Конспект урока обращение 11 класс
Обновлено: 02.07.2024
Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения:
Голубчик ! Дай ты мне эти деньги!
Садись , тюлень, в вёсла!
Врёшь, возьмёшь , гнус !
Обращения могут быть выражены одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями в роли существительных: За эту дерзость мы тебе , душа, воздадим! Проходи , убогонький, садись. Прибывшие, пройдите к столу.
В художественной речи обращения могут быть выражены неодушевлёнными именами существительными: Ах ты , чёртова кукла ! Вставай , дубина !
Обращения бывают распространёнными и нераспространёнными: Вон о той звезде далёкой , Мери, спой. Сгинь , цыганская жизнь небывалая, погаси, сомкни очи твои!
В роли обращений могут выступать личные местоимения ты и вы, которые, как правило, являются подлежащими: Ты, подай узел! Эй , вы ! Хватит дурака валять!
Перед обращением может стоять усилительная частица о: О сердце, боль невыносима! О Волга, колыбель моя!
Способы выражения обращения
Дополнительный материал по теме:
Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.
Неманское Спец ПУ закрытого типа.
Разработала: Н.И.Трасковская
Тема: Пунктуация при обращении.
Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.
обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования учебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Методическое оснащение занятия:
3. Раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)
4. Учебник "Русский язык".
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Выбрать пословицы по своей теме. Работа у доски.
Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.
А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"
2.2. "Интеллектуальная разминка".
колоссальный
Что означает слово "колосс"?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
2.2. Постановка проблемы
Ребята, посмотрите на схему и предложение.
Ребята, наша команда выиграла!
Составляется схема:
Какие мысли у вас возникли?
(Обращение не является членом предложения.)
А почему к обращению нельзя поставить вопрос?
3. Изучение новой темы.
3.1. Исследование
Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"
(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)
Выпишем пары слов:
Команда (что сделала?) - выиграла.
Команда (чья?) - наша - согласование.
Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.
Продолжаем исследование:
1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.
2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.
Анализируем эти предложения:
по цели высказывания,
по характеру грамматической основы,
по наличию главных и второстепенных членов,
наличию главных и второстепенных членов предложения.
Подчеркните главные члены предложения.
Чем первое предложение отличается от второго?
Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?
Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
Кто мне сможет сформулировать результат исследования?
А теперь постараемся сформулировать вывод.
3.2. Объяснение материала.
Слово учителя:
Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.
На этом уроке мы систематизируем информацию об обращении. Мы поговорим о пунктуации при обращениях. И уделим особое внимание междометиям при обобщении.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нём"
· Вспомним о том, что такое обращение.
· Выясним, как узнать обращение в тексте.
· Узнаем, как расставляются знаки препинания при обращениях.
В жизни нам постоянно приходится обращаться к окружающим.
Это может быть обращение к знакомым нам людям, к незнакомым нам людям… мы можем обращаться даже к животным!
Но как мы это делаем?
При обращении мы обычно обозначаем окружающих какими-нибудь словами:
Обращение называет того, к кому мы обращаемся.
Но вот вопрос – к кому и к чему мы можем обращаться?
Мы сказали, что обычно обращаемся к знакомым и незнакомым людям. А иногда к животным.
Но вот Пушкин может с нами поспорить.
Ведь в его известных сказочных строках царевич обращается к ветру:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
И значит, обращение иногда называет и то, к чему мы обращаемся. То есть, мы можем обратиться к кому угодно и к чему угодно.
А точнее – мы можем обратиться к предмету, в широком смысле этого слова.
И это уже наталкивает на мысль о том, какая часть речи может стать обращением.
Конечно же, чаще всего это существительные. Они могут быть собственными.
Это может быть имя. Анна, не трогай конфеты.
Или имя и отчество. Василиса Алексеевна, мы рады сотрудничеству.
Или прозвище. Эй Рыжий, а ну оглянись!
Или кличка животного. Полкан, ко мне!
Причем, существительные стоят в форме именительного падежа.
Использовать имена необязательно – существительные могут быть и нарицательными.
Это могут быть слова, которые обозначают родство. Мама, я очень рад тебя видеть.
Или указание на социальное положение. Слушайте внимательно, ученики.
Это могут быть самые разные названия неодушевлённых предметов. Я люблю тебя, жизнь…
Или же географические названия. Как ты красива, Волга!
Варианты бесконечны. Но вот форма именительного падежа опять никуда не делась.
Но ведь к существительному мы можем добавить другие слова. Чаще всего добавляются определения какого-нибудь вида, ведь мы хотим показать характеристику того, к кому обращаемся.
Это может быть несогласованное определение.
Девушка в красной шапочке, отзовитесь!
Или согласованное определение. Мой лучший друг, мы наконец-то встретились!
Гораздо реже в качестве обращений выступают прилагательные или местоимения.
Милая, любимая, есть ли кто лучше тебя?
Здесь прилагательные используются вместо существительных, существительное просто подразумевается.
А вот личные местоимения в некоторых, редких, случаях могут быть обращениями сами по себе.
Остановитесь, вы!
Или же они могут входить в состав обращения.
Умница ты моя, как легко ты решила задачу!
Но вообще-то личные местоимения как правило не бывают обращениями.
Нетипичные обращения мы в основном можем отыскать в художественной литературе, особенно в поэзии. Вот пример из произведения Владимира Маяковского:
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, −
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика.
Здесь вместо обращения используются прилагательные, причём очень нетипичные.
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества,
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог!
Все десять строк строфы – это одно сплошное огромное обращение!
Итак, обращение – это слово, которое называет того, к кому мы обращаемся (или то, к чему обращаемся).
Обычно обращения выражаются существительными в форме именительного падежа. Но могут выражаться и сочетаниями слов.
Обращение в предложении нужно отличать от подлежащего.
Ведь и подлежащее, и обращение часто выражаются существительными в форме именительного падежа.
Олег решил все задачи? Здесь Олег – это подлежащее.
Олег, ты решил все задачи? Олег – это обращение.
Обращение можно узнать по особой звательной интонации. Кроме того, в предложении с ним уже есть подлежащее – местоимение ты.
Само обращение членом предложения не является. Именно поэтому его можно легко удалить из предложения.
Если мы так поступим с подлежащим, то предложение сразу станет выглядеть неполным. Но когда мы удаляем обращение, предложение выглядит совершенно нормально.
В предложениях обращения обычно выделяются запятыми.
Дорогой друг, я рад нашей встрече.
Вот схема предложения: сначала идёт распространённое обращение, а потом остальной текст предложения. И между ними ставится запятая.
При этом обращение обособляется вне зависимости от его позиции в тексте.
Мы можем переставить обращение в конец предложения – и все равно оно будет обособляться.
Или мы можем поставить обращение в середину предложения.
Тогда оно будет обособляться двумя запятыми.
Но если мы хотим придать обращению выразительность, мы можем выделить его и восклицательным знаком.
Дорогой друг! Я рад нашей встрече.
Схема не особенно изменяется, но теперь у нас два предложения вместо одного.
Такое обращение может стоять только перед началом основного высказывания. И следующее предложение после него пишется с заглавной буквы.
Казалось бы, всё просто.
Но есть несколько тонкостей, которые требуется запомнить.
Например, частицы о, а, да обычно не отделяются от обращений.
Как ты прекрасно, о море!
Катя, а Катя, тебе звонят.
Запятая ставится перед обращением и частицей, но не между ними.
Обращение может быть разорвано другими словами, и тогда выделяется каждая его часть.
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Обращение тут – умная голова, но два слова обращения разорваны другими словами. Поэтому обособляется каждая часть.
Итак, что мы узнали об обособлении обращений?
Обращения выделяются запятыми. Притом, выделяются они в любой позиции в предложении.
А в начале высказывания обращение может также выделяться восклицательным знаком.
Образовательные цели: повторение и обобщение знаний учащихся об обращении, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять обращение в письменной речи.
Цели обучающегося: повторение теории и применение на практике знаний об обращении.
Задачи урока:
- углубить знания об обращении, его грамматических признаках.
- развивать умение произносить обращение с правильной интонацией и использовать в собственной речи;
- развивать умение ставить знаки препинания, отличать обращение от подлежащего.
- формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.
Личностные и метапредметные:
- формировать положительные представления о нравственно-этических нормах, принятых в обществе;
- развивать логическое и образное мышление обучающегося;
- развивать навыки критического мышления, воспитывать культуру общения, открывать разные способы познания себя и мира;
- извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её;
- выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение;
- строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, подбирать аргументацию).
Форма проведения занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.
Читайте также: