Паустовский мещерская сторона конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе

Тема: Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Цель: Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения. Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения. Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном. Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.

Тип урока : урок-практикум

Оборудование: портрет Паустовского, репродукция картин Левитана.

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране.

Слово учителя.

Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но и приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещерской стороне и её людям.

Подготовка к восприятию.

- Как же изображены Мещерская сторона и её люди в очерках Паустовского?

2. Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать прекрасное в обыкновенном:

При всей простоте своей детали почему-то слова потрясают душу читателя. Это достигается, благодаря удивительному лаконизму и точности, лиризму каждой фразы.

Парная или групповая работа(4 гр.)

1.Что можно увидеть в Мещерском крае?

2.Что можно услышать в Мещерском крае?

3. Какие запахи в Мещерском крае?

4.Какие краски в Мещерском крае?

(Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим, а не посторонним наблюдателем, знающим все тайны.

Хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, траве, цветах…

Люди здесь тоже обыкновенные. Но в них тоже Паустовский находит необыкновенный колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором.

5. - Что означает для Паустовского любить родину? Чему научила его Мещанская сторона.

Перечитываем строки о защите родной страны.

(Любить родину надо не за то, что она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни, а за то, что учит тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было).

(Писатель хочет стать частью окружающего мира и защищать его, если потребуется, оружием или словом. Вечное для него – прекрасное. Переходящее – корыстное отношение к родной земле.)

Оборудование:

Групповая работа (три группы):

№ 1 группа – Теоретики
№ 2, № 3 – Исследователи

Ход урока:

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…
Н. Рыленков

I. Организационный момент.
II. Слово учителя.


Домашнее задание: Составить вопросы к произведению «Мещёрская сторона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день любви к природе и воспитания её в порастающем поколении является актуальной. Одним из средств воспитания любви к живой природе является художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую только на уроках литературы. В методической разработке представлен урок литературы в 7 классе по теме "Бескорыстная любовь к родной земле" (по повести К.Г. Паустовского "Мещорская сторона").

- выделить значение художественных деталей в творчестве К.Г. Паустовского.

Рассмотреть образ обыкновенной земли;

Продолжить формирование умения анализировать художественный текст в единстве формы и содержания;

Развивать следующие компетенции: учить выделять главное, следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения;

Показать необыкновенный мир красок, звуков и запахов;

Воспитывать наблюдательность, любовь природе, к родному краю.

Оборудование:

- акварельные краски, кисточки и листы формата А3;

Основные этапы урока

Методы и приёмы обучения и учения

Содержание

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо.

Введение в тему урока и постановка цели урока.

- Какой проблемный вопрос возникает?

(Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции?) (Слайд 1)

– Почему Константин Георгиевич Паустовский так называет главу своей книги? Какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Обыкновенная, но милая сердцу земля, обыкновенная, но прекрасная земля).

- Попробуем сформулировать тему урока:

Прекрасное в обычном в творчестве Паустовского. (Слайд 2)

- Запишите тему урока в тетрадь.

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащегося.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Динамическая пауза

- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что уже наступило лето… (звучат звуки леса).

- Теперь откройте глаза, сделайте быстрый, глубокий вдох ртом. Вместе с выдохом произнесите формулы самовнушения:

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Работа в группах

«Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как

«Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка.

– Чего добивается К.Г. Паустовский столь детальным изображением красок, звуков и запахов?

Подведение итогов

- Давайте ответим на вопрос, который мы сформулировали в начале урока:

Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции? (Слайд 8)

Рефлексия деятельности

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы (конспект и презентация).

· развивать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с иллюстрациями, лексической работы;

Программа Г.С.Меркина

развивать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с иллюстрациями, лексической работы;

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.

І. Проверка домашнего задания.

Обращение к статье учебника о К.Г. Паустовском (тезисному плану).

II. Изучение нового материала.

Романтика — мечтательное умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, выражающееся в виде тяги пережить приключение некоторого рода.

Романтика - то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению.

4. Слово учителя.

В конце 1930-х гг. писатель расстается с экзотическим югом, на фоне которого развивались события его прежних повестей и рассказов. Он обращается к внешне неприметной, но пленительной в своей скромной красоте природе Средней России.

Однажды К. Паустовский, разворачивая дома покупку, обнаружил, что перед ним обрывок какой-то географической карты. Расстилались густые обширные леса. Тянулись болота. Узкоколейка прорезала зеленые пространства. Но нигде не было знакомых названий: ни городов, ни сел, ни дорог. Что это за край? Где он? Как называется? Внимательно осмотрев клочок, писатель установил все же, что леса эти находятся очень близко от Москвы, сейчас же за Рязанью. Сохранился голубой хвостик реки: река называлась Окой. Писатель решил в первые же свободные дни съездить туда и посмотреть расположенные так близко от столицы дебри. Мещерский край очаровал его.

Мещёрская ни́зменность (Мещёра, Мещо́ра, Мещера́) — низменность на Восточно-Европейской равнине, расположенная в Центральном федеральном округе России. Занимает северную часть Рязанской области, южную — Владимирской и восточную — Московской области, в связи с чем различают Подмосковную, Владимирскую и Рязанскую Мещёру. Последняя также называют Мещёрским краем или Мещёрской стороной.

6. Слово учителя.

8. Слово учителя.

В небольшой части, которой открывается повесть, содержится своеобразное объяснение ее темы.

• Что объединяет картины И.И. Левитана и описание Мещерского края К.Г.Паустовского?

• Рассмотрите иллюстрации к повести К.Г. Паустовского в учебнике.

• Подберите ряд эпитетов, в которых было бы передано состояние природы, изображенное в этих работах.

• Как проявляется позиция автора в замечании о том, что в Мещерском крае нет никаких особенных богатств?

Автор словно предупреждает читателя, что повесть не сулит никакого драматического напряжения, никаких сюжетных сюрпризов и внешних эффектов. Речь пойдет о самых обыкновенных вещах.

• Что можно услышать в Мещере?

10. Слово учителя.

Эти обыкновенные звуки поэтически пережиты и осмыслены. В них таится не слишком бросающаяся в глаза, внутренняя красота. То, что стало событием в жизни писателя, может и должно стать событием в жизни читателя.

Рассказчик почти ничего не говорит о себе.

• Рассказчик не спешит раскрыть себя. На первых порах он довольствуется скромной ролью путеводителя по краю. Почему, показывая и рассказывая, он остается в тени?

В центре внимания — Мещера с ее неброской прелестью и обаянием. Всe остальное — производное, вспомогательное, вторичное.

11. Слово учителя.

13. Лексическая работа.

• Назовите слова, рисующие поезд и паровоз как художественные образы.

Паровоз: похож на самовар, свистит детским фальцетом, похож на старого мерина, кряхтит и останавливается, испуганно посвистывает, безнадежно опаздывает, отдувается на пустых полустанках.

Лирический герой узнал то, что до этого времени ему было неизвестно.

III. Подведение итогов урока.

При первом знакомстве, особенно если оно было не слишком продолжительным, ощутима обыкновенность и непримечательность края. Болота, леса, луга, узкоколейка. Кого это может удивить? Когда постепенно узнаешь край, он оживает, наполняется поэзией.

Этому узнаванию или, лучше сказать, изучению края и посвящена повесть.

IV. Домашнее задание.

Краткие сведения

Презентация

учителя русского языка и литературы

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А.


Дом К.Г. Паустовского в Тарусе

Дом К.Г. Паустовского в Тарусе

Читайте также: