Конспект по русскому языку 6 класс разумовская употребление причастий и деепричастий в речи

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: карточки для парной работы, толковые словари, мультимедийное оборудование.

__________ – корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно неся драгоценный груз от поколения к поколению.

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?

Дети: О причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.

Учитель: Почему вы так решили?

Дети: В предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот.

Дети: Книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.

Учитель: Сформулируйте цели урока.

Дети: Закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж
– ряд полок в несколько ярусов.

Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.

Дети:

Книга, лежащая на стеллаже, упала.
Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.

Что общего между причастиями и деепричастиями? Что общего между причастиями и деепричастиями?
/ без подсказки / / с подсказкой /
1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?

Учитель: Что мы повторили, выполняя это задание?

Дети: Вспомнили, что такое причастие и деепричастие, узнали, что их объединяет.

Учитель: У причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Человек, не читающий книг, удивительно скучен. (Е. Вильмонт)

Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)

Люди, переставая читать, перестают мыслить. (Д. Дидро)

Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)

Учитель: Что мы вспомнили, выполняя задание?

Дети: Постановку знаков препинания при оборотах, закрепили умения чертить схемы.

Учитель: Что объединяет все эти высказывания?

Дети: Это размышления о роли книг в нашей жизни.

Учитель: Какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?

Дети: Помощник, учитель.

Учитель: Послушайте стихотворение А. Жиляева и ответьте, каково отношение автора к книгам?

ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ

В м…ей кв…ртире собра(н, нн)ы миры.
Они ст…ят на ст…(л, лл)ажах и полках.
Они ст…ят застывши до п…ры
Но быть открытыми ж…лания полны.

Я каждый мир любовно обв…жу
М…чтающим в него пр…никнуть взглядом.
И каждый раз в…дыхая ух…жу
Заворожё(н, нн)ый милым книжным рядом.

(Арсений Александрович Жиляеев)

Дети: Списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.

Задание: графически выделите причастный и деепричастный обороты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (на доске)

Определите, сколько в стихотворении причастий и деепричастий.

Дети: Четыре причастия: собраны, открытыми, мечтающим, завороженный. Два деепричастия: застывши, вздыхая.

Учитель: Какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?

Дети: Они уточняют характер действия.

Учитель: Причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.

2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.

3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.

4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н.Толстого.

Учитель: Как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?

Дети: Больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.

Учитель: Употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ

Часы _________________________– лучшие часы. Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём _______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.

Учитель: Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?

Дети: Не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.

Учитель: Сформулируйте задание.

Дети: Восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.

Учитель: Задание очень сложное, если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский вариант. Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в тексте. Будьте внимательны.

Подсказка.

её создавшего
принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум

Восстановленный текст:

Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая правильные решения.
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.

Учитель: Прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?

Подведём итоги урока.

  • Я узнал_________
  • Мне было интересно________
  • Я хотел бы поспорить____________
  • Мне пригодится _____________
  • Я не согласен__________________

Домашнее задание: предлагается на выбор

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

городского округа Реутов

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи

Тип урока: урок-практикум

Цель: Образовательная : обобщить и систематизировать материал о деепричастии и причастии.

Формировать УУД :

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Планируемый результаты

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, причастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, причастном обороте; правила употребления причастий и деепричастий в речи.

Уметь находить деепричастия, причастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными и причастными оборотами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, р аботать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

1) презентация " Употребление причастий и деепричастий в речи";

2) раздаточный материал (маршрутные листы);

3) Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 6 класс. – М.: Дрофа, 2017.

Методы и приемы:

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, наблюдение за лингвистическим материалом, конструирование предложений, анализ слова, самостоятельная работа, работа в парах, элементы проектной деятельности.


Цель урока: закрепление умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах; особенности употребления причастий и деепричастий в речи.

Задачи:

развивать навык грамотного употребления причастий и деепричастий;

закрепить знания о причастии и деепричастии;

повторить случаи обособления причастных и деепричастных оборотов.

Методы и приемы:

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, наблюдение за лингвистическим материалом, конструирование предложений, самостоятельная работа.

Урок состоит из трёх этапов: мотивационно-ориентировочного, организационно-исполнительского и рефлексивно-оценочного.

Содержимое разработки

Употребление причастий и деепричастий в речи (2 часа)

закрепление умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах;

особенности употребления причастий и деепричастий.

развивать навык грамотного употребления причастий и деепричастий;

закрепить знания о причастии и деепричастии;

повторить случаи обособления причастных и деепричастных оборотов.

Оборудование:

презентация " Употребление причастий и деепричастий в речи";

раздаточный материал (см. Приложение)

Методы и приемы:

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, наблюдение за лингвистическим материалом, конструирование предложений, самостоятельная работа.

Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с объявления, которое я увидела в детской поликлинике.

Что такое объявление?

Для какого стиля речи характерен этот жанр?

Каковы особенности этого стиля речи?

Правильно ли составлено предложение? Как бы вы исправили его?

Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие? Сформулируйте цели урока.

Посетители обязаны оставлять верхнюю одежду в гардеробе, в случае утери номерка из гардероба дождаться окончания работы гардероба для определения собственника, сданного в гардероб.

(Поликлиника №2 ГБУЗ ГДКП №6)

Организационно-исполнительский этап

1.Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи.

Как вы полагаете, почему мы эти части речи объединили в рамках одного урока.

Что общего между причастиями и деепричастиями? (предлагаются вопросы)

1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?

Творчество С. Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь. Это стихотворение - небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнца.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

3.Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите морфемный разбор причастий и деепричастий. Какой художественный приём использует С.Есенин в этом стихотворении?

У плетня з…росшая кр…пива

Обр…дилась ярким перламутром

И к…чаясь шепч…т шаловливо

4.Прочитайте предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Исправьте их. Определите вид ошибки, соотнеся записи 1 и 2 столбиков таблицы.

1)Одному из героев, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

А) Смешение действительного и страдательного причастия

2)Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу

Б) Некорректная синтаксическая конструкция

3)У неё было раскрасневшееся лицо от мороза.

В) Ошибка в согласовании причастия с определяемым словом

4)Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём.

Г) Нарушено правило употребления деепричастного оборота.

5) Проходя мимо цветника, на их усталых лицах появляется добрая улыбка.

Д) Нарушение порядка слов в предложении с причастным оборотом

Ответ: Сатирический жанр пародии. Высмеивается сухой, канцелярский язык официально-деловых бумаг. Сатирический эффект создается с помощью намеренного нагромождения причастий, которые затрудняют восприятие в силу однообразия синтаксических конструкций, их неблагозвучия (скопление шипящих – каламбурная, комическая звукопись), а также грамматических ошибок (приставающие вместо пристающие; отсутствие прямого дополнения при главном слове: загрязняющий (что?) засоряющий (что?).

Суконный язык – невыразительная, бедная, неграмотная речь.

1. Сделанный из сукна. Суконные брюки.

2. Служащий для изготовления сукна или для торговли сукном.

Суконная фабрика.

3.Занимающийся изготовлением сукна или торговлей сукном.

Суконный мастер.

4. перен. Грубый, невыразительный.

Исправленный вариант(один из вариантов): Люди, нарушающие правила поведения в общественных местах, могут быть оштрафованы.

6.Соотнесите части пословиц, в которых используются причастия и деепричастия. Объясните значение этих пословиц.

…, по волосам не плачут

…, не умоешься

…, не всегда брани дорогу

…, не суйся в воду

Снявши голову, по волосам не плачут. (Лишившись чего-то большого, важного, бессмысленно сожалеть о мелочах).

Не замочив рук, не умоешься. (Чтобы получить результат, нужно чем-то пожертвовать)

Спотыкаясь, не всегда брани дорогу. (В неудачах спрашивай с себя, неси ответственность за свои поступки сам, не обвиняй судьбу)

Не зная броду, не суйся в воду. (Не предпринимай чего-либо без знания дела).

3.Рефлексивно-оценочный этап. Заполните оценочный лист

1.Прочитайте предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Исправьте их. Определите вид ошибки, соотнеся записи 1 и 2 столбиков таблицы.

1)Одному из героев, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

А) Смешение действительного и страдательного причастия.

2)Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Б) Некорректная синтаксическая конструкция.

3)У неё было раскрасневшееся лицо от мороза.

В) Ошибка в согласовании причастия с определяемым словом

4)Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём.

Г) Нарушено правило употребления деепричастного оборота.

5) Проходя мимо цветника, на их усталых лицах появляется добрая улыбка.

Д) Нарушение порядка слов в предложении с причастным оборотом.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Виктор Ардов – писатель-сатирик Серебряного века. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

1 . Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

Приветствие учителя. Проверка готовности рабочего места учащихся.

Мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

а) Блиц - опрос.

- О каких глагольных формах мы говорили на уроках?

- Дайте определение причастия.

Признаки каких частей речи есть у причастия?

Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

Что помогает нам отличить причастие от прилагательного?

Что такое причастный оборот?

- Дайте определение деепричастия.

Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

- В чём сходство причастий и деепричастий?

( Вывод: нам нужно уметь видеть причастие и деепричастие, а также уметь отличать их друг от друга)

б) Работа по карточкам у доски ( 2 ученика). Одновременно остальные ученики работают с сигнальными карточками.

2 ученика работают у доски с текстами.

А) Едва привидение ступило на верхнюю площадку широкой дубовой лестницы, как из распахнувшейся двери выскочили две фигурки. Огромная подушка просвистела у него над головой.

Б) В кустах, перебивая друг друга, чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они срывались с веток и перелетали с дерева на дерево.

Задание. Прочитать внимательно текст. Найти в тексте

А) причастие, выписать его, определить у него признаки прилагательного и глагола. Вписать их в схему на доске.

Б) деепричастие, выписать его, определить у него признаки глагола и наречия. Вписать их в схему на доске.

Одновременно с ребятами, работающими доски, класс работает с сигнальными карточками.

Учитель читает слова. Ребята поднимают карточки:

красный цвет - причастие,

Пробуждающийся, увидевший, принимая , выращенный, привезли, думая, сшитый, освещённые, осветив, зеленеющий, припевая, работающий, взглянув, надвигающийся, сделанный, нарисован.

3. Введение в тему

Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока.

- Мы заканчиваем изучение особых форм глагола: причастия и деепричастия.

- Как вы думаете, о чём нам сегодня нужно поговорить на уроке? О чём мы ещё не говорили?

( Учащиеся высказывают предположения: тема урока-

употребление причастий и деепричастий в речи, (Слайд 1)

цель: зачем причастия и деепричастия нам нужны

Какую роль они выполняют в речи?

2. Работа с высказываниями

Существуют различные точки зрения. Одни говорят, что причастия и деепричастия усложняют чтение, утяжеляют текст.

А вот мнение М.В. Ломоносова и Розенталя об этих особых формах глагола.

Какова ваша точка зрения? Какую позицию мы принимаем?

Как будем действовать?

(Ребята предлагают посмотреть тексты)

4. Постановка цели и задач.

Работа с текстами. Дети читают отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском. (Слайд 4)

- О чём идёт речь в тексте? (Об особенностях языка)

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

Б). Обратимся к следующему тексту. ( Слайд 5)

Чтение (уч-ся ) высказывания А.С. Пушкина.

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

- Какая информация для решения нашего вопроса есть в этом тексте?

- К какому выводу о роли причастия и деепричастия в речи вы пришли ?

4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

4. Работа с текстом.

Давайте проведём ещё один вид исследования.

Мы знаем теперь, что говорили о причастии и деепричастии А.С.Пушкин, Д.В. Григорович. Давайте убедимся в верности их и наших суждений.

Обратимся к тексту. (Слайд 6)

Лесной пожар (1) (Слайд 6)

А) Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.

-Какие образы предстали перед вами?

- Эти образы яркие?

- Мы чувствуем отношение автора к происходящим событиям? (Нет)

- Давайте посмотрим следующий текст.

Лесной пожар. (Слайд 7)

Б) Спасаясь от огня, старый ворон, часто замахав крыльями, перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка, зашатавшаяся под тяжёлой птицей, согнулась, и ворон долго раскрывал крылья, стараясь удержаться на ветке. Громкий треск, раздавшийся из лесной чащи, испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и, подпрыгивая, скрылся в траве.

- Что добавилось в первую картинку? ( Ощущение тревоги, опасности)

- Картинка ожила? Благодаря чему? Что делает текст более выразительным и ярким, более полным? (Причастия и деепричастия)

Задание: обозначьте причастные и деепричастные обороты.

5. Первичное закрепление

Вывод: (Слайд 8)

Причастия и деепричастия

передают авторское отношение;

создают настроение текста;

придают художественному тексту особую выразительность.

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

(Уметь употреблять в речи причастия и деепричастия, чтобы речь была динамичной, яркой и выразительной).

Учитель. Уметь употреблять причастия и деепричастия нужно не только в устной, но и в письменной речи, не допуская ни пунктуационных, ни грамматических ошибок.

6. Первичное закрепление.

1. Работа в парах (комментируем написание)

/Цель: построение и предложений с причастиями и деепричастиями;

уметь устранять грамматические, пунктуационные ошибки/

А) Задание: выберите нужную форму причастия. Ответ объясните. (Слайд 9)

- Что вы будете делать?

- Что нужно помнить при выборе причастия?

( - Повторить действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, обозначить главное слово; знаки препинания в предложении с причастным оборотом; окончание причастий)

Я увидел вершины деревьев ( поднимаемые, поднимающиеся) к самым облакам.

(Подгоняемые, подгоняющие) ветром облака мчатся по небу.

В лицо брызнули капли, упавшие с (задетого, задевшего) мною куста.

Проверь! (Слайд 10)

Я увидел вершины деревьев, поднимающиеся к самым облакам.

Подгоняемые ветром облака мчатся по небу.

В лицо брызнули капли, упавшие с задетого мною куста.

Б) Задание: грамматически правильно построй предложения. (Слайд 11)

- Что вы должны помнить при выполнении этого задания?

Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Собиравшая девочка ягоды увидела небольшого лосёнка.

Проверь! (Слайд 12)

Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели. – Росшие у ручья незабудки уже зацвели.

Девочка, собиравшая ягоды, увидела небольшого лосёнка. – Собиравшая ягоды девочка увидела лосёнка.

Г) Найди ошибки в употреблении деепричастий. (Слайд 13)

Запиши предложения в исправленном виде.

- Есть ли вопросы?

Войдя в лес, солнце уже село.

Открывая калитку, она громко скрипнула.

Проверь! ( Слайд 14)

Когда мы вошли в лес, солнце уже село.

Когда я открывал калитку, она громко скрипнула.

Д) Найди пунктуационную ошибку. Запиши предложение в исправленном виде. ( Слайд 15)

-Что помните о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным и причастным оборотом?

Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.

Ольшаник, потеснивший поле подступил к самой реке.

Проверь! (Слайд16)

Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.

Ольшаник, потеснивший поле, подступил к самой реке.

(Проверка заданий по образцу )

5. Творческое применение знаний.

Самостоятельная работа.

Работа с текстом (раздаточный материал). (Слайд17)

Задание: замените подчеркнутые глаголы причастием или деепричастием.

Уронила … голову на руки отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают … сердце туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья превратились … в сплошную стену. Серое небо навевает … тревожные мысли окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет … пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку напоминают . .. о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует ….. настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Проверка. Учитель читает текст с причастиями и деепричастиями

Сравни! (Слайд 18)

Уронив голову на руки , отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд.

Неласково шумят деревья, превратившиеся в сплошную стену. Серое небо, навевающее (навевая) тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа, чувствуя (чувствующая) настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

6. Творческая работа. (Слайд 19)

Хвалебное слово причастию и деепричастию. (работа может представлять собой 1 предложение, небольшой текст, синквейн)

Читайте также: