Бальмонт золотая рыбка конспект урока 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

.. Технологическая карта урока.

Ф.И.О. Зенкина Любовь Алексеевна

Программа: УМК Гармония

Предмет: Литературное чтение

Место урока в изучаемой теме: урок 7

Время реализации урока: 45 минут

Год: 2014/2015 уч.г.

Задачи урока:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с фактами биографии К.Д.Бальмонта;

- Продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: олицетворения, метафора, сравнения, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

- Учить мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы;

- Продолжить отработку навыков выразительного чтения.

Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;

- Развивать познавательную активность, эмоционально-образное и аналитическое мышление;

- Развивать творческое воображение, речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.

Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе;

- Воспитывать художественный вкус учащихся;

- Помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Технологии:

Планируемые результаты:

Предметные :

- Ознакомление с фактами биографии К.Д.Бальмонта;

- Умение анализировать лирическое стихотворение;

- Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворения.

Личностные УУД:

- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

- Умение анализировать свои действия и управлять ими;

- Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

- Развитие умения выражать эмоции;

Метапредметные УУД:

- Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте;

- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного;

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Раздаточный материал: учебники, рабочие тетради, листы самоконтроля.

Организация урока.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу, обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих гостей.

доброжелательность, учебная мотивация.

Познавательные:

готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель: создание условий для активизации знаний учащихся.

- Ребята, я предлагаю вам для начала вспомнимть стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. На доске вы видите карточки с их именами.

( На доске размещены карточки с именами русских поэтов В.Жуковский, А.Пушкин, И.Суриков, К.Бальмонт )

Читает первые строки из стихотворения, дети продолжают.

Розы расцветают,

Сердце, отдохни;

Скоро засияют

Благодатны дни.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет;

Сердце будет ясно;

Розою прекрасной

Счастье расцветет. …

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Над землею воздух дышит

День от дня теплее;

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Всходит солнце над землею

С каждым днем все выше,

И весь день, кружась, воркуют,

Голуби на крыше. …

- Спасибо, вы молодцы!

- Что общего в этих стихах? ( Эти стихи о природе, о весне, о Родине ).

- В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы. Они восхищаются природой родного края.

( По ходу игры карточки с угаданными поэтами вывешиваются отдельно в один столбик. По окончании игры остается карточка с именем К.Бальмонта ).

Дети продолжают читать стихотворения.

Коммуникативные:

умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Постановка учебной задачи.

Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, планирование работы.

Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Итак, чье имя осталось на доске?

( К. Бальмонт )

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока? ( Творчество К.Бальмонта ).

- Молодцы! Урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта.

- Давайте выстроим цели нашего урока.

Участвуют в диалоге с учителем.

Определяют тему урока.

Дети формулируют цели урока..

Называют ранее изученные стихотворения К.Бальмонта.

Познавательные:

самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование своих высказываний, уважительное отношение к позиции другого, объяснение своего несогласия и попытка договориться.

Регулятивные:

развитие умения высказывать свое предположение; оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

интерес к изучению предмета.

Открытие новых знаний.

Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Если хочешь в край войти вечно-золотой,

Облачную лестницу нужно сплесть мечтой.

Облачные лестницы нас ведут туда,

Где во сне бываем мы только иногда.

А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,

Окропи вечернюю света полосу

И, скрепивши облачко месячным лучом,

В путь иди, не думая больше ни о чем.

- Вот такую волшебную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по ее воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие.

- Как вы думаете, кому открывается облачная лестница?

- Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по ее ступенькам любил возвращаться в свое детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом.

- Где мы окажемся?

- Конечно, в селе Гумнищи, где в ночь с 3-го на 4-е июня 1867 года в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим; старинная усадьба, маленький пруд и несколько изб. Жители Гумнищ были трудолюбивыми. Само название сельца говорило об этом. Гумно - это площадка, где молотили сжатый хлеб. Хозяином усадьбы и крестьян был барин Дмитрий Константинович, отец Константина. Это был человек очень приятный, умный, спокойный, никогда в жизни не повышавший ни на кого голоса.

- Мать Константина – Вера Николаевна – была женщиной образованной, энергичной, пользовалась большим авторитетом. На свои средства построила в Гумнищах школу и была ее попечительницей. С юных лет она обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Комната ее в Гумнищах, уставленная диковинными растениями – большими пальмами, диким виноградом, кактусами, - тонула в аромате лимонных и апельсиновых деревьев. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Звучит фонограмма фортепиано.

- Родители, как мы видим, оказали на Константина огромное влияние. Не меньшее влияние на него оказала чудесная природа. Бальмонт писал:

- Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями.

- Этот парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафора, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

продолжить отработку навыков выразительного чтения;

воспитывать художественный вкус учащихся.

Тема урока: “Золотая рыбка” К. Бальмонта.

Задачи: продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафора, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

продолжить отработку навыков выразительного чтения;

воспитывать художественный вкус учащихся.

Организационный момент.1-2 мин.

У. Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где обязательно откроем для себя много нового и интересного.

Проверка домашнего задания. 4-5 мин

Работать будем в парах. Оцениваем справедливо.

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1.Указать фамилию автора и название произведения.

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

Выставление оценок в журнал.

Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились в течение года. На доске вы видите подсказки.

(на доске написаны имена русских поэтов: Ф.Тютчев,

А. Пушкин, И. Бунин, К. Бальмонт.)

Учитель читает первые строчки из стихотворения, дети продолжают.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Чародейкою зимою околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой…

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно…

У. Спасибо, вы молодцы! Что общего в этих стихах?

- Эти стихи о природе

- В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы.

- Поэты восхищаются природой родного края

(По ходу игры карточки с угаданными поэтами убираются. По окончании игры остается карточка с именем К. Бальмонт)

Формулирование темы урока. Подготовка к восприятию стихотворения.

– Итак, чье имя осталось на доске? (К. Бальмонт)

Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

У. Да, урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта.

Откройте учебники на стр. 40.

Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно будет.

У. Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- на уроке мы познакомимся со стихотворением, будем говорить о его поэтических особенностях, обмениваться мнениями.

Стихотворение звучит на СЛАЙД - ФИЛЬМЕ

ЭТАП 2. Анализ стихотворения.

Открыть учебник на с. 40; читаем по четверостишиям (строфам) и нумеруем их (простой карандаш)

У. Где происходят действия стихотворения? НА БАЛу

У. В какое время года и суток происходил бал? Найдите строки, содержащие ответ на этот вопрос. 3 – ей строфе

У. Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?

Физкультминутка. Попробуйте и вы станцевать как на балу.

У. А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.

( музыканты пели, … когда люди поют, звучит музыка

пела, пела ! повтор! скрипка, играет скрипка, слышна музыка

от рыбки … музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается)

У. Как вы думаете, о чем же поет музыка?

(пришла весна, все рады, в сердцах любовь)

У. Как чувствуют себя гости замка? (ответы детей)

У. да, им весело, радостно, легко. Может, быть, гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.

У. Чтобы передать свое настроение, выразить свои чувства, поэты используют выразительно – художественные средства. К ним относятся ЭПИТЕТЫ.

Эпитеты – это красочные определения(прилагательные). Найдем эпитеты к словам:

Найди в этом стихотворении олицетворения.

Ветерок качал качели ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Взор ко взору шепчет

Опьяненные весной, бабочки ночные

Запишите 2-3 олицетворения в рабочей тетради: с.25 №4.

Бабочки, словно вырезные СРАВНЕНИЕ

У. Итак, какие средства выразительности мы нашли?

У. Что мы видим? Какие образы создал поэт? Бал, ночные бабочки, ветерок, луна, звезды. А еще рыбка!

Где она живет? В какое время суток появляется?

Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей? Строфы 6,7

В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?

Похожи ли эти две рыбки?

У. Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта помогает людям быть счастливыми, помогает любить.

У. А видел ли кто–нибудь золотую рыбку на балу?

Что говорится об этом в стихотворении? Строфа 5

(Хоть не видели ее музыканты бала…)

У. Итак, рыбку никто не видел.

Она невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

У. А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:

Д. – Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла.

Д – Вода движется, и кажется, что звезда качается.

Д – Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.

У. Почему же никто не видел рыбку?

(Пруд качает звезду.)

У. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

У. Сделаем вывод:

Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной!

Выразительное чтение стихотворения.

Как бы вы прочитали его?

(тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова)

Заучивание наизусть.

IV. Знакомство с творчеством поэта.

Слово о поэте. (Компьютерная презентация)

Бальмонт родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека. Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт провёл в деревне.

Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой, музыкальной, прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой Баха, Шопена, Глинки.

Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.

Учитель: К сожалению, усадебный дом в деревне, где жил Константин Дмитриевич не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.

Предметное рисование как проникновение в текст.

Учитель русского языка и

- Научить анализировать литературное произведение через предметное рисование;

- Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;

- Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.

- Познакомить с известными произведениями искусства.

- Развивать кругозор учащихся.

- Умение видеть и понимать прекрасное.

Для учителя: мультимедийное оборудование, таблица, лист ватмана для творческой работы.

Для учащихся: раздаточный материал, карандаши, альбомный лист бумаги

2. Активизация познавательной деятельности учащихся .

3. Изучение нового материала.

а) Знакомство с писателем К.Бальмонтом. Слайд 4.

б) Чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Куда мы попали вместе с автором стихотворения?

- Мы живем в мире, в мире разнообразнейших чувств и настроений. Только задумайтесь над тем, сколько различных чувств мы переживаем за короткий срок - за один день.

-Какие же чувства вы испытали, слушая стихотворение? А вот радость, веселье, любовь. Какого цвета эти чувства? Горе, ненависть, тоска?

Я хочу познакомить вас с символическими значениями цвета. Конечно, у каждого человека свое цветовое восприятие чувств, поэтому эта таблица условна.

-Если бы вы были сценаристами, сколько картин – образов вы бы выделили?

в)Композиция стихотворения: ( работа по заполнению таблицы)

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

б) Какие чувства выражают эти слова? Веселье

Свежесть в) Какого цвета эти чувства?

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

б) Какие чувства выражают эти слова?

Романтика в) Какого цвета эти чувства?

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

б) Какие чувства выражают эти слова?

в) Какого цвета эти чувства?

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

б) Какие чувства выражают эти слова?

в) Какого цвета эти чувства?

г) Цветовая гамма, картина предмета речи. Слайд 9

- Ребята, обратите внимание на последний столбик таблицы. Это ваше цветовое восприятие различных чувств. Вы, наверное, представили приблизительно вот так. Какие цвета преобладают в моем восприятии? Радостные или грустные?

-Как чувствуют себя гости замка?

Всем весело, легко, радостно. Все счастливы.

- О чем это стихотворение? Тема? (Веселый бал).

- Идея? Основная мысль? ( Жизнь прекрасна, когда ощущаешь

счастье и любовь)

4. Закрепление и обобщение изученного

а) Творческая работа. - Ребята, я попрошу нарисовать вас то, что больше всего вам запомнилось из текста. Рисуем сразу цветными карандашами. Работа на 4 минуты.

б) Выставка работ на доске . - А я огорчена .Мне показалось, что вы невнимательно прослушали стихотворение. Вернемся к тексту. В какое время был веселый бал?

в) Коллективная работа. Аппликация.

-Бабочки кружились под луной, а луна бывает только ночью.

-Пруд качал звезду, а звезды в небе зажигаются по ночам.

-Посмотрим на рисунки. На ваших рисунках золотая рыбка. Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? А на балу кто- нибудь видел ее?

-Нет! Не видели ее музыканты бала…

-Какую же рыбку качал пруд? Догадались?

-Пруд качал в себе звезду. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминал золотую рыбку.

А вот как представил картину веселого бала в замке художник С.Ю.Судейкин. Слайд 10.

5.Итоги урока. Рефлексия.

Имеют ли чувства какой – нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

- Ребята, у каждого из вас есть цветные карандаши. Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса.

Итоги: попрошу сдать таблицы и рисунки для оценки.

Домашнее задание: подготовиться к конкурсному чтению стихотворения наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности.

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры.

Презентация и конспект к уроку ИЗО в 1классе "Красивые рыбки"
Конспект урока по литературе. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября, в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в.



ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"

Конспект урока по литературе в 9 классе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: “Золотая рыбка” К. Бальмонта.

Задачи: продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафора, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

продолжить отработку навыков выразительного чтения;

воспитывать художественный вкус учащихся.

Организационный момент .1-2 мин.

У. Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где обязательно откроем для себя много нового и интересного.

Проверка домашнего задания. 4-5 мин

Работать будем в парах. Оцениваем справедливо.

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1.Указать фамилию автора и название произведения.

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

Выставление оценок в журнал.

Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились в течение года. На доске вы видите подсказки.

(на доске написаны имена русских поэтов: Ф.Тютчев,

А. Пушкин, И. Бунин, К. Бальмонт.)

Учитель читает первые строчки из стихотворения, дети продолжают.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Чародейкою зимою околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой…

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно…

У. Спасибо, вы молодцы! Что общего в этих стихах?

- Эти стихи о природе

- В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы.

- Поэты восхищаются природой родного края

(По ходу игры карточки с угаданными поэтами убираются. По окончании игры остается карточка с именем К. Бальмонт)

Формулирование темы урока. Подготовка к восприятию стихотворения .

– Итак, чье имя осталось на доске? (К. Бальмонт)

Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

У. Да, урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта.

Откройте учебники на стр. 40.

Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно будет.

У. Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- на уроке мы познакомимся со стихотворением, будем говорить о его поэтических особенностях, обмениваться мнениями.

Стихотворение звучит на СЛАЙД - ФИЛЬМЕ

ЭТАП 2. Анализ стихотворения.

Открыть учебник на с. 40; читаем по четверостишиям (строфам) и нумеруем их (простой карандаш)

У. Где происходят действия стихотворения? НА БАЛу

У. В какое время года и суток происходил бал? Найдите строки, содержащие ответ на этот вопрос. 3 – ей строфе

У. Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?

Физкультминутка. Попробуйте и вы станцевать как на балу.

У. А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.

( музыканты пели, … когда люди поют, звучит музыка

пела, пела ! повтор! скрипка, играет скрипка, слышна музыка

от рыбки … музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается)

У. Как вы думаете, о чем же поет музыка?

( пришла весна, все рады, в сердцах любовь)

У. Как чувствуют себя гости замка? (ответы детей)

У. да, им весело, радостно, легко. Может, быть, гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.

У. Чтобы передать свое настроение, выразить свои чувства, поэты используют выразительно – художественные средства. К ним относятся ЭПИТЕТЫ.

Эпитеты – это красочные определения(прилагательные). Найдем эпитеты к словам:

Найди в этом стихотворении олицетворения.

Ветерок качал качели ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Взор ко взору шепчет

Опьяненные весной, бабочки ночные

Запишите 2-3 олицетворения в рабочей тетради: с.25 №4.

Бабочки, словно вырезные СРАВНЕНИЕ

У. Итак, какие средства выразительности мы нашли?

У. Что мы видим? Какие образы создал поэт? Бал, ночные бабочки, ветерок, луна, звезды. А еще рыбка!

Где она живет? В какое время суток появляется?

Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей? Строфы 6,7

В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?

Похожи ли эти две рыбки?

У. Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта помогает людям быть счастливыми, помогает любить.

У. А видел ли кто–нибудь золотую рыбку на балу?

Что говорится об этом в стихотворении? Строфа 5

(Хоть не видели ее музыканты бала…)

У. Итак, рыбку никто не видел.

Она невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

У. А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:

Д. – Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла.

Д – Вода движется, и кажется, что звезда качается.

Д – Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.

У. Почему же никто не видел рыбку?

(Пруд качает звезду.)

У. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

У. Сделаем вывод:

Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной!

Выразительное чтение стихотворения.

Как бы вы прочитали его?

(тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова)

Заучивание наизусть .

IV. Знакомство с творчеством поэта.

Слово о поэте. (Компьютерная презентация)

Бальмонт родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека. Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт провёл в деревне.

Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой, музыкальной, прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой Баха, Шопена, Глинки.

Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.

Учитель: К сожалению, усадебный дом в деревне, где жил Константин Дмитриевич не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Учиться анализировать литературное произведение.

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных средствах языка;

развивать воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.

Этапы урока

1. Организационный момент

Цель: настроить учеников на учебную деятельность, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

-Дети, откройте учебник на странице 112.

- Ребята, к какому жанру относится это произведение?

-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

-Сегодня мы с вами совершим открытие.

Постановка учебной задачи.

Вспоминают жанры произведений.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Прогнозирование содержания текста по его названию.

2. Изучение нового материала

а) использовать речевые средства;

б) строить монологическое высказывание;

в) уметь слушать, передавать впечатления о прочитанном;

г) высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о тексте;

д) развивать умение выразительного, осознанного чтения;

е) поиск информации и понимание прочитанного;

ж) находить в тексте конкретные сведения.

Организует первичное чтение текста учениками.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Ребята, читаем стихотворение по строфам. Отвечаем на вопросы.

- Куда мы попали вместе с автором?

- В какое время года и суток происходит бал?

- Что делают люди на балах? - Какие звуки слышите вы? - Найдите в тексте слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку, передают звуки музыки.

- Как чувствуют себя гости замка?

-Какова тема стихотворения?

-Какова основная мысль стихотворения?

-Ребята, а сейчас познакомимся с автором этого стихотворения.

-Люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки.

Первичное чтение (про себя).

Чтение стихотворения учащимися по строфам.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Вычленяют содержащиеся в тексте основные события.

Извлекают необходимую информацию из текста.

Формулируют несложные выводы, основываясь на тексте.

Презентация о творчестве К.Д. Бальмонта.

Применение информационного поиска с помощью компьютерных средств.

Поиск и выделение необходимой информации.

Дети слушают музыку, выполняют танцевальные движения.

3. Закрепление учебного материала

а) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

б) находить в тексте средства художественной

в) уметь работать в паре;

г) доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

- Отблеск ночной звёздочки напоминает золотую рыбку.

- Как называется такой приём?

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

-Ребята, работаем в парах. Отвечаем на вопросы на странице 113.

-Прочитайте, что сказал поэт о необычных способностях рыбки? Как менялось настроение людей?

-Найдите в этом стихотворении олицетворение.

-Найдите рифмы в стихотворении.

- Расскажите, какие иллюстрации хотели бы вы нарисовать к этому стихотворению?

Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

Используют поисковый вида чтения.

Используют средства выразительности речи.

Понимают вопросы, отвечают на них, выслушивают собеседника, высказывают свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

Строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество с партнёром.

Выполняют творческое задание.

Устное словесное рисование.

4.Итог урока

организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организует работу по самооценке.

- Ребята, что понравилось, взволновало, поразило?

- Что было трудным?

- Вы довольны работой на уроке?

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Делают вывод по прочитанному тексту.

Оценивают свою работу с учётом предложенных учителем критериев.

Ученики показывают красные, жёлтые, зелёные кружки.

5.Задание на дом

выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Организует выполнение домашнего задания по выбору.

-Дети, дома выразительно прочитайте стихотворение. По желанию: выучить отрывок стихотворения; нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Читайте также: