Чтение курица на столбах конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Рассказ про курицу, прозванную Пиковой дамой, которой подложили высиживать четыре гусиных яйца. Гусята вылупились, и курица воспитывала и охраняла их как своих цыплят. Но однажды она догадалась, что это не ее детки.

Курица на столбах читать

Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырех желтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.

Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но всё еще ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовет гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами распушенная, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что: только посвистывают и поклевывают зеленую травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо нее, — куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит…

Мы стали следить за курицей и ждать такого события, — после которого наконец она догадается, что дети ее вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.

И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришел насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.

— Квох, квох! — ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.

— Батюшки, туча-то какая находит! — закричали хозяйки и бросились спасать развешенное белье. Грянул гром, сверкнула молния.

— Квох, квох! — настаивала курица Пиковая Дама.

И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре порядочных, высоких, как сама курица, гусенка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.

Но гроза была недолгая. Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.

Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.

— На волю, на волю! — засвистали они.

— Квох, квох! — ответила курица. И это значило:

— Посидите немного, еще очень свежо.

— Вот еще! — свистели гусята. — На волю, на волю! И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли. Вот с этого раза все и кончилось у Пиковой Дамы с гусятами: она стала ходить отдельно, и гуси отдельно; видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Коррекционно-образовательные:

- развивать навыки планирования пересказа текста с опорой на наглядность;

- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;

коррекционно-развивающие:

- координировать речь с движениями;

- развивать фонематический слух;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- расширять словарь детей;

- закреплять навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия:

Курица - цыплёнок;

Гусыня - гусёнок;

Утка - утёнок;

Индюшка - индюшонок;

Голубка - голубок).

Скажите, как мы назовём всех этих птиц? – Домашние птицы.

Почему они домашние?

- живут рядом с домом человека;

- человек за ними ухаживает: кормит, поит, убирает;

- человек получает от домашних птиц: мясо, перья, яйцо.

Сегодня мы будем читать рассказ Михаила Михайловича Пришвина

Отгадайте загадки, о ком будет рассказ?

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит лёгкие перинки.

У матери двадцать деток,

Все детки – однолетки.

Сегодня мы прочитаем рассказ про курицу и четырёх гусятах.

Словарная работа:

Прежде чем мы будем читать, объясните мне слова:

- столб – шест, бревно, установленное вертикально

- нахохленная – взъерошенная птица

- тукают – стучать, ударять

- подозрение – вызывающий сомнение

- квохтанье – квохчет курица

- задумчиво – размышляющий, подгруженный в думу;

- солнце померкло – утрачивает яркость

- насыщенный аромат – сильный, богатый

- распластав – растянуться в горизонте.

Михаил Михайлович Пришвин

Курица на столбах

Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырех желтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.

Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но все еще ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовет гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами, распушенная, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что, только посвистывают и поклевывают зеленую травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо нее, – куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит.

Мы стали следить за курицей и ждать такого события, после которого, наконец, она догадается, что дети ее вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.

И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришел насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.

Квох, квох! – ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.

Батюшки, туча-то какая находит! – закричали хозяйки и бросились спасать развешанное белье.

Грянул гром, сверкнула молния.

Квох, квох! – настаивала курица Пиковая Дама.

И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре высоких, как сама курица, гусенка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.

Но гроза была недолгая. Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом. Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.

На волю, на волю! – засвистали они.

Квох-квох! – ответила курица.

И это значило:

Посидите немного, еще очень свежо.

Вот еще! – свистели гусята. – На волю, на волю!

И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли.

Вот с этого разу все и кончилось у Пиковой Дамы с гусями: она стала ходить отдельно, гуси отдельно, видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.

Беседа по содержанию:

Что подарили соседи автору?

Как звали курицу, которую высиживала гусят? Почему?

Как относилась Пиковая Дама к гусятам?

Как защищала гусят курица?

Что случилось однажды во время дождя?

Как оказалась курица на столбах? Что это были за столбы?

И с тех пор всё кончилось у Пиковой Дамы и гусят?

Как вы думаете, чем похожи цыплята и гусята? А чем различаются?

Как курочка могла различить малышей по лапкам?

Как называются птички с перепончатыми лапками?

Кого из домашних птиц можно назвать водоплавающими?

Шею тянут гусаки, Шеи вверх тянут детки

Ищут корм на дне реки . Смотрят вниз, головки вниз

А потом идут вот так,

Гуси медленно идут,

Гуси га-га-га – гогочут,

Будто весело хохочут.

Гуси га-га-га – гогочут,

Будто весело хохочут.

Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.

Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.

ГУСЬ – гусыня, гусята, гусёнок, гусак, гусиный, гусятница, по-гусиному, гуськом, …

воспитатель Л. Н. Ковалькова

Возраст детей/группа: 3 – 4 года / младшая группа

Образовательная область (приоритетная): речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: развивать связную речь детей, звуковую культуру речи, формировать интерес к устному народному творчеству.

- формировать умение вести диалог, отвечать на вопросы;

- побуждать участвовать в драматизации песенки;

- расширить знания о домашних птицах, их строении и образе жизни ;

- обогащать словарный запас детей новыми словами: рябушечка, пестрая, перья, гребешок, кудахчет, квохчет.

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с русским фольклором.

- продолжать учить детей внятно произносить повторяющиеся слоги.

- развивать внимание, наблюдательность, воображение детей;

- развивать интонационную окраску речи, способность войти в роль и передать характер персонажа;

- развивать интерес к театрализованной игре путём формирования опыта общения с персонажем, расширения контактов общения со взрослым и сверстниками;

- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового.

- стимулировать двигательную активность.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать любовь, чуткое отношение ко всему живому;

- воспитывать желание быть вежливым;

- воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

- воспитывать умение слушать новую песенку.

- дети имеют представление о разнообразии курочек в природе;

- дети умеют слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.

- дети умеют слушать песенку повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения с предоставлением им возможности договаривать слова и простые фразы;

Словарная работа: курочка - рябушечка, цыплята, пестрая, крылья, клюв, гребешок, глаза, перья, квохчет, пищат.

Слышен стук в дверь.

Воспитатель : Дети, вы слышите, к нам в гости кто-то пришел, давайте посмотрим, кто это. Вносит в группу корзинку , накрытую салфеткой. В корзине сидит курица.

Воспитатель: обращаясь к детям, Кто это тут спрятался? Давайте угадаем? Отгадайте загадку и узнаете, кто здесь;

Всех под крылья подбирает

Дети : предлагают варианты

Воспитатель показывает, что находится в корзине.

Воспитатель : Да, дети, это курочка к нам пришла . Что надо делать, когда приходят гости?

Воспитатель : конечно, давайте поздороваемся, погладим курочку – подносит к каждому ребенку игрушку.

Сегодня мы будем играть с курочкой, посмотрим, какие разные курочки бывают в природе. Хотите узнать?

Воспитатель Посмотрите на экран. (показывает слайды на проекторе с изображением курочек разной окраски), сопровождая словами: - курочки бывают разные – белые, черные, красные, а наша – разноцветная, пестренькая, рябенькая , Курочка-Ряба , ласково - Курочка-Рябушечка . (Выключает презентацию).

Воспитатель: Ласково курочку называют Рябушечка

Воспитатель : дети, посмотрите, какая курочка красивая , вот у нее красный гребешок, бородушка. Где у курочки крылья ? Где гребешок? Где клюв?

Дети : показывают и называют части тела курицы (крылья, клюв, гребешок, глаза, хвостик)

Воспитатель : а как зовут деток курицы – маленьких птенчиков?

Воспитатель : а как курица зовет цыплят?

Воспитатель : как цыплята отвечают курочке ?

Воспитатель : А почему могут пищать цыплята?

Дети : потому что они голодные, маму потеряли

Воспитатель : А давайте поиграем, как будто я - мама-курица, а вы мои цыплятки. Идите ко мне, цыплятки, спрячьтесь ко мне под крыло. (Собирает возле себя детей, обнимает их) .

- Детки-цыплятки пищат: пи-пи-пи (вместе с детьми) .

- Теперь мама ведет своих деток зернышки искать. Цыплятки разбегаются. Мама зовет деток:

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка, к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Детки пищат : пи-пи-пи и бегут к маме-курице.

Игра повторяется 2 раза .

Воспитатель: молодцы, весело поиграли, а теперь обратно превращаемся в деток и усаживаемся на стульчики.

Воспитатель : - Дети, а какую сказку вы знаете про курочку ?

Воспитатель : о чем эта сказка?

Дети : о том, как курочка Ряба снесла золотое яичко, его разбила мышка, а курочка снесла деду с бабой еще одно яичко – простое.

- Курочка-рябушечка , куда ты пошла?

- Курочка-рябушечка , зачем ты пошла?

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

- Курочка – рябушечка , как цыплятки просят пить?

Воспитатель : понравилась вам песенка?

Воспитатель проводит беседу по тексту

Воспитатель : Какие вопросы задавали курочке ? (Что спрашивали у Курочки-рябушечки )

Дети : куда она пошла, зачем пошла, зачем водичка.

Воспитатель : Куда пошла Курочка-рябушечка ?

Дети : на речку за водой

Воспитатель : Зачем Рябушечке нужна была вода?

Дети : поить цыплят

Воспитатель : а давайте поиграем : теперь я буду Курочка-рябушечка ( надевает шапочку-маску, берет в руки ведерко, изображает курочку, идущую за водичкой) . Я иду с ведерком, а вы все вместе спрашивайте у меня, куда я пошла.

Воспитатель : а теперь вы – будете курочкой . Педагог вызывает ребенка, надевает на него шапочку-маску курочки и задает вопросы по тексту.

Дети отвечают за курочку (проиграть 2-3 раза)

Воспитатель : интересный спектакль у нас с вами получился?

Воспитатель: дети, кто был у нас в гостях сегодня? (ответы детей) .

Воспитатель: что делала курочка ? (ответы детей) .

Воспитатель: какую песенку мы сегодня читали? (ответы детей).

Воспитатель: дети, вам понравилось изображать курочку? Вам было интересно? (ответы детей).

Воспитатель : дети, Курочке - рябушечке тоже очень понравилось, как вы играли, поэтому она решила подарить вам вот таких цыпляток (дарят детям медальки с картинками цыплят) .

(Дети прощаются с Курочкой-рябушечкой) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему " Чтение сказки К.Чуковского "Цыпленок"


Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему Чтение сказки "Снегурушка и лиса"



Интегрированное занятие по развитию речи для детей младшей группы.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом".


Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительный материал по внеклассному чтению к рассказу М. М. Пришвина "Курица на столбах". Содержит вопросы к произведению и ключ для учителя.

Контрольно – измерительный материал


2. Назовите главных героев рассказа

3.Чему упорно курица обучала цыплят?

3. Чему упорно курица обучала цыплят?

4. Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники - не цыплята?

4. Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники - не цыплята?

6.Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?

6.Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?

Без присмотра и дерево не вырастет

Яблоко от яблони недалеко падает.

Сколь волка не корми, он все в лес смотрит.

Без присмотра и дерево не вырастет.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Сколь волка не корми, он все в лес смотрит.


2. С чего всё началось?

Все началось с того, что хозяева подложили курице гусиные яйца, и она их честно высидела. Когда же из яиц вылупились гусята, курица приняла их, как родных детей, и долгое время воспитывала, как цыплят.

3 .Чему упорно курица обучала цыплят?

Шло время, курица упорно обучала гусят, как надо правильно выкапывать червячков и честно защищала их от потенциальных врагов, не давая дворовой собаке даже мимо гусят пройти. Но гусята не обращали никакого внимания на уроки мамы-курицы, а увлеченно пытались щипать различные растения. Временами курица останавливалась, пытаясь понять, что же не так с ее детками. Но даже то, что малыши уже вымахали ростом выше мамы, никак не наводило её на мысль, что воспитывает она подкидышей.

Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники- не цыплята?

Лишь только один случай помог ей окончательно убедиться, что ее воспитанники – не цыплята. Однажды разразилась сильная гроза, и курица скомандовала своим деткам прятаться. Уже довольно большие по размерам гусята послушно пошли за мамой под навес и там, старательно ужимаясь, залезли под курицу, которая, раскинув крылья, прикрыла их от непогоды. Но вот гроза закончилась, и гусятам захотелось на волю. Однако мама-курица решила, что еще рано выходить на прогулку. И тут нетерпеливые гусята одновременно выпрямили свои длинные шеи вверх, чтобы посмотреть, какая погода на дворе и курица поднялась на этих четырех шеях, как на столбах. В этот момент наседка поняла, что это точно не цыплята. С тех пор они стали жить врозь – курица гуляла сама по себе, а гусята тоже ходили отдельно от курицы.

Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?

В рассказе мне понравилась главная героиня, черная курица. Она честно исполняла свои материнские обязанности, заботилась о своих необычных детках, учила их добывать корм и даже отважно защищала от большой собаки.

Читайте также: