Внутренняя и внешняя политика александра 1 конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Вторжение Наполеоновской армии в Россию и успешное изгнание врага с родных земель, стало переломным моментом в правлении Александра I. После завершения Отечественной войны, радикальным образом изменилась внешняя и внутренняя политика в государстве. С одной стороны, возрос авторитет России на международной арене, с другой – ей предстояло справляться с внутренними послевоенными проблемами и противоречиями.

План урока:

Заграничный поход русской армии

Отечественная война 1812 года возродила авторитет России на международной арене, вознесла Александра I на вершину могущества. Однако император считал, что праздновать победу рано.

После изгнания наполеоновской армии с русских земель, солдаты рассчитывали на скорое возвращение домой, но государь принял неожиданное для них решение – преследование противника за границей. Он понимал, что разгром наполеоновской армии не гарантирует дальнейшего мира в России. Правитель Франции в короткий срок мог собрать новое войско и снова организовать наступление.

В январе 1813 года российские полки вступили в заграничный поход, для изгнания Наполеона из Европы. В короткие сроки, армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова, освободила от французов польские земли, Берлин. Александр I призвал европейские страны объединиться для борьбы с противником. Государства Европы поддержали инициативу России, сложилась новая антифранцузская коалиция.

Внезапно, в процессе военных действий, в апреле 1813 года умер Кутузов. Это негативно сказалось на боевом духе солдат, объединенные русско-прусские войска потерпели от французов ряд поражений.

Венский конгресс

25 марта 1814 года Наполеон Бонапарт подписал отречение от престола. В сентябре 1814 года был созван Венский конгресс – переговоры стран-победителей о судьбе послевоенной Европы. Наряду с Англией и Австрией, решающий голос имела российская делегация, так как никто не мог отрицать решающего вклада России в победу.

В результате многочисленных заседаний, были приняты следующие решения Венского конгресса:

  • Все завоевания Наполеоновской Франции были аннулированы (Наполеон присоединил к своей империи почти всю Западную Европу: Бельгию, Голландию, территории Северной Германии, часть Швейцарии, часть Италии и другие).
  • Во французские земли были направлены оккупационные [1] войска держав-победительниц, была восстановлена королевская династия Бурбонов.
  • Британской империи возвращались все утраченные ей колонии [2] , а также за ней закреплялось право на владение островом Мальтой.
  • Австрия также возвратила себе все территории, захваченные Наполеоном.
  • Российская империя расширила свои владения за счет присоединения Царства Польского (чем была очень недовольна Пруссия, за счет земель которой это произошло).
  • Из 34 государств и 4 городов был образован Германский союз.
  • Бельгия и Голландия образовали объединенное королевство Нидерланды.
  • Италия осталась политически раздробленной, Папа Римский восстановил свою власть над Ватиканом и Папской областью.

Система Венского конгресса была выгодна исключительно державам-победительницам, которые стремились, во что бы то ни стало, сохранить достигнутые ими соглашения.

Последним решением участников конгресса, было образование Священного союза – международной организации, деятельность которой направлена на сохранение мира в Европе и внутри союзных государств. Сначала членами Священного союза стали Российская и Австрийская империя, Пруссия. Позднее, к ним присоединилось большинство европейских государств (за исключением Великобритании, Папской области и Турции).

Внутренняя политика после войны

После окончания войны Александр I приступил к разработке реформаторских проектов. Некоторые из них он воплотил в жизнь.

Польский эксперимент

В Царстве Польском, присоединенном к России по решению Венского конгресса, император решил провести эксперимент по либеральным преобразованиям общества. Это государство получило автономию в составе Российской империи. Именно там Александр желал опробовать реформы, которые в дальнейшем планировал реализовать в России.

В 1815 году Александр I пожаловал Польше Конституцию. Согласно этому документу, Польское Царство объявлялось конституционной монархией. Российский император назначался польским царем.

Помимо прочего, конституция гарантировала польским гражданам неприкосновенность личности, провозглашала свободу печати, предоставляла полякам исключительное право на занятие должностей на государственной и военной службе.

Проект Конституции Новосильцева

Через несколько лет после дарования Конституции Польше, Александр I тайно поручил Николаю Николаевичу Новосильцеву разработку Российской конституции.

В 1820 году Конституция была представлена императору. Проект Новосильцева включал в себя следующие положения:

  • Дарование гражданам Российской империи прав и свобод (свобода слова, право на частную собственность, на выбор вероисповедания).
  • Установление равенства для всех граждан страны перед законом (крепостные не учитывались).
  • Учреждение двухпалатного парламента – законосовещательного органа, без согласия которого император не мог издавать законы.

Александр рассмотрел проект, но не подписал его. Как многим другим реформам, этому документу не суждено было воплотиться на практике.

Послевоенные проблемы и задачи России

В то время как за границей Александра I чествовали как царя - победителя, внутреннее положение дел в России было плачевным:

  • западные территории страны были разорены;
  • множество российских городов и деревень лежали в руинах;
  • промышленное развитие и торговля пришли в упадок;
  • бумажные деньги сильно обесценились (на обеспечение заграничного похода русской армии правительство выпустило 250 млн. ассигнаций, не подкрепленных серебром).

В результате Российская империя оказалась на грани финансового краха. А нерешенный при Александре I крестьянский вопрос, еще больше обострял ситуацию. Экономика страны, как и раньше, базировалась на сельском хозяйстве, основу которого составлял труд крестьян. Но работать эффективнее крепостные не желали, все равно все результаты труда присваивал себе их помещик.

Император понимал, что решение крестьянского вопроса – первоочередная государственная задача, от решения которой зависело благосостояние страны. Но пойти на освобождение крепостных крестьян Александр I не мог, в этом случае дворяне лишились бы источника своих доходов и восстали бы против своего государя.

Положение осложняли и общественные противоречия, обострившиеся после Отечественной войны:

  1. Крестьяне, доблестно сражавшиеся за свою Родину, надеялись на освобождение от крепостной зависимости. Они были уверены, что император будет благодарен своему народу за самоотверженность и проявит к нему свою милость.
  2. Либерально настроенные дворяне надеялись на принятие Александром I конституции. Они рассчитывали, что война сблизила Россию с Западной Европой и ее конституционными порядками.
  3. Национальные окраины и нерусские народы ожидали смягчения национальной политики в России, мечтали приближения российских законов к западноевропейским.

В этих условиях, любое опрометчивое решение императора могло бы привести Россию к революционному хаосу, но сохранение старых порядков грозило стране еще большими бедствиями.

Реформаторская деятельность Алексея Аракчеева

В 1818 – 1819 году Александр I предпринял очередную попытку решения крестьянского вопроса. Разработку этого проекта он доверил Алексею Андреевичу Аракчееву.

Алексей Аракчеев – государственный и военный деятель, заслуживший особое доверие Александра I. Он отличался честностью, исполнительностью, педантичностью. Будучи военным министром, Аракчеев установил в стране полицейский деспотизм, произвол. Период его реформаторской деятельности историки оценили как худшие годы правления Александра I.

Алексей Аракчеев представил императору следующий проект освобождения помещичьих крестьян:

  1. Государство ежегодно выделяет 5 миллионов рублей для выкупа крепостных крестьян у помещиков, вместе с земельными наделами.
  2. Небольшие наделы земли не могут прокормить крестьян, и они подрабатывают у дворян, но уже не бесплатно, а за деньги.
  3. Так как крестьяне получает плату за свой труд, они заинтересованы в повышении его производительности, следовательно, сельское хозяйство развивается, восстанавливается экономика страны.

Проект Аракчеева так и остался на бумаге, как обычно, с решением крестьянского вопроса Александр I не спешил. Вместо этого, император поручил Аракчееву претворить в жизнь другие реформы, направленные на создание военных поселений.

Военные поселения – особый способ организации вооруженных сил. Реформа предполагала экономию государственных расходов на содержание армии. Аракчеев решил, что солдаты могут содержать себя сами, совмещать сельскохозяйственные работы с военной службой.

На территориях военных поселений размещали семейных солдат и государственных крестьян. Они жили изолированно от остальной массы крестьянства, не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей и ремеслом. Деревни поселян подчинялись жесткому казарменному порядку. Процветал произвол военного начальства, к поселенцам применялась система безжалостных наказаний. Жителям приходилось совмещать сельскохозяйственные работы с военным делом. Их дети в возрасте 12 лет отбирались у родителей и начинали свое военное обучение, а в 18 лет их зачисляли на военную службу.

Учреждение военных поселений позволило государству существенно сэкономить денежные средства, в которых ощущалась острая нехватка в 1812 – 1818 гг. Но в народе это вызвало многочисленные восстания, так как поселенцы были вынуждены жить в бесчеловечных условиях. В последствие период с 1816 по 1825 год прозвали Аракчеевщиной, под которой подразумевался режим полицейского деспотизма и произвола над российским народонаселением.

Словарь

1. Оккупация насильственное занятие чужой территории.

2. Колонии зависимая территория, находящаяся под властью другого государства.

Цели урока: охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Александра I, определить направления первых реформ императора; познакомить учащихся с реформаторской деятельностью М. М. Сперанского.

  1. Император Александр I как личность и государственный деятель.
  2. Негласный комитет и М. М. Сперанский.
  3. Внешняя политика России в начале XIX в.: участие в антинаполеоновских коалициях.
  4. Тильзитский мирный договор и его последствия.

Проверка и актуализация знаний

Тестовое задание 1

  1. В годы правления сына Екатерины II был принят указ

а) Жалованная грамота дворянству

б) Жалованная грамота городам

в) о единонаследии

  1. Отличительная черта капиталистического общества

а) крепостнические порядки

б) развитие мануфактур

в) натуральное хозяйство

  1. Территория Польши вошла в состав Российской империи в правление

а) Елизаветы Петровны в) Павла I

  1. Самое малочисленное сословие Российской империи

а) крестьянство в) духовенство

Тестовое задание 2

  1. К началу XIX в. наибольшей плотностью населения отличалась

а) Центральная Россия

в) Западная Сибирь

  1. Самое многочисленное сословие Российской империи в конце XVIII в.

а) дворяне б) горожане в) крестьяне

а) ислам в) православие

  1. Административно-территориальная единица Российской империи в начале XIX в.

а) ратман б) губерния в) провинция

  1. Резкая критика крепостничества содержалась в произведении

Изучение нового материала

1—2. Приступая к изучению новой темы, учитель предлагает учащимся познакомиться с главным вопросом урока и охарактеризовать императоров, оставивших заметный след в истории страны (Петр I, Екатерина II и др.).

Характеризуя личность императора Александра I, необходимо вспомнить, в каких условиях он рос и воспитывался. Учащиеся могут самостоятельно прочитать текст учебника. Вопрос. Каковы истоки либеральных взглядов Александра I?

Учитель расширяет и дополняет ответы учащихся. Александр I получил разностороннее образование и воспитание. Руководил его воспитанием Ф. Лагарп, республиканец по убеждениям, гуманист, человек высоких нравственных качеств. Он старался привить воспитаннику идеи просвещения (веру в добрую природу человека, пагубность самовластия, природное равенство всех людей, благотворности общественных свобод).

Первая половина царствования Александра I ознаменовалась важными преобразованиями в государственном управлении. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Одновременно расширялись права Сената, который был объявлен высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией и за деятельностью министров.

Реформирование предполагало реорганизацию государственных органов на основе принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума. Ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе.

Исполнительными органами должны были стать министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. Средоточием всех ветвей власти становился император. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета назначались императором. Совет, по мысли Сперанского, должен был рассматривать законы до их внесения в Государственную думу.

  1. о придворных званиях и 2) об экзаменах на гражданские чины. Указ 3 апреля 1809 г. пресек возможность молодым аристократам занимать высшие государственные должности без необходимой подготовки только из-за знатности рода.

Сперанский участвовал в финансовой реформе 1810 г. Пытаясь ликвидировать дефицит бюджета, он предполагал сократить государственные расходы, увеличить подати и налоги, а все находящиеся в обращении ассигнации признать государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, новый выпуск ассигнаций был прекращен. Однако расходы 1810 г. были значительными, поэтому повы ш ение налогов вызывало недовольство всех слоев населения и делало фигуру Сперанского непопулярной. Александр I охладел к Сперанскому, который вскоре был отправлен в ссылку.

В марте 1819 г. Сперанского назначили сибирским генерал-губернатором. В марте 1821 г. он возвратился в Петербург, но деятельностью по преобразованию государственного устройства России больше не занимался.

После рассмотрения первого вопроса учащиеся отвечают на вопрос : Как события восшествия на престол повлияли на формирование внутренней политики Александра I?

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что своей последующей политикой Александр I стремился оправдать себя не только в глазах общества, но, прежде всего, перед самим собой. Уже первые акты императора свидетельствовали, что он восстанавливает порядки и правила времен правления Екатерины II.

Далее учащимся предлагается заполнить таблицу.

Реформы Александра I

Характеризуя министерскую реформу, учитель отмечает, что изменения в государственном управлении были проведены с целью усиления централизации управления государством. Вопросы. 1. С какой целью Петр I провел реформу государственного управления? Почему созданные им центральные органы носили название коллегий?

Учитель объясняет, что в отличие от коллегий в министерствах дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Введение министерств свидетельствовало о дальнейшей бюрократизации центрального управления и усовершенствовании центрального аппарата. Созданная Александром I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

Учащиеся составляют хронику военных действий по ходу рассказа учителя. Внешняя политика Александра I была обусловлена сложной международной обстановкой в Европе. Сразу после воцарения Александра, в июне 1801 г. с Англией были восстановлены мирные отношения, вскоре был заключен и договор с Францией. Однако отношения с Францией обострились к 1805 г. К этому времени Наполеон, совершив государственный переворот, стал пожизненным консулом. В марте 1804 г. был убит герцог Энгиенский, родственник казненного короля. К тому же Наполеон проводил активную внешнюю политику в Европе. Все это вызвало в России протест.

В 1805 г. сложилась новая, третья антинаполеоновская коалиция в составе Англии, Австрии, России и Швеции. Главными целями коалиция объявила установление в Европе мира, освобождение европейских стран от Наполеона. Однако современные исследователи, в частности Н. А. Троицкий, считают, что истинная цель союзников состояла в территориальном увеличении своих государств и восстановлении монархии во Франции. В сентябре 1805 г. начались военные действия. 2 декабря 1805 г. около деревни Аустерлиц произошла грандиозная битва, завершившаяся поражением коалиционных войск. В июне 1807 г. русские войска проиграли сражение под Фридландом. Александр I в этих условиях был вынужден пойти на подписание мирного договора с Наполеоном.

Учащимся предлагается рассмотреть содержание Тильзитского мира и определить последствия его заключения для России и Европы.

Следствием Тильзитского мира стала война России со Швецией (1808—1809). Поводом стал отказ Швеции вступить в войну против Англии. Русские войска под командованием Багратиона и Кульнева заняли Аландские острова и вступили на территорию Швеции, которая вскоре подписала с Россией Фридрихсгамский договор, по которому Россия получила Финляндию.

Учитель отмечает, что присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказывалось на внешней торговле. Александр I стал нарушать условия Тильзитского мирного договора, активно подталкивал австрийцев к новой войне против Франции. В России негативно встретили известие о том, что Наполеон восстановил в 1807 г. часть польского государства.

В российском обществе получили распространение идеи начать самим войну с Наполеоном, уничтожить герцогство Варшавское, поднять против Франции Германию и в конечном счете свергнуть Наполеона. В высшем свете были недовольны Тильзитским миром и политикой Александра по отношению к Наполеону. И уже с 1810 г. Россия и Франция начали подготовку к войне.

Далее учитель обращает внимание на юго-восточное направление внешней политики Российского государства. Учащимся предлагается вспо мн ить и показать по карте территории, присоединенные к России по Кючук-Кай- нарджийскому (1774) и Ясскому (1791) договорам.

Противоречия между Россией и Турцией привели к новой войне 1806—1812 гг. Россия победила и подписала в Бухаресте мирный договор, по которому приняла в свой состав Бессарабию и значительный участок Черноморского побережья Кавказа. Также Россия добилась автономии для Валахии и Сербии.

В 1804 г. вспыхнула русско-иранская война, по окончании которой в 1813 г. в состав Российской империи вошли территории Северного Азербайджана и Дагестана.

Задания : 1. На основе текста учебника составить в тетради хронику русско-иранской войны. 2. Покажите по карте территориальные приобретения России в результате этой войны.

Второй вариант изучения вопроса — учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстом учебника и заполнить таблицу.

Император Александр I Благословенный

Император Александр I (1801—1825). В ночь на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр.

Александр 1 получил блестящее для того времени образование. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.

Император Александр I либерал

Эра либерализма.

В 1801 году был образован Непременный совет — совещательный орган, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам.

Реформы государственного управления.

В 1802 г. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Утвердилась система отраслевого управления, сменилась коллегиальность на единоначалие, введена прямая ответственность министров перед императором, усилилось самодержавие.

Было учреждено восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810—1811 гг. их количество увеличилось, учрежден Комитет министров.

Император Александр I преобразования

Духовными делами православной церкви ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода — обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю. При Александре I должность обер-прокурора в 1803—1824 гг. исполнял князь А. Н. Голицын.

Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин, который настаивал на сохранении старых порядков, самодержавия и крепостничества.

Император Александр I реформы

Аракчеевщина.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 году. У него не было детей. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась междуцарствие. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.

Конспект урока по теме:

Оборудование: доска мел, учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологическая карта урока

и развивающие компоненты, задания и упражнения

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с историческим документом

III. Мотивационно-целевой этап. Введение в тему

Каким же было начало царствования этого императора мы узнаем на этом уроке

Читайте также: