Конспект урока обращение 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения:

Голубчик ! Дай ты мне эти деньги!
Садись , тюлень, в вёсла!
Врёшь, возьмёшь , гнус !

Обращения могут быть выражены одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями в роли существительных: За эту дерзость мы тебе , душа, воздадим! Проходи , убогонький, садись. Прибывшие, пройдите к столу.

В художественной речи обращения могут быть выражены неодушевлёнными именами существительными: Ах ты , чёртова кукла ! Вставай , дубина !

Обращения бывают распространёнными и нераспространёнными: Вон о той звезде далёкой , Мери, спой. Сгинь , цыганская жизнь небывалая, погаси, сомкни очи твои!

В роли обращений могут выступать личные местоимения ты и вы, которые, как правило, являются подлежащими: Ты, подай узел! Эй , вы ! Хватит дурака валять!

Перед обращением может стоять усилительная частица о: О сердце, боль невыносима! О Волга, колыбель моя!

Способы выражения обращения

обращение

Дополнительный материал по теме:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.

Неманское Спец ПУ закрытого типа.




Разработала: Н.И.Трасковская

Тема: Пунктуация при обращении.

Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.

обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования учебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Тип урока: проблемный.

Ведущий метод обучения: частично-поисковый

Методическое оснащение занятия:

3. Раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)

4. Учебник "Русский язык".

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

Выбрать пословицы по своей теме. Работа у доски.

Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.

А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"

2.2. "Интеллектуальная разминка".

колоссальный

Что означает слово "колосс"?

Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.

2.2. Постановка проблемы

Ребята, посмотрите на схему и предложение.

Ребята, наша команда выиграла!

Составляется схема:


Какие мысли у вас возникли?

(Обращение не является членом предложения.)

А почему к обращению нельзя поставить вопрос?

3. Изучение новой темы.

3.1. Исследование

Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"

(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)

Выпишем пары слов:

Команда (что сделала?) - выиграла.

Команда (чья?) - наша - согласование.

Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.

Продолжаем исследование:

1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.

Анализируем эти предложения:

по цели высказывания,

по характеру грамматической основы,

по наличию главных и второстепенных членов,

наличию главных и второстепенных членов предложения.

Подчеркните главные члены предложения.

Чем первое предложение отличается от второго?

Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?

Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?

Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

Кто мне сможет сформулировать результат исследования?

А теперь постараемся сформулировать вывод.

3.2. Объяснение материала.

Слово учителя:

Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.


На этом уроке мы систематизируем информацию об обращении. Мы поговорим о пунктуации при обращениях. И уделим особое внимание междометиям при обобщении.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нём"

· Вспомним о том, что такое обращение.

· Выясним, как узнать обращение в тексте.

· Узнаем, как расставляются знаки препинания при обращениях.

В жизни нам постоянно приходится обращаться к окружающим.

Это может быть обращение к знакомым нам людям, к незнакомым нам людям… мы можем обращаться даже к животным!

Но как мы это делаем?

При обращении мы обычно обозначаем окружающих какими-нибудь словами:


Обращение называет того, к кому мы обращаемся.

Но вот вопрос – к кому и к чему мы можем обращаться?

Мы сказали, что обычно обращаемся к знакомым и незнакомым людям. А иногда к животным.

Но вот Пушкин может с нами поспорить.

Ведь в его известных сказочных строках царевич обращается к ветру:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

И значит, обращение иногда называет и то, к чему мы обращаемся. То есть, мы можем обратиться к кому угодно и к чему угодно.

А точнее – мы можем обратиться к предмету, в широком смысле этого слова.

И это уже наталкивает на мысль о том, какая часть речи может стать обращением.

Конечно же, чаще всего это существительные. Они могут быть собственными.

Это может быть имя. Анна, не трогай конфеты.

Или имя и отчество. Василиса Алексеевна, мы рады сотрудничеству.

Или прозвище. Эй Рыжий, а ну оглянись!

Или кличка животного. Полкан, ко мне!

Причем, существительные стоят в форме именительного падежа.

Использовать имена необязательно – существительные могут быть и нарицательными.

Это могут быть слова, которые обозначают родство. Мама, я очень рад тебя видеть.

Или указание на социальное положение. Слушайте внимательно, ученики.

Это могут быть самые разные названия неодушевлённых предметов. Я люблю тебя, жизнь…

Или же географические названия. Как ты красива, Волга!

Варианты бесконечны. Но вот форма именительного падежа опять никуда не делась.

Но ведь к существительному мы можем добавить другие слова. Чаще всего добавляются определения какого-нибудь вида, ведь мы хотим показать характеристику того, к кому обращаемся.

Это может быть несогласованное определение.

Девушка в красной шапочке, отзовитесь!

Или согласованное определение. Мой лучший друг, мы наконец-то встретились!

Гораздо реже в качестве обращений выступают прилагательные или местоимения.

Милая, любимая, есть ли кто лучше тебя?

Здесь прилагательные используются вместо существительных, существительное просто подразумевается.

А вот личные местоимения в некоторых, редких, случаях могут быть обращениями сами по себе.

Остановитесь, вы!

Или же они могут входить в состав обращения.

Умница ты моя, как легко ты решила задачу!

Но вообще-то личные местоимения как правило не бывают обращениями.

Нетипичные обращения мы в основном можем отыскать в художественной литературе, особенно в поэзии. Вот пример из произведения Владимира Маяковского:

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как, −

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика.

Здесь вместо обращения используются прилагательные, причём очень нетипичные.


О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трёх лицах Божества,

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы нарицаем — Бог!

Все десять строк строфы – это одно сплошное огромное обращение!

Итак, обращение – это слово, которое называет того, к кому мы обращаемся (или то, к чему обращаемся).

Обычно обращения выражаются существительными в форме именительного падежа. Но могут выражаться и сочетаниями слов.

Обращение в предложении нужно отличать от подлежащего.

Ведь и подлежащее, и обращение часто выражаются существительными в форме именительного падежа.

Олег решил все задачи? Здесь Олег – это подлежащее.

Олег, ты решил все задачи? Олег – это обращение.

Обращение можно узнать по особой звательной интонации. Кроме того, в предложении с ним уже есть подлежащее – местоимение ты.

Само обращение членом предложения не является. Именно поэтому его можно легко удалить из предложения.

Если мы так поступим с подлежащим, то предложение сразу станет выглядеть неполным. Но когда мы удаляем обращение, предложение выглядит совершенно нормально.

В предложениях обращения обычно выделяются запятыми.

Дорогой друг, я рад нашей встрече.

Вот схема предложения: сначала идёт распространённое обращение, а потом остальной текст предложения. И между ними ставится запятая.

При этом обращение обособляется вне зависимости от его позиции в тексте.

Мы можем переставить обращение в конец предложения – и все равно оно будет обособляться.

Или мы можем поставить обращение в середину предложения.


Тогда оно будет обособляться двумя запятыми.

Но если мы хотим придать обращению выразительность, мы можем выделить его и восклицательным знаком.

Дорогой друг! Я рад нашей встрече.

Схема не особенно изменяется, но теперь у нас два предложения вместо одного.

Такое обращение может стоять только перед началом основного высказывания. И следующее предложение после него пишется с заглавной буквы.

Казалось бы, всё просто.

Но есть несколько тонкостей, которые требуется запомнить.

Например, частицы о, а, да обычно не отделяются от обращений.

Как ты прекрасно, о море!

Катя, а Катя, тебе звонят.

Запятая ставится перед обращением и частицей, но не между ними.

Обращение может быть разорвано другими словами, и тогда выделяется каждая его часть.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Обращение тут – умная голова, но два слова обращения разорваны другими словами. Поэтому обособляется каждая часть.

Итак, что мы узнали об обособлении обращений?

Обращения выделяются запятыми. Притом, выделяются они в любой позиции в предложении.

А в начале высказывания обращение может также выделяться восклицательным знаком.

Образовательные цели: повторение и обобщение знаний учащихся об обращении, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять обращение в письменной речи.

Цели обучающегося: повторение теории и применение на практике знаний об обращении.

Задачи урока:

  • углубить знания об обращении, его грамматических признаках.
  • развивать умение произносить обращение с правильной интонацией и использовать в собственной речи;
  • развивать умение ставить знаки препинания, отличать обращение от подлежащего.
  • формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.

Личностные и метапредметные:

  • формировать положительные представления о нравственно-этических нормах, принятых в обществе;
  • развивать логическое и образное мышление обучающегося;
  • развивать навыки критического мышления, воспитывать культуру общения, открывать разные способы познания себя и мира;
  • извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её;
  • выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, подбирать аргументацию).

Форма проведения занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Читайте также: