План конспект интегрированного урока по технологии

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока : Волокна растительного происхождения. Рисунок на ткани.

Цель урока : познакомить с тканями растительного происхождения. Построение композиции. Раппорт

Задачи : - познакомить с классификацией волокон; волокнами растительного происхождения,

- познакомить со свойствами тканей растительного происхождения,

- научить распознавать нити основы и утка; лицевую и изнаночную стороны ткани,

- познакомить с полотняным переплетением,

- учить составлению рисунка и композиции,

- закреплять навыки работы карандашом и акварелью,

- развивать эстетический вкус и аккуратность в работе.

Методы проведения : рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, объяснение, инструктаж, наблюдение.

Объекты труда : определение свойств тканей из натуральных волокон, определение вида раппорта в рисунке ткани.

Метапредметные связи : ИЗО, технология, история, биология, химия

Кожина, О. А. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2017.

Технология.: Обслуживающий труд. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой/. - М. : Дрофа, 2016.

Ход занятия:

Вводная беседа. Постановка цели

Первичное закрепление. Оба учителя

Приветствие. Отметить отсутствующих, назначить дежурных.

Мы с вами поговорим о тканях. Что же такое ткань? Это цель сегодняшнего занятия.

Ткань – это материал с которым мы сталкиваемся ежедневно. Из ткани сшита практически вся одежда. Где еще можно встретить ткань? Как она используется?

Ткань – материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка между собой. (Определение записать в тетрадь)

Из чего же состоит ткань? (рассмотрение ткани под лупой). Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей – пряжи. Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенных для производства ткани и ниток. (Определение записать в тетрадь)

Сырьем для получения ткани служат текстильные волокна. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Определение записать в тетрадь) Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, ткани и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические ( Работа по таблице ).

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются вмешательства человека в природу.

Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

Натуральные растительные волокна получают из хлопчатника, льна, пеньки, кенафа и других растений

Хлопчатник – это однолетнее растение деревовидной формы (показ). Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называются хлопком . Волокна хлопка представляют собой сплющенные извитые трубочки (показ образцов из школьного методического пособия). (Определение записать в тетрадь)

Свойства хлопка : отдельные волокна хлопка при рассмотрении невооруженным взглядом представляют собой очень тонкие волоски. Волокна хлопка имеют различную длину от 6 до 52 мм. Зрелые волокна более прочные, нем незрелые. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречается бежевый, зеленый и другие оттенки.

Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Волокна хлопка горят ярко-желтым пламенем, образуя серый пепел. Во время горения ощущается запах жженой бумаги.

Хлопок применяют в производстве ткани, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д

Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы, удобны в носке, легко стираются и утюжатся. (Свойства кратко записать в тетрадь)

Лен – однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существуют 3 вида льна: лен-долгунец, лен-кудряш, лен-межеумок. Для получения волокон выращивают лен-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 м и диаметром 3-5 мм (показ). (Определение записать в тетрадь)

Свойства льна : толщина волокон льна 15-26 мм. Цвет волокон льна от светло-серого до темно-серого. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гадкую поверхность (показ). Впитывают влагу льняные волокна больше, чем хлопковые. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок.

Стойкость льна к свету намного выше, чем хлопка. На ощупь волокна всегда прохладные, жесткие. Горит лен так же, как хлопок.

Льняное волокно используют летних для производства костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец и т.д. Льняные ткани имеют гладкую блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются. (Свойства кратко записать в тетрадь)

Практическая работа .

Таблица №1 в учебнике.

1.Рассм отри волокна льна и хлопка.

2.Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь, вынимая из ткани с помощью иглы.

3.Начерти в тетради таблицу №1.

4.Запиши в таблицу отличительные признаки.

Производственные этапы изготовления ткани.

волокно → нити (пряжа) → ткачество → суровая ткань (суровьё) → → отделка → готовая ткань ( запись в тетрадь ).

Первым этапом в производстве тканей является получение нитей (пряжи) из волокон. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, разрыхляют на машинах, очищают от сора, перемешивают, а затем вытягивают в тонкую ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница . (показ). На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на шпули. (показ)

пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань. Рассмотрите на образцах через лупу направление нитей. Вы видите, что нити идут вдоль ткани и поперек, т.е. они переплетаются. Существуют различные виды переплетений нитей. Самое простое – полотняное , в котором нити переплетаются через одну. (Показ. Зарисовка схемы переплетения).

Присмотритесь, нити, идущие вдоль ткани более ровные, поэтому и более прочные, ведь они служат основой ткани. их так и называют нити основы или долевые нити . А нити, расположенные поперек ткани, называют нитями утка'. Обратите внимание, что уточные нити при повороте огибают крайнюю нить основы. Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения. Они более мягкие, гибкие, пушистые. Т.е. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Рассмотрев образец ткани, вы видите, что с двух сторон ткани по долевой нити образуются не осыпаемые края – кромки . Кромка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей основы. По направлению нитей основы ткань не тянется, а попрек, по утку тянется хорошо. ( Работа в парах по определению долевых и уточных нитей ).

Вот ткачи получили ткань на ткацком станке. Она имеет серый цвет или желтоватый и называется суровье. Поверхность ее шероховатая и поэтому ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают специальными составами и, наконец, красят. Все эти операции выполняют на лицевой стороне ткани. Поэтому она более гладкая, на ней меньше узелков и ворсинок. На изнаночной стороне рисунок бледнее. Краску наносят с помощью печатных машин.

Давайте еще раз рассмотрим ткань. Она имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Чем они отличаются?

Ткань сначала отбеливают, затем красят в какой-либо цвет или наносят рисунок.

Рисунок наносится на лицевую сторону ткани. Об этом нам поведает . . . . – учитель ИЗО

Чтобы ткань имела такой красивый вид с различными рисунками и цвета, их нужно разработать и нарисовать эскиз будущего полотна. Этим занимаются художники в мастерских. Они на бумажном полотне прорабатывают рисунок. И мы с вами попробуем себя в роли такого разработчика. Ваша задача – придумать узор для будущей ткани. Продумайте композицию рисунка: повторяется он или располагается на всю ширину ткани; на каком расстоянии находятся элементы рисунка и какого они цвета; фон ткани. Не забудьте применить законы композиции при ее построении. (Показ лоскутов ткани с рисунками и комментарии к ним).

Обратили ли вы внимание, что рисунок повторяется ни один раз? Это особенность называется раппорт (франц. приносить обратно) Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка. Повторяется он многократно с определенной очередностью, периодичностью, друг над другом или по диагонали.

Практическая работа .

Выполнение в набросков в карандаше, индивидуальная помощь обучающимся.

Уточнить выполненный эскиз, подготовить его для работы краской.

Давайте мы придадим нашей ткани цветовую гамму. Каждый элемент должен иметь свой цвет или оттенок, подбираем их с особой тщательностью. Рекомендуемые тона - сочетание теплых и холодных оттенков. (Упражнение на доске на палитре)

Начинать работу необходимо с более светлых тонов. Краску накладывать равномерно. Если необходим контур, обводка ее следует делать того же цвета, но на несколько тонов темнее или черным.

Выполнить элементы в цвете.

С какой группой волокон мы познакомились?

Из какого сырья изготавливают ткань?

Признаки определения направления нитей в ткани? Как определить направление нити основы в ткани?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 37-39 5 класс 19.12.18 Кашутина Г.В.

БелянскаяО.Н.

Цель: учить пришивать пуговицы соблюдая правила по техники безопасности при работе с иглой и ножницами, учить готовить закуски, эстетично оформлять блюдо;

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся пришивать пуговицы со сквозными отверстиями . Познакомить учащихся с историей и техническими сведениями о пуговицах. Расширять кругозор и прививать интерес к изучению окружающего

Коррекционно-развивающая : развивать мелкую моторику пальцев рук через выполнение практических заданий, мышление, речь.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предметам.

Оборудование: инструкционная карта, виды пуговиц, шаблоны, презентация, вареные яйца, помидор, майонез, зелень для украшения, одноразовые перчатки.

Методы: словесный рассказ, беседа, наглядный, практический.

Тип урока: интегрированный урок.

Межпредметные связи: технология, СБО, биология, история.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Постановка цели и задач урока технологии.

3. Объяснение нового материала.

4. Проведение практической части урока.

5. Закрепление материала.

6.Постановка цели и задач урока СБО.

7. Объяснение нового материала.

8. Проведение практической части урока.

9. Закрепление материала.

10. Оценка знаний обучающихся.

11. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный этап.

"Встали все у парт красиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнем урок труда"

Эмоционально – положительный настрой учащихся на урок.

Пускай небесный Чудотворец

От всяких бед вас оградит

Дорогие нужные откроет
Удачей, счастьем наградит

Чудотворец принес подарки не только послушным детям, но и трудолюбивым детям, которые имеют умелые ручки. А вот какие они умелые мы покажем на необычном уроке, который объединит уроки швейного дела и социально-бытовой ориентировки.

2.Введение в тему.

О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, разгадав загадку

Мы такие разные

Зелёные и красные,

Как ягоды неспелые.

И по форме разные:

Как столы квадратные,

Как башни треугольные,

Такие все приятные,

Такие все довольные.

Кое – кто с двумя глазами,

А бывают с четырьмя,

Гордо смотрит на тебя.

А другая, вон, лежит,

Снизу на тебя глядит.

Из материала разного,

Но всё равно прекрасные,

Из дерева, пластмассы,

Металла и стекла,

Из кожи и из ткани,

По назначенью разные,

Одежду украшают нам

3. Изучение нового материала

Немного из истории. (презентация ).

- Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с пуговицами. Будем учиться пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Али, Ваня будут пришивать пуговицы с двумя отверстиями.

Работа с шаблонами.

Сейчас поработаем в тетради при помощи шаблонов, зарисуйте пуговицы и нарисуйте на пуговицах способы пришивания пуговиц

4.Практическая работа по пришиванию пуговиц.

У хорошей хозяйки постепенно накапливаются пуговицы от старых вещей. Лежат они себе в баночке до тех пор, пока не появится желание сделать что-либо интересное и красивое из них. И всё будет зависеть от возраста мастерицы и её навыков. Я предлагаю заняться не ремонтом вещей и заменой фурнитуры, а изготовлением настенных панно, которые отлично украсят любой интерьер.

Пришивание пуговиц на аппликацию.

Индивидуальная помощь детям по мере необходимости.

Техника безопасности.
При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.

Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани.

Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду.

Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями. · При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой. · Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см.

Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы.

Пришивая пуговицы нужно помнить о правилах, которые необходимо соблюдать при пришивании пуговиц:

1. Пришивают пуговицы вдвое сложенной нитью.

2. Нитки подбирают по цвету к пуговице.

3. Пришивая пуговицу, ткань прокалываем иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговку.

4. С изнаночной стороны стараемся проколы иглы делать в одних и тех же местах.

Составление панно (картины)

Возле леса на опушке
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый ..

1.Для чего служат пуговицы в одежде? (Ребята отвечают “Для застёгивания и отделки

2.Какие пуговицы бывают по назначению? (Ребята отвечают “Плательные, пальтовые,

костюмные, брючные, форменные, детские”).

3.Как правильно пришивают пуговицу с двумя отверстиями? (Ребята отвечают “Пуговицу

с двумя отверстиями пришивают к одежде катушечными

нитками под цвет пуговицы, 4-

мя стежками стежками в каждую пару отверстий”).

Вы сегодня убедились, что искусство рукоделия несложно, оно требует всего лишь терпения, аккуратности и определённых навыков. А для творческого человек после освоения даже простейших навыков уже открывается широкое поле деятельности для его фантазии! Так что дерзайте, творите. Пробуйте и получайте удовольствие от своего труда!

Самолет перенесет нас из одного урока в другой, где вы продолжите знакомиться с таким красивым, но опасным грибом-МУХОМОРОМ.

8.Рассказ учителя о мухоморе

Да, мухомор ядовит и опасен для человека, но в лесу он всем нужен: и животным и растениям. Его с удовольствием едят слизни. И белки откусывают понемножку, и сорока. А лоси проглатывают целиком, бывает по 5 – 6 штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство.

Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями, отдавая деревьям часть воды и питательных веществ, которые они всасывают для себя из почвы. А для опытного грибника он - как сигнал: появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета.

И, что ещё очень важно: присмотритесь к мухомору – как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес.

9.Объявление темы и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим тему нашего урока и приготовим закуску из вареных яиц, оформив их в виде мухомора.

10.Организация рабочего места

Посмотрите внимательно, что нам понадобится для работы?

Рассмотрите внимательно шаблон изделия и скажите, из каких частей оно состоит? (шляпка, ножка гриба, травка, пятнышки для шляпки)

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. При этом один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. Интегрированный урок могут проводить оба учителя вместе, что не всегда получается, или один учитель при соответствующей предварительной подготовке по теме другого предмета. Чаще всего такие интегрированные уроки удобно проводить при защите творческих работ (проектов) учащимися или на уроках, носящих общий характер (например, ознакомление с русским деревянным зодчеством). Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. В соответствии со всем выше сказанным я использую в своей педагогической практике такие интегрированные уроки. Чаще всего это бывают уроки технологии и ИЗО, технологии и МХК, технологии и информатики. Например, при изучении теоретического материала на уроках технологии часто использую презентации учащихся, которые они готовят к занятиям самостоятельно или с помощью учителя. Это способствует не только развитию их навыков работы с компьютером, но и формирует их умение добывать, выискивать информацию самостоятельно в различных источниках, включая Интернет. Главным преимуществом использования компьютера является наглядность. Большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти и воздействие на неё очень важно в обучении. Немаловажно и то, что высвобождается время у самого учителя, он уже выступает в роли консультанта и координатора действий учащихся. Помимо презентаций по теме урока, презентаций проектных работ, учащиеся еще учатся создавать рекламные листки. Создание рекламы с помощью компьютера позволяет легко варьировать расположение и изменять размеры объектов на листке, добиваясь наиболее рационального варианта. Имеется возможность получать многоцветное изображение, использовать различные способы заливки и текстуру, а также большую библиотеку автофигур. Ребенок, не имеющий ярко выраженных художественных способностей, может оформить рекламу правильно, со вкусом, что повышает его самооценку. В последнее время, в связи с повышением требований со стороны государства к формированию ключевых компетентностей учащихся, начинаю применять в своей практике интегрированные уроки технологии и русского языка, технологии и литературы. Это позволяет формировать у учащихся не только технологическую компетентность, но и коммуникативную и информационную, расширяет их кругозор, обогащает их словарный запас, развивает речь.

Предмет – технология, литература

Тема раздела - Художественная обработка древесины

Общедидактическая цель – изучение способов обработки древесины прорезной резьбой, освоение приемов изготовления узора наличника и фасада дома; ознакомление учащихся с историческим литературным прошлым деревянного зодчества, развитие речи, обогащение словарного запаса школьников.

Тип урока – комбинированный.

Цели по содержанию урока:

  • познавательные:систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке древесины; активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки материалов;
  • развивающие:освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических и практических знаний электроинструментов при изготовлении узора наличника и фасада дома;
  • воспитательные:формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор с экраном, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, чертежи и рисунки.
  • Заготовки из древесины.
  • Разметочный инструмент: линейки, карандаши, столярные угольники. Рабочий инструмент: ножовки, приспособления для распиловки, сверлильный станок, лобзик (2шт.), шлиф. машинка.
  • Образцы элементов изделия. Образцы деревянных изделий: элементы наличников, гардины, шкатулки, солонки, тарелки.
  • Демонстрационный столик.

Указание использованных источников информации в соответствии с требованиями ГОСТа

Структура урока

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

3. Практическая работа (работа по группам):

  • изготовление изделия;
  • получение практических навыков и умений;
  • контроль за соблюдением технологии;

4. Заключительная часть:

  • оценка проделанной работы;
  • рефлексия;
  • уборка рабочих мест и помещения;

Ход занятия.

Учитель технологии:Урок у нас сегодня не совсем обычный. Это урок - дуэт, и вести мы его будем вдвоем – т.е. два учителя: литературы и технологии /идет представление учителей/. Сегодня на уроке мы ознакомимся с историей деревянного зодчества, вятскими деревянными кружевами, научимся изготавливать наличники и элементы фасада дома. Работать с вами будем в двух группах по определенному плану (Приложение. См. слайды 1 - 3)

Учитель литературы: Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. На Вятке бытует поговорка: “ Плотник – первый на селе работник ”. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и “двора”, делали из древесины. Наши предки изумляли мир деревянными хоромами, пользовались деревянной посудой и мебелью, искусно украшали их резьбой и росписью. Гостей встречало лицо дома – резные наличники, резные ворота, украшенное резьбой точеное крыльцо, а в доме – ступа, корзины, колыбель для ребенка, посудный резной шкаф со створками, расписанными цветами, с берестяной утварью на полках (см. слайд №4)

Словарная работа: Плотник - от русского слова “плот” - сплав бревен по реке. Слово “изба” произошло от древнерусского слова “истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с печью. “…Плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. На том и стояло плотницкое мастерство”. Народные мастера, а ими были русские мужики, возводили, подлинные произведения искусства. Шедевры народного деревянного зодчества – не просто памятники архитектуры, но и свидетельство высочайшего плотницкого мастерства /на доске вывешены напечатанные слова: плотник, истопка, изба, очаг.) Значение слов наличник, фронтон, фасад учащиеся пытаются объяснить сами, а затем сверяют с объяснением слов в Толковом словаре Ожегова. (см. слайд №5)

(см. слайд №6) (Ученик читает заранее приготовленное стихотворение наизусть):

Издалека различимое всюду,
В северном сумраке вдруг засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие ввысь купола.
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся “бочонок” к “бочонку”.
Знал он, какая ждала их судьба,
Мастер закончил свою работенку,
Пот отирая тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
“Церковь, - промолвил он, - выполнил Нестор,
- Не было, нет, и не будет такой…”

Вятка очень богата лесами, и поэтому в старину дерево было основным строительным и поделочным материалом. Сначала люди строили деревянные дома, потом, с развитием культуры, появились новые ремесла. Люди начали украшать свои дома внутри (от резного стола до ложки с орнаментом) и снаружи (резные двери, рамы, обрамления), при этом дом становился более нарядным. Дома строились добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Избу срубить – не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно, на века. И чтобы жить в нем тепло и уютно, и чтобы всякий, кто смотрит, порадовал.

Учитель литературы: (см. слайд №8)

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы. (Сергей Есенин)

Учитель технологии: Вот и мы с вами постараемся изготовить наличники и элементы фасада дома как настоящие мастера, чтобы они получились красивыми и качественными. А это зависит от того, как вы, ребята, будете работать, с душой, с любовью, со старанием. А ещё очень важно, в каком вы настроении. Перед вами лежат цветные листочки бумаги. Красный листочек – соответствует бодрому, веселому настроению; зеленый - хорошему; синий – плохому. Подумайте и поднимите листочек соответствующий вашему настроению сейчас.

Вопрос ученикам: Какие виды украшений домов использовали в старину? (ответы учеников)

Учитель технологии: Способов изготовления украшения домов множество – это и оформление геометрической резьбой, рельефной, контурной, накладной, множественные росписи. Но сегодня мы с вами разберем оформление прорезной резьбой. Как вы знаете, что все эти украшения наши прадеды выполняли вручную с помощью топора, стамески и ножовки. В наше время выполнять такие украшения намного легче, если имеются в наличии такие электроинструменты как лобзик, фрезер, сверлильный станок.

- Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки выпиливания лобзиком, сверления отверстий сверлильным станком, а также фрезерования изделий. При работе необходимо соблюдать правила безопасной работы с электроинструментами и ручным столярным инструментом.

– Какие ПБ вы должны соблюдать при работе электроинструментом и ручным столярным инструментом?

- А сейчас переходим к практической части занятия.

Сейчас вы должны выполнить эскизы, перенести их на шаблон и изготовить изделие по шаблону. Можете использовать образцы оформления наличников и фасада дома (см. слайд №9). Можете использовать образцы оформления наличников и фасада дома. (см. слайд №10)

Работать будем в двух группах:

  • 1 группа: изготовление наличника на окно
  • 2 группа: изготовление элемента для украшения фасада дома

(При выполнении практической работы учитель технологии корректирует действия учащихся, обращает внимание на ошибки, показывает индивидуально приемы работ.)

Учитель технологии:Вот мы и выполнили практическую задачу по изготовлению украшения фасада дома. Обе группы приступили к изготовлению своих элементов украшения дома. Давайте подведём итоги урока: Что вы нового узнали? Что вам запомнилось?

Учитель литературы: (см. слайд №12)

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне:
Мир жестокий спасет красота.

Но наивными все же не будем,
Исповедуя истину ту:
Мир спасет красота, если люди,
Если люди спасут красоту.

Учитель технологии: Вот и хорошо – настроение отличное, карточки зеленые и красные. На этом урок окончен. Спасибо за урок, ребята!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование правильной культуры поведения на улице; изготовление макета светофора
Задачи: - обобщить и расширить знания детей правила дорожного движения;
- учиться применять полученные знания о ПДД в повседневной жизни;
• научить мастерить подвижное пособие – светофор и пользоваться им;

• развивать творческие способности;
• закрепить знания о значении светофора;

Тип урока: интегрированный

Предметные результаты:

знать основные правила перехода улицы, которые должен соблюдать пешеход;

знать сигналы обычного и пешеходного светофоров;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

формулировать правила перехода улицы;

моделировать сигналы светофора;

оценивать своё знание правил дорожного движения и поведение на дороге;

придумывать и выполнять различные упражнения, помогающие лучше усвоить ПДД;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге.

I. Мотивация и целеполагание.

Прозвенел уже звонок –

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

Учитель показывает видеосюжет о происшествии на дороге.

- .Дети бежали через дорогу, и их сбила. Хорошо, что водитель успел затормозить, и они только повредили себя.

– Ребята, что нужно знать, чтобы перейти дорогу и не попасть под машину? (Дети высказывают свое мнение, приводя различные примеры).

– Посмотрите на слайд и прочитайте тему урок «Что узнаем, чему научимся

II. Актуализация знаний и умений.

Всем кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

– Вспомните, что означают сигналы светофора?

– Какие дорожные знаки вы узнали в 1 классе?

III. Освоение нового содержания и его применение.

а) Знаем ли мы сигналы светофора.

Молодцы! Вы хорошо помните, что обозначают сигналы светофора.

А знаете ли вы, что первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в 1929 году в Москве.

Просмотр видеосюжета

Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную.

Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.

– Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?

– Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.

– Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.

– Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

Для пешеходов часто устанавливают светофоры с двумя сигналами – красным и зелёным. Их изображают в виде стоящего и идущего человечков, иногда устанавливают табло со временем длительности сигнала.

Дорогу, перекрёсток на пути
Светофор поможет перейти.
С человечком красным – "Стой!".
Двигайся с зелёным по прямой.

– Расскажите как различать транспортный и пешеходный светофоры?

Моделирование сигналов светофора.

Слайд 8. Проверьте свою работу.

– Объясните, как будете вести себя в каждой ситуации.

IV. Физкультминутка.

если я покажу красный сигнал, хлопаете,

если жёлтый – приседаете,

если зелёный –шагаете на месте.

б) Что такое светоотражатели?

Больше половины ДТП приходится на темное время суток или в условиях плохой видимости, когда водитель замечает пешехода в самый последний момент и не успевает что-либо предпринять. Туман и дождь, фонари и световая реклама, тень от деревьев и кустов делают пешехода и велосипедиста менее заметными даже на освещенной дороге или улице. Грязное лобовое стекло и грязные фары ухудшают обзор водителя. Ситуация осложняется тем, что пешеход, видя огни приближающегося автомобиля, думает, что и он замечен водителем. Особенно беспечны дети и подростки, рискованно переходящие улицу.

Если пешеход применяет светоотражающие элементы, то пешеход становится. Это даёт водителю время для принятия решения. Светоотражатель за счет своих световозвращающих свойств позволяет водителю вовремя заметить человека на темной дороге, чтобы изменить траекторию движения или затормозить, и, тем самым, избежать столкновения.

- Ребята, у вас у всех есть светоотражатели?

в) Знаем ли мы дорожные знаки?

На доске висят дорожные знаки. Ребята отгадывают загадки и находят нужный знак.

На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.

На широкой улице
Глаза от красок жмурятся.
Разноцветные машины:
Волги, лады, лимузины.
Где дорогу перейти,
На ту сторону пройти?
Всем поможет переход,
Под землею, что идет.

– Найдите знак надземного пешеходного перехода.

По этой дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске и в кино
Колесить разрешено.

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

В день рожденья подарили
Скоростной велосипед
Научили, объяснили
Ездить там, где знака нет.
(Означающий запрет)

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет…

(Велосипедная дорожка. Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут также двигаться пешеходы – при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки.)

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

(Знак для водителя.)

Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.)

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

г) Работа в парах

-Ребята, а сейчас будем работать в парах. У вас на столах задания. Приготовьте цветные карандаши.(Обсудите с соседом, какие виды дорожных знаков бывают. Соедините стрелкой вид дорожного знака и соответствующий знак. (карточки прилагаются)

д) Правила перехода через дорогу.

– Как правильно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)

Дорогу так перехожу:
Сначала влево погляжу,
И, если нет машины,
Иду до середины.
Потом смотрю внимательно,
Направо обязательно,
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения!

– Что делать, если ты дошёл до середины, а машины поехали?

– Что такое островок безопасности?

Пусть вокруг машин поток
Безопасен островок.
А, когда поток пройдет,
Смело движемся вперед.

(Если не успел перейти проезжую часть, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки, и спокойно стоять, не делая шагов ни вперёд, ни назад.)

V. Практическая работа.

Слайды 11-13

– Посмотрите внимательно на образец. Что понадобится для работы?

– Из каких деталей состоит модель светофора? (Из основы макета светофора и его сигналов.)

– Основа макета светофора у каждого из вас уже лежит на столе. Вам надо изготовить сигналы светофора и собрать модель.

– Какой формы сигналы светофора? Сколько кругов понадобится? (6) Какого цвета?

(1 красного, 1 жёлтого, 1 зелёного)

– Каким способом будем собирать изделие? ( Склеиванием.)

– Повторим правила склеивания. (Учащиеся называют правила.)

Отгибаем полосы по намеченным линиям


Прямоугольники наклеиваем на правую полосу картона так, чтобы они располагались точно напротив кругов.


Переворачиваем и проверяем точность наложения отверстий на свой цвет.



Левую полосу картонной основы приклеиваем к правой. Получилась основная деталь светофора.


Теперь сделаем подвижную часть светофора. Для этого возьмем полосу плотного картона и вставим в основу до верхнего края.


3. Оценка выполненных работ.

– Поднимите вверх свои работы. Посмотрите на работы своих одноклассников. Молодцы!

– Вы изготовили макет светофора.
На дороге ему подчиняйтесь без спора.
Младшим друзьям светофор покажите,
Пользоваться им вы их научите.

VI. Подведение итогов.

- Наш урок подошёл к концу. Мы очень хорошо с вами сегодня поработали.

- Скажите, что на уроке вы узнали нового?
– Как нужно переходить улицу?
– Какими дорожными знаками обозначают пешеходные переходы? Делают вывод и обобщают учебный материал

Просмотр видеосюжета о дорожных знаках.

VII. Домашнее задание.

1)-Каждый день вы совершаете маршрут от своего дома до школы.

- Какие знаки дорожного движения вам встречаются?

2)Найти информацию о дорожных знаках, о которых не говорили на уроке.

VIII. Рефлексия

- Какие чувства вы испытывали во время урока?

- Над чем задумались?

- Я очень рада, что вам понравилось. Если вам на уроке понравилось, было легко работать, то покажите зеленый цвет светофора.

- Если вам на уроке было трудно и неинтересно, то покажите красный цвет светофора.

Читайте также: