Конспект урока по обществознанию 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_po_teme_obshchestvo.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-ОМ КЛАССЕ
Тип урока: урок открытия нового знания.
- на основе фактов истории и окружающего мира сформировать представление об обществе как коллективе людей;
- довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
- научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;
- уметь объяснять, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций;
- учить представлять полученную информацию в виде схемы.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других,
прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы.
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать , приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
давать определение общества, конфликта, компромисса.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
I.Организационное начало урока.
Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
- Ребята, покажите, с каким настроением вы начинаете урок.
-Я желаю вам, чтобы к концу урока настроение у всех стало
Руками изображают крышу дома, показывая свое настроение
II. Мотивация и планирование деятельности.
- Эпиграфом урока я предлагаю взять слова древнегреческого философа Сократа. Прочитайте эти слова.
-Как их понимаете?
-Чтобы открыть новые знания, составим план наших действий, план урока.
Чтение и обсуждение эпиграфа
(знания открывать будем сами).
Составление плана урока:
-вспоминаем то, что знаем
-открываем новые знания
-применяем знания, закрепляем
предстоящую работу (составлять план).
III.Тема урока и постановка учебной проблемы.
На слайде изображения Робинзона Крузо и Маугли.
-Что их объединяет?
-Чего у них не было? Как они жили?
-Кто догадался, какая тема урока?
-Прочитаем разговор папы и Илюши на с. 28 учебника.
-Чего не понял Илюша?
-Какой вопрос возникает?
-Сравни свой вариант с мнением авторов на с. 118.
-Исходя из темы урока и вопроса, какую цель поставим перед собой?
Постановка цели урока.
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Все ли люди одинаковые?
-А может их что-то объединять? Что?
-Что такое общество в вашем понимании, запишем на дереве предположений.
Высказывание предположений по теме.
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Обществознание. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под редакцией Л.Н. Боголюбова,
Л.Ф. Ивановой. - Москва, Просвещение, 2013.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 4 класс. Экзамен, М., 2013.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Расширенный план урока:
I . Организационный момент
- приветствие
- знакомство
- проверка готовности учеников к уроку
II . Проверка усвоения материала прошлого урока
- работа над иллюстрацией (родословное древо)
- проверка домашнего задания
III . Актуализация знаний
- беседа по предстоящей теме
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)!
- беседа о войне
- оглашение темы урока
IV . Формирование ЗУН
- работа над кроссвордом (главное слова в середине семья)
- разбирать понятия: семья, род, племя, предки, потомки
Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Род – кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.
Племя – группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.
Предки (деды, прадеды, прародители) — умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства
Поколение – это группа людей, чувствующая определенную солидарность, обладающая во многом похожим жизненным опытом, отличающая себя от представителей других поколений.
- конкретизировать состав семьи (прадед, прабабушка, дедушка, бабушка, мама, папа, дети)
- беседа о составе семьи учащихся.
- знакомство с составом определенной семьей (Петровых) (прабабушка – Марьям, дедушка -Михаил, папа - Сергей, мама - Виктория, дочь - Дарья )
- рассказ о прабабушке
Прабабушка Марьям родилась 1900 году, она по национальности татарка. В том году , когда ей исполнилось 14 лет в России участвовала в Пе́рвой мировой войне (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В ней участвовали 38 стран с населением 1,5 млрд человек. На территории 14 государств были боевые действия.
- ученик рассказывает стихотворение о Первой Мировой Войне
- знакомство с лентой времени
- работа с лентой времени
Разогнал все облака. Через стороны опускаем руки вниз.
На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
Поиграть вдруг захотел. Хлопаем в ладоши.
Дунул слева, дунул справа, Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
И деревья закачало. Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону
- И какое ключевое слова получилось? (Семья). Молодцы ребята.
Разбирать понятии: семья, род, племя, предки, потомки.
- Ребята что же такое семья?
- Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- Какими же признаками обладает семья?
- Чем семья отличается от простой толпы?
Семья – согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:
*союзом мужчины и женщины;
*добровольностью вступления в брак;
*члены семья связаны общностью быта;
*вступлением в брачные отношения;
*стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
- Кто может сказать что же такое род?
- Род – кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.
- Что такое племя, ребята?
Племя – группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.
Предки (деды, прадеды, прародители) — умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства
Поколение – это группа людей, чувствующая определенную солидарность, обладающая во многом похожим жизненным опытом, отличающая себя от представителей других поколений.
Конкретизировать состав семьи (прадед, прабабушка, дедушка, бабушка, мама, папа, дети)
- Ребята, кто есть в вашей семье. Из кого состоит ваша семья?
- Кто еще может быть в семье?
Знакомство с составом определенной семьей (Петровых) (прабабушка – Мария, дедушка -Михаил, папа - Сергей, мама - Виктория, дочь - Дарья )
- Ребята, давайте познакомимся с составом определенной семьи, например семья Петровых.
Рассказ о прабабушке
- Прабабушка Мария родилась 1900 году. В том году , когда ей исполнилось 14 лет в России участвовала в Пе́рвой мировой войне (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В ней участвовали 38 стран с населением 1,5 млрд человек. На территории 14 государств были боевые действия.
- Алина хочет рассказать нам стихотворение о Первой Мировой Войне.
С Отчизной нашей, Родиной,
Живём одной судьбой.
За честь её прапрадеды
Не раз ходили в бой.
Кровь проливали прадеды,
Унизить нашу Родину.
Не дали, храбрецы!
- Много в жизни трудностей испытала наша страна, отстаивая в боях каждый метр своей земли. История - это предмет, который знакомит с прошлой жизнью наших предков.
- Для того чтобы более наглядно представить себе расположение исторических событий, историки используют схему, которая называется лента времени.
- Она условно разделена на временные отрезки: несколько десятилетий, лет, а иногда столетий и даже тысячелетий.
- Любое историческое событие мы можем нанести на ленту времени, и тогда сразу будет видно, какое событие произошло раньше, а какое позже.
- Обратите внимание, что на ленте времени кроме годов обозначены века. Вы уже знаете, что век- это 100 лет. Давайте разберёмся, как определить век исторического события по его дате.
- Чтобы не было путаницы, принято отмечать века при помощи римских цифр: первый век- I , второй век- II и так далее.
Запомните, что век начинается не с 1800, 1900 или 2000 года, а со следующего, то есть 1801, 1901 или 2001 года. Год, который оканчивается двумя нулями, принадлежит ещё к прошлому столетию. Таким образом, 1800 – это последний век восемнадцатого века, а 2000 – последний век двадцатого века.
- Например, годы между 1801 и 1900 приходятся на девятнадцатый год.
Работа с лентой времени.
В каком веке произошли эти события:
Первая Мировая Война – 1914-1918 год;
Открытие Америки – 1492 год;
Вторая Мировая война – 1941-1945 год;
Принятие христианства на Руси – 988 год?
Рассказ о дедушке
- Дедушка Михаил родился в 1918 году, по национальности он русский. Когда ему исполнилось 21 год он воевал во Второй мировой войне (1939—1945) — крупнейшая война в мировой истории — в ней участвовали 62 государства.
- Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Ведь война затронула каждую советскую семью, пришла в каждый дом.
- Ребята, что вы знаете о Второй Мировой Войне?
- Дети давайте посмотрим видео о Второй Мировой Войне.
- Зарина приготовила стихотворение о Второй Мировой Войне, давайте её послушаем.
22 июня 1941 года
Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.
Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.
В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и, правда, вместе.
Ученик 1: В апреле 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция. Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан.
Приложение, слайд 6.
Ученик 2: Советские войска должны были защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Разогнал все облака. Через стороны опускаем руки вниз.
На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
Поиграть вдруг захотел. Хлопаем в ладоши.
Дунул слева, дунул справа, Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.
И деревья закачало. Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону
V .Первичное повторение, закрепление, обобщение изученного материала
Задание
- Итак, ребята, на примере одной семьи мы смогли обсудить некоторые события XX веков. Испокон веку люди живут семьями. История развития человечества – это история развития семьи. Семья является составляющей системой государства.
Фронтальный опрос
- И так ребята, что такое семья, род, племя, предки, потомки?
1. В каком году начинается Первая Мировая Война?
2. В каком году начинается Вторая мировая Война?
3. Сколько государств участвовала во Второй Мировой Войне?
4. В каком году произошёл ввод советских войск в Афганистан?
5. Сколько лет длилась Вторая Мировая Война?
6. Когда наш народ отмечает День Победы?
- Все молодцы, думаю цели урока достигнуты.
VII .Постановка домашнего задания.
В игре принимают участие:
II. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке.
- На прошлых занятиях мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что – плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).
На доске открывается слово мораль.
- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым…)
- Да, таких правил много, но самое главное – Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности).
На доске открывается правило.
- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).
На доске открывается слово совесть.
- Как вы понимаете, что такое совесть? (Совесть – это способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло).
III. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.
Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?
Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и скем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.
Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.
Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?
Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?
- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).
- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.
На доске открывается тема Права человека в современном обществе.
IV. Новая тема.
- Есть плохие поступки, которые требуют не только осуждения за нарушение правил морали, но и наказания. Предположите, какие это могут быть поступки? (Воровство, убийство, унижение чужого достоинства).
- В этом случае вступают в силу другие требования – правовые.
- Как вы считаете, достаточно ли здесь только совести? (Нет).
- Кто же контролирует соблюдение правовых требований? (Государство, закон).
- Мы много говорили об обязанностях человека в обществе: на уроках обществознания, классных часах. Но общество определяет не только обязанности граждан, но и представляет им права.
- Знаете ли вы, как называется документ, в котором перечислены права человека? (Конституция).
Учитель демонстрирует Конституцию РФ.
1. Открытие нового знания.
- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы по рядам. Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. Время – 1 минута.
Задание 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)
Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)
Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)
- Какое из тих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет)
- В каких случаях может быть ограничено право на свободу? (В случаях, когда человек нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде, то человека изолируют от общества в тюрьме).
- Но преступники не лишаются других прав. Какие права человека вы можете назвать? (Право на образование, на труд, на отдых, на участие в политической жизни страны).
Если дети затрудняются в ответе, учитель задает наводящие вопросы, основываясь на опыт детей. В ходе беседы на доске открываются названные детьми права человека.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так какразумный отдых способствует сохранению здоровья.
3. Расширение нового знания.
- Какие права Ваньки Жукова были нарушены? (Право на отдых, на защиту чести, право на свободу, на образование).
- Одна из главных общечеловеческих ценностей – будущее нашего общества, дети. Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества: он охраняется, находится под защитой. Именно об этом записано в документе, который называется Декларация прав ребенка.
Открывается название этого документа. Учитель демонстрирует декларацию.
Работа с учебником. Чтение отрывка о декларации.
- Что записано в Декларации прав ребенка? (Самое главное – право на жизнь, право налюбовь и заботу. О детях должны заботится родители. Государство проявляет заботу: открывает бесплатные детские больницы, школы, лагеря отдыха, берет заботу о детях, оставшихся без попечения родителей).
- Вернемся к отрывку из рассказа о Ваньке. Какое, кроме перечисленных вами ранее, право нарушалось? (Право на любовь и заботу).
4. Закрепление нового знания.
Работа с иллюстрациями. Обучающимся предлагаются сюжетные картинки по сказкам. Требуется назвать сказку, ответить, какие права её героев нарушены.
V. Итог урока. (Проводит эксперт по вопросам обществознания.)
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Кто защищает наши права?
- Как называется документ, где записаны права ребёнка?
- Итак, в современном обществе у человека много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по обществознанию для учителя и ученика.
- Все 4163
- Уроки 1663
- Презентации 903
- Тесты 433
- Планирование 364
- Мероприятия 270
- Прочее 530
Мерзiм: 5.09-12.09 .2017ж № 1 сабақ Тақырып: Мен өзімді танимын. Құндылық: сүйіспеншілік Қасиеттер: мейірім,сүйіспеншілік
Исследовательская работа "Всем даёт здоровье - молоко коровье" написана учащимися 4 класса Назыровой Дины и Масагутовой Алеси под руководством учительницы 4 класса Гизитдиновой Муршиды Ху.
Данный конспект поможет учителю преподнести необходимую информацию учащимся, раскрыв понятия "долг", "совесть", представленная информация поможет учащимся осознать чувство .
Презентация выполнена с анимацией, красочная, содержательная. Имеются исследования, опыты, проведённые юными исследователями. Надеюсь, много полезной информации понравится читателям.
Тақырыбы: Жақсылықпен жаным дос Құндылық: Ішкі тыныштық Қасиеттер:жақсылық жасау, мейірімділік, қайырымдылық
Викторина разработана для варьирования занятий кружковой деятельности. Может использоваться на затятиях по обществознанию.
Мэты: 1. Фарміраваць паняцце “жывела”, уяўленне пра розныя групы жывел; 2. Паказаць разнастайнасць свету жывел, сувязь паміж раслінамі і жывеламі; падабенства.
Тема: Металлы Цель: познакомить со свойствами металлов и их использованием; учить определять разновидности металлов по их .
Формирование представления о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы родного края.
Наурыз – жыл басы т?рбие са?аты Та?ырыбы: Наурыз – жыл басы Ма?саты: о?ушылар?а Наурыз мейрамы туралы т?сінік беру ар?ылы ?аза? хал?ыны? салт-д?ст?рін к?рсету.
Читайте также: