Конспект урока и технологическая карта урока литературы 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель (образовательная, воспитательная, развивающая):

Задачи урока:

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, презентация.

Основные понятия: образ, жанр, сентиментализм, мечтатель.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Технологии: алгоритмического обучения с отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения.

Планируемые результаты:

предметные: научиться анализировать эпическое произведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.

Основные понятия

Проблема, конфликт, характер литературного героя

- дополнительные

Организация пространства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.

Что такое проблема?

Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.

Работа со словарями:

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока.

Обучающимся предложены высказывания:

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).

К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?

2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.

4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.

Представление высказываний Чацкого об уме.

Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;

Работа с выдержками из критических статей.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Проверка степени усвоения учебного материала

Отвечают на вопросы теста,

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)

Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание письменного высказывания и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия ученическая и учительская.

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

Задание 1 уровня:

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Задание 2 уровня:

Сочинение "Моё послание Чацкому".

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Безродная Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 165 г.о. Самара

Предмет: литература

Место проведения: МБОУ Школа № 165 г.о. Самара

Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.

Формы обучения: путешествие, практическая и самостоятельная работа.
Цель: приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.

Развивающие : развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение выказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.

Воспитательные: воспитание патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру, неприятия идей нацизма и шовинизма, воспитание любви к родному языку и литературе, формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Деятельность

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

1 мин

Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить готовность рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством

Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

1 мин

Включение учащихся в деятельность.

Вступительное слово учителя

- Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Работа с эпиграфом

1 мин

Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.

- Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

- Какова цель нашего урока?

- Согласны ли вы с мнением автора?

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

9 мин

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развитие и совершенствование творческих способностей учащихся

-Формирование умения использовать разные способы цитирования;

-Совершенствование умения выразительно читать;

-Выявлять авторскую позицию, формировать собственные ценностные ориентации;

-Оценить интерпретацию художественного текста средствами исследовательской деятельности;

-Подбирать описание героя, объяснять чувства героя, выступающих и собственные чувства;

-Комментировать композицию произведения, художественные достоинства.

Сюжет, образ события, образ рассказчика, композиция, характер, тип, повествователь.

-формирование мировоззренческих понятий;

-нравственно-этическое оценивание, анализ изменения эмоционального состояния в процессе выступления гостей и собственного участия в уроке.

-умение оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

-умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

-умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, оценивание;

-развитие творческого мышления;

-развитие навыков исследовательской деятельности.

-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Читайте также: