Ударение словесное и логическое роль ударения в речи конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель учебного занятия: формирование у обучающихся представления о словесном ударении, его фонетической природе.

  • усвоение студентами основных понятий изучаемой темы;
  • овладение приемами языкового анализа через выполнение упражнений по изученной теме;
  • привитие интереса к познанию русского языка.

Технические средства: мультимедийная Презентация к учебному занятию.

1. Подготовка к восприятию нового материала

Ударение – поистине душа слова.
Отнимите у слова ударение, и его не станет.
Поставьте неправильное ударение – разрушиться все слово.

Волшебник Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором всех предстал ЗАмок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕль КАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

2. Объяснение нового материала

2.1. Определение словесного ударения
2.2. Фонетическая природа ударения
2.3. Функция ударения в слове
2.4. Основное и побочное ударение в слове
2.5. Особенности русского ударения
2.6. Смыслоразличительные функции русского ударения

2.1. Что же такое словесное ударение?

Ударение – фонетическое суперсегментное средство русской речи, характеризующее слово (определение по программе колледжа)

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова (определение из школьной практики).
Как известно, каждое слово обязательно имеет ударение, которое падает на гласный звук в слоге. Этот звук и слог называются ударными.
В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длительнее, чем любой другой в этом слове. Как детям наглядно изобразить ударный слог? В этом нам поможет стихотворение А. Шибаева:

Ударный слог

Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко РЕЧЬ моЯ звуЧИТ!

2.2. Мы с вами должны знать, что выделить один из звуков нам помогают определенные фонетические средства:

– если ударный слог – это слог, произнесенный повышенным тоном, то выделен он тоновым ударением (китайский язык);
– если ударный слог – это слог, произнесенный с большей силой, то выделен он силовым или динамическим ударением (русский язык)

2.3. В слове ударение играет очень важную роль: словесное ударение объединяет ударные и безударные слоги в слова. Таким образом, основная функция словесного ударения – объединяющая, организующая. Ударение есть не что иное, как средство фонетического объединения в одно целое.

2.4. Словесное ударение не может объединять слишком много безударных слогов: в среднем ударение объединяет пять-шесть слогов.
– Попробуем произнести следующие слова:

одиннадцатиэтажный
– сверхпроводимость
– кораблестроение
– стройплощадка
– медсестра

– Какую фонетическую особенность вы заметили при произнесении этих слов, какой вывод можно сделать?
– Если число слогов становится значительным, то возникает побочное, или второстепенное, ударение.
Побочное ударение обозначается особым значком.
Причина возникновения побочного ударения чисто фонетическая: носитель русского языка не может произносить подряд слишком много безударных слогов. Однако благодаря побочному ударению возникает особая ритмическая форма. Эта новая ритмическая форма наполняется особым содержанием.
Побочное ударение характеризует особый класс слов:
– сложные слова (кораблестроение и т.п.);
– сложносокращенные слова (стройплощадка, медсестра и т.п.).

Правило постановки побочного ударения: основное ударение падает на последнюю основу, а побочное – на предшествующую.

2.5. Особенности русского ударения

Ударение в русском языке своеобразное. В чем его специфика?

– чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава;
– венгерские: Венгрия, Ференц, Шандор

– Вы, наверное, заметили, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог.
Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, шофёр, монтёр, пальто. В польском языке – на предпоследний: Варшава, Краков, Висла.
Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро (так, кстати, возникло название маленьких кафе бистро).
А теперь поиграем в игру, которую придумали психологи П. С. Жедек и В. А. Левин. Вас пригласили сниматься в кино. Вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, написанные на доске, так, как их прочитает француз:

Щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

– А как прочитает их поляк?

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Если при изменении слова ударение остается на одном и том же месте, то такое ударение называется неподвижным.

– делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают (изменили по лицам и числам);
– карта, карты, карте, карту, картой, о карте, карты, карт, картам, картами, о картах (изменили по падежам и числам).

Если при изменении слова происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то ударение считается подвижным.

понять – понял – поняла
сестра – сестры

Статистические данные показывают, что подвижность ударения скорее исключение, чем правило, так как охватывает лишь 2% лексики по словарю. Правда, эта лексика частотна и относится к наиболее древнему пласту русской лексики.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слово и появляется новый вариант произношения.

Например, раньше говорили: кладбИще, библиОтека, музЫка, призрАк,

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и произведениях других поэтов и писателей.

  • Гремит музЫка полковая. (А. С. Пушкин)
  • ВЕртит очами так и сяк. (И. А. Крылов)
  • Ворон не жарят, не варЯт. (И. А. Крылов)

2.6. Из перечисленных свойств русского словесного ударения, его обязательности и возможности занимать любое место в слове, вытекает его особая функциональная нагруженность. Оно выполняет ряд смыслоразличительных функций. Это касается лексических, грамматических и стилистических различий.
О том, какую роль играет ударение в слове можно судить по стихотворению Я. Козловского.

О словах разнообразных, одинаковых, но разных

Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на О –
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка –
Поварам наука.
КОсит косец,
А заяц косИт,
ТрУсит трусишка,
А ослик трусИт.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирИс,
А вышивает Ирис.

  • лексические значения слов во всех формах: замок – замок, замка – замка и т.д.; хлопок – хлопок, хлопка – хлопка и т.д.
  • отдельные грамматические формы разных слов: пища (сущ.) – пища (деепр.), ношу (сущ.) – ношу (глаг.) и т.п.;
  • грамматические значения одного и того же слова: руки – руки, волос – волос, носите – носите и т.п.

Для объяснения такого языкового материала, достаточно сложного для учащихся начальной школы, можно использовать грамматические сказки (Приложение 1)

3. Первичное закрепление изученного материала

Задание 1. Спрятанные слова.

– Прочитайте следующие слова:

Атлас, гвоздики, орган, жаркое, пропасть.

– Сколько слов здесь написано?
– Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.

Задание 2.Сравни слова.

– Поставьте ударение в словах. Сравните эти слова по произношению и по смыслу, какие грамматические формы помогает различить ударение?

Задание 3.Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих словах (различает разные формы одного и того же слова, некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).

Бегом и бегом, кружки и кружки, руки и руки, хлопок и хлопок, ношу и ношу, атлас и атлас. Машина и машина, просите и просите.

Задание 4. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях различие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лексическом значении.

Хаос и хаос, электрик и электрик, мокрота и мокрота, угольный и угольный, иначе и иначе, языковой и языковый, наголо и наголо, творог и творог.

Прочитайте стихотворный фельетон В. Масса и М. Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?

Список использованной литературы:

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. М., 2001.
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков: Фонетика у культура речи в играх и упражнениях. 1998.
4. Сборник упражнений по русскому языку. Под редакцией Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М., 1994.

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные УУД: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, положительное отношение к урокам русского языка, интерес к языковой и речевой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Основные понятия: ударение, ударный слог.

Методы: словесный, логический.

Ресурсы: учебник по русскому языку 2 кл. 1 ч. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с изображением животных.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие

Минутка чистописания

Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

На доске представлены слова (Мы, язык, русский, изучаем). Составьте из них предложение, запишите его в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.

Также у нас есть новое словарное слово. Откройте учебник на странице 68. Это слово извини / е). Давайте разберем его по слогам, укажем, на какую букву падает ударение. Записываем новое словарное слово в словарь. Подберите родственные к нему слова. Устно составьте предложение с этим словом. Когда мы используем это слово?

Записывают число, классная работа. Выполняют задание.

Работают с новым словарным словом.

2.Изучение нового материала

Целеполагание

Преподнесение нового материала

Разбор правила

Самостоятельная работа

Откройте учебники на странице 67. Обратите внимание на упражнение 99. Давайте прочтем запись.

Теперь ответим на вопросы под этой записью.

Чем необычна эта запись?

Как называется знак, который стоит над буквами?

Что обозначает это знак?

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Верно. Темой урока является ударение. Мы узнаем, что это, научимся выделять ударный слог в словах.

Итак, ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молото-чек?

На доске представлено предложение. Прочитайте его (Я нарисовал замок).

На какой слог в последнем слове мы можем поставить ударение? Прочитайте предложение с ударением на разные слоги последнего слова.

- Шутник он невидимка-

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

За / мок и появился маленький замо / к.

В некоторых словах ударение может менять смысловое значение слова.

Также можно узнать ударный слог, переставляя ударение на каждую гласную букву. Давайте попробуем.

Отлично. Выполним упражнение 100. Прочитайте задание.

Пожелтел листок – осенняя весточка.

Когда так говорят?

Итак, списываем предложение в тетрадь, обозначая ударение в словах.

Из-за чего осенью начинают опадать листья?

Переходим к упражнению 101. Будем выполнять его самостоятельно. Одного ученика я вызову к доске, остальные будут работать в тетради. Первые пять человек, кто справится с заданием, приносят мне тетрадь, я проверяю выполненную работу и выставляю отметку.

Конспект урока по русскому языку: Логическое ударение

Цель урока: формирование представлений о паузе и логическом ударении, как компонентах интонации.

Ход урока

1. Актуализация представлений о логическом ударении и паузе.

- Посмотрите на карточки, лежащие перед вами на столе. Прочитайте выразительно и объясните смысловые различия вариантов данных предложение с различным размещение пауз.

- Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

Как обрадовали | его успехи отца!

Как обрадовали | его успехи | отца!

На днях | готовившие спектакль второклассники | показали свою работу.

На днях готовившие спектакль второклассники показали | свою работу.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.

Мой старший брат Коля очень любит футбол.

Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.

Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.

2. Формирование знаний о логическом ударении.

- На доске записано предложение:

Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.

- Прочитайте это предложение.

- Попробуйте задать вопрос к этому предложению.

- Про какое время года говориться в предложении? (О весне. Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)

- Какая погода в этом году весной? (Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)

- Когда весне была теплая и солнечная? (Весна в этом году выдалась тёплая и солнечная.)

- Ребята, посмотрите, как одно предложение мы по-разному читали!

- Почему так получилось? Может быть, кто-нибудь сможет предположить?

- Какое слово выделяют в предложении? (Слово, на которое хотят обратить внимание слушателей.)

- Что говорят в таких случаях? (Говорят, что на это слово ставят логическое ударение.)

- Чему мы должны научиться на уроке?

1.Ставить логическое ударение в предложении.

2.Выяснить для чего нужно логическое ударение.

- Ребята, а для чего нужно уметь ставить в предложениях логическое ударение? (При выразительном чтении, когда задаём вопрос или хотим что-то выяснить).

[Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Читайте также: