Конспект урока и куприн барбос и жулька

Обновлено: 03.07.2024

«Читательская грамотность как основа стратегии формирования УУД:

Учитель: Журавлева Нина Ивановна

Тип урока: Обобщения и систематизации новых знаний.
Планируемые результаты

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
Метапредметные УУД:

Познавательные: развивать умение осознанно читать произведение; строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл рассказа; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в обсуждении;

Регулятивные: умение ставить перед собой цель и учебную задачу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока.

Проверка домашнего задания

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Ребята, а чему мы учимся на уроках литературного чтения?

Сегодня вышел я из дома .

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он , и я , и он, и я !

Отработка навыков разных видов чтения.

- Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

- Прочитайте с ускорением.

Главная мысль – как хорошо иметь друзей.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Конечно же, герои нашего урока – собаки. С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник, верный и преданный. В мире существуют различные виды собак и огромное число пород.

- О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен . Возьмите в библиотеке, почитаете их, они очень интересные и познавательные.

-А теперь, ребята, послушайте отрывок и постарайтесь догадаться, из какого он произведения, и кто его автор.

Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.

- А теперь ответьте на вопросы.

Что узнали о семье Куприна?

– Что узнали про характер писателя?

– О ком или о чём были его произведения?

1 ученик. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры.

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером.

3 ученик. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

- Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Слайд-шоу о собаках

5.Первичная проверка понимания

- И сейчас, ребята, для вас такое задание:

Поработайте с пословицей .

Поработайте в паре.

-Объясните её смысл. О чём она?

- Почему именно эту пословицу я подобрала к уроку?

Друг в беде - друг вдвойне.

- Ребята, а каким должен быть друг

- Вот сегодня, поработав над текстом рассказа, мы с вами это и выясним.

- Какие чувства он вызвал у вас?- Что вас поразило, удивило?

Проблемный вопрос

А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Что он хотел донести до нас?

- Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это.

Проверка на слайде

Может быть, рассказ о дружбе?

Объясняют смысл пословицы.

С кем хорошо общаешься, кто добротой, отзывчивостью, понимание м, умением прощать ошибки друга, поможет в трудную минуту.

- Рассказ- жалость, печаль.

Ответы детей. -Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал.

- Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга.

Словарная работа

-Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно?

А как же потом выяснили их значение, откуда можно узнать толкование незнакомых слов?

-Я думаю, что теперь вы знаете, как толкуются слова из рассказа и прошу объяснить их значение. Для этого поработайте в группах и соотнесите слова с их значением.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победоносный

РЕПЯХАМИ – репейник, репей ИСКОНИ – издавна, с давних времён

Работают на листах, советуются в парах, соединяя слово с его значением. Затем озвучивание непонятных слов

Физкультминутка

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей.

1. Описание Барбоса. 2. Описание Жульки. 3. Дружба собак.

4. Появление бешеной собаки. 5. Подвиг Жульки. 6. Болезнь Жульки. 7. Прощание собак.

8. Смерть Жульки.

- Что же у нас получилось на доске? - Где его можно использовать?

- Кто является главными героями рассказа?

- Прочитайте, как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть? - А его уши?- Найдите описание Жульки. Прочитайте.

- Кому автор уделяет большее внимание при описании? Как вы думаете, почему? Каким перед нами предстал Барбос, а какая Жулька?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера. Прочитайте. –

Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак? - К какому выводу он нас подталкивает писатель?

-Конечно, вы правы, ребята. Дружишь с тем, с кем тебе интересно. И неважно, какой внешности твой друг, какой национальности, характера.

- Кто ворвался во двор? - Знаете, что значит - бешеная?

-Бешенство – это очень опасное заболевание. Если больное животное укусит человека, то человек тоже может заболеть. Поэтому, если кусает животное, нужно обязательно сказать взрослым и обратиться в больницу, чтобы сделали прививку.

-Как вели себя обитатели двора? - Найдите этот эпизод, зачитайте его.

- Какой самый напряженный момент в рассказе? Найдите его, зачитайте.

- Какой мы видим Жульку в этот момент, какой она оказалась?

-Могли мы ожидать, что такая маленькая неприметная, скромная, может совершить такой смелый поступок. Ради кого она это сделала?

Что же произошло с Жулькой после этого? - Можете объяснить, почему это произошло?

-Как ведёт себя Барбос?

- Чем же заканчивается рассказ? - Прочитаем последний абзац. - Что же произошло?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, раскрывающий её, прочитайте выразительно.

-А как бы хотели вы закончить этот рассказ?

Работают в группе. Пункты плана расставить в правильной последовательности

Работа с доской и текстом, беседа

При подготовке пересказа.

Работа с учебником, чтение отрывка.

Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки.

Барбос какой-то особенный, Жулька скромная, неприметная,

Нет, и характером тоже.

Друзей выбирают не по внешности и характеру

Работа с учебником, чтение отрывка

Маленькая Жулька совершила необычный поступок. Все побоялись бешеную собаку, а она - нет.

Она очень сильно переживала за других, пожертвовала жизнью ради друзей.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Вернемся к главному вопросу, на который хотели ответить в начале урока.

- Какую же мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ?

- А вы знаете, ребята, что во время Великой Отечественной войны собаки, как и люди, тоже совершали подвиги. Они подрывали танки, вывозили с поля боя раненых, доставляли боеприпасы и важные донесения на передовую, искали мины, атаковали врага и служили часовыми.

И в мирное время собака делает много полезного для человека. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в полиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение, они не дадут вам заблудиться в лесу, есть ездовые и пастушьи собаки и даже которые летали в космос.

В разных городах России есть памятники собакам. Например, Белке и Стрелке, которые летали в космос, Белому Биму Чёрное ухо, который верно преданно ждал своего хозяина, памятник служебным и фронтовым собакам и другие. Если заинтересуетесь, можете найти информацию об этом в энциклопедиях, книгах, других источниках. Читайте, будьте любознательными, это поможет вам в учёбе и пригодится в жизни.

Многие люди держат дома собак.

- А у кого из вас, ребята, есть собаки? Какие они?

- Жулька показывает пример самого хорошего друга.

- Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса.

- Ради друга можно совершить подвиг, пожертвовать жизнью.

- Внешность бывает обманчива, надо оценивать по поступкам

Сопровождение на слайде.

-Итак, ребята, наш урок завершается. И я хочу спросить у вас, что же дал вам этот урок, чему вы научились, что узнали?

Сопровождение на слайде.

Спасибо за урок, за активную работу! Мне приятно было с вами работать!

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; . 2) маленький, низкий.

Флирт - любовная игра, кокетство.

Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Подпалина - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лавры - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.

Ключевые слова

Рассказ; собачья дружба; любовь к животным; привязанность; сочувствие; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2015.

Цели и задачи

  • ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна

Узнаем, научимся, сможем

мы научимся:

  • составлять сравнительную характеристику персонажей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы - неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

Дружба – глубокие, искренние отношения между людьми.

Но сегодня мы поговорим о необычной дружбе. Дружбе собачьей…

На нашем занятии мы познакомимся с рассказом, который написал замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн.

Биография А.И. Куприна.

взыскание). В 1890-1894гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.

Произведения А.И. Куприна

Словарно-лексическая работа

Прежде, чем погрузиться в произведение, давайте проведём словарно-лексическую работу. Разберём значение слов, которые нам будут встречаться в тексте.

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

ФЛИРТ - любовная игра, кокетство.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛАВРЫ - ветви лаврового дерева, венок из них - символ победы, славы, награды.

Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть.

Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой. Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

Летом к нему относились снисходительно, и он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва, уткнув морду между вытянутыми передними лапами. Однако он не спал: это замечалось по его бровям, все время не перестававшим двигаться. Барбос ждал… Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее.

Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню. В течение нескольких минут среди густого столба коричневой пыли барахтались, сплетаясь клубком, два собачьих тела. Наконец Барбос одерживал победу. В то время когда враг обращался в бегство, поджимая хвост между ногами, визжа и трусливо оглядываясь назад. Барбос с гордым видом возвращался на свой пост на подоконник. Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.

Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.

Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей и на животных. Люди попрятались за двери и боязливо выглядывали из-за них, Все кричали, распоряжались, давали бестолковые советы и подзадоривали друг друга. Бешеная собака тем временем уже успела искусать двух свиней и разорвать нескольких уток.

Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись… Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу.

Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов. Вероятно, собака не успела ее даже укусить. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке… С ней случилось что-то странное, необъяснимое. Если бы собаки обладали способностью сходить с ума, я сказал бы, что она помешалась. В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу; то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени.

На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли. Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. По приказанию отца, ее отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть. (Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. Но все животные, чувствуя приближение этого омерзительного акта, ищут уединения.)

Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало. Его гнали и даже несколько раз ударили веревкой; он убегал, но тотчас же упорно возвращался на свое место и продолжал выть.

Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.

– Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, – пристали мы к отцу.

И мы были правы. Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову – ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное. Даже прислуга, глазевшая на эту сцену, казалась тронутой.

Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла…

Разбор типового тренировочного задания

Выберите из списка правильный ответ:

Разбор типового контрольного задания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе.

Цели урока:

· расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;

· закрепление умения работы с текстом.

1. Образовательные:

· Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;

· Обучение анализировать поступки героев;

· Обогащение словарного запаса.

2. Развивающие.

· Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;

· Развитие навыка выразительного чтения;

· Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное

· Создание условий для формирования адекватной самооценки.

3. Воспитывающие:

· Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.

· Воспитание интерес к литературным произведениям.

· Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация

· Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Девиз урока: « С малой удачи

2.Речевая разминка

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

-Прочитайте, грустно, весело, с ускорением, скороговоркой , прочитайте выразительно.

3.Актуализация знаний.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете?

Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди служебных собак

Больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.

Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем посёлке. Это очень добрые и преданные и своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.

Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.

— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

1 ученик Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов? (О животных.)

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы: -Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

Задачи урока.

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

5.Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спуска­ющейся с потолка пещеры, известковый нарост, об­разованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, ис­полненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неиск­ренность, злонамеренность притворным чистосерде­чием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по кра­ям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

Подберите синоним к словам:

Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)

Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

Сходство (различие, разница)

6. Чтение рассказа учителем и детьми.

А). Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ?

– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

Б)Выборочное чтение.

-- Найди и прочитай описание внешнего вида Барбоса (с.85, 1 абзац).

- Описание Жульки (с. 85-86, 2 абзац)

- А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.

- Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.)

Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

- длинная, чуть вьющаяся шерсть

- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.

Характер Барбоса и Жульки

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)

-Найдите в тексте, как Барбос бросился к Жульке

(с.91 2 строка сверху)

— Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

(Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки?)

Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая

собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

(От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

— Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

— А как бы вы поступили в такой ситуации?

— Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

— Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

— Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

В) Работа над иллюстрацией к тексту.

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Каким мы видим Барбоса в этот момент?

-Какие чувства он испытывает?

7.Постановка проблемы.

— Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

— Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

— Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

8.Итог урока

Обобщение анализа текста.

- Давайте вернёмся к началу урока.

- На какие главные вопрос мы должны были ответить на уроке?

-Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга?

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

- Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- Соедините начало и конец пословиц.

Легко подружиться, тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы, тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, проектор

Дидактические материалы к учебному занятию: учебник, Литературное чтение, 4 класс под редакцией Л.Ф. Климановой

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Отрабатывать навык правильного выразительного чтения, развивать память, внимание, мышление учащихся.

Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, проектор

Дидактические материалы к учебному занятию: учебник, Литературное чтение, 4 класс под редакцией Л.Ф. Климановой

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Компетенции

Используемые цифровые образовательные ресурсы

I. Организацион-
ный момент

Подготовка к уроку

Организация внимания и внутренней готовности

Организовать рабочее место

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя ленится,

Так как мы ученики.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Проверить готовность своего рабочего места к уроку

Этап учебного занятия

Компетенции

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знакомство с автором.

автора и его произведений

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сегодня мы познакомимся с рассказом хорошо известного

- Если вы правильно соотнесёте числа с буквами, то отгадаете

фамилию этого автора.

- Какое произведение этого автора вы читали в прошлом году?

Этап учебного занятия

Компетенции

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знакомство с биографией писателя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было
четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала
в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в
скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,
грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн ме
нее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюби
вому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

- Что нового вы узнали из жизни А.И. Куприна?

чтение биографии писателя

Этап учебного занятия

Компетенции

Используемые цифровые образовательные ресурсы

III. Изучение нового материала.

познакомить с некоторыми породами собак

знать несколько пород собак

уметь их отличать

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

- Есть ли у вас дома собака?

- Какие породы собак вам известны?

В настоящее время насчитывается около 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируются по характеру их применения.

Но нам с вами удобнее разделить все породы на три большие группы: охотничьи, служебные и декоративные собаки.

Читайте также: