Чтение курица на столбах конспект занятия
Обновлено: 07.07.2024
Рассказ про курицу, прозванную Пиковой дамой, которой подложили высиживать четыре гусиных яйца. Гусята вылупились, и курица воспитывала и охраняла их как своих цыплят. Но однажды она догадалась, что это не ее детки.
Курица на столбах читать
Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырех желтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.
Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но всё еще ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовет гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами распушенная, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что: только посвистывают и поклевывают зеленую травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо нее, — куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит…
Мы стали следить за курицей и ждать такого события, — после которого наконец она догадается, что дети ее вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.
И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришел насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.
— Квох, квох! — ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.
— Батюшки, туча-то какая находит! — закричали хозяйки и бросились спасать развешенное белье. Грянул гром, сверкнула молния.
— Квох, квох! — настаивала курица Пиковая Дама.
И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре порядочных, высоких, как сама курица, гусенка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.
Но гроза была недолгая. Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.
Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.
— На волю, на волю! — засвистали они.
— Квох, квох! — ответила курица. И это значило:
— Посидите немного, еще очень свежо.
— Вот еще! — свистели гусята. — На волю, на волю! И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли. Вот с этого раза все и кончилось у Пиковой Дамы с гусятами: она стала ходить отдельно, и гуси отдельно; видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки планирования пересказа текста с опорой на наглядность;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;
коррекционно-развивающие:
- координировать речь с движениями;
- развивать фонематический слух;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- расширять словарь детей;
- закреплять навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия:
Курица - цыплёнок;
Гусыня - гусёнок;
Утка - утёнок;
Индюшка - индюшонок;
Голубка - голубок).
Скажите, как мы назовём всех этих птиц? – Домашние птицы.
Почему они домашние?
- живут рядом с домом человека;
- человек за ними ухаживает: кормит, поит, убирает;
- человек получает от домашних птиц: мясо, перья, яйцо.
Сегодня мы будем читать рассказ Михаила Михайловича Пришвина
Отгадайте загадки, о ком будет рассказ?
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит лёгкие перинки.
У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Сегодня мы прочитаем рассказ про курицу и четырёх гусятах.
Словарная работа:
Прежде чем мы будем читать, объясните мне слова:
- столб – шест, бревно, установленное вертикально
- нахохленная – взъерошенная птица
- тукают – стучать, ударять
- подозрение – вызывающий сомнение
- квохтанье – квохчет курица
- задумчиво – размышляющий, подгруженный в думу;
- солнце померкло – утрачивает яркость
- насыщенный аромат – сильный, богатый
- распластав – растянуться в горизонте.
Михаил Михайлович Пришвин
Курица на столбах
Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырех желтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.
Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но все еще ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовет гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами, распушенная, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что, только посвистывают и поклевывают зеленую травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо нее, – куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит.
Мы стали следить за курицей и ждать такого события, после которого, наконец, она догадается, что дети ее вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.
И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришел насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.
– Квох, квох! – ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.
– Батюшки, туча-то какая находит! – закричали хозяйки и бросились спасать развешанное белье.
Грянул гром, сверкнула молния.
– Квох, квох! – настаивала курица Пиковая Дама.
И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре высоких, как сама курица, гусенка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.
Но гроза была недолгая. Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом. Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.
– На волю, на волю! – засвистали они.
– Квох-квох! – ответила курица.
И это значило:
– Посидите немного, еще очень свежо.
– Вот еще! – свистели гусята. – На волю, на волю!
И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли.
Вот с этого разу все и кончилось у Пиковой Дамы с гусями: она стала ходить отдельно, гуси отдельно, видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.
Беседа по содержанию:
Что подарили соседи автору?
Как звали курицу, которую высиживала гусят? Почему?
Как относилась Пиковая Дама к гусятам?
Как защищала гусят курица?
Что случилось однажды во время дождя?
Как оказалась курица на столбах? Что это были за столбы?
И с тех пор всё кончилось у Пиковой Дамы и гусят?
Как вы думаете, чем похожи цыплята и гусята? А чем различаются?
Как курочка могла различить малышей по лапкам?
Как называются птички с перепончатыми лапками?
Кого из домашних птиц можно назвать водоплавающими?
Шею тянут гусаки, Шеи вверх тянут детки
Ищут корм на дне реки . Смотрят вниз, головки вниз
А потом идут вот так,
Гуси медленно идут,
Гуси га-га-га – гогочут,
Будто весело хохочут.
Гуси га-га-га – гогочут,
Будто весело хохочут.
Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.
Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.
ГУСЬ – гусыня, гусята, гусёнок, гусак, гусиный, гусятница, по-гусиному, гуськом, …
воспитатель Л. Н. Ковалькова
Возраст детей/группа: 3 – 4 года / младшая группа
Образовательная область (приоритетная): речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Цель: развивать связную речь детей, звуковую культуру речи, формировать интерес к устному народному творчеству.
- формировать умение вести диалог, отвечать на вопросы;
- побуждать участвовать в драматизации песенки;
- расширить знания о домашних птицах, их строении и образе жизни ;
- обогащать словарный запас детей новыми словами: рябушечка, пестрая, перья, гребешок, кудахчет, квохчет.
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с русским фольклором.
- продолжать учить детей внятно произносить повторяющиеся слоги.
- развивать внимание, наблюдательность, воображение детей;
- развивать интонационную окраску речи, способность войти в роль и передать характер персонажа;
- развивать интерес к театрализованной игре путём формирования опыта общения с персонажем, расширения контактов общения со взрослым и сверстниками;
- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового.
- стимулировать двигательную активность.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать любовь, чуткое отношение ко всему живому;
- воспитывать желание быть вежливым;
- воспитывать любовь к русскому народному фольклору.
- воспитывать умение слушать новую песенку.
- дети имеют представление о разнообразии курочек в природе;
- дети умеют слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.
- дети умеют слушать песенку повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения с предоставлением им возможности договаривать слова и простые фразы;
Словарная работа: курочка - рябушечка, цыплята, пестрая, крылья, клюв, гребешок, глаза, перья, квохчет, пищат.
Слышен стук в дверь.
Воспитатель : Дети, вы слышите, к нам в гости кто-то пришел, давайте посмотрим, кто это. Вносит в группу корзинку , накрытую салфеткой. В корзине сидит курица.
Воспитатель: обращаясь к детям, Кто это тут спрятался? Давайте угадаем? Отгадайте загадку и узнаете, кто здесь;
Всех под крылья подбирает
Дети : предлагают варианты
Воспитатель показывает, что находится в корзине.
Воспитатель : Да, дети, это курочка к нам пришла . Что надо делать, когда приходят гости?
Воспитатель : конечно, давайте поздороваемся, погладим курочку – подносит к каждому ребенку игрушку.
Сегодня мы будем играть с курочкой, посмотрим, какие разные курочки бывают в природе. Хотите узнать?
Воспитатель Посмотрите на экран. (показывает слайды на проекторе с изображением курочек разной окраски), сопровождая словами: - курочки бывают разные – белые, черные, красные, а наша – разноцветная, пестренькая, рябенькая , Курочка-Ряба , ласково - Курочка-Рябушечка . (Выключает презентацию).
Воспитатель: Ласково курочку называют Рябушечка
Воспитатель : дети, посмотрите, какая курочка красивая , вот у нее красный гребешок, бородушка. Где у курочки крылья ? Где гребешок? Где клюв?
Дети : показывают и называют части тела курицы (крылья, клюв, гребешок, глаза, хвостик)
Воспитатель : а как зовут деток курицы – маленьких птенчиков?
Воспитатель : а как курица зовет цыплят?
Воспитатель : как цыплята отвечают курочке ?
Воспитатель : А почему могут пищать цыплята?
Дети : потому что они голодные, маму потеряли
Воспитатель : А давайте поиграем, как будто я - мама-курица, а вы мои цыплятки. Идите ко мне, цыплятки, спрячьтесь ко мне под крыло. (Собирает возле себя детей, обнимает их) .
- Детки-цыплятки пищат: пи-пи-пи (вместе с детьми) .
- Теперь мама ведет своих деток зернышки искать. Цыплятки разбегаются. Мама зовет деток:
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Детки пищат : пи-пи-пи и бегут к маме-курице.
Игра повторяется 2 раза .
Воспитатель: молодцы, весело поиграли, а теперь обратно превращаемся в деток и усаживаемся на стульчики.
Воспитатель : - Дети, а какую сказку вы знаете про курочку ?
Воспитатель : о чем эта сказка?
Дети : о том, как курочка Ряба снесла золотое яичко, его разбила мышка, а курочка снесла деду с бабой еще одно яичко – простое.
- Курочка-рябушечка , куда ты пошла?
- Курочка-рябушечка , зачем ты пошла?
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Курочка – рябушечка , как цыплятки просят пить?
Воспитатель : понравилась вам песенка?
Воспитатель проводит беседу по тексту
Воспитатель : Какие вопросы задавали курочке ? (Что спрашивали у Курочки-рябушечки )
Дети : куда она пошла, зачем пошла, зачем водичка.
Воспитатель : Куда пошла Курочка-рябушечка ?
Дети : на речку за водой
Воспитатель : Зачем Рябушечке нужна была вода?
Дети : поить цыплят
Воспитатель : а давайте поиграем : теперь я буду Курочка-рябушечка ( надевает шапочку-маску, берет в руки ведерко, изображает курочку, идущую за водичкой) . Я иду с ведерком, а вы все вместе спрашивайте у меня, куда я пошла.
Воспитатель : а теперь вы – будете курочкой . Педагог вызывает ребенка, надевает на него шапочку-маску курочки и задает вопросы по тексту.
Дети отвечают за курочку (проиграть 2-3 раза)
Воспитатель : интересный спектакль у нас с вами получился?
Воспитатель: дети, кто был у нас в гостях сегодня? (ответы детей) .
Воспитатель: что делала курочка ? (ответы детей) .
Воспитатель: какую песенку мы сегодня читали? (ответы детей).
Воспитатель: дети, вам понравилось изображать курочку? Вам было интересно? (ответы детей).
Воспитатель : дети, Курочке - рябушечке тоже очень понравилось, как вы играли, поэтому она решила подарить вам вот таких цыпляток (дарят детям медальки с картинками цыплят) .
(Дети прощаются с Курочкой-рябушечкой) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему " Чтение сказки К.Чуковского "Цыпленок"
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему Чтение сказки "Снегурушка и лиса"
Интегрированное занятие по развитию речи для детей младшей группы.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом".
Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"
Контрольно-измерительный материал по внеклассному чтению к рассказу М. М. Пришвина "Курица на столбах". Содержит вопросы к произведению и ключ для учителя.
Контрольно – измерительный материал
2. Назовите главных героев рассказа
3.Чему упорно курица обучала цыплят?
3. Чему упорно курица обучала цыплят?
4. Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники - не цыплята?
4. Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники - не цыплята?
6.Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?
6.Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?
Без присмотра и дерево не вырастет
Яблоко от яблони недалеко падает.
Сколь волка не корми, он все в лес смотрит.
Без присмотра и дерево не вырастет.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Сколь волка не корми, он все в лес смотрит.
2. С чего всё началось?
Все началось с того, что хозяева подложили курице гусиные яйца, и она их честно высидела. Когда же из яиц вылупились гусята, курица приняла их, как родных детей, и долгое время воспитывала, как цыплят.
3 .Чему упорно курица обучала цыплят?
Шло время, курица упорно обучала гусят, как надо правильно выкапывать червячков и честно защищала их от потенциальных врагов, не давая дворовой собаке даже мимо гусят пройти. Но гусята не обращали никакого внимания на уроки мамы-курицы, а увлеченно пытались щипать различные растения. Временами курица останавливалась, пытаясь понять, что же не так с ее детками. Но даже то, что малыши уже вымахали ростом выше мамы, никак не наводило её на мысль, что воспитывает она подкидышей.
Какой случай помог курице убедиться, что её воспитанники- не цыплята?
Лишь только один случай помог ей окончательно убедиться, что ее воспитанники – не цыплята. Однажды разразилась сильная гроза, и курица скомандовала своим деткам прятаться. Уже довольно большие по размерам гусята послушно пошли за мамой под навес и там, старательно ужимаясь, залезли под курицу, которая, раскинув крылья, прикрыла их от непогоды. Но вот гроза закончилась, и гусятам захотелось на волю. Однако мама-курица решила, что еще рано выходить на прогулку. И тут нетерпеливые гусята одновременно выпрямили свои длинные шеи вверх, чтобы посмотреть, какая погода на дворе и курица поднялась на этих четырех шеях, как на столбах. В этот момент наседка поняла, что это точно не цыплята. С тех пор они стали жить врозь – курица гуляла сама по себе, а гусята тоже ходили отдельно от курицы.
Чем вам понравилась главная героиня рассказа чёрная курица?
В рассказе мне понравилась главная героиня, черная курица. Она честно исполняла свои материнские обязанности, заботилась о своих необычных детках, учила их добывать корм и даже отважно защищала от большой собаки.
Читайте также: