Основы дизайна 5 класс технология конспект

Обновлено: 06.07.2024

2 Этапы урока: 1. Организация начала урока. 2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. 3. Изучение нового материала, первичная проверка знаний. 4. Закрепление знаний. 5. Подведение итогов урока.

3 Цели урока: Повторение пройденного материала Познакомиться со значением слова дизайн. Познакомиться с видами дизайна интерьера. Познакомиться с общими правилами дизайна. Начать работу над эскизом проекта дизайна интерьера.

4 Что такое Декоративно – прикладное искусство ? ДПИ- (от лат. decoro - украшать) – создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью.

5 Ткани Одежда Мебель Посуда Украшения Игрушки Предметы декоративно- прикладного искусства: Предметы декоративно- прикладного искусства:

6 Проектировать, конструировать. Придумывать, разрабатывать новую, удобную, красивую, предметную среду для человека. Дизайн-( англ. сл. design ) это слово означает :

7 Интерьер - это Внутреннее обустройство помещения

8 Виды Дизайна интерьера Дизайн гостиной

9 Виды Дизайна интерьера Дизайн кухни

10 Виды Дизайна интерьера Дизайн спальни

11 Виды Дизайна интерьера Дизайн ванной

12 Виды Дизайна интерьера Дизайн детской комнаты

13 Виды Дизайна интерьера Дизайн офиса

14 Гармония- Согласованность,стройность в сочетании чего-нибудь: красок, интересов, предметов, звуков и т. д.(сл. С.И. Ожегова)

15 Общее правило дизайна Гармоничное сочетание : Формы Цвета Расположения предметов

16 Центральное место в квартире Гостиная Столовая

17 Комната для отдыха Спальня

18 Комната гигиены ванная

19 Главное правило создания дизайна интерьера- ничего лишнего

20 люди, умеющие придумывать новые формы вещей, предметов и помещений. Дизайнеры-

Цель: Получить представления о дизайне, как о виде, современного изобразительного искусства. Познакомить учащихся с историей и видами дизайна.

Задачи:

  1. Обучающие: (углубление эстетического познания; знакомство учащихся с историей и видами дизайна).
  2. Развивающие: (развитие композиционного мышления, художественного вкуса; развитие творческого воображения; развитие интереса к предмету).
  3. Воспитательные: (воспитание собранности, аккуратности; воспитание умения планировать свою работу; воспитание бережного отношения к своему здоровью).
ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Ступинского

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Открытое занятие на тему

Основные виды дизайна.

Педагог дополнительного образования

Пыжова Ольга Григорьевна

Цель: Получить представления о дизайне, как о виде, современного изобразительного искусства. Познакомить учащихся с историей и видами дизайна.

Задачи: Обучающие: (углубление эстетического познания; знакомство учащихся с историей и видами дизайна). Развивающие: (развитие композиционного мышления, художественного вкуса; развитие творческого воображения; развитие интереса к предмету). Воспитательные: (воспитание собранности, аккуратности; воспитание умения планировать свою работу; воспитание бережного отношения к своему здоровью).

Оборудование занятия: заготовки, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Тип занятия: изучение нового материала, комбинированный.

Методы: лекционный, частично-поисковый.

  1. Проверка усвоения обучающимися нового материала.

5.1. Работа в группах по созданию дизайна.

5.2. Представление работ.

Подготавливаем презентацию к просмотру, Сообщаем цели занятия и название практических работ. Обучающиеся в это время проверяют рабочее место.

Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

Давайте разберёмся, почему дизайн так актуален в наше время?

Для того что бы решить поставленную задачу, мы с вами познакомимся с историей дизайна, выясним, какие цели и задачи стоят перед дизайном и рассмотрим виды дизайна. Затем мы выполним практическую работу.

3.Цели и задачи дизайна

Цель дизайна - художественное проектирование предметно-пространственной среды человека, конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

  1. польза и красота
  2. удобство
  3. простота изготовления
  4. серийность
  5. транспортировка
  6. упаковка и т.д .

4.Презентация "Виды дизайна"

Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.

Графический дизайн - это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы.

Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.

Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги. Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.д.).

Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации).

Визаж - участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист - дизайнер и архитектор лица. Понятие "макияж" имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом - искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)

Дизайн одежды - моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.

Фитодизайн - составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, а так же целостное оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт помещения и улучшает его микроклимат.

Ландшафтный дизайн - дизайн среды. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.

Беседа: с какими видами дизайна вы познакомились.

4.1.Проверка усвоения обучающимися нового материала.

Проводится в виде тестирования

а) процесс создания новых изделий
б) художественное украшение предмета
в) создание художественных изделий используемых в быту

Графический дизайн это:

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в) составление композиций из цветов

Проект внутреннего убранства помещения называется:

а) дизайн одежды
б) дизайн интерьера
в) книжный дизайн

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в) составление композиций из цветов

Конструирование станков, бытовых приборов и транспортных средств это:

а) дизайн одежды
б) дизайн интерьера
в) промышленный дизайн

Фито дизайн это:

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в) составление композиций из цветов

Моделирование и конструирование одежды это:

а) дизайн одежды
б) дизайн интерьера
в) книжный дизайн

А сейчас мы более подробно познакомимся с дизайном упаковки.

Педагог еще раз возвращается к презентации той части, где представлен дизайн упаковки, обращает внимание детей на выставку разных видов упаковок.

Сегодня на занятии мы будем декорировать упаковки, применяя полученные раннее знания.

5.1. Работа в группах.

Обучающиеся делятся на 3 группы для выполнения совместной работы. Перед каждой группой ставится конкретная задача: декорировать упаковку шоколадных конфет. Для выполнения поставленной задачи педагог обеспечивает рабочим материалом группу – развертка упаковки, цветные карандаши и фломастеры.

После выполнения работы один воспитанник из каждой группы представляет разработанный свой дизайнерский проект.

Далее идет обсуждение каждого проекта, дети называют лучший.

6 . Подведение итога занятия

Вопросы: Что нового вы узнали на занятии?

Вывод. Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства - дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были дизайнерами .

7. Домашнее задание.

Декорировать упаковку для духов к 8 марта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: "Зимние виды спорта"


Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года.

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)

Цели урока: · образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки .


Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"

Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая техно.


Открытое занятие предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 1 и 2 г.г. обучения).


Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения).

Занятие, направленное на ознакомление с новыми видами деятельности. Активизация эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования педагогических технологий, р.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание:

Ознакомить учащихся с элементами национальной культуры;

2.1Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки зарисовки эскиза;

2.2 Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других;

2.3 Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской идентичности.

Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайнер одежды.

Методическое оснащение урока:

Компьютер, мультимидийный проектор;

Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд (приложение №2);

Мобильная выставка кукол в народных костюмах (приложение №3);

Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.;

Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации (приложение №1), показ выставки работ народного творчества (приложение №3).

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация новых знаний (3 мин.)

Вид проверки: Устная.

Форма проверки: Фронтальная.

- Какие виды художественных ремесел вы изучали в начальных классах?

(работа с природными материалами)

- Назовите направления народного творчества умельцев России.

(вышивка, ковроткачество, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани и др.)

- Как вы думаете, что такое национальная культура и в чем она может проявляться?

(народное творчество народов, в танцах, песнях, сказках, одежде, архитектуре и др.)

Изложение нового материала (20мин.)

Художественные ремесла.

Декоративно-прикладное искусство.

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. В далеком прошлом все изделия декоративно-прикладного искусства несли национальный характер. Давайте выясним, что такое национальная культура? Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, способ выражения народного самосознания. Но это не только устное народное творчество как песни, пословицы, поговорки, сказки, анекдоты и предания, но так же фольклор — это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог, а фермер на наследственном поле учит сына работать на земле или как предсказать по луне или ветру погоду при посеве или уборке урожая.

Наша страна является многонациональной, на территории Российской Федерации проживает более 190 народов. В нашем Поволжском Федеральном округе наиболее распространенные 4 национальности, это – русские, татары, чуваши, мордва. И конечно же, у каждого народа свои особенные черты фольклора. Свои песни, свои сказки, свои народные костюмы и т.д. Через эти элементы национального фольклора мы можем наблюдать всю красоту нашей многонациональной страны.

Темой нашего сегодняшнего занятия будет декоративно-прикладное искусство. Но для начала, вам нужно будет разгадать ключевые слова нашей темы, а сделать это с помощью ребусов.

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы, металл. Постепенно форма изделий совершенствовалась, появлялись особые рисунки, орнаменты, цветовая гамма. Создание всех изделий народного творчества сопровождалось устным фольклором.

Национальная культура содержит в себе все знания, умения, навыки предков, которые в процессе деятельности передаются из поколения в поколение с помощью песен, преданий, сказок, пословиц, анекдотов, танцев, архитектуры, театра, декоративно-прикладного искусства и т.д. Давайте посмотрим приложение №2 с известными пословицами и поговорками и проговорим их.

Народное искусство хранит вековые традиции и передает их из поколения в поколение. С давних пор и до наших дней существует народная традиция отмечать все самые значимые события в жизни. В семье – это рождение, свадьба, похороны. В хозяйстве и труде – праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбора урожая. Они сопровождались обрядами и народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Например, на свадьбу невеста надевала самый нарядный костюм, а потом хранила и берегла его всю свою жизнь, передавая дочери, внучке. В русской избе красный угол украшали длинными полотенцами с вышитыми или узорными концами. В таких изделиях мы можем увидеть фольклор в интерьере дома того времени.

Современные произведения декоративно-прикладного искусства служат для оформления быта и интерьера. Это одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и применением устного фольклора при изготовлении изделий народного творчества.

Узорное ткачество.

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением. Отсюда произошло название ткани – домотканое полотно. Более сложным мелкоузорчатым переплетением с использованием цветных ниток ткали края полотенец, пояса, ленты, тесьму, дорожки, элементы одежды. Такое ткачество называлось узорным).

Вышивка – самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными (по счёту нитей ткани) и сквозными (по разреженному полотну) швами.

Для выполнения сквозных вышивок часть нитей полотна выдергивалась, а на остальных выполнялась легкая, изящная, ажурная вышивка. Самая знаменитая из них – крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые розетки, звезды цветы, образующие декоративный узор.

Кружевоплетение.

Считается, что в России начали плести кружева в XVI-XVII вв., подражая западноевропейским мастерам. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Волгоградской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дрожки а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, косынки и шарфы.

Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава. Вяжут такие изделия, как платки, шапки, шарфы, свитеры, варежки, носки.

Знаменитый не только в России оренбургский ажурный пуховый платок – это вязаный платок из козьего пуха. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургской крае еще в XVIII в.

Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль), толстый и теплый, серого цвета; паутина – ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка; палантин – тонкий шарф-накидка, который по способу вязания аналогичен паутинке.

Роспись по дереву.

Старинный русский народный промысел хохлома появился в XVII в. близ Нижнего Новгорода. Хохломская роспись – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выполняют черной и красной краской (с добавлением желтой и зеленой) по золотистому фону. На древесину при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После росписи изделие три-четыре раза прогревается в печи, в результате серебристый цвет меняется на медово-золотистый. Традиционные элементы хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Другой вид росписи по дереву – городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону. Когда-то ею украшали прялки (гребень и донце), мебель, ставни, двери. Городецкая роспись изображает цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петухов, коней, жанровые сцены.

Роспись по ткани.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесены на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются.

Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносится резерв, в затем соответствующая ткани краска.

Ковроткачество.

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Сначала ковры были утилитарным предметом домашнего обихода. Прежде всего, их использовали для покрытия глиняного пола, утепления каменных стен жилища в холодное время года. Ковры заменяли мебель.

Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии.

Создание ковра или даже небольшого коврового изделия – очень трудоемкий процесс.[10]

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. На первый взгляд может показаться, что в них нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так. Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности. Одни куклы являлись оберегами и предназначались для сохранения благополучия дома, семьи, детей, (Берегиня, Крупеничка), другие использовались в различных ритуалах, по завершению которых не всегда оставались в целости и сохранности (Масленица, Купавка), третьи были не столько обережными, сколько игровыми (Зайчик-на-пальчик, Кукла-на-ложке).

Когда в семье рождался ребенок, над его кроваткой появлялись куколки которые не только забавляли малыша, но и отвлекали внимание злых духов и недобрых людей. Ребенок подрастал и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок-на-подарок и при подносил ее родителям с ритуальной благодарственной речью. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию.

Другие возрастные категории тоже отмечались куклами - кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.

Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.

Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда даже без ножниц, - то есть ткань не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест. Изготовление такой куколки очень часто сопровождалось различными наговорами, чтобы усилить защитные свойства оберега и обязательно - с чистыми помыслами и благостными пожеланиями тому, кому предназначался подарок.

Оберегли для собственного дома должны быть сделаны собственноручно хозяйкой - только тогда они имеют по настоящему защитные магические свойства. А еще у куклы не должно быть лица, потому что считается, что кукла, получающая лицо тем самым получает и самостоятельность и свободу, а значит теряет обережные функции. Так что, покупая сегодня в магазине куклу-оберег, на самом деле вы покупаете просто элемент декора или сувенир, а не настоящую бережную куклу.

Вводный инструктаж (15 мин.)

Организация рабочего места

Аккуратность выполнения работы

Практическая работа (15 мин.)

Текущий инструктаж (13 мин.)

В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.

Заключительный инструктаж (5 мин.)

Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.

Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.

Дидактические средства обучения:

примеры гармо­ничных цветовых композиций.

Формируемые УУД:

Личностные

воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.

Регулятивные

сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Познавательные

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход занятия

1. Организация урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Изложение нового материала(слайд №1)


Вопрос к обучающимся:

Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)


В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)


Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

ленточным

сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)


геометрический, состоящий из различных элементов;

меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

птичий;

с изображением человеческих фигур и полуфигур;

шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)


- Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

- горизонтальной волнистой – воду,

- вертикальной волнистой – дождь,

- треугольником – горы,

- скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

- Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

квадрата и ромба.

- Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

- Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

- Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

Средства композиции(слайды №10-12)


Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их.(слайд №13)


Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)

4. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1 задания 24из рабочей тетради.

5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)


2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?

Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная.

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

6. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1-3 задания 26из рабочей тетради

7. Практическая работа(слайд № 17)


Создание композиции в графическом редак­торе (или на бумаге в клетку)

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;

для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящие­ся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Контроль формирования знаний

9. Домашнее задание

1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.

3 Ход урока Этапы урока, учебные задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Прим ечани я 1.Организационны й момент Подготовка презентации. Проверяют рабочее место 2.Актуализация знаний Вступительная беседа. Включаются в работу История дизайна 3.Работа над новым материалом Показывает подготовленную презентацию Смотрят, слушают, обобщают знания Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса Выслушивают разные точки зрения 4.Закрепление.конспектирование Виды дизайна. Основные требования к дизайнерской работе. Типы проектно графических изображений Высказывают свое мнению и комментарии к презентации Выражают эмоции. 5.Итог урока. Рефлексия Вопросы к учащимся Активно подводят итог урока Отвечают, рассказывают, обобщают. высказывают свои чувства и отношение к уроку

8 Что является отличительной особенностью знакового изображения (логотипа)? Какие типы проектно графических изображений вы знаете? Основные виды дизайна?

Читайте также: