическая разминка

150:5 36:6 13:2 24:3 17:4 1:5

- На какие группы можно разбить примеры?

- Что же, делать? Неужели, действительно нельзя 1:5? Посмотрим, как разделили 1 на 5 в мультфильме.

Решают устно примеры, объясняют принцип распределения по группам, разбивают частные на группы: делится с остатком и делится без остатка, остается 1:5

Познавательные: объединение предметов в группы по определенным признакам, сравнение, классификация, постановка проблемы

Регулятивные: выявление объективной учебной информации,

необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные УУД: Самоопределение

3.Этап построения проекта выхода из затруднения

Помогает учащимся определить тему, проводит фронтальный опрос

- Был один апельсин, его разделили на равные части.

- На сколько равных частей нужно разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?

- Какую часть апельсина получил каждый герой мультфильма?

- Как называются части, на которые разделили апельсин?

А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/5, 3/5, 4/5 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью.

Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

-Как называется числа в записи дроби?

- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель.


- Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта

Вводит понятие обыкновенной дроби.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Доля – каждая из равных частей целого.

Делают в тетради соответствующие записи

Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

4.Этап реализации построенного проекта.

4.1 Практическая работа с полоской бумаги

4.2. Беседа об известных долях

4.3. Физминутка

4.4. Устная работа.

Чтение долей

4.5. Запись дроби

Организует практическую работу учащихся с полосками бумаги.

- У каждого на парте лежит полоска бумаги.

Возьмите ее в руки и

- Покажите половину полоски

- Покажите четверть полоски

- Покажите одну восьмую полоски

- Какая доля получится, если продолжить сворачивать листок по тому же принципу?

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

- Скажите, а что вам известно о долях?


Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю  называют “половиной”.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится 1\4 или по-другому говорят “четверть”.

- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?

- А сколько это минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.

- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?

- Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью

- Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом.

Поработали не плохо, пора немного отдохнуть.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

А четыре снова сели

Взяли ручки, поглядели.

Предлагает учащимся прочитать доли, поправляет при неправильном прочтении, задает вопросы.

- Прочитайте доли. Ответьте на вопрос: Чему равна каждая из них?


Проводит Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске)

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

Оцените свою работу.

Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

Образовательная цель: расширение понятия числа за счёт включение новых элементов: доля, обыкновенная дробь.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: чтение и запись доли, обыкновенной дроби, применение их в решении практических задач.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, ценностная ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, объединение предметов в группы по определенным признакам, сравнение, классификация, определение ключевых слов, систематизация материала, выстраивание логической цепи.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог.

Планируемые предметные результаты: оперировать на базовом уровне понятиями: доля, обыкновенная дробь; оценивать результаты вычислений при решении практических задач

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, повторение, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, практическая работа.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования; создание ситуаций успеха в обучении, поощрение, формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием: предъявление учебных требований; создание проблемной ситуации.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся: устный опрос, выставление поурочного балла.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 /Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019.- 199 с.: ил.

Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы, карточки с задачами для групповой работы, зеленые и оранжевые карточки-апельсины для рефлексии.

Компьютер, проектор, экран.

Этап урока, время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Здоровается с учениками, настраивает на урок:

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, приятные эмоции, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. А чтобы с успехом идти вперед, надо оглянуться назад и вспомнить материал предыдущих уроков.

Подготавливаются к началу урока, приветствуют учителя.

Личностные УУД: Определение линии поведения

Регулятивные УУД: Прогноз своей работы.

Познавательные УУД: Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

Основная дидактическая цель урока: учить заменять частное дробью и дробь — частным, использовать дробную черту в записи уравнений.

I. Организационный момент. Определение темы урока

На доске (слайде):


— Какая между ними связь?

— Какой знак можно поставить между ними?

— Кто догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

1. Найдите значения выражений удобным способом.


2. Кусок провода длиной 3 м разрезали на 5 равных частей. Чему равна длина каждой части? (3/5 м.)

3. Ученики решили отремонтировать 36 парт. За неделю они отремонтировали 1/4 всего количества. Сколько парт им осталось отремонтировать? (27.)

4. Бригада рабочих проложила 200 м дороги. Оказалось, что это 5/7 всего участка дороги. Найдите протяженность всего участка. (280 м.)

5. В поселке построили 27 домов, 3 из них многоэтажные. Какую часть составляют многоэтажные дома? (3/27.)

III. Работа по теме урока

— Запишите частные в виде дроби.

— Какая из дробей обозначает половину целого?

— Придумайте и запишите 5 дробей, которые обозначают половину целого, и замените их частным.

(Проверка выполнения задания.)

28 : 7; 1 : 2; 2 : 1; 1 : 6; 6 : 4; 12 : 12; 100 : 8.

— Выпишите в столбик только те частные, которые обозначают дробные числа.

— Объясните свой выбор.

1 : 2 1 : 6 6 : 4 100 : 8

— Замените эти частные дробью.

— Что заметили? (Получились правильные и неправильные дроби.)

(На доске записаны уравнения в два столбика.)

— Рассмотрите уравнения правого и левого столбика. Что вы заметили? (В правом и левом столбике записаны одни и те же уравнения.)


— Соедините их попарно.

— Решите уравнения из правого столбика.


IV. Работа над задачами

1. С. 165, № 1070 (устно).

— Сколько частей из 10 пошло на брюки?

— Какая это часть целого?

— Сколько частей из 10 пошло на куртки?

— Какая это часть целого?

2. С. 166, № 1073 (работа в паре).

Пусть время движения на поверхности будет х.

Тогда время движения под водой будет 20х.

Разница во времени равна 20х — х.

А по условию она составляет 57 ч.

Значит, можем составить уравнение:

х = 3 (ч) — время движения на поверхности.

20 ∙ 3 = 60 (ч) — время движения под водой.

— Как иначе можно найти время движения под водой? (3 + 57 = 60.)

(Вторую задачу учащиеся решают самостоятельно.)

Пусть путь по поверхности составляет х км.

Тогда путь под водой будет 17х км.

Разница расстояний составляет (17х — х) км.

А по условию задачи она равна 320 км.

Значит, можем составить уравнение:

х = 20 (км) — путь по поверхности.

20 ∙ 17 = 340 (км) — путь под водой.

— Сколько разных вариантов выбора имеет первый ребенок? (4.)

— Сколько возможных вариантов выбора останется второму ребенку? (3.)

— Сколько существует разных вариантов выбора для первого и второго ребенка? (4 ∙ 3 = 12.)

— Сколько вариантов осталось для третьего и четвертого? (2 и 1.)

— Как записать решение этой задачи? (4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 4! = 24 варианта.)

V. Повторение изученного материала

С. 164, № 1058 (работа в паре).



— Оцените свою работу на уроке.

С. 167, № 1079, 1080.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: