К словам родственникам почему их так назвали конспект

Обновлено: 04.07.2024

умение дифференцировать родственные и неродственные слова из слов похожих по звучанию.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, диалогической речи, мышления и общей моторики.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самост

СЕМЬЯ СЛОВ

Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть – Они об одном говорят.

КОРЕНЬ СЛОВА

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов,

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый лёд.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Каким словом можно ласково назвать зиму? ЗИМУШКА

А как можно назвать день зимой? ЗИМНИЙ

Как называются птицы, которые остаются зимовать? ЗИМУЮЩИЕ

Каких зимующих птиц вы знаете?

(Лес, сад, день)

Становитесь по порядку-

Будем делать мы зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, не лениться,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Дружно делаем зарядку!

Родственные слова имеющие общую часть.

Найди в стихотворении родственные слова

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придется зимовать.

И о лете красном грустно вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки желтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития «Заветный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

К словам родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое.

Целеполагание.

- Прочитайте слова и выберите лишнее.

Дверь, очи, тетрадь.

- Очи - лишнее слово. Мы не употребляем его в нашей лексике.

- Прочитайте тему, цели занятия. Они выделены тёмно-зелёным цветом.

Работа по теме урока.

hello_html_45be92f0.jpg

- Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

- Корень слова - это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Корень выделяется знаком .

hello_html_m4db75058.jpg

hello_html_m7f49d899.jpg

- Лексика нашего языка с течением времени меняется.

- Слова, вышедшие из повседневного употребления, называются устаревшими.

- Истори́змы - слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке.

hello_html_m79e57a7a.jpg

Архаизмы - это слова или словосочетания, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, при этом понятие, которое обозначает архаизм, до сих пор существует.

hello_html_3509a9d7.jpg

- Важно различать слова!

hello_html_31130d70.jpg

Экскурсия в прошлое.

Итог занятия.

- Закончите предложения (устно).

Сегодня на занятии я учился (лась)…

Мне было интересно…

Занятие мне показалось…

Материал занятия был…

Знания, полученные на занятии…

- Урок окончен. Всем спасибо за работу!

hello_html_m6bac1bda.jpg

hello_html_m27e2a9a8.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2334 человека из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 770 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.06.2020 604
  • DOCX 1.3 мбайт
  • 63 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цель: формирование умения находить однокоренные слова по двум признакам.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию к учению.

Предметные: учиться высказывть свое предположение ( версию) на основе работы с материалом, учиться работать по предложенному плану

Метапредметные: регулятивные: определять цель, действовать по плану, оценивать результат; познавательные: учиться применять полученные знания на практике.

Методы и форма обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки, текст сказок

Содержимое разработки

Поурочный план вне урочной деятельности

Урок № 29 Класс: 1 - А

Учитель: Асанова Лиля Искендеровна

Тема: К словам - родственникам

Цель: формирование умения находить однокоренные слова по двум признакам.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию к учению.

Предметные: учиться высказывть свое предположение ( версию) на основе работы с материалом, учиться работать по предложенному плану

Метапредметные: регулятивные: определять цель, действовать по плану, оценивать результат; познавательные: учиться применять полученные знания на практике.

Методы и форма обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки, текст сказок

Ход занятия

Докажите, что они относятся к одной семье.

III. Мотивация на основе рефлексии.

– Сегодня будем работать по группам:

IV. Деление на группы. Работа в группах.

Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.

– Сегодня мы будем стараться находить и подбирать однокоренные слова, безошибочно писать их и использовать свои знания для грамотного написания других слов.

– Обговорим ещё одно очень важное условие нашей успешной работы.

– Посоветуйтесь, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и результативно?

Основные правила работы в группе”

Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Обсудить и выбрать ответ

V. Словарная работа.

тр.мвай з.вод уч.ник к.пуста яг.да кв.ртира г.рячий м.лина д.ревня м.роз

– Используйте свои знания, можете обсудить в группе, заполните пропуски.

Взаимопроверка между группами.

– В каких словах ещё допустили ошибки?

1. Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово.

В столовой стоит большой круглый …(стол).

В голубятню принесли нового… (голубя).

Садовник ухаживает за … (садом).

Лесник бережёт. ..(лес).

В солонку насыпали …(соль).

В кормушке был …(корм).

Из конюшни вышел …(конь).

2. Работа в группах:

1 группа – образуйте группы родственных слов и запишите: сад, цвет;

2 группа – объедините родственные слова по двум признакам и запишите: город, горный, горка, горло, гористый, пригорок;

– холод, холмик, холодок, холст, холодильник, холодит;

3 группа – составьте группы родственных слов и используйте свои знания для грамотного письма:

(Защита каждой группы, обсуждение и исправление ошибок.)

Проверка: подготовьте вопросы для другой группы по данному упражнению

VIII. Подведение итогов урока:


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать речь учащихся, мышление, смекалку, творческие способности- прививать интерес к русскому языку;- воспитывать навыки коллективной работы.-привитие любви к великому русскому языку,-формирование интереса к нему как к учебному предмету,-повышение общей языковой культуры.

Занимательная грамматика

Тема: Почему их так назвали?

Цель: развивать речь учащихся, мышление, смекалку, творческие способности- прививать интерес к русскому языку;- воспитывать навыки коллективной работы.-привитие любви к великому русскому языку,-формирование интереса к нему как к учебному предмету,-повышение общей языковой культуры.

Ход занятия:

2.Актуализация опорных знаний

4. Работа со словообразовательным словарём.

Задание . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.

Не с каждого цв…[т]ка яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.

С одной яг…[т]ки сыт не будешь.

Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

5. Разгадывание ребусов.

Ребус № 1 – масло







Ребус № 7 – дрожжи


Ребус № 9 – горох

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

Сварливые принцессы.

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Сказка про –КОС- и –КАС-.

Я расскажу вам сказку про –КОС- и –КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом?

Оказывается очень просто. У корня –КАС- есть друг суффикс А, а у –КОС- нет такого друга. И поэтому корню –КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.

А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.

Город Глаголов.

В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится царство Русского Языка. Проберемся мысленно туда.

На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении.

Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались."

Так и течет время в этом городе.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания.

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

- Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

- Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я — лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Кочетков Никита. 1998 г.

Как появляются орфограммы.

Пришли к принцессе Орфографии на бал известные пары русского языка: ча-ща, чу-щу, жи-ши. Принцесса познакомила их с гостями и предложила потанцевать. "Ч" и "щ" пригласили букву "а", "ч" и "щ" пригласили букву "у", а "ж" и "ш" пригласили букву "и". Они начали танцевать, После танцев принцесса Орфография хотела поблагодарить гостей, но "ча" и "ща" перебили её и сказали: "Можете не говорить, мы знаем, — что мы танцевали лучше всех. Ведь мы самое главное ошибкоопасное место. Если бы нас не было, дети бы написали вместо "а" "я", так что мы самые главные и самые красивые сочетания букв".

Но вдруг, недовольно воскликнув, стали возражать "чу" и "щу": "Нет, мы самые главные!"

Перебив их недовольным тоном сказали "жи" и "ши": "Да без нас не обойдется не один человек ни в одной стране, так что мы самые главные".

На балу поднялся такой шум, такой гам, что пришлось вмешаться принцессе Орфографии. Она объявила, что в стране Орфографии все главные.

Вы все помогаете людям писать грамотно, С тех пор они все дружат: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Попченкова Екатерина. 1999 г

На балу у принцессы Морфологии.

В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И назывался он Морфология. Правила в этом городе принцесса Морфологии.

Задумала принцесса устроить бал и пригласила на него все части речи.

Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.

Тут вмешалась принцесса Морфологии и сказала: "Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре".

Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Встала принцесса Морфологии с трона и сказала: "Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!"

С тех пор все части речи в городе Морфология стали жить дружно.

Пинигина Яна. 1999 г

В стране Морфологии

Жило-было существительное одинокое,

На короля Русоведа

Исправно оно служило.

Вот однажды явилось к нему прилагательное-

Змей - Гороныч Трехглавый Всезнательный.

Тут каждая глава начала хвастать,

О свойствах своих рассказывать.

Вот первая глава гласит,

Всему миру говорит

Я всем всегда принадлежу,

Работой очень дорожу.

И вторая решила глава,

Что на свете живет не зря,

Доложит она всегда

Сколько времени, из чего

Состоит существительное уж давно.

Третья глава от них не отстает

И речь на приеме такую ведет

Я сравниваюсь всегда, во всем,

Превосходную степень имею притом.

Выслушало существительное прилагательное,

Заключило договор соглашательный.

Прилагательное теперь по нему

Существительному предаст красоту,

Будет признаки оно называть,

Существительному в окончаниях угождать.

А головы Змея в разряды образовали

И имена ему странные дали

Одно назвали притяжательным,

А третье – качественное.

И зажили они прекрасно,

И в Русиче стало все ясно.

Ревина Анастасия 1997 год

Чудесные превращения.

Жил – был корень –земл- в стране Морфемике. Наскучило ему одиночество и отправился он в страну Словообразования. Обрадовался ему король Русич и подарил на радостях волшебный сундук, а в том сундуке было великое множество нарядов.

Решил –земл- их примерить. Пошел он работать в огород, взял с собой корень –дел-, а в качестве перчаток одел соединительную гласную Е. Не успел –земл- оглянуться, как превратился в ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Решил корень –земл- встретиться с друзьями, одел он на себя суффикс –ЯК- и превратился в слово ЗЕМЛЯК.

Понял тогда –ЗЕМЛ -, что каждая морфема-одежда имеет свое определенное назначение и значение.

И если теперь он падал, то подкладывал приставку ПРИ-, и мягко приземлялся. А если он отправлялся в другие страны или на бал, то надевал приставку НЕ-, и все восклицали "Ах, какой он НЕЗЕМНОЙ красоты!"

А вы, ребята, много знаете слов с корнем –ЗЕМЛ- Какие наряды он надевает в ваших словах?

Шукман Яна 2001 год

ОЛОфей и ОРОфеи.

Давным - давно на Русн жили два брата. Одного звали Олофей, другого — Орофей. Выросли они и стали собирать русские слова. Один собирал с сочетанием -ОЛО-, а другой — с —ОРО-. Каждый набрал по большому мешку своих слов. Пошли они но Русн и стали сеять эти слова. Кинет Олофей слово с -ОЛО- и появится огромное бОЛОто, запоет на ветке сОЛОвей, вырастет в лесу кОЛОкольчик. За это прозвали его в народе мОЛОдцом! А щедрый Орофей зашел на крестьянский двор и подарил хозяевам кОРОву, которая стала давать молоко и твОРОг. Много они разбросали русских слов, которые мы сейчас пишем с-ОЛО-и -ОРО-.

А, ну-ка, вспомните эти слова, ребята!

Маврицкая Машенька 2 “В” класс, 2001г.

Русский язык.

В одной стране жил король со своими помощниками. В честь него и страну назвали -Русский язык. В один прекрасный день пришли к нему в замок окончания и стали жаловаться:

-Дети нас постоянно путают, вместо “и” могут написать “е” и наоборот! Король и говорит им в ответ:

- А Вы поделитесь на группы и выберите себе командира!

Пошли окончания домой и стали держать совет, как им разделиться, чтобы был порядок в городе. Одни ушли в 1-ое склонение, другие во II-ое и III -е. После долгих споров выбрали себе командиров, на кого можно всегда положиться.

В первом склонении ими стали слова “земля”, “зима”, во втором — “конь” и “слон”, а в третьем — “ночь” и “степь”. После этого, равняясь на командира, ученики стали писать окончания правильно, и на душе у окончаний стало спокойно.

Сагалаева Яна. 2в класс. 2001 г.

Хулиганы Е и И.

Однажды из страны страхов учеников (Ошибкоопасной страны) прибыли хулиганы Е и И в страну Глаголию. Стали хулиганы в личные окончания глаголов залазить, да так, как им вздумается.

Полились тут красной рекой чернила в ученических тетрадях. Не понравилось это королю Глаголу, обратился он к принцессе страны Русского Языка Грамотейке с просьбой, чтобы издала она такой закон, по которому Е и И знали бы всегда свое место в окончаниях глаголов. Подумала, подумала Грамотейка и издала такой указ:

Вы, ребята, не глупите,

Ведь для первого спряжения

Е подходит несомненно.

Во втором пишите И.

Все! Внимательно пиши!

А дядюшка Спряжение решил уточнить и сообщить ребятам, что ко второму спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, а к первому – все остальные глаголы.

Е и И ничего не оставалось делать, как подчиниться данному указу, но все же иногда они вопреки всем правилам меняются местами, создавая глаголы исключения. Только вот какие это глаголы я, ребята, забыл. Может, вы помните? Назовите их.

Саматов Альберт, 1999 год.

Превращения.

Жил-был заяц. Идет он как-то раз по тропинке, а навстречу ему муравей: "Ой, какой огромный зайчище!"- воскликнул он. Возгордился зайчище, плечи расправил и с высоко поднятой головой отправился дальше. Идет он, идет, а навстречу ему волк. Думаете испугался наш заяц? Нет! Ведь он зайчище теперь. Поравнялись они с волком. Волк как щелкнет зубами и говорит: "Какой, наверное, вкусный этот зайчик, жалко только что маленький."

Удивился заяц, и только он хотел что-то сказать, как волк щелк зубами - и съел его.

Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец.

Только вот до сих пор не понятно: кто же занимался превращениями зайца. Может быть вы, ребята, объясните.

Читайте также: