Конспект урока по психологии на тему мышление

Обновлено: 06.07.2024

1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.

Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Отметим отличительные черты мышления:

1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3) опосредованно отражает окружающий мир.

Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки;

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды;

4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации;

5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.;

6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения.

Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.

2. Мышление классифицируется по различным основаниям.

Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.

По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).

По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.

Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.

Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.

Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.

Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.

Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.

Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.

Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.

Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.

В процессе мышления человек рассуждает.

Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.

Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание.

Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.

Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.

Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.

Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.

Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.

Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Животное можно убить ядом кураре.

Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Зайца можно убить ядом кураре.

Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.

3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Назовем наиболее значимые из них.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.

Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.

Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.

Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.

Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

4. Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.

Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.

В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.

Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:

1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;

2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, влияющие на творческий процесс:

1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;

2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен;

3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;

4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;

5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.

Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.

Качества, препятствующие развитию творческого мышления:

2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;

3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;

4) завышенная оценка собственных достижений, идей;

5) высокая личностная тревожность;

6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.

Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.

6. Существуют следующие пути развития мышления:

2) мышление развивается в процессе овладения знаниями.

В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;

3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;

4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;

5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;

6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;

7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;

8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;

9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.

Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер

Мышление

Мышление (1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,

4.5. Мышление

6. Мышление

6. Мышление 1. Понятие о мышлении.2. Виды мышления, формы мышления.3. Операции мышления.4. Индивидуальные особенности мышления.5. Особенности творческого мышления.6. Развитие мышления.1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем

Мышление

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии — суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и

Мышление

Мышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.

Позитивное мышление – более совершенное мышление

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Вопрос 1. Функции мышления

◄Установление всеобщих взаимосвязей.

◄Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

◄Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Особенности мышления как психического познавательного процесса:

◄Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование

◄Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.

◄Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями Объективной реальности.

◄Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

◄Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.

Вопрос 2. Операции мышления

1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.

2. Синтез – мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.

3. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях, ситуациях.

4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

5. Абстрагирование – отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

Вопрос 3. Формы мышления

  1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие – осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.
  2. Суждение – это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.
  3. Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.
  4. Аналогия – это такое умозаключение, в котором вы делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.

Вопрос 4. Способы мышления

◄ Индукция – способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.

◄ Дедукция – способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.

Вопрос 5. Виды мышления

Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.

1. По степени развернутости разделяют:

◄Дискурсивное мышление – поэтапно развернутый процесс.

◄Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

◄Творческое мышление (продуктивное) – направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.

◄Репродуктивное мышление (воспроизводящее) - применение готовых знаний и умений.

3. По характеру решаемых задач разделяют:

◄Теоретическое мышление – направленное на открытие законов, свойств объектов;

◄Практическое мышление – связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

◄Предметно-действенное – это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.

◄Наглядно-образное мышление – связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

◄Словесно-логическое мышление – оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.

Вопрос 6. Качества мышления (ума)

◄ Широта – умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.

◄ Конкретность – способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.

◄ Глубина – умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.

◄ Самостоятельность – возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.

◄ Критичность – умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.

◄ Гибкость – способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.

◄ Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.

◄ Быстрота – принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок психологии с обучающимися 8 класса. Основная цель урока - изучение мышление как познавательного процесса. На уроке проводятся упражнения, направленные на развитие аналитико-синтеттических мыслительныхх операций, на развитие умений обощать, выделять главное, а также на развитие скорости мышления.

Оборудование: интеркативная доска, презентация, дополнительный материал.

Урок психологии – 8 класс

Тема: Мышление

Цель: изучение мышления как познавательного процесса, развитие мышления, воспитание толерантного отношения к индивидуальным особенностям личности

1.Организационный момент. Добрый день. Сегодня мы познакомимся еще с одним познавательным процессом.

2. Актуализация опорных знаний. Послушайте меня внимательно и постарайтесь найти определение.
Гуляю по свету,
Жду ответа,
Найдёшь ответ-
Меня и нет. (Загадка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Сидит на окошке кошка,
Хвост как у кошки,
Лапы как у кошки,
Усы как у кошки,
А не кошка. (Кот)
Два гуся – впереди одного гуся,
Два гуся – позади одного гуся,
И один гусь – посередине.
Сколько всего гусей? (Три)
У семерых братьев по одной сестрице.
Много ли всех? (Восемь)

Ребята, как Вам кажется, зачем нужны загадки? Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Самостоятельная работа обучающихся. Придумайте загадку, связанную с обучением.

3. Изучение новой темы

Мышление (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, проявляющийся в целенаправленном использовании, развитии знаний, основанном на понимании друг друга, предметов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

Цели и задачи:

Обучающая – сформировать у учащихся представление о мыслительной деятельности человека, функциях и видах мышления.

Развивающая – способствовать развитию способности к анализу и обобщению, умения рассуждать и делать выводы: развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к точке зрения другого человека.

Ход занятия

1. Объявление темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.

Учащимся предъявляется коробка либо пакет с мягкой игрушкой (можно использовать любой другой предмет) внутри. Учащиеся не имеют возможности увидеть, что именно находится внутри ящика, они должны догадаться. При этом им разрешается задавать вопросы, относительно признаков и качеств данного предмета, желающие могут подходить и с закрытыми глазами ощупывать предмет.

Когда будет высказано предположение, что находится внутри ящика, следует показать игрушку.

Учащимся задаются вопросы:

- Как вы догадались, что это за предмет?

- Что помогло вам, а что мешало?

- Легко ли было в условиях дефицита информации найти правильный ответ?

2. Введение нового материала.

Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, мышление дается человеку от рождения или формируется при жизни? (выслушиваются ответы учащихся).

Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни.

Таким образом, мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения.

Этапы формирования мышления в течении жизни человека

Первые 5 лет – самый важный период, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь).

До юношеского возраста (20-24 года) – мышление интенсивно развивается.

30-40 лет – пик его продуктивности.

Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует.

Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.

У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.

После завершения упражнения учащимся предлагается проанализировать ход своих рассуждений от начала до конца и попытаться выделить некоторую последовательность, этапы. Можно задавать наводящие вопросы: «С чего начались ваши рассуждения? Почему они возникли? Как вы пришли к правильному ответу?

В ходе обсуждения должны проговориться следующие этапы решения поставленной задачи (мыслительной деятельности ):

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Выделение известного и неизвестного (анализ заданных условий). В каждой ситуации есть что-то, что нам известно, нужно только применить мыслительную операцию анализа и отделить знакомое от незнакомого.

3. Формулирование вопроса: что нам нужно узнать или что в результате хотим получить.

4. Выдвижение различных гипотез касательно способов получения неизвестной информации/достижения результатов.

5. Выбор способа решения задачи:

а) метод проб и ошибок

б) действие по образцу

в) активное преобразование ситуации

г) действие от противного

6. Проверка и в случае необходимости, коррекция.

3. Закрепление полученных знаний

4. Подведение итогов

Учащимся предлагается по очереди сказать, какие выводы о мышлении человека они сделали из занятия, что было непонятно, могут задать вопрос. Повторятся нельзя.

Приложение 1

Секрет Джованни

Цель упражнения : развитие логики; научиться принимать общее решение.

Материалы: карточки с фразами, копия приложения к упражнению каждому участнику.

Время проведения: 10-15 мин.

Инструкция: Если в вашей группе есть ценители детективных или криминальных романов, то, проведя эту игру, вы наверняка доставите им удовольствие. Это упражнение в очередной раз показывает, что члены группы могут достичь успеха только в том случае, когда каждый из них вкладывает свои силы в общее дело.

1. Группа садится в круг. Участники получат различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.

3. Задание для группы: вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по одной карточке (дополнительные материалы к игре (а)). Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке.

Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий.

Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет.

Никто не должен выпускать свою карточку из рук.

4. Раздайте карточки и уточните задание. Группа должна ответить на три вопроса:

Что потерял Джованни?

Кто это похитил?

Где это находится?

Теперь ведущий игры раздает карточки к этому упражнению каждому участнику (дополнительные материалы к игре (б)).

5. Предоставьте группе самой организовывать свою работу и найти подходящий метод для решения задачи.

Подведение итогов:

Как группа организовала свою работу?

Как использовалась содержащаяся в карточках информация?

Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?

Какой была атмосфера во время работы?

Все ли предложения были серьезно рассмотрены?

Что могло бы пройти лучше, чем прошло?

Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?

Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.

Дополнительные материалы к игре

а. Каждый участник получает по одному предположению и зачитывает его по команде ведущего игры. Количество игроков составляет 23 человека по числу предположений. (Строка таблицы – одно предположение).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволяет сформировать у учащихся целостное представление о мышлении и его формах. Формирует представление о понятии, суждении и умозаключении как фоме мышления, позволяет осознать необходимость изучения личности.

Тема урока: мышление

Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление о мышлении и его формах

Задачи урока:

обучающие:

сформировать представление о понятии, суждении и умозаключении как формах мышления

закрепить сформированные представления на примерах

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей психологических знания, как важнейшего компонента целостности личности.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,

Предметные: называть и изображать образы по памяти и подобию;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения личности.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о личностях, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Читайте также: