Конспект урока и технологическая карта урока литературы 9 класс
Обновлено: 03.07.2024
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель (образовательная, воспитательная, развивающая):
Задачи урока:
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, презентация.
Основные понятия: образ, жанр, сентиментализм, мечтатель.
Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.
Технологии: алгоритмического обучения с отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения.
Планируемые результаты:
предметные: научиться анализировать эпическое произведение
Технологическая карта
Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.
Формируемые УУД
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.
Основные понятия
Проблема, конфликт, характер литературного героя
- дополнительные
Организация пространства
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
II. Актуализация знаний
Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.
Вопросы для обсуждения:
Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.
Что такое проблема?
Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.
Работа со словарями:
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.
III. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.
Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока.
Обучающимся предложены высказывания:
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).
К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.
Владение навыками аргументированного устного высказывания.
Способность ставить новые учебные цели и задачи
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:
1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?
2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.
4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.
Представление высказываний Чацкого об уме.
Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?
Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.
Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;
Работа с выдержками из критических статей.
Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.
Определение основной и второстепенной информации;
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Выдвижение гипотез и их доказательство
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности
Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности
Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.
Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.
Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;
Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
VI. Работа с самопроверкой по эталону
Проверка степени усвоения учебного материала
Отвечают на вопросы теста,
Поиск и выделение необходимой информации
Формирование навыков самооценки
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)
Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.
Самостоятельная творческая работа
Создание письменного высказывания и его представление
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Рефлексия ученическая и учительская.
Оценивают свою работу на уроке
Заполнение рефлексивной карты
Сегодня на уроке я:
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
Формирование навыков рефлексии
Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Задание 2 уровня:
Сочинение "Моё послание Чацкому".
Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Безродная Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 165 г.о. Самара
Предмет: литература
Место проведения: МБОУ Школа № 165 г.о. Самара
Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, творческий.
Формы обучения: путешествие, практическая и самостоятельная работа.
Цель: приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.
Развивающие : развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение выказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.
Воспитательные: воспитание патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру, неприятия идей нацизма и шовинизма, воспитание любви к родному языку и литературе, формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Деятельность
Деятельность
Обучающихся
Планируемые результаты
1 мин
Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить готовность рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок
Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.
- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством
Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности
1 мин
Включение учащихся в деятельность.
Вступительное слово учителя
- Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.
Прошла война, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Работа с эпиграфом
1 мин
Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели
- На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.
- Как вы считаете, о чем мы будем говорить?
- Какова цель нашего урока?
- Согласны ли вы с мнением автора?
… Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Обучающиеся анализируют эпиграф, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
9 мин
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
2. Развитие и совершенствование творческих способностей учащихся
-Формирование умения использовать разные способы цитирования;
-Совершенствование умения выразительно читать;
-Выявлять авторскую позицию, формировать собственные ценностные ориентации;
-Оценить интерпретацию художественного текста средствами исследовательской деятельности;
-Подбирать описание героя, объяснять чувства героя, выступающих и собственные чувства;
-Комментировать композицию произведения, художественные достоинства.
Сюжет, образ события, образ рассказчика, композиция, характер, тип, повествователь.
-формирование мировоззренческих понятий;
-нравственно-этическое оценивание, анализ изменения эмоционального состояния в процессе выступления гостей и собственного участия в уроке.
-умение оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
-умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, оценивание;
-развитие творческого мышления;
-развитие навыков исследовательской деятельности.
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Читайте также: