Конспект урока грамматические признаки глагола

Обновлено: 02.07.2024

Обучающая: обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о глаголе как части речи.

Развивающая: усовершенствовать орфографические умения и навыки, развитие логического мышления, речи и памяти.

Воспитательная: формирование учебной работы сотрудничестве, воспитание внимания и уважения к слову.

Универсальные учебные действия.

Личностные : создание условий для уважительного отношения друг к другу; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Предметные : ознакомиться с общим грамматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью глагола, уметь находить его в тексте.

Метапредметные.

Регулятивные: формировать умение правильно формулировать тему и цели урока; учиться корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, уметь оценивать свою работу. .

Коммуникативные: уметь работать с информацией на уроке, выражать свои мысли, уметь сотрудничать друг с другом, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: формирование навыков работы с текстом, во время выполнения учебно-познавательных действий, уметь применять имеющийся запас знаний.

I .Организационная часть.

Вот и прозвенел звонок.

Вы готовы на урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке?

Где учебник? А тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Сегодня мы свами попутешествуем

И знания наши усовершенствуем. (1м.)

II . Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Ребята, с какими частями речи мы с вами познакомились на прошлых уроках.

Ответы. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Учитель. А к какой группе относятся эти части речи и почему?

Ответы. Это самостоятельные части речи, так как у них есть грамматическое значение и морфологические признаки.

Учитель. Совершенно правильно. Ребята, сегодня вам предстоит познакомиться еще с одной самостоятельной частью речи. А с какой именно вы узнаете, прослушав это стихотворение:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет.

Чертит, пишет иль поёт;

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Жарит, варит, моёт, чистит

Всё расскажет нам …

Ответы. Глагол.

Учитель. Итак, вы правильно определили тему нашего урока. Это глагол.

(Ученики записывают тему урока в тетради). (3м.)

2.Мини-лекция.(Доклады двух обучающихся).

Докладчик 2. Глаголы обозначают различные действия.

1). Действия, связанные с трудовой деятельностью: читать, решать, писать, копать.

2). Действия, называющие перемещение и положение в пространстве: стоять, лежать, идти.

3). Действия, называющие различные состояния: грустить, стоять, болеть.

4). Действия, называющие то, что происходит в природе: морозит, светает, пахнет.

Докладчик 1. Оказыается, глаголы одни из самых употребляемых слов в человеческой речи. Из 9000 слов, которые использует средний человек (3м.)

Учитель. Ребята, а что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним, что он обозначает, на какие вопросы отвечает?

(Ученики дают определение глаголу как части речи).

Учитель. А теперь давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике. , Работа с учебником. Чтение §49 стр.52-53. (3м.)

Ребята, что вы узнали нового из прочитанного в учебнике?

Ответы. Что у глаголов есть время, и они изменяются по лицам, числам, а в прошедшем времени - по родам.

Ответы. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи.

Но для того, чтобы добраться туда, нам нужен транспорт. А какой именно,вы узнаете из этой загадки.

Это что за чудеса:

Ветер дует в паруса.

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет (корабль).

Да, это корабль. А кто скажет о нём подробнее, как о части речи.

Ответы . Корабль – это имя существительное, мужск. р., ед. ч., нариц, неодуш., 2 скл. (2м.)

III . Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Вы совершенно правы. Кстати, глаголы по смыслу в предложении сочетаются чаще всего с именами существительными.

Итак, мы туда поплывём на корабле. Тем более, что дядюшка Глагол живёт в самой древней части этой страны - острове Глаголии. А вы знаете, что такое остров. Давайте обратимся к нашему верному другу – толковому словарю.

( Учащиеся дают определение слову остров по словарю Ожегова).

«Остров – это часть суши, со всех сторон окружённая водой.

Учитель. Какие острова знаете ( о.Мадагаскар, о. Куба, о. Гаити, о. Кокос, о. Ямайка). (2м.)

Учитель . Ребята, вы знаете, если к кому-то отправляешься в гости, то его обязательно нужно знать в лицо. Иначе можно оконфузиться и обидеть хозяев. Поэтому выберите из всех жителей-частей речи, населяющих страну Морфологию только глаголы из данного текста. (Читает стихотворение). Я переделала две строчки из этого отривка. Но, я думаю, что вы уже всё равно догадались, из какого произведения эти строки и кто его автор.

Задание 1. Работа с раздаточным материалом (работа в группах).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

В гости к дядюшке Глаголу.

Части речи в ряд стоят,

Кораблю пристать велят (4м.)

Учитель. Молодцы! Справились с этим заданием. И первый порт, в который мы прибудем – это город Времён . И вот какое задание нам приготовил здесь дядюшка Глагол. Перед вами текст. Подчеркните в нём глаголы, которые подходят в предложениях по смыслу. Определите, какие из глаголов указывают на действие, котороё уже произошло, происходит и будет происходить.

Задание 2. Работа с текстом.(работа в группах).

(Учащиеся зачитывают сначала правильный вариант текста, а потом глаголы по временам).

( Отскрипели , отсмеялись, отшумели) трескучие морозы. (Отшвыряли, проскакали, отвеяли ) белые метели. Снег (застыл, растаял, рассыпался). Холодные дни (убежали, отплясали, миновали ).

На улице ( стоит , лежит, сидит) тихая погода. По утрам всё ( покрывает, заметает, зашивает) легкий заморозок, а вечерами ( укутывают , убивают, прижимают) туманы сизые.

Скоро ярче (загудит, засияет , запрыгает)солнце. (Засинеет, зазеленеет,

закраснеет) трава. (Закричат, засохнут, распустятся ) первые клейкие листочки. ( Придёт , прибежит, приползёт) долгожданная весна. (5м.)

Вывод: глагол имеет будущее, настоящее и прошедшее время.

Физкультминутка

Поднимитесь, поскачите,

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Встаньте прямо, потянитесь.

И, пожалуйста, садитесь.

Я рифмовку прочитала.

Вы знакомого в ней узнали. (1м.)

Учитель. Молодцы, двигаемся дальше. И следующая наша остановка – посёлок Единственного и множественного числа. Здесь мы вами немного отдохнем и поиграем с глаголами в снежки. Ведь на улице зима. Я называю глагол в единственном числе и бросаю снежок, а поймавший должен поставить его во множественном числе. (Эстафета передается по очереди).

Вывод: Глаголы имеют единственное и множественное число. (3м.)

Учитель. Глаголы очень дружат с фразеологизмами, поэтому следующая наша остановка – Фразеологическая. А что такое фразеологизмы? Дайте им определение.

Ответы. Это устойчивые, лексически неделимые сочетания слов.

Учитель. Правильно. А чтобы узнать, какой глагол с каким фразеологизмом дружит, вам нужно написать

Задание 3. фразеологический диктант-кроссворд.

Зарубить на носу – запомнить.

Клевать носом – дремать.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Вешать лапшу на уши – врать, обманывать.

Держать язык за зубами – молчать.

Учитель. Ребята, скажите, а можно ли определить в написанных вами глаголах время и число .

Ответы. Нет.

Учитель. Совершенно верно, ведь это неопределённая или начальная форма глагола. (5м.) 36

Вывод : глагол в неопределённой форме не указывает на время, лицо и число.

Учитель. Дядюшка Глагол по совместительству работает в стране Синтаксис. А вот какую роль он там исполняет, мы узнаем, выполнив

синтаксический разбор предложения, написанного на доске.

Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.

IV . Закрепление знаний учащихся.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. И следующая наша остановка Сад Знаний. Ребята, обратите внимание на это прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Ведь недаром же на Востоке его считают символом мудрости. Давайте же с вами соберём урожай знаний, полученных на сегодняшнем уроке. На каждом апельсине скрыто надпись с вопросом. Дайте ответы на эти вопросы.

(Учащиеся срывают плоды, читают вопрос и дают на него ответ).

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Назови времена глаголов?

Как называется неопределённая форма глагола?

Каким членом предложения чаще всего выступает глагол?

V . Проверка полученных результатов.

Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными в начале урока задачами, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Грамматические признаки глагола.

закрепить знания о глаголе как части речи.

1. Повторить, обобщить и закрепить сведения о глаголе как части речи; повторить грамматические признаки глагола; повторить орфограммы, связанные с изучением глагола; находить глаголы среди других частей речи.

2. Развивать мышление, внимание, речь через выполнение звуко-буквенного анализа, повторение грамматических признаков глагола, выполнение упражнений, самостоятельной работы.

3. Воспитывать речевую культуру, воспитывать положительную мотивацию к предмету русского языка, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

1. Организационный момент. Объявление темы урока.

Работать с вами мы будем под девизом:

Не знаешь – узнай,

Не можешь - сумей,

не бойся тропы отвесной.

Пробуй, ищи, свершай, достигай,

чтобы жизнь твоя стала песней!

- Расшифруйте тему урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Он лицо имеет, время,

Число, спряженье, наклонение.

Нам с тобой он верно служит,

С частями речи крепко дружит (Глагол).

Грамматические

Грамматические признаки глагола, порядок разбора глагола как части речи

выполнять звуко-буквенный анализ, находить глагол среди других частей речи

(В тетрадях: число, Классная работа, тема урока)

2. Звуко-буквенный анализ.

О КРУЖЕН И Е – изоляция противника, обстановка, люди, среда

О КРУЖЕН И Е – 9 б., 9 зв., 5 гл., 4 согл., 5 слогов.

ОК – РУ – ЖЕ – НИ – Е

Благоприятное, дружественное, литературное, вражеское, семейное.

3. Определение глагола, как части речи.

На доске – признаки существительного, прилагательного, наречия, местоимения.

Задание: выбрать определение глагола.

обозначает признак предмета

обозначает действие предмета

обозначает признак действия

4. Неопределенная форма глагола.

- От имён существительных и прилагательных образуйте и запишите глаголы в неопределенной форме. Определите спряжение.

5. Грамматические признаки глагола: спряжение.

- Составьте словосочетания, у глаголов определите спряжение.

Дел…т (ед.ч.) картину

Реша…т (ед.ч.) числа

Рису…шь (ед.ч.) семена

Стро…т (мн.ч.) подарки

Танцу…те (мн.ч.) дрова

Пил…те (мн.ч.) задачу

Вод…шь (ед.ч.) машину

6. Грамматические признаки глагола: время.

- Распределить глаголы в 3 столбика.

Играет, молчат, пишет, разговаривает, смотрят, появился, построили, улыбнулся, поздравили, задержались, позвонит, приедут, объявят, напишет, победит.

7. Грамматические признаки глагола: лицо и число.

- Списать глаголы, определить лицо, число глаголов.

8. Грамматические признаки глагола: род.

- 1 ряд записывает словосочетания ж. р., 2 ряд – м. р., 3 ряд – ср. р.

СУШИЛ…СЬ (СЯ) КОСТЮМ

- Определить часть речи, поставить цифру в соответствующий столбик.

Сущ. Прил. Глагол Местоимение

Именинник, праздник, торт, поздравить, пригласить, веселиться, счастливый, любимый, сладкий, ты, я, они.

11. Итог урока. Рефлексия.

Урок полезен, всё понятно -

Лишь кое-что чуть-чуть неясно –

Ещё придётся потрудиться –

Да, трудно всё-таки учиться!

Урок окончен! Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 086 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.02.2016 2215
  • DOCX 3.3 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Паращук Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.

Ход урока:

Организационный момент.

Посмотрите на доску, перед вами ключевые слова урока.

Выберите грамматические признаки, которые относятся только к глаголу.

Давайте с вами уточним, как изменяются глаголы.

Если все эти грамматические формы изменяются, то как их можно назвать?(непостоянные признаки глагола)

Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?

2.Чистописание

3. Развитие устной и письменной речи . Составление рассказа о глаголе по опорным словам.

Прочитайте, пожалуйста, четверостишие: (слайд 3)

«Но лишь божественный глагол

до слуха чуткого коснётся,

душа поэта встрепенётся,

«ГЛАГОЛ означает - слово, речь, мысль…

-А если бы мы были авторами - составителями словаря ,что бы мы записали про глагол?

Письменный опрос по теме: Что мы знаем о глаголе.

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-Чем является в предложении?

-Как изменяется глагол?

-На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?

Взаимопроверка.

4.по числам и родам.

5.Что делать? Что сделать?

4. Словарная работа.

- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом в начальной форме. (слайд 5)

Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать.

Идти, двигаться торжественно, важно - шествовать.

Испытывать желание, хотеть – желать.

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом - сверкать.

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то - шефствовать.

- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове.

- А я вас просила записать глаголы в начальной форме, а вы записали в неопределённой форме. Почему так получилось?

- Итак, расскажите всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола.

Вы сказали, что начальная форма глагола это неопределённая форма.

5. Языковая разминка.

-Запишите предложение: Стёкла дома сверкали от весеннего солнца.

- Выполните синтаксический разбор данного предложения.

-В словарной работе мы записали сверкать, а в предложении – сверкали.

Что изменилось у глагола? (грамматические признаки)

6. Повторение грамматических признаков глагола. (слайд 8) На доске записаны глаголы:

Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.

- На какие группы можно разбить эти глаголы? (эти глаголы можно разбить на 2 группы: глаголы, которые стоят в единственном числе и глаголы, которые стоят во множественном числе; а можно их разбить на 3 группы ( прошедшее, настоящее и будущее время).

1 вариант - распределите эти глаголы по числам;

2 вариант - распределите эти глаголы по временам. -Какие же грамматические признаки глагола мы уже знаем? (глаголы изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени – по родам).

- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в прошедшем времени.

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем( руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Все вам доброго!

9. Работа по рядам

10. Повторение изученного.Работа в парах

- А теперь посмотрим, все ли могут правильно определять время глаголов.(слайд 11) Возьмите на парте карточку и исправьте ошибки.

Человек плыл - прош. вр.

Варенье кипит - буд. вр.

Бревно плыло - наст. вр.

Груша созреет - наст. вр.

Считать саженцы - буд. вр.

Рос гриб - прош. вр.

Дельный совет - прош. вр.

11. Игра с мячом:

- Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.

(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)

12.Итог урока.

-О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

13.Домашнее задание.

Дома вы выполните упр. 2 . в глаголах прош. вр. Выделите суффикс, определите род.

14.Рефлексия.

Урок русского языка в 4 классе тема: Значение и грамматические признаки глагола.

Урок русского языка в 4 классе тема: Значение и грамматические признаки глагола.

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться “Доброе утро” Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам.

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться “Доброе утро” Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам.

Прошедшее глагол склонение настоящее настоящее лицо падеж будущее Число род

ГЛАГОЛ означает - слово, речь, мысль. Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке.

ГЛАГОЛ означает - слово, речь, мысль.

Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке.


1.Часть речи. 2.Действие предмета. 3.Сказуемым. 4.по числам и родам. 5.Что делать? Что сделать?

1.Часть речи.

2.Действие предмета.

4.по числам и родам.

5.Что делать? Что сделать?

Разговаривать, обмениваться мнениями Идти, двигаться торжественно, важно Испытывать желание, хотеть. Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то.

Разговаривать, обмениваться мнениями

Идти, двигаться торжественно, важно

Испытывать желание, хотеть.

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом.

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то.

Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.

Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.

1 вариант - распределите эти глаголы по числам; 2 вариант - распределите эти глаголы по временам.

1 вариант - распределите эти глаголы по числам;

2 вариант - распределите эти глаголы по временам.

…… . весна. …… яркое солнце. ……… проталинки . ……. ручейки. ……… жучки и букашки.

Вставьте глаголы

Выпишите глаголы

Проб_жит, ун_сет, ск_зал, п_сал, над_вает , т_чет, в_зёт, прох_дил, выкр_кнет

I вариант - в настоящем времени

II вариант - в прошедшем времени

III вариант – в будущем времени

Самопроверка Настоящее Прошедшее Будущее над Е вает ск А зал ун Е сёт т Е чёт п И сал проб Е жит в Е зёт пр О ходил выкр И кнет

Самопроверка

Настоящее Прошедшее Будущее

над Е вает ск А зал ун Е сёт

т Е чёт п И сал проб Е жит

в Е зёт пр О ходил выкр И кнет

2)способствовать закреплению знаний учащихся о других изученных частях речи, умений выполнять различные виды разборов;

3)развивать познавательный интерес, избирательность внимания, память, мышление; прививать любовь к русскому языку, обогатить речь учащихся глаголами.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке. Посмотрите на экран и прочитайте слова высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа

Попробуйте объяснить высказывание.

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Найдите в высказывании часть речи, которую мы изучали на предыдущих уроках.

-Верно, сегодня поговорим о глаголе.С чего начнем?

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Давайте определим тему урока. Для этого предлагаю поработать в парах. Алгоритм работы в паре записан на слайд. На парте у вас лежат карточки со словами и словосочетаниями. (Действие . склонение, число, время, Что делать?Что сделать ?, род, падеж)

- Вычеркните лишние слова,оставив только признаки глагола (Работают в паре, отбирают признаки глагола)

- Сравните свою работу с образцом на слайде. Какая часть речи имеет отобранные вами морфологические признаки?(Отобранные нами морфологические признаки имеет глагол)

-Дайте определение части речи.

3. Словарная работа.

- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом в начальной форме. (слайд 5)

Разговаривать, обмениваться мнениями – беседовать.

Идти, двигаться торжественно, важно - шествовать.

Испытывать желание, хотеть – желать.

Ярко блестеть, сияя переливчатым светом - сверкать.

Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то - шефствовать.

- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове.

- А я вас просила записать глаголы в начальной форме, а вы записали в неопределённой форме. Почему так получилось?

- Итак, расскажите всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола.

Вы сказали, что начальная форма глагола это неопределённая форма.

-Составьте предложение с любым из этих слов. -Запишите предложение: Стёкла дома сверкали от весеннего солнца.

- Выполните синтаксический разбор данного предложения.

-В словарной работе мы записали сверкать, а в предложении – сверкали.

Что изменилось у глагола? (грамматические признаки)

-Кто сможет сформулировать тему нашего урока? И сегодня на уроке мы должны вспомнить грамматические признаки глагола, т.е. уточнить как изменяются глаголы.

7.Повторение грамматических признаков глагола. (слайд 8) На доске записаны глаголы:

Успел, верит, прочитает, оставит, побегут, думают, ушёл, узнала.

- На какие группы можно разбить эти глаголы? (эти глаголы можно разбить на 2 группы: глаголы, которые стоят в единственном числе и глаголы, которые стоят во множественном числе; а можно их разбить на 3 группы ( прошедшее, настоящее и будущее время).

1 вариант - распределите эти глаголы по числам;

2 вариант - распределите эти глаголы по временам. -Какие же грамматические признаки глагола мы уже знаем? (глаголы изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени – по родам).

- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в прошедшем времени.

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в будущем времени?

Давайте с вами уточним, как изменяются глаголы. (слайд 9)

Если все эти грамматические формы изменяются, то как их можно назвать?(непостоянные признаки глагола)

9. Самостоятельная работа.

- Сколько форм времени вы смогли образовать от каждого глагола?

- Какой вывод можно сделать?

10. Повторение изученного.

- А теперь посмотрим, все ли могут правильно определять время глаголов.(слайд 11) Возьмите на парте карточку №2 и исправьте ошибки.

Человек плыл - прош. вр.

Варенье кипит - буд. вр.

Бревно плыло - наст. вр.

Груша созреет - наст. вр.

Считать саженцы - буд. вр.

Рос гриб - прош. вр.

Дельный совет - прош. вр.

11. Развитие речи.

Прочитайте,что записано?(Предложения) Чего не хватает? (Сказуемых)

Составьте текст,добавив сказуемые.

-О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: