Зимние изменения в природе 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира

УМК: Начальная школа 21 века

Тема урока: Зимние изменения в природе

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями в природе

1) Личностные результаты:

· формирование личностного смысла учения;

· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2) Метапредметные результаты:

· умение осуществлять логические действия: анализ, обобщение, сравнение;

· умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

· умение устанавливать причинно-следственные связи.

· умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

· умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

· умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

· умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

· умение формулировать точку зрения;

· умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

3) Предметные результаты:

· познакомятся с признаками зимы;

· узнают об изменениях зимой в неживой природе и проследят их влияние на жизнь растений, зверей и птиц.

Оборудование: интерактивная доска, доска, раздаточный материал, сигнальные карточки, чистые листочки.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, игра, иллюстрация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивирование (самоопределение) к деятельности

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность!

Давайте возьмем соседа за руку и пожелаем друг другу успеха.

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Настраиваются на урок.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Ребята, посмотрите за окно. Какое время года сейчас?

Как вы определили, что это зима?

Ребята, а что такое природа? ( Природа- это всё, что есть вокруг нас и не сделано человеком)

На какие две группы делится природа?
Что относится к неживой природе? (солнце, звёзды, воздух, вода, камни, почва, горы, облака), живой природе (растения, грибы, звери, птицы, рыбы, насекомые, человек)?

Задает вопросы, помогает учащимся, если они затрудняются ответить.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Посмотрите на слайд.
Даны утверждения. Я читаю утверждение, а вы, используя сигналы, показываете ваше согласие или не согласие.( Зелёный- согласен, красный- не согласен).

1. Правда ли, что солнце зимой занимает самое низкое положение?

2. Правда ли, что зимой на ветвях деревьях и кустарников мы видим почки?

3. Правда ли, что дни становятся короче, а ночи длиннее?

4. Правда ли что, барсук зимой спит?

5. Правда ли, что птицам зимой страшнее холод, чем голод?

Ваши мнения разошлись. Почему мнения разные? Изучали вы уже эти вопросы?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (зиму)

Да, правильно, мы будем говорить о зиме.

Мы с вами выясним, какие изменения в природе происходят зимой.

Давайте поставим цель на урок.

Попробуйте сформулировать сами исходя из нашей темы.

Организует коллективную проверку.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выслушивает ответы учащихся.

Подводит учащихся к теме урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои ответы.

Вместе с учителем формулируют тему и цель урока.

Высказывают собственное мнение.

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте построим план нашего урока. (ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ДОСКЕ, КОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ)

Какие у нас расхождения?

Все ли мы знаем про солнце?

Почему у нас возникли затруднения?

Чего мы не знаем?

Что мы должны знать?
Солнце к какой природе относится?
-К неживой природе.

А как зимуют растения? Знаем мы это? Каких знаний нам не хватает?

Ещё каких знаний не хватает?

-О жизни животных и птиц?

Давайте построим план нашего урока.

О чём будем сначала говорить?

1. Изменения в неживой природе

2. Изменения в жизни растений

3. Изменения в жизни зверей и птиц

Мы будем работать по этому плану.

Организует составление плана урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Оформляет на доске план работы.

Совместно с учителем определяют план работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Реализация построенного проекта (открытие нового знания)

-Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?

-Кто может их назвать по порядку? (декабрь, январь, февраль)

Давайте вспомним, как изменилось с наступлением зимы солнце.

Высоко ли находится солнце?

Что происходит с температурой воздуха?

-Температура ниже 0 градусов.

Какие морозы бывают?

Температура влияет на все остальные объекты неживой природы.

Какие изменения происходят с небом?

Небо зимой в основном серого цвета, имеет мрачный вид. Облака низкие, тяжёлые.

А какое сегодня небо?

Как изменяются осадки с наступлением зимы?

Осадки зимой выпадают в виде снега. Снег покрывает почву. А что происходит с почвой?

Как изменяются водоемы?

А почему они замерзают?

Правильно, из-за низкой температуры.

Ребята, сейчас мы поработаем в группах. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. Каждой группе я выдам текст. Ваша задача прочитать его и охарактеризовать явление в неживой природе, о котором говорится в тексте. Вы можете взять ручку и выделить главное в тексте. Как будете готовы, поднимите руку. От группы будет отвечать один человек, выберите его сами. При ответе можно пользоваться текстами, где у вас выделено главное. Всем понятно, что делать?

2 группа- метель

3 группа- изморозь

5 группа- гололёд

1 ГРУППА СНЕГОПАД

Каждую зиму все на улице покрывается слоем снега. Время, когда на землю падают снежинки, называется снегопадом.

При высокой влажности из облаков выпадают вовсе не снежинки, а маленькие льдинки. Их называют "снежная крупа".

Снежинки образуются внутри облаков, а потом спускаются вниз. В тихую погоду без ветра они могут спускаться медленно и красиво кружиться в воздухе. А если дует сильный ветер, то обычный снегопад превращается в метель. Что может добавить 6 группа?

Ребята, что вы узнали?

2 ГРУППА МЕТЕЛЬ

Ребята, что вы узнали?

3 ГРУППА ИЗМОРОЗЬ

В тихую морозную погоду, бывает, выглянешь в окно, да так и ахнешь! Вроде и снег не шёл, а всё кругом сверкает и переливается пушистыми белыми иголочками. Откуда же появился этот великолепный наряд? В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Чаще всего явление бывает при тумане, слабом ветре и температуре ниже -15 градусов. Кристаллики льда оседают на ветвях деревьях, проводах, чугунных решётках оград. Невидимые для глаз кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких предметах, как бы прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из-за мороза).

Ребята, что вы узнали?

4 ГРУППА ОТТЕПЕЛЬ

Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Захочешь, например, слепить снеговика- ничего не получится. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится. С крыш капает, и появляются сосульки.

Ребята, что вы узнали?

5 ГРУППА ГОЛОЛЕД

Во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру 0 градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. В это время из снега легко можно лепить фигурки зверей, сооружать крепости, делать снежную бабу. Но вот ночью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замерз. На плотном снежном покрове образовалась корка льда. И тогда по радио и телевидению в сводке погоды передают, что ожидается гололедица. Тут уж береги руки-ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Ребята, что вы узнали?

6 ГРУППА СНЕГОПАД

Каждую зиму все на улице покрывается слоем снега. Время, когда на землю падают снежинки, называется снегопадом.

При высокой влажности из облаков выпадают вовсе не снежинки, а маленькие льдинки. Их называют "снежная крупа".

Снежинки образуются внутри облаков, а потом спускаются вниз. В тихую погоду без ветра они могут спускаться медленно и красиво кружиться в воздухе. А если дует сильный ветер, то обычный снегопад превращается в метель. Ребята, что вы узнали?

Давайте перечислим явления неживой природы.
Какой пункт плана мы выполнили?

(1. Изменения в неживой природе)

-Мы узнали, какие изменения происходят в неживой природе.

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления неживой природы.

Листопад, снегопад, дождь, метель, мороз, оттепель, гололедица, гроза, изморозь, гром.

Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встали все.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул пару раз.

Изменения в неживой природе повлияли на живую природу.

Сейчас мы поработаем в парах. Не забудьте о правилах работы в паре. Прочитайте текст и ответьте на вопросы друг другу в паре, а потом мы проверим ваши ответы:

1.Почему зима– период покоя?

2. Что происходит с почками зимой?

Давайте проверим. Кто хочет ответить на первый вопрос ? ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ

Какой пункт плана мы с вами выполнили?

(2.Изменения в жизни растений.)

В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц.

Но всех ли мы встретим зимой ?

Давайте посмотрим на картинки и назовем тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу. (белка медведь лисица дятел, еж заяц барсук волк)

Почему мы их не увидим?

Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать.

Какие животные активны?

А почему птицы не впадают в зимнюю спячку?

Птицам, которые не улетают на зиму в тёплые страны и могут добывать себе пищу, зимняя спячка не нужна. Они способны переносить очень низкие температуры

Каких птиц мы можем увидеть? (синица, сорока, воробей, галка, ворона, голубь, сова, куропатка, дятел, поползень, дрозд)

Но легко ли птицам зимой? (Нет)

Почему им нелегко? (Не хватает корма.)

Можем ли мы помочь?
Что мы можем сделать?

Почему важно помочь птицам зимой?
Если птицы будут сыты, то им не страшен холод.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний.

Цели:

  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе, с жизнью растительного и животного мира;
  • развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

  • картинки с изображением зверей и птиц,
  • наборы рисунков следов животных,
  • маски скворца и цапли,
  • сигнальные карточки;
  • мультимедийный проектор; компьютер; экран

Содержание и ход урока

Слово предоставляется дежурным синоптикам.

  • Сегодня __ января ___ года.
  • День стоит. (ясный, пасмурный)
  • Небо. (голубое, серое, чистое)
  • Осадки. (дождь, снег)
  • t° воздуха.
  • Долгота дня.
  • День прибавился на.

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какой сейчас месяц по календарю?

Учитель: Что можно сказать об январе?

Дети: Январь – начало года.

Учитель: Что такое год?

Учитель: На какие четыре части делится год?

Дети: Времена года: лето, осень, зима, весна.

Учитель: С чем связана смена времён года?

(Выбрать правильный ответ – сигнальные карточки.)

1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.

2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

Вывод: Смена времён года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

2.Слушание стихотворения

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Учитель: О каком времени года это стихотворение?

Учитель: Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыла снегом дома, деревья, замостила озёра и реки. Всё белым – бело.

3. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Вспомните, какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

4.Повторение

4.1.Признаки зимы в неживой природе.

(Солнце, растения, грибы, звёзды, воздух, вода, камни, животные, человек)

Учитель: -Как вы думаете, когда наступает зима?

Дети: Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Учитель: Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Давайте вспомним явления природы, которые происходят зимой.

С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________. Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________. Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ____________. Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - ____________, на дорогах - __________. На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________.

4.2.Растения зимой.

Учитель: Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений?

  1. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.
  2. Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья (хвоинки) постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет.
  3. Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
  4. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 20°

4.3.Птицы зимой.

Учитель: Мы привыкли к частым переменам времён года и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые, птицы. А, впрочем, послушайте сами.

(Дети исполняют сценку.)

Цапля: Здравствуй, Скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни зимы.

Учитель: Ребята, а почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети: Скворец и цапля – перелётные птицы.

Учитель: Почему птицы улетают от нас на юг?

Вывод:Отсутствие пищи – основная причина отлёта птиц в тёплые страны.

Учитель: Все ли птицы улетают от нас в тёплые края?

Дети: Многие птицы у нас зимуют.

Учитель: Как называются эти птицы?

Учитель: Почему некоторые птицы не улетают от нас?

Вывод: К жизни в природе зимой лучше приспособлены всеядные птицы, т.к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают – они жизнеспособнее.

  • Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. Это единственная птица, которая зимой выводит птенцов. (Клёст)
  • Это кочующие птицы. Они имеют ярко-красную грудь клюв короткий толстый, конической формы, чёрного цвета. Птицы особенно любят рябину. (Снегири)
  • Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. (Поползень)
  • А вот эта птичка поёт, как будто комар пищит. Это самая маленькая птичка в лесу. По хохолку, точно по короне, ей и название дали. (Королёк)
  • Эти птицы имеют пёструю окраску. По дереву они передвигаются по спирали и постукивают, долбя кору. Они уничтожают много насекомых. Их называют санитарами леса. (Дятел)

Учитель: Для птиц зимой страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Учитель: Чем человек может помочь зимующим птицам?

Дети: Необходимо подкармливать птиц.

4.4. Звери зимой

Учитель: Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь зверей?

Учитель: Как изменилась жизнь зверей с приходом зимы?

Дети: Меньше стало корма, некоторые животные впадают в спячку; лиса, заяц надевают тёплые шубки

Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с жизнью зверей зимой я предлагаю вам посмотреть устный видеофильм.

  1. Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за резвая зверюшка?
    Щёлкает орехи мелко,
    Ну, конечно, это …
    Белка.

В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. К зиме белка делает съестные припасы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

  1. Не барашек, и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая - для лета,
    Для зимы – другого цвета.
    Заяц.

Зимой заяц стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызёт тоненькие веточки.

  1. Хозяин лесной просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой.
    Медведь.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.

  1. В стране лесной живёт портной,
    Не сшил одёжки ни одной.
    А в чём секрет? Какой ответ?
    Иголки есть, а ниток нет.
    Ёжик.

Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.

  1. За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало –
    Нет ни дыма, ни пожара.
    Лиса.

Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит. Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Учитель: Идёт зима. Укоренилось мнение, что зимой ничего интересного увидеть нельзя, так как всё спит. Жизнь замерла полностью. Но это не так. Жизнь зимой не останавливается. Об этом может рассказать белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был.

На снегу следы – как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка,
Пляшут все, а ты читай!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;

сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе

воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;

воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Планируемые результаты:

понимают целостность картины мира;

проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;

понимают и принимают ценности здорового образа жизни;

Метапредметные:

Познавательные:

расширяют представление о жизни растений и животных в связи с приходом зимы;

дополняют знания сведениями о перелётных и осёдлых птицах родного края.

Коммуникативные:

работают в паре: извлекают информацию из текста и фотографий, проводят взаимопроверку и самопроверку;

Регулятивные:

понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить;

оценвают свои достижения на уроке;

знают зимние изменения в неживой и живой природе зимой;

приводят примеры зимних явлений природы;

понимают происхождение снежинок и знают их форму;

Межпредметные связи:

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр 130-133; рабочая тетрадь, стр 84-87; мультимедийный проектор, компьютер, листы с синим фоном, зубная паста, ватные палочки, цветные карандаши, раздаточный материал- снежинки, клей, карточки с заданием.

Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего места. Настроить детей на деятельность, плодотворную работу.

Введение в тему.

Замела я всё вокруг

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

- Почему решили, что это зима?

(замела, из царства вьюг, морозна, бела)

- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.

Актуализация знаний, определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Ребята, какие цели мы поставим для работы на уроке, что мы должны узнать?

(мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые; какие явления происходят зимой)

Хорошо. Для того, чтобы отправится в путешествие всегда нужен проводник, хорошо знающий то место, куда нужно попасть путешественнику. Мы с вами сегодня тоже немного путешественники. И нам нужен проводник. И это сама красавица Зима.

(на доску прикрепляется фигура сказочного героя — Зимы.)

- Она приглашает в гости в своё зимнее царство.

(читает подготовленный обучающийся)

Рассматривание слайда с фотографиями зимней и осенней природы)

- Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Ивана Сурикова?

- Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы?

- Вспомните,какая бывает природа?

(живая и неживая)

- Что относится к неживой природе?

(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

-Что относится к живой природе?

(растения, животные, человек)

Открытие новых знаний.

Прежде, чем отправится в путешествие, узнаем сводку погоды.

(отвечают подготовленные дети)

Прогноз погоды на сегодняшний день.

( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.

Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

Холодная зима — жаркое лето.)

А теперь в путь!

2.Зимние месяцы.

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?

(декабрь, январь, февраль)

Сейчас ребята расскажут нам о зимних месяцах.

Выполним задание 2 в рабочих тетрадях на стр. 84.

3.Неживая природа зимой.

Как вы думаете, когда наступит зима?

(зима начинается 1 декабря)

- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4.Изменения в неживой природе зимой.

Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдали изменения в природе. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?

Из чего состоит снег?

Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не резгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки — кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Рассмотрите разнообразные снежинки.

( работа в рабочей тетради. )

5.Зимние явления природы.

Ребята, какие зимние явления в неживой природе вы знаете?

(снегопад, иней, буря, вьюга, метель, пурга, оттепель, гололедица, изморозь, сосульки)

6.Физминутка (музыкальная).

7.Зимняя жизнь растений.

На какие группы делятся все растения?

(деревья, кустарники, травы)

Какие бывают деревья?

(лиственные и хвойные)

Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как -бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)

Действительно лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.

Какую роль выполняет снег для этих растений?

(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

8.Секреты животного мира.

На какие группы делятся животные?

(звери, птицы, рыбы, насекомые)

Есть ещё интересные факты о зимней жизни зверей.

Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд ( иногда до 30) в разных местах.

Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

9.Жизнь птиц зимой.

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?

Почему они улетают?

(Они испытывают недостаток в пище.)

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Назовите зимующих птиц.

(синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.

О синице нам расскажет …. .

Чем питаются птицы зимой?

(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;

ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)

И всё же зимой птицы нередко голодают. Как вы ребята сможете помочь птицам пережить трудное время?

(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)

Какую пользу приносят птицы?

(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)

Что произойдёт, если не будет птиц?

(нарушится природное равновесие)

10.Как зимуют рыбы.

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

11.Образ жизни людей зимой.

Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы?

(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)

Как зимой укреплять здоровье?

(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)

Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете?

(Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!

V.Вторичное закрепление.

1)работа в учебнике — стр 133, задание 3

Догадайтесь, чьи следы на снегу.

(мышь, заяц, сорока, белка, лось)

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз, дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица , вьюга .

4)Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2.обильное выпадение снега называют. (снегопад)

4.повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)

6.пушисая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)

8. Тройка -тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (зима)

По вертикали:

1.появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется. (гололедица)

3.Шуба бела — весь свет одела. (снег)

7.Снегопад при сильном ветре называется …. (метель)

5.Творческая работа.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазёр,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник,

Это всё его картины.

Кто догадался о каком художнике идёт речь?

(мороз разрисовал окна домов)

Ребята, я предлагаю вам нарисовать зимний узор на окошках. Для этого на бумаге синего цвета будем рисовать снежинки. зубной пастой. Работать будем в парах.

(Работа в парах. На листах с синим фоном рисуем снежинки зубной пастой , спомощью ватных палочек)

VI.Рефлексия. Итог урока.

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, бури)

Какие изменения просходят с приходом зимы в живой природе?

(многие животные впадают вспячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят под толщей льда, деревья до весны остаются без листьев, лишь только хвойные остаются в своём наряде, зимующие птицы питаются ягодами рябины, шишками, орехами)

С приходом зимы и наш организм требует внимания. Как нужно укреплять здоровье?

Какие правила безопасности зимой вы знаете?

В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.

Скажите, какова была тема нашего урока?

Какие цели мы поставили в начале урока?

Добились ли мы результата?

Сегодня мы побывали в гостях у зимы. Что вас удивило в нашем путешествии?

Что узнали нового, чего раньше не знали?

Ребята, на ваших столах лежат снежинки. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, поднимите снежинку вверх.

Оцените свою работу на уроке.

Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии и сделать ей небольшой подарок: мы украсим её платье снежинками.

VII.Домашнее задание.

Учебник - стр.130-133, прочитать статью; рабочая тетрадь — стр 86-87, задание 4,5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).

Ход урока:

В каждой группе увеличенная часть диаграммы.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.

-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.

2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.

Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.

Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.

Что за диаграмма получилась у нас? Слайд

Почему происходит смена времен года?

А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке .

Слайд Зимний пейзаж

Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.

Стихотворение о зиме

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Почему поэт радуется приходу зимы?

(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, пришла радость…)

(На доске открывается тема урока) Зима в природе.

А когда начинается зима? Слайд

22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.

В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?

На доске открываются вопросы:

? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?

? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?

? Как зимуют животные?

? Как зимуют растения?

Скажите, похожи ли зимние дни на летние?

С чем это связано?

Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)

На доске выстраивается схема День короче, ночь длиннее

Похолодание

Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед

А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.

Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.

Давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Защита мини проектов. (Приложение)

1 группа Знакомство с зимними изменениями в неживой природе

2 группа

Жизнь людей зимой.

3 группа Изучение зимних изменений в жизни животных

4 группа

Спит ли природа зимой?

Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом

Как мы можем помочь животным?

Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?

На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а

Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.

  1. Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд

Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)

Прикрепите снежинки к горе:

Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Склон – я на пути к получению знаний

Подножье – испытываю затруднения

Урок окружающего мира

Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями в живой и неживой природе,

Задачи урока:

показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;

продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;

продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;

развивать эмоциональное восприятие зимней природы;

воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).

Организационный момент

В каждой группе увеличенная часть диаграммы.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.

-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.

2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.

Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.

Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.

Что за диаграмма получилась у нас? Слайд

Почему происходит смена времен года?

А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке .

Звучит музыка….

Слайд Зимний пейзаж

Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.

Стихотворение о зиме

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Почему поэт радуется приходу зимы?

(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, пришла радость…)

(На доске открывается тема урока) Зима в природе.

Работа по теме урока.

А когда начинается зима? Слайд

22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.

В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?

На доске открываются вопросы:

? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?

? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?

? Как зимуют животные?

? Как зимуют растения?

Скажите, похожи ли зимние дни на летние?

С чем это связано?

Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)

На доске выстраивается схема День короче, ночь длиннее

Похолодание

Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед

Работа в группах

А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.

Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Защита мини проектов. (Приложение)

1 группа Знакомство с зимними изменениями в неживой природе

Жизнь людей зимой.

Динамическая пауза.

3 группа Изучение зимних изменений в жизни животных

Подведение итогов.

Спит ли природа зимой?

Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом

Как мы можем помочь животным?

Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?

На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а

Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.

Проверка усвоения материала

Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд

Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)

Прикрепите снежинки к горе:

Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Склон – я на пути к получению знаний

Подножье – испытываю затруднения

Домашнее задание (дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.

Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?

Подобрать пословицы о зиме

1 группа

Неживая природа

Назовите главные признаки наступления зимы в природе.

Какие явления можно наблюдать зимой?

(дополните схему на доске)


Вместо пропусков вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Зима — самое ________________ время года. Солнце зимой занимает са­мое ______________положение на небосводе. Устанавливаются ______________ дни и _____________ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят моро­зы. Земля покрывается _____________________ ковром.

2.Соотнеси картинки с понятиями и впиши их в текст.

Помощь в учебнике с.99-102

С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________.

Реки, озёра и пруды покрываются ____________. Это явление называется______________. (Показать фото и прикрепить на доску)

Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________.

Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ________________________________. (Показать фото и прикрепить на доску.)

Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на дорогах - _________________________.(Показать фото и прикрепить на доску)

На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________________________.(Показать фото и прикрепить на доску).

Слова для справок: снегопад, метель, оттепель, гололедица, иней, ледостав.

2 группа

Жизнь людей зимой?

Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы?

Почему одни люди болеют часто, а другие редко?

Какие зимние игры вы знаете?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать зимой? (найдите в интернете)


Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?

Прочитайте текст.

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей в некоторых профессиях.

В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.

В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши. Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.

В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.

Хозяйственная деятельность человека

Найди в тексте нужную информацию.

Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.

Подготовься к выступлению.

В городе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В полях

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В садах

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зернохранилищах и овощехранилищах

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему одни люди болеют часто, а другие редко?

Выбери признаки здорового человека.

Неверные зачеркни.

Зачитай получившийся текст.

Признаки здорового закаленного человека

Секреты долголетия

(Редко. Часто) болеет

Имеет(плохой, хороший) сон

Живёт (не менее, менее) 80 лет

Правильное питание и режим дня

Может( без одышки, с одышкой) пробежать 5 километров

Ежедневный физический труд

Если заболел, то ( медленно, быстро) выздоравливает

3 группа

Жизнь животных зимой

Как зимуют звери? (учебник с.111-113)

Чем питаются зимой звери? (учебник с.112)

Какой корм запасают?

Какие животные и для чего накапливают подкожный жир к зиме?


Вставь пропущенные слова: (помощь в учебнике с.111-113)

Тело большинства млекопитающих покрыто ___________. К зиме у многих зверей заканчивается ___________- ___________________________.

Мех стал густым и пушистым.

У некоторых животных поменялся и её цвет. Это такие животные: _________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: С наступлением зимы животным приходится трудно. Холодно, не хватает корма.

Поэтому все звери зимуют по-разному. Это зависит от образа жизни и питания.

Впишите недостающие слова в схему

Зима

Нет корма морозы

на листе А3 с помощью прямоугольника и маркера оформите вывод.

Как зимуют звери?

Пользуясь текстом, заполни таблицу.

(помощь в учебнике с.111-113)

а) Найди в тексте нужную информацию.

б) Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.

в) Подготовься к выступлению.

Г) Вывод оформи в виде схемы. Приклей опорные слова

Как проводит зиму, чем питается

Прочитай текст и ответь на поставленные вопросы.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи ещё летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдёт по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.

Зайцы зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда, зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.

Рыскают в поисках пищи волки и лисы. Зимой из-за недостатка пищи становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки и лисы хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.

Звери, которым трудно найти пищу зимой, перестают питаться и впадают в спячку. Всю зиму мирно спят в своих домиках медведь, ёж, барсук.

Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живёт в это время за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом и осенью. В феврале у медведицы появляются медвежата.

Читайте также: