Конспект урока брюсов родной язык

Обновлено: 05.07.2024

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

В период кризиса символизма Валерий Яковлевич Брюсов плотно занимается прозой, а его стихи становятся все более академичными по форме.

Загрузить презентацию (157 кБ)

Цели:

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.

Методы:

Оборудование:

  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

– Схему перенесите себе в тетрадь:

2. Анализ стихотворения.

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения.

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

4. Лекция учителя.

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Поэзия Валерия Брюсова

Цели : познакомить учащихся с творчеством Валерия Брюсова, разобраться в особенностях поэтики; повторить понятия символизм, декаденство, символ; развивать навыки анализа лирического произведения, находить символы в поэтическом тексте; делать выводы из анализа произведения; воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

анализ лирического произведения;

работа с таблицей.

Оборудование :

портрет В. Я. Брюсова;

Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Брюсов родился в 1873 г. в Москве в купеческой семье? (да)

Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия? (да)

В 1892 поэт поступил в Петербургский университет на историческое отделение историко-филологического факультета? (нет, в Московский университет).

На стиль будущего поэта повлияло творчество поэтов французского символизма? (да)

Брюсов принадлежат переводы с казахского языка? (нет, армянского)

Во второй половине 1890-х гг. Брюсов вошел в круг наиболее известных поэтов-символистов, сблизился с К. Д. Бальмонтом? (да)

Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П. Верлена, Э. По, Р. Роллана, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.Л. Баратынского? (да)

Брюсов никогда не подписывался под псевдонимами? (нет)

Работа над темой урока.

- Давайте вспомним, что же такое символизм? (Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы).

- Что такое символ? (многозначное иносказание)

Выразительное чтение стихотворения.

Ассаргадон

Aссирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

На какие особенности обратили внимание? (начало и конец сонета совпадают, для усиления экспрессии используются повторы)

Кто лирический герой? Что он рассказывает о себе? ( Лирический герой смел, отважен, он не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий )

Описывая Ассаргадона Брюсов использует сравнения, найдите их? (сравнения характеризуют царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося)

А счастлив ли лирический герой? Почему? (нет. Несмотря на свое величие, он одинок)

Какую форму выбрал поэт для своего лирического произведения? (форму сонета)

Давайте вспомним, что такое сонет? (стихотворение их 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки)

Какие особенности композиции вы заметили? (первые две строфы – утверждение величия и силы царя, последние строфы – итоги его разрушительной власти)

Какое отношение у вас к Ассаргадону? (он вызывает жалость, его действия разрушительные, а человек создан созидать).

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

- Давайте составим партитуру этого произведения.

контур и запах цветка

Контур - это очертание, граница, то, что мы видим, а запах - невидимый мир. Властительные, т.е. сильные связи между этими понятиями разорвать нельзя.

Не видим, пока не оживет под гранями алмаза

Только мастер ювелир может из камня сделать шедевр.

Образы изменчивых фантазий

Бегущие, как в небе облака, окаменев, живут века в отточенной фразе

Образы, чувства, мысли удержать нельзя, но их можно остановить: нарисовать, записать. Фразу оттачивает мастер - поэт

Хочу, чтобы дошли, нашли желанные черты

Желание поэта создать произведение, заключающее в себе оригинальную мысль, которая будет подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме .

Упьется стройностью сонета, буквами спокойной красоты

Поэт мечтает, чтобы каждый читатель увидел в его стихах и прекрасное содержание, и идеальную форму.

Итак, Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

- Можно ли сказать, что стихотворение звучит как манифест? Почему?

- Как вы думаете, сколько лет было Брюсову. Когда он написал это стихотворение? (23 года)

- Почему ваши мнения разошлись? (в стихотворении лирический герой дает напутствие будущим поэтам, а это может быть только зрелый поэт)

- Почему Брюсов позволяет себе это? (он уверен в своей правоте, в том, что символизм будет существовать долго)

- Какие качества поэта вы можете выделить? (творческая храбрость, самоуверенность)

І V . Подведение итогов. Рефлексия.

– Мы сегодня проделали большую работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. В заключении закончите, пожалуйста, высказывание Марины Цветаевой о Валерии Брюсове: «Не евангельский человек , не зарывший своего таланта в землю , - человек , волей своей, из земли его вынудивший. Цель прихода В.Я. Брюсова на землю - доказать людям, что может и чего не может, а главное все-таки что может - …? (воля)

История создания

С одной стороны, поэт уважал свой язык. Он считал, что вековая культура русского народа – это то, что облагораживает душу, дает человеку крылья. Язык мощный и певучий, наделенный магической силой. С другой стороны, Брюсов считает его и врагом, потому что часто в своих стихотворениях переходил грань дозволенного, понимая этот факт.

Читайте по теме:

В стихотворении поэт затрагивает тему родного языка, который возвеличивает человека, но иногда становится врагом поэта. Неоднозначный взгляд Брюсова весьма интересен.

Композиция

Поэт изложил свои мысли последовательно в 8 четверостишиях. Последний катрен наполнен наивысшим пафосом. Поэт использовал перекрестную рифмовку, чтобы создать основательность произведения.

Произведение является философским рассуждением. Оно личное, но адресовано людям. Есть много пафоса, о котором не стоит забывать. Он присущ поэзии Валерия Яковлевича.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Верный друг, с душой дрожащей – вот некоторые описания, применяемые поэтом.

Олицетворение

Овладевавших мной стихов – олицетворение, которое использует поэт.

Метафоры

Мечту ты путами обвил, тихой упоен тоской – вот пример метафоры. Они необычны у Брюсова, поэтому их всегда интересно и приятно читать. Хочется раскрывать тайные смыслы тропов.

Читайте также: