Конспект урока имя числительное 3 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Цели: познакомить с новой частью речи — именем числитель­ным; формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.

. Задачи:

Обучающие: . развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.

Развивающие : Расширить кругозор, учиться объяснять и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные : формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

Личностные УУД : ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД :- определять и формулировать цель урока,

проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

.Методы обучения:

.Оборудование:

мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

карточки для групповой работы;

классная доска с оформлением;

учебник для третьего класса ; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

-Вы урок начать готовы? –Да

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-И так я рада приветствовать вас на уроке русского языка .

_ Дорогие ,ребята, проверьте ,пожалуйста всё ли у вас готова для урока русского языка?.

Мы посмотрим , чем же они занимаются ?

-Хотите посмотреть ?-Да (слайд Просмотр мульт.)

Этот мультфильм был снят по мотивам произведения Бориса Заходера. Борис Заходер – детский писатель , вы ,наверняка встречались с его произведениями на уроках лит.чтения .Зверюшки , которые живут здесь очень дружные. Они живут и не ссорятся. А я хочу проверить как вы умеете дружно работать .

На прошлых уроках мы с вами изучали разные части речи :- Какие ?

Имя сущ-е , глагол, имя прилагательное , местоимение и т.д.

-Молодцы , всё правильно.

-А теперь я предлагаю выполнить такое задание. (Слайд )

IV. Самоопределение к деятельности

-Приведите примеры имён существительных.

-Почему эти слова вы называете именами сущ-ми?

-Они обозначают предмет и отвечают на вопросы : кто? что?

Приведите примеры имён прилагательных.

-А почему ,вы думаете что это прилагательные?

-Они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы (какой? Какая? Какое? Какие?

-Атеперь приведите примеры к глаголу

-А почему? –Они обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать, что сделать? Что будет делать? И т.д.

А теперь у меня такой вопрос.

-Кто первым измерил удава? –Попугай

-Сколько получилось попугаев? ( 38)

Кто измерил вторым? -Мартышка

-Сколько получилось? -5

-Кто измерил третьим? –Слонёнок

-Сколько получилось ? -2

-Давайте посмотрим вот сюда (слайд )

— Что называют эти слова? (Числа.)

— Поставьте вопрос к этим словам. (Сколько? Который?)

— Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)

— Да, такие слова называются именами числительными. Приве­дите примеры имён числительных.

— Приведите примеры пословиц с именами числительными.

— Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?-Познакомиться с новой частью речи с именем числительным.

(Что такое имя числительное, на какие вопросы отвечает, что обозначает)

Чтобы реализовать наши знания мы поработаем с учебником.

(Слайд ) имя числительное

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте слова, которые называют число предметов.

— Как называются такие слова?

— Поставьт е к ним вопросы .( Связь с физкультурой)

(Слайд ) имя числительное-

-Напишите число и классная работа

2. Работа со словами из словаря

— Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.

— Запишите их в словарик.

— К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.

- Какой же вопрос вы поставили к имени числительному?

- Какой вывод можно сделать?

— Составьте предложения со словами четыре и восемь, запи­шите (Работа в парах).

— Запомните написание этих слов.

(Самостоятельное выполнение.Проверка, оценивание)

— Прочитайте ответы на вопросы.

— Назовите имена числительные.

( Выполнение в группах.Проверка.)

— Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назо­вите в них имена числительные.

Вывод: - Объясните, как вы распознали имена числительные? С какими словами они связаны?

Конспект урока открытия новых знаний в 3 классе по русскому языку (В.П.Канакина "Школа России") по теме "Имя числительное".

ВложениеРазмер
chislitelnoe.docx 28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Школа России. Учебник русского языка В. П. Канакина.

Тема: Имя числительное

Цели: познакомить с новой частью речи – именем числительным;

формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи;

совершенствовать умение анализировать, обобщать, сравнивать;

расширять словарный запас учащихся, развивать умения работать в парах.

Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.

УУД, формируемые на уроке:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Самоопределение к деятельности

- В чем мудрость этих слов?

- Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового!

ответы на вопросы учителя.

Оформление своих мыслей в устной форме, умение слушать других (К)

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, записанные на слайде:

Пенал, обедать, мы, восемь, воробей, жёлтый, она, третий, яблочный, четыре, работать.

- Все эти слова можно разделить на несколько групп.

- Подумайте, по какому признаку это сделать?

Работа в группах.

Выпишите каждая группа слова предложенной вам части речи.

- Проверьте свои записи.

- Докажите, что вы правильно определили части речи.

-Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.

-Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Докажите, что эти слов – глаголы?

-А что вам известно о местоимениях?

У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы работали в группе.

Дети читают слова

Дети записывают в карточки

Сущ. Прил. Гл. Мест.

Сравнение и обобщение, классификация (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Выявление места затруднения.

- Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему не распределили слова?

(Мы не знаем, куда их распределить. Они не подходят к изученным частям речи)

Возникла проблема, которую мы с вами должны сегодня решить.

Четыре, восемь, третий.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

4. Целеполагание и построение проекта.

_ Какую цель поставим сегодня на уроке?

-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

- Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи

- Составим план работы по изучению новой части речи.

Что мы должны узнать?

  • Как называются эти слова?
  • Что обозначают?
  • На какие вопросы отвечают?

УЗНАТЬ к какой части речи относятся слова, которые мы не распределили.

-Нам не хватает знаний.

Составляют план изучения части речи.

1) Выбор термина.

- Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз.

- Что называют слова?

- Попробуйте дать им название.

- Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

- Сформулируйте тему урока.

2) Наблюдение над именем числительным.

-Нас ждёт исследовательская работа. Откройте тетрадки.

-Сколько учеников на каждой картинке? (Один, два, три.)

-Какая это часть речи?

-Что обозначают слова?

- На какой вопрос отвечают?

(Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько?)

-А теперь давайте оживим эти картинки.

( Дети выходят к доске и становятся, как на слайде . Роль этого ученика сыграет….)

Представьте, что не на уроке русского языка, а на физкультуре.

-Даётся команда: по порядку номеров рассчитайтесь!

-ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой .

-Какие слова вам помогли выполнить это задание?

-Запишите их. ( Первый, второй, третий, четвёртый.)

-Какая это часть речи?

-Что они обозначают? (порядок при счете)

- На какой вопрос отвечают? (который?)

( Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – который?)

Оцените свою работу на этом этапе. Как активно вы участвовали в исследовании.

Цель урока: Познакомить учащихся с новой для них именной частью речи – имя числительное.

  • научить распознавать среди известных частей речи имя числительное.
  • развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.
  • расширить кругозор, учиться рассуждать и доказывать свою точку зрения, развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.

Воспитательные: формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

  • Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
  • Регулятивные УУД:
    • определять и формулировать цель урока,
    • проговаривать последовательность действий на уроке,
    • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Оборудование: учебник русского языка В.П.Канапкина, В.Г.Горецкий, проектор.

    1. Организационный момент (приветствие) - 1 мин

    Запись числа, орфографическая минутка (прописывание трех букв и двух словарных слов: трактор и черный).

    - Обсудите и определите, к каким именным частям речи относятся слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают. - 4 мин

    2. Актуализация знаний.

    - Прочитайте пословицу (сначала про себя, затем вместе)

    - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    - Обсудите друг с другом, как вы понимаете пословицу, когда так говорят? А как вы считаете, что лучше? (ответы детей)

    - Определите и подпишите части речи. 3 мин

    3. Выявление затруднения.

    - Что вызвало затруднение? Все ли части речи смогли определить?

    К какой части речи отнесли слово “сто”, что оно обозначает (число).

    - Когда мы употребляем эти слова в нашей речи?

    - Это слово относится к новой для вас части речи

    Какую цель поставим на этом уроке?

    Давайте вместе подумаем, чему будем учиться и составим план нашей работы.

    4. Целеполагание и построение проекта.

    Составим план работы. (начертить лестницу знаний)

    1. Выяснить как называются слова.

    2. Что обозначают.

    3. На какой вопрос отвечают.

    4. Для чего нужны в речи. - 5 мин

    5. Реализация проекта. “Открытие” нового знания.

    1) Выбор термина.

    - Выберите из написанных на доске слов, такие, которые могут относиться к слову сто.

    Шесть, осень, восемь, красивая, первый, бежит, второй, пи100лет, во100рг

    - Где можно встретить эти слова? (На уроках математики, при записи даты на уроках русского языка, в магазинах)

    - Попробуйте дать им название. (Дети предлагают свои названия сначала друг другу, затем учителю)

    - Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

    - Сформулируйте тему урока. (Тема урока имя числительное)

    2) Наблюдение над именем числительным.

    - Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока, проведем исследование, а поможет нам в этом памятка

    Если слово обозначает число, то мы его отнесем к части речи имя числительное

    Имя числительное – это часть речи.

    1. Предмет;

    2. Признак предмета;

    3. Количество предметов;

    4. Порядок предметов при счёте.

    Отвечает на вопросы:

    Учащиеся наблюдают за числительными, отвечают на вопросы учителя, делают пометки в памятках.

    - Распределите имена числительные в два столбика, правильно поставив к ним вопрос:

    - Запишите в тетрадь.

    - Подчеркните эти вопросы в памятке.

    Сколько? Который?
    семь первый
    шесть второй
    восемь

    - Что обозначают имена числительные 1-го столбика?

    - А что обозначают имена числительные второго столбика?

    - Отметьте это в памятке. 7 мин

    3) Знакомство с правилом.

    - Пользуясь памяткой, сделайте вывод, что такое имя числительное. (Это- часть речи, обозначает количество при счете или порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? который?)

    - Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 60 (самостоятельно читают правило затем все вместе читают, сравнивают) - 3 мин

    6. Физкультминутка. - 3 мин

    Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.

    7. Первичное закрепление.

    -На доске написана считалка, прочитайте её (чтение хором, считаем количество птиц)

    На б__резу села галка,
    Две в__роны, в__робей,
    Три с__роки, с_ловей.

    - Назовите имена числительные. Докажите. Обозначим имена числительные сокращенно ЧИСЛ.

    - Спишите, вставьте орфограммы.

    - Назовите орфограммы. Какие буквы вставили? 7 мин

    2) Словарная работа.

    - Среди имен числительных есть тоже такие слова, которые необходимо запомнить.

    - Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.

    - Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

    - К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы. (Сколько?)

    - Составим вместе предложения со словами четыре и восемь, запишите.

    - Запомните написание этих слов. 7 мин

    8. Работа в парах.

    - Выполним упражнение 104 на стр. 59. Эту работу будем выполнять в парах.

    - Запишите ответы на вопросы. (Выполняют упражнение в тетради, обсудив его выполнение в паре.)

    - Проверим, как вы ответили на вопросы. (По очереди зачитывают ответы). - 10 мин

    9. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа.

    - Выполните тест

    1. Именем числительным называется

    А) часть речи, которая обозначает признак предмета

    Б) часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете

    В) часть речи, которая обозначает действие предмета

    2. Найдите имя числительное

    3. Найдите числительное, обозначающее количество предметов

    4. Найдите числительное, обозначающее порядок предметов при счете

    - Самопроверка в парах по ключу (Б; В; А; В)

    10. Рефлексия.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Как вы теперь ответите на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

    - Оцените свою работу на уроке.

    Итог: Все ли задачи урока выполнили? (Лесенка знаний)

    11. Домашнее задание.

    Упражнение 105 стр. 60, правило; запишите пословицы, поговорки и фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Тема урока: Имя числительное (общее понятие).

    1. ФИО: Грачёва Л.И

    2.Предмет: русский язык

    4.Тип и форма урока: Урок введения нового знания .

    5.Тема и номер урока в теме: Имя числительное ( общее понятие) (1 урок)

    7.Базовый учебник: Русский язык 3 класс . Автор: В.П.Канакина

    8.Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи --числительное

    9. Задачи:

    Обучающие: . развивать внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.

    Развивающие : Расширить кругозор, учиться объяснять и доказывать свою точку зрения.

    Воспитательные : формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

    Личностные УУД : ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

    Регулятивные УУД :- определять и формулировать цель урока,

    проговаривать последовательность действий на уроке,

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

    Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

    - находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

    11.Технологии:

    12.Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

    13.Методы обучения:

    I . Организационный момент.

    II . Проверка домашнего задания.

    — Прочитайте предложения, которые вы составили.

    — Назовите главные члены предложений.

    — Какими частями речи они выражены?

    III . Актуализация знаний.

    ( Работа в группах.)

    — Замените фразеологические обороты глаголами, запишите.

    Намылить шею, гонять лодыря, чесать языком, бить баклуши, надуть губы, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос.

    IV . Самоопределение к деятельности.

    — Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

    На семь дворов один топор — и тот без топорища.

    — Определите части речи.

    — У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь.)

    — Что называет это слово? (Число.)

    — Поставьте вопрос к этому слову. (Сколько?)

    — Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)

    — Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.

    — Приведите примеры пословиц с именами числительными.

    — Сформулируйте тему урока.

    V . Работа по теме урока.

    1. Грамматическая сказка.

    Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего не считал и не собирался этого делать. Но однажды, вы помните, решили там провести перепись населения - а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.

    — Если в единственном числе, то цифра так и будет — цифра, — ответило Существительное. — А во множественном — уже цифры!

    — А точнее? — последовал вопрос.

    — Точнее — много! - откликнулось Наречие.

    — А ещё точнее кто-нибудь может сказать?

    — Да что тут говорить - считать надо! — проворчало Числительное и принялось за дело. — Один, два, три.

    Вот так и обнаружился в Грамматике главный счётчик.

    По Ф. Кривину

    Работа по учебнику.

    Упр. 103 (с. 59).

    — Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.

    ( Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка.)

    — Прочитайте слова, которые называют число предметов.

    — Как называются такие слова?

    — Поставьте к ним вопросы.

    Упр. 104 (с. 59).

    ( Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    — Прочитайте ответы на вопросы.

    — Назовите имена числительные.

    3. Работа со словами из словаря.

    — Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.

    — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

    — К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.

    — Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.

    — Запомните написание этих слов.

    VI . Физкультминутка.

    VII . Продолжение работы по теме урока .

    1. Работа по учебнику.

    — Прочитайте сведения о языке на с. 60.

    — Что такое имя числительное?

    — Что обозначают имена числительные?

    — Какие вопросы можно к ним поставить?

    Упр. 106 (с. 60).

    ( Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    — Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.

    2. Работа со словами из словаря

    — Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.

    hello_html_m504ebb7f.jpg

    — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

    — К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.

    — Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.

    — Запомните написание этих слов.

    VIII . Рефлексия.

    — Выпишите имена числительные.

    В сто тринадцатой квартире

    Великан живёт у нас.

    — Что обозначают имена числительные?

    — На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.

    — Оцените свою работу на уроке.

    IX . Подведение итогов урока

    — Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    X . Домашнее задание: Упр. 105 (с. 60).

    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания


    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


    Курс повышения квалификации

    Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

    • Курс добавлен 31.01.2022
    • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Дистанционные курсы для педагогов

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 606 156 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    • 27.01.2018 11222
    • DOCX 439.4 кбайт
    • 781 скачивание
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Грачёва Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • Для учеников 1-11 классов

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

    Время чтения: 1 минута

    Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

    Время чтения: 2 минуты

    Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

    Время чтения: 0 минут

    Время чтения: 2 минуты

    В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

    Время чтения: 2 минуты

    Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Познакомить с именем числительным, различать его среди других частей речи, приводить примеры числительных.

    Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

    Морфология, части речи, имя числительное, число.

    Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

    • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

    Планируемые результаты

    На этом уроке

    • что изучает морфология;
    • что такое имя числительное;
    • отличать имя числительное;
    • устанавливать его связи с именем существительным;
    • приводить примеры числительных.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Рассмотрим иллюстрации. Что в них общего и чем они различаются?


    Первый, второй, третий, четвёртый, пятый.




    Один мальчик Два мальчика Трое детей

    Как видно, на первом рисунке указана последовательность детей в очереди (первый, второй, третий, четвёртый, пятый). На втором рисунке изображены дети и указано их количество: один мальчик, два мальчика, трое детей.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, которая обозначена с помощью числа, цифры; научимся отличать её от других частей речи, приводить примеры такой части речи.

    Слова, называющие числа, называются именем числительным. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы: сколько? (семь, восемь, десять); который? (первый, второй, третий).

    Послушаем рассказ молдавского писателя Н. Есиненку о добром и справедливом Фэнеле.

    Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и сестрёнка, на три части: он, сестрёнка и мама; на четыре части – он, сестрёнка, мама и папа; а если его разрезать на пять частей – то будут есть и он, и сестрёнка, и мама, и папа, и дедушка.

    И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!

    Обратим внимание, как в этом маленьком рассказе сочетаются числительные с существительными: две части, три части, пять частей.

    Приведём ещё примеры сочетания числительных с существительными.

    Две книги, три книги, четыре книги, пять книг.

    Два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Два учебника, три учебника, четыре учебника, пять учебников.

    Поняли? При числительных два, три, четыре существительные имеют форму единственного числа, а при числительном пять (шесть, семь, восемь и т.д.) множественного числа.

    Интересна история числительных, как они образовывались.

    Разбор заданий

    Укажите наиболее полное определение имени числительного.

    1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте, и отвечает на вопросы: который? сколько?
    2. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте и отвечает на вопрос сколько?
    3. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счёте и отвечает на вопрос который?

    Имя числительное – это часть речи, которое обозначает количество или порядок предметов при счёте, и отвечает на вопросы: который? сколько?

    Читайте также: