Конспект урока аппликация из ткани

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Изготовить аппликацию на ткани с применением двухстороннего самоклеящегося материала и тамбурного шва к 23 февраля.

Задачи урока :

Образовательные :

познакомить с историей и видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций;

закрепить навыки работы с тканью и двухстороннего самоклеящегося материала, знания детей о приемах работы и применении тамбурного шва;

Воспитательные:

- воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда;

воспитывать усидчивость и аккуратность;

Развивающие:

- развитие эстетического вкуса и фантазии, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), развивать кругозор, мелкую моторику рук.

Выбор и обоснование форм и методов:

фронтальная (выдача на класс);

Методы проведения занятий:

беседа с объяснением нового материала;

демонстрация трудового приема

практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг, технологические карты, ИКТ.

Дидактический материал : презентация, коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала

III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

Организационный момент. - Здравствуйте девочки!

С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадях и улыбнёмся друг

Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку, рапорт дежурного.

- История аппликации

Аппликация - это неотъемлемый атрибут прикладного искусства народов всего мира. Считается, что искусство аппликации пришло к нам с Востока.

- Сейчас мы отправимся в путешествие по волнам времени в далекое прошлое. Согласны?

- Да, - отвечают девочки.

- Первые курганы были открыты в 1865. Тогда впервые была обнаружена сохранившаяся во льду одежда. Одна из наиболее замечательных находок - катандинский кафтан IV - III вв. до н.э. В настоящее время выставлен в Государственном историческом музее (Москва). Там же хранится и другая уникальная вещь из этого кургана, названная фраком за сходство фасона, сшитая из меха соболя и крытая китайским шелком.

Первые аппликации появились в 18 веке, именно тогда жители сел начали украшать свои жилища аппликациями. Материалом для аппликации служила соломка. Позже вместо соломки начали использоваться лоскутки ткани, в том числе и кожи. Аппликации украшались семечками подсолнуха, крупами, орехами. Со временем в аппликации начали применяться лаки, красители, которые помогали продлить жизнь предмету народного творчества.

- Как вы считаете, какие материалы могут использоваться для изготовления аппликации?
Девочки отвечают: лоскутки ткани, солома, кожа, крупа.

- Верно, однако, люди применяли самые необычные материалы: стружка, осколки стекла и даже крылышки майских жуков.

- Вернемся из глубины веков в наши дни. Какой приближается праздник?

Девочки отвечают: 23 февраля – день защитника отечества.

- Подскажите, пожалуйста, какая сегодня тема урока?

Защитники сражаются за Родину на суше, в небе и на море.

Много стихов и песен посвятили этому празднику, давайте послушаем некоторые из них. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.

Чтение стихотворений (дети)

В конце седого февраля
Встречаем праздничную дату.
Гордится русская земля
Своим защитником-солдатом

День армии российской –
Праздник славы боевой!
Достоин каждый обелиска,
Кто стране служил родной

День Мужчин – отличный праздник!
Не потрать его напрасно!
Он подарит шанс отличный
Поздравлять письмом и лично
Братиков, отцов, мужей,
И любимых, и друзей!

Словарная работа : Коллаж, Аппликация

Коллаж (аппликация) - это означает наклеивание на основу различных материалов. По сути, коллаж - это художественная аппликация и состоит она в наклеивании самых разных по цвету и фактуре кусочков материала на определенную поверхность.

Аппликация - распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация от латинского слова- прикладывание, заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне). Для аппликационных работ можно применять разнообразную ткань, драп, сукно, верёвки, шнуры, тесьму и т. д.

Виды аппликаций.

По виду выполнения выделены две группы: плоскую аппликацию и объёмную.

Плоская аппликация - это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон.

А объёмная аппликация создаёт некоторую видимость объёма.

Мы будем выполнять плоскую коллаж- аппликацию, но со своим секретом. А секрет такой. Наш кораблик будет плыть по бескрайнему морскому простору в центре салфетки из белой ткани, украшенной бахромой. Её можно подарить 23 февраля или повесить как сувенир дома в стильную рамку для украшения интерьера.

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, иглами булавками:

Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Подавай ножницы кольцами вперёд и клади кольцами к себе.

Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.

Во время работы удерживай материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Храните булавки и иголки в определенном месте, не оставляйте на рабочем столе.

Ни в коем случае не берите иглы и булавки в рот.

Не пользуйтесь для шитья ржавой иглой.

Выкройки к ткани прикалывайте острыми концами булавкой в направлении от себя.

- Давайте составим план работы:

1. Вырезаем шаблон по контуру из бумаги.

2. Переводим шаблон паруса на ткань: фиксируем детали булавками; обводим контур карандашом или мелом.

3. Размещаем шаблон на ткани, обрисовывает нижнюю деталь по шаблону (лодку и волну).

Помним об экономии ткани.

5. Детали аппликации выкраиваем из двусторонней клеевой ткани .

6. В центре салфетки закрепить детали аппликации на двустороннюю клеевую ткань с помощью электроутюга.

7. Выполнить тамбурный шов на месте соединения деталей аппликации с салфеткой.

8. Обработать края салфетки. Удалить по периметру салфетки 1-1,5 см. нити основы и нити утка до образования бахромы.

9. Выполнить ВТО готового изделия

Вот наш подарок к 23 февралю готов!

Какие виды швов будем использовать при выполнении аппликации:

а) тамбурный шов; г) прямые стежки

- Что нового узнали Вы сегодня на уроке? - С каким французским словом вы познакомились?

- Что оно означает в переводе на русский язык? - Посмотрите на Большое плавание наших корабликов, какие на Ваш взгляд самые удачные? - Какое настроение вызывают они у Вас?

Ответы на вопросы учащихся.

Подведение итога урока. Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

Задачи: Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета).

Показать возможность изготовления букета в лоскутной технике.

Развить чувство заботы о маме.

Материалы и оборудования:

Силуэт заготовки цветка вырезанного из материала (по 3-4 для каждого ребёнка, клей, клеевые кисточки, бумажные салфетки, букет цветов для показа детям.

Фон с изображением вазы и силуэта букета.

Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением цветов и букетов

Рассматривание изображений цветов и поздравительных открыток. Беседа о мамах и бабушках.

Ход образовательная деятельность:

формах (силуэтах букетов) и предлагает составить в подарок мамам красивые букеты.

Воспитатель сминает кусочек тканевой салфетки и приклеивает на середину одного цветка. Дети по своему желанию оформляют элементами заготовок остальные цветы.

Конспект по художественному творчеству

Тема: Вот какой у нас букет!

Анисимова Ольга Васильевна

Конструктор из ткани

Конструктор из ткани Предлагаю Вашему вниманию конструктор из ткани. Взяла старые джинсы,разрезала на полоски разной длины и кружочки,прострочила на машинке.

Салфетка с цветами для мамы. (Аппликация из ткани на тканевой салфетке)

Салфетка с цветами для мамы. (Аппликация из ткани на тканевой салфетке) Чтобы выбрать какую поделку делать деткам для мам, пришлось немало времени провести в интернете. Подобного как у меня материала я не увиделаВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.

Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по разработке несложных эскизов и изготовлению шаблонов для аппликаций .

Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.

Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

фронтальная (выдача на класс);

Методы:

Методы проведения занятий:

беседа с объяснением нового материала;

демонстрация трудового приема

практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.

Дидактический материал: презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

- Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

- В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Когда же появилась аппликация?

1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

3 ученица: Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.

Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

- Какие ручные стежки вы знаете?

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.

На приведенных вам фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.

Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.

Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.

Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.

а) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей

б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта

в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб

При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).

Инструменты и материалы для выполнения аппликации:

Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки

Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.

1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.

2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации

3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации”

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?

Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?

Учитель.

Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.

Практическая часть урока.

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен).

Физкультминутка

Выполните упражнения:

Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).

Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).

Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток и др.

Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.

Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Заключительный инструктаж.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю ознакомить учащихся с технологическими приёмами выполнения накладной аппликации из ткани. Надеюсь вам будет интересно.

Раздел программы: Рукоделие. Художественные ремёсла.

Тема урока: Выполнение аппликации из ткани.

Цель: ознакомить учащихся с технологическими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации из ткани, научить выполнять её.

1. Образовательная – научить приёмам изготовления аппликации из ткани.

2. Воспитательная – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, воспитывать аккуратность в работе.

3. Развивающая – развивать трудолюбие, индивидуальные творческие способности в процессе технологической деятельности, выработать навыки выполнения аппликации, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроль, самостоятельность.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.

Наглядные пособия: образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, инструкционные карты.

Инструменты, материалы и оборудование: образцы тканей, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка, ножницы, шаблоны рисунков, нитки, иглы, утюг, швейная машина.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения:

по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно – поисковый.

по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;

Межпредметные связи: ИЗО, информатика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Введение в тему. Вопросы: из каких материалов выполняют аппликации? Для чего и где применяют аппликации? Какие знаете виды аппликации?

На прошлом занятии вы узнали, что объектом нашей трудовой деятельности сегодня будет аппликация. Мы будем более подробно говорить об этом виде рукоделия, а точнее о технологическом процессе изготовления аппликации из ткани, оформляя ею свои вещи.

III. Формирование новых знаний.

Вспомним о цвете

Одним из наиболее распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё (слайд 2)



Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения. За многие века люди вдоволь налюбовались на всё многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники (слайд 3).

Аппликация из ткани – это разновидность вышивки.

Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. По способу выполнения и обработки аппликации из ткани можно разделить на несколько групп:

Простая аппликация – одиночные, большие фрагментные композиции. Все элементы нашиваются на какой-либо общий фон (слайд 4).



Многослойная аппликация – фон основы постепенно закрывается элементами аппликации, создавая сплошное лоскутное полотно. Применяется при создании пейзажных и др. сложных сюжетных композиций (слайд 5).



(Слайд 6) Объёмная аппликация – создаёт видимость объёма, рисунок полностью выступает над основным фоном.

(Слайд 7) Комбинированная аппликация – использование в одной композиции нескольких видов аппликации, вышивки, лоскутной пластики и т.д.

(Слайд 8) Способы соединения аппликации с основой


Соединение аппликации с основной тканью можно производить ручным, машинным и клеевым способами.

Для выполнения термической (клеевой) аппликации нужно:

Из полиэтиленовой плёнки вырезать детали узора размером на 2-3мм больше вырезанных из ткани;

На основную ткань положить плёнку, поверх неё – кусочки ткани и х/б проутюжильник, сложенный вдвое;

Утюг поставить на аппликацию, не передвигая;

Плёнка, расплавляясь, закрепляет кусочки ткани на основе.

(Слайд 9) Способы прикрепления аппликации ручными стежками:

декоративной строчкой косыми стежками;

вышивкой в технике "гладь";


крестообразными стежками;

Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации.

Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или серпянкой (клеевая ткань). Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

Для того чтобы при вырезании аппликации и ее настрачивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят.

Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой. Для выполнения выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал - флизелин, синтепон, ватин. Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки – стебельчатым швом, гладью, вышивкой бисером, пайетками и т. п.

Этапы выполнения аппликации

(Слайд 10, 11) Начало работы с аппликацией, как правило, не обходится без выбора картинки (приложение 3), а затем и ткани, из которой будет выполнена основная часть. Необходимо также запастись флизелином или другой плотной тканью для подложки, нитками необходимых цветов. Аппликация выполняется в несколько этапов. Для начала нужно выбрать рисунок, перевести его на кальку, вырезать все детали из бумаги и пронумеровать их.




Современная аппликация бывает очень сложной по форме, именно поэтому подход к работе должен быть серьезным изначально.

(Слайд 12, 13) Вторым этапом будет раскрой и сборка аппликации, и уже затем – накладывание ее на ткань для примерки или определения точного местонахождения. Аппликация на джинсах, к слову, должна быть очень правильно подгадана под место, так как сгибы подразумевают достаточно большую эластичность ткани, а аппликация все же плотная. Для пущей простоты и ясности аппликация из лоскутков ткани на одежде может быть сначала схематически прорисована мелом или обычным детским мылом: так станет понятно, как все будет выглядеть в натуральную величину (слайд 14, 15)



Аппликация на платье – также очень интересный вариант. Особенно если платье однотонное: именно в таком случае яркий акцент в виде аппликации уместен вдвойне.

Текущий инструктаж.

Необходимо соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ (приложение 4)

Применение знаний, формирование умений.

V. Заключительная часть.

Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

Читайте также: