Разработка плаката по электробезопасности технология 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность проблемы
Использование электрической энергии в труде и быту должно быть
безопасным. Если ток пройдет через тело человека, он может вызвать
целый ряд негативных воздействий (ожог, химические изменения в тканях
организма, механические повреждения, обморок, судороги, остановка
дыхания, и даже смерть). Электрический ток могут проводить неисправные
защитные, ограждающие или заземляющие приспособления, пол, одежда,
обувь и т. д. Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения
безопасны. Ток в особо сырых помещениях (банях, прачечных) смертельным
может быть напряжение даже 12 В. Всё зависит от условий окружающей
среды и состояния человека.
Следовательно, необходимо разработать плакат, наглядно
демонстрирующий основные правила безопасного пользования
электрическими приборами.

Цель
Выполнить плакат “Будь осторожен”, который позволял бы выполнять основные
правила безопасного пользования электроэнергией и электроприборами.
Задачи
1. Выполнить проект “Разработка плаката по электробезопасности”.
2. Составить правила электробезопасности.
3. Изучить правила обращения с электроприборами.
4. Разработать плакат по электробезопасности.

Правила обращения с бытовыми электроприборами
1. При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку.
2. Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками.
3. После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить их от
сети.
4. Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора
5. Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет
электрический ток.
6. Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах
пальцами.
7. Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу, нельзя включать в сеть

Выводы
Правила по электробезопасности необходимы для уменьшения травматизма
при пользовании электроприборами. Именно поэтому необходимы плакаты по
электробезопасности.
Мы изучили правила обращения с электроприборами в быту и выяснили что
нельзя делать при обращении с бытовыми электроприборами.
Разработали плакат по “Электробезопасности в быту” и сделали вывод что
благодаря ему сохраняется здоровье людей и ликвидируется риск поражения
электрическим током.

Использование электрической энергии в труде и в быту должно быть безопасным. Если ток пройдёт через тело человека, он может вызвать целый комплекс неприятных воздействий (ожог, химические изменения в тканях организма, механические повреждения, обморок, судороги, остановку дыхания и даже смерть). Электрический ток могут проводить неисправные защитные, ограждающие или заземляющие приспособления, пол, одежда, обувь и т. д. Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Так, в особо сырых помещениях (банях, прачечных) смертельным может быть напряжение даже 12 В. Всё зависит от условий окружающей среды и состояния человека.

Следовательно, необходимо разработать плакат, наглядно демонстрирующий основные правила безопасного пользования электрическими приборами.

Определение задачи

В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Он должен быть всегда под рукой, вернее, перед глазами.

Плакат должен показать причины электротравм, содержать правила обращения с приборами и светильниками, а также способы устранения простейших неисправностей.

При разработке плаката должны быть продуманы форма, цвет, формулировка надписей и подбор выразительных, запоминающихся рисунков.

На рисунке 106 представлен один из возможных плакатов по электробезопасности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 8 классе

Тип занятия – урок систематизации знаний.

Развивающий аспект: мотивационно-целеполагающий

Познавательный аспект:

2.Создание дидактических условий для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей, выявленных в результате исследования мнений потенциальных потребителей.

3. Осуществление запуска проекта

Воспитательный аспект:

Формировать гражданскую позицию созидателя.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.

-Уметь предлагать гипотезы на основе анализа и выводить вышеуказанные понятия.

-Вырабатывать первоначальные идеи, проводить, обрабатывать результаты исследования, определять потребности и формулировать цель проекта.

Методы обучения: метод проектов (самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы).

Формы работы: фронтальная.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Контроль готовности учащихся к учебному занятию (2мин.).

3. Мотивация и актуализация.

4. Изучение нового материала (15 мин.).

Выявление проблемы - это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же возникновение проблемы. Посмотрите вокруг: с какими трудностями сталкивается человек, его близкие, друзья, окружающие его люди? Чем вы может помочь себе и им? Какие умения и навыки вы хотели бы развить в себе? Когда вы ответите на эти и подобные им вопросы то поймете, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Учащимся предлагается индивидуально выявить из множества проблем несколько наиболее существенных (для каких целей необходимо разработать плакат по электробезопасности: семья, школа, мастерская, кабинет физики, школьная столовая и др.) результаты исследования записываются в тетрадь.

Осознание проблемной области.

Итак, перед вами список выбранных проблем. Решать сразу все – очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема в какой области важнее всего? Конечно, самое главное разработать плакат по электробезопасности. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект - результаты которого научить окружающих соблюдать правила безопасного пользования электрическими приборами.

Практическая работа по планированию проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате работы над проектом составлены правилами обращения с электроприборами, которые есть в доме; с этими правилами ознакомлены члены семей одноклассников; изготовлен плакат по электробезопасности в быту

Оглавление Стр.

Основная часть

Действие электрического тока на живые организмы -------------------------- 6

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками ------- 10

Электротравматизм и состояние помещений ---------------------------------------- 10

Заключение. Основные результаты работы --------------------------------------- 13

Введение. Проблема и её обоснование.

Все мы постоянно имеем дело с электрическими приборами. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с ними, подвергая свою жизнь опасности. В нашем районе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом: несколько лет назад погиб мужчина в Старых Бобовичах. В Новозыбкове осенью прошлого года двое детей получили травмы электрическим током.

Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям электроустановки, с оголенным проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Известны драматические случаи:

В одной семье мать оставила без присмотра включенным в розетку шнур от электрического утюга. Игравший на полу маленький ребенок подобрался к свисавшему до полу шнуру и засунул пальчики в штепсельные гнезда, снятые с контактов утюга. В тот же миг он упал мертвым. (3, с. 10).

Портативные гаджеты регулярно становятся причиной опасных инцидентов, причиняющих вред здоровью или даже смерть своим владельцам. Так, несколько лет назад портативный компьютер стал причиной трагической гибели молодого жителя Краснодара.
Мощный разряд электротока ударил его в тот момент, когда 35-летний россиянин собирался заглянуть на страницы социальной сети. При этом ноутбук он положил себе на колени. Внезапно из портативного компьютера вырвалась огненная вспышка, и в следующую секунду россиянин умер от удара током (5)

В Иркутской области погиб 26-летний маляр, его тело было найдено в ванной. Принимавший ванну мужчина уронил в воду подключенный к электрической сети ноутбук, в результате чего был смертельно травмирован электрическим током (5).

Актуальность. То есть причиной электротравматизма в мирной домашней обстановке всегда является непростительное пренебрежение элементарными правилами осторожности при обращении с электрическими приборами. В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности на различных производствах. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Желательно изготовить такой плакат.(1, с. 102).

Цель: разработать плакат, который позволял бы выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией.

Задачи (направленные по реализации цели проекта).

Изучить действия электрического тока на живые организмы.

Исследовать причины электротравм в домашней обстановке.

Познакомиться с правилами обращения с электроприборами и светильниками.

Познакомиться с мерами помощи при поражении током.

Изучить электротравматизм и состояние помещений.

Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались.

Обсудить расположение плаката.

Новизна работы: изготовление плаката по электробезопасности в быту.

Анализ и систематизация

Основная часть

Действие электрического тока на живые организмы

О поражении молнией писал римский философ Сенека (ок. 4г. до н. э.-65г. р. э.). Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией. Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский ученый Марат Жан Поль (1737-1798). Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80-м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.





Сила тока, как известно из закона Ома, зависит от напряжения, приложенного к проводнику, и его сопротивления. Сопротивление человеческого тела не всегда одинаково и зависит от многих причин. Если кожа на руках загрубелая, замасленная, то контакт с токонесущими проводами или частями машин будет плохой. Между кожей и металлом окажется слой изоляции с высоким напряжением. Наоборот, чистые и особенно мокрые руки создадут очень хороший контакт.

Действие тока

Боль, мышечные сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Наблюдались случаи, когда люди, при одинаковых условиях получавшие кратковременные электрические поражения, переносили их по-разному: одни мгновенно умирали, другие оставались жить. Оказывается, что на исход влияет еще и то, в какой момент сердечного цикла (сокращение, расширение, пауза) действует электрический удар на сердце.

Опасное для жизни напряжение – 50 В. Со вторичными источниками тока, которые включаются в сеть переменного тока с напряжением 36 или 42 В, следует вести себя более осторожно. Особенная бдительность требуется при работе 42 В. Переменное напряжение 42 В существенно уменьшает. Но не ликвидирует опасность поражения электрическим током. В теле человека при таком напряжении может возникнуть эффект неотпускающего тока со всеми опасными для жизни последствиями.

Электротравма

Электротравма - это воздействие на человека электрического тока и напряжения, превышающих по своему значению и длительности максимальные параметры. К таковым относится постоянное и переменное напряжение более 36 вольт и ток более 0,15 ампера. Так, например, электростатический заряд, накапливаемый искусственной шубой, может достигать 6000 Вольт, но мы только вздрогнем, ощутив его, потому что очень слаба величина тока — тысячные доли ампера. Кроме этих параметров учитывается еще и путь тока по организму: так, например, если ток прошел через обе ноги, человек может даже не потерять сознания, а если через левую руку и правую ногу, то даже при меньших значениях тока возможна смерть от остановки сердца. Также опасно прохождение тока через голову и конечности, при падении оголенного провода сверху (обрыв контактной или осветительной сети на улице). Переменный ток для человека обладает большей поражающей силой (6).

Меры помощи при поражении током.

Симптомы и течение. Основным повреждающим действием тока является то, что он вызывает шок с выключением сознания, остановкой дыхания и сердечной деятельности. Вторым поражающим действием является тепло, выделяемое при прохождении тока по телу и вызывающее ожоги и обугливание (6).

При подозрении на поражение электрическим током необходимо:

Освободить пострадавшего от воздействия тока: обесточить электроустановку, которой касается пострадавший, выключить рубильник или предохранитель, отбросить оголенный провод сухим неметаллическим предметом.

Срочно вызвав врача (скорую помощь), но, не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь: уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой (если пострадавший в сознании). Если пострадавший находиться в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой.

Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Основные причины поражения током:

Неисправность приборов или средств защиты;

Замыкание фазовых проводов на землю;

Нарушение техники безопасности при обращении с приборами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за выключенный, контакт токопроводящего оборудования с приборами, находящимися под напряжением) (2, с. 44).

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электрических приборов (2, с. 46).

При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку.

Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками.

Не использовать электроприбор с открытой спиралью.

После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети.

Не оставлять их без надзора.

Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации.

Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. Для этой цели использовать специальные средства.

Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности.

Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.

Электротравматизм и состояние помещений

Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Но в бане смертельным для человека может быть поражение от источника энергии напряжением 12В. Все зависит от условий окружающей среды и состояния человека.

Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас:

В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые)

На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).

Поэтому с точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми. А также иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелин. Поверхности стен, потолков, дверей – гладкая и матовая. Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем в помещении обязательно иметь заземление.


Расположение плаката.

В любой квартире каждая комната имеет определенное назначение. Новому предмету, не относящему к предметам быта, трудно вписаться в окружающую обстановку.

Рассматривая вопрос о расположении плаката, пришлось учесть следующее:

большинство бытовых электроприборов находится на кухне и ими приходится пользоваться именно там. Но на кухне чаще всех бывает только хозяйка;

все члены же семьи, заходя в квартиру или выходя из нее, проходят через прихожую.

Поэтому плакат по электробезопасности нужно расположить на стене в прихожей (желательно рядом с зеркалом).

рассмотрели различные жизненные ситуации, связанные с использованием электроприборов;

выяснили, что делаем правильно, а что неправильно в этих ситуациях;

изучили правила обращения с электроприборами, которые есть у нас в доме;

с этими правилами познакомили членов своих семей и одноклассников;

изготовив, плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в своем доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

Полезно было бы узнать о той помощи, которую мы можем оказать

пострадавшим от электрического тока.

Изготовив плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в

своём доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

Источники информации (литература).

Технология, трудовое обучение, 8 кл, под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1996 г.

Читайте также: