Конспект урока лирика пушкина 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.

План урока:

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

Лицей в Царском селе (г.Пушкин)

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

Пушкин и Гончарова

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Словарь

1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.

3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.

4. Крамольный – бунтарский, мятежный.

5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.

6. Аллегорически – иносказательно.

7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.

8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-исследование в 7 классе.

Разработала: учитель русского языка

и литературы Власова В.В.

Урок литературы в 7 классе

Тема: Лирика А.С.Пушкина.

Тип урока: урок-исследование

Цели: помочь учащимся увидеть богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С.Пушкина.

Узнать жанры лирики

(элегия, стансы, послание).

Уметь различать жанры.

Развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор воспитывать интерес к поэзии А.С.Пушкина.

Оборудование : портретная галерея; раздаточный материал (стихотворения, тест).

I . Проверка дом. задания

Творчество поэта можно постигать всю жизнь.

Для нас, читателей, означает бесконечное стремление вжиться в мир идей, мыслей, художественных образов. Пушкина, умение соотнести их с собственными мыслями и переживаниями. Читаешь Пушкина и удивляешься, словно написано для тебя.

У каждого – свой Пушкин

-- А каков твой Пушкин?

Чтение учащимися наизусть отрывков из стихотворений А.С.Пушкина с обоснованием выбора.

Вами представлены стихотворения о природе, об отношениях к близкому человеку, философское.

Каждое из стихотворений раскрывает грани личности Пушкина.

II . Основная часть

Жизнь Пушкина в самых важных событиях и творческих свершениях знакома с детских лет.

Творческая его щедрость явственно проявилась и в обилии разных жанров, которые рождались в его лирике, прозе, драматургии.

Сегодня на уроке мы будем с вами учиться различать жанры.

Удивительное богатство творчества Пушкина легче всего себе представить, если обратиться к знаменитой Болдинской осени 1830 года.

31 августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода.

Перед свадьбой отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине и Пушкину предстояло увидеть Нижегородское село своими глазами.

С высоких мест открывались просторные пашни. В полях еще жали, двигались груженые возы.

Поднимали и опускали шлагбаумы инвалиды. Мелькали полосатые столбы. Догорал третий медленный закат. Пушкин считал последние версты.

Лошади резво взяли подъем - и вот оно, Большое Болдино!

Кибитка покатила вдоль липовой аллеи, свернула к усадьбе

Слева был пруд, дальше, на зеленом лугу - белокаменная церковь; справа, за оградой и стволами лип, - блекло-рыжий дом с мезонином Пушкин был уверен, что завершит свои дела без помех и не позже двух-трех недель возвратиться в Москву к невесте.

1 октября пришло известие, что в Москве холера.

Александр Сергеевич в тот же день выехал из села. Но этот путь длился недолго. Вскоре он поехал на карантин, где были правила: или сиди две недели, или возвращайся, откуда прибыл.

Пушкин предпочел вернуться. И вынужден был задержаться в Болдино на три месяца.

Сейчас послушаем стихотворение, второе из написанных в Болдино.

Познакомившись с произведением,

Что знаем? Что хотим узнать? Что узнали?

поэту грустно почему?

1.Какие изобразительно-выразительные средства мы видим в этом произведении?

Какое из них, на ваш взгляд, необычное, интересное?

Запись на доске:

Упиться – насладиться чем-нибудь (книжное)

2. Какие строчки, на ваш взгляд, являются главными в первой строфе?

а) - Безумных лет угасшее веселье

( воспоминания прошлого не утешают его - веселье молодых, легкомысленно проведенных лет).

б) Мой путь уныл….

( переживает невзгоды)

3. Какая строчка меняет тон стихотворения?

- ( в искусстве, в любви).

1.Охарактеризуйте рифмы этого стихотворения.

2. Почему Пушкин так обозначил жанр этого произведения?

- Каждое четверостишие (кроме первого и последнего) – характеристика Петра Великого).

3. Какое четверостишие, на ваш взгляд, самое яркое, запоминающееся?

4. Какую роль здесь играют строки о Петре I ?

Текстолог: - князь Долгорукий не раз спорил с Петром, и тот его за это не преследовал

5. А кому адресовано стихотворение?

Какие строчки позволяют сделать такой вывод?

6. С какой целью Пушкин адресует это стихотворение царю?

- Здесь поэт предлагает царю целую

программу действий: не лгать народу,

заботиться о просвещении его, покровительствовать науке и

отличать бунт от мирной оппозиции, уважать свою страну и

постоянно трудиться для ее блага.

III . Чтение стихотворений:

Штабс-капитану, Гёте, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Когда, к мечтательному миру

Стремясь возвышенной душой,

Ты держишь на коленях лиру

Когда сменяются виденья

Перед тобой в волшебной мгле,

И быстрый холод вдохновенья

Власы подъемлет на челе, –

Ты прав, творишь ты для немногих,

Не для завистливых судей,

Не для сбирателей убогих

Чужих суждений и вестей,

Но для друзей таланта строгих,

Священной истины друзей.

Не всякого полюбит счастье,

Не все родились для венцов.

Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!

Кто наслаждение прекрасным

В прекрасный получил удел

И твой восторг уразумел

Восторгом пламенным и ясным.

Определите жанр этих произведений.

Какое из этих произведений вы бы поставили особняком? Почему?

В каком из этих посланий Пушкин точно и необыкновенно художественно охарактеризовал главные черты поэзии Жуковского?

а) удивительные строки, характеризующие стихи Жуковского

Запись на доске: пленительная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач современной школы - воспитать людей образованных и логически мыслящих, привить им навыки грамотного изложения мысли. Осуществление этой задачи возможно лишь при правильной организации повседневной работы по чтению произведений русской классической литературы, развитию письменной и устной речи учащихся.

Основным условием выполнения поставленной задачи является последовательный переход от чтения и пересказа к рассуждению, от изложения к сочинению. И различные устные работы, проводимые с учащимися на уроках литературы в определенной последовательности, представляют систему обучения детей самостоятельному построению и изложению мыслей.

При разработке уроков литературы любого типа мы ставим перед собой задачу применения разнообразных методических приемов и форм организации деятельности учащихся, а также обеспечения благоприятного эмоционального состояния, возникающего у школьника в результате реализации его задатков и способностей, приносящего ему чувство удовлетворения и служащего стимулом для успехов в дальнейшей учебе.

Разработка урока литературы в 7 классе.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательные технологии: РКМЧП, ИКТ, интерактивные технологии

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор

Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная

осознание эстетической и воспитательной ценности творчества А.С.Пушкина; уважительное отношение к родному языку и литературе; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию; усвоение достаточного объема словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного характера (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

представление о литературном процессе и литературном направлении;

проведение анализа поэтического произведения

понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

овладение основными стилистическими ресурсами русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

1.1. Приветствие учащихся.

1.2. Представление 19 века как продолжающейся эпохи Просвещения, развития наук; определение главных российских учебных заведений – Московский университет, Царскосельский лицей; актуализация знаний о преподавателях и учениках лицея, о культе дружбы, патриотизма и свободы у лицеистов.

1.1. Приветствие учителя

2.1. Представление слайд-шоу о Петербурге А.С.Пушкина и его окружении (текст, сопровождающий презентацию, представлен в приложении к уроку), выявление понимания учащимися желаний и стремлений молодого поколения того времени.

- Какими нравственно-этическими качествами обладали люди, окружавшие молодого А.С.Пушкина?

- Каким видит свой путь начинающий взрослую жизнь поэт?

А) Определение особенностей композиции стихотворения

Б) Выявление глубины понимания стихотворения учащимися по вопросам:

- Значение каких слов вызывает затруднение?

- Назовите приемы, с помощью которых Пушкин создает мир наивного детства и мир пылкой юности. Приведите примеры.

- Как вы оцениваете позицию самого поэта: он созерцатель или активный деятель? Приведите доказательства из текста стихотворения.

- Каковы мечты поэта и какое чувство поглощает лирического героя стихотворения?

- Приведите примеры из стихотворения, подтверждающие патриотический настрой лирического героя и определяющие пафос данного стихотворения.

- Определите стиль стихотворения и свяжите этот факт с историей литературы данного периода.

А) Определение наличия двух частей в композиции стихотворения: детство с его наивностью и юность с ее пылом, жаждой высокого служения.

2.3. Физкультминутка – мысленное рисование картины.

На фоне музыки (рекомендовано Моцарт) нарисовать встречу на Невском проспекте М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина.

А) Организация работы в группах для составления диалогов между Ломоносовым и Пушкиным.

Б) Прослушивание составленных диалогов

А) Деление на группы и составление воображаемых диалогов между Ломоносовым и Пушкиным.

- реформирование русского литературного языка;

- напутствие молодому поколению;

- восхваление просвещенной России.

Б) Представление и оценка составленных диалогов по группам

А) Организация процесса подведения итогов

Б) объявление оценок лидерам групп и наиболее активным учащимся

А) Составление синквейна и представление вслух:

2. вольнолюбивый, ищущий

3. сочиняет, призывает, дружит

4. певец свободы

В) запись домашнего задания

Петербург… С этим городом тесно связан жизненный и творческий путь Пушкина. Каким же был этот город во времена великого поэта? Для внешнего облика Петербурга характерно сочетание воды, пепельно-розового камня и темно-зеленых садов.

Невский проспект. Представим его таким, каким видел его Пушкин. Широкая и прямая улица от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Вместо автобусов и автомобилей – сани и кареты. Сквозь запотевшие окна карет виднеются кавалергардские кивера и бархатные капоры. Вообразим, что мимо Гостиного двора идет Пушкин в цилиндре и с тростью.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения.

продолжить работу по осознанию роли художественной детали и выразительно-изобразительных средств в постижении идеи произведения.

создать условия для развития памяти и устной речи учащихся а также обогащения их словарного запаса.

продолжить работу по осознанию роли художественной детали и выразительно-изобразительных средств в постижении идеи произведения.

способствовать воспитанию красоты человеческих отношений через восприятие художественного произведения.

установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.

Учебник-хрестоматия под редакцией В. Я. Коровиной с текстами стихов (Тексты стихов прилагаются: приложение №2);

Кластер (входит в мультимедийную презентацию; приложение – памятка №4);

Мини-тест (входит в мультимедийную презентацию);

Рисунки учащихся (Приложение № 6);

Начать сегодняшний наш разговор я хочу вот с фрагмента «Танец любви).

Опираясь на увиденное, определите тему урока.

Тема любви в творчестве Пушкина.

Обозначьте цель сегодняшнего разговора.

Какие задачи для достижения этой цели мы должны решить?

познакомиться с женщинами, которые вдохновляли проникновенного лирика;

прочитать и проанализировать стихотворения, посвящённые теме любви;

выяснить путём умозаключений, что значит любить для Пушкина.

Любовь – вечная тема, вечный сюжет. Но время и люди дают ему свое прочтение.

Я все пытаюсь разгадать загадку пленительных пушкинских строк:

Поговорим о странностях любви –

Иного я не смыслю разговора.

Пушкинские стихи принято считать шедеврами любовной лирики. Как творческий человек, он умел восхищаться женской красотой, воспевая ее в своих стихах.

Юля изучила адресатов любовной лирики поэта. О некоторых она сейчас вам расскажет. Ваша задача – анализировать услышанное, помнить о задачах урока.

Екатерина Бакунина – первая восторженная любовь Пушкина. Более 20 стихотворений посвящено этой прекрасной даме. Пушкин впервые увидел Бакунину в Царском селе. Каждая мимолетная встреча превращается в событие необыкновенное: Екатерина поражает Пушкина острым умом и чарующей красотой.

Зинаида Волконская происходила из богатой семьи, получила образование и воспитание в лучших европейских традициях.

Евдокия Голицына - образованнейшая дама того времени. Она знала в совершенстве иностранные языки, историю, географию, литературу, но больше всего любила математику. Кроме того интересовалась политикой, философией, экономикой. По воспоминаниям друзей, Пушкин влюбился в Голицыну смертельно. Блистательная русская балерина Авдотья Истомина. Она славилась блестящим искусством танца и удивительной красотой.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…

Елизавета Воронцова была очень умной, обольстительной женщиной. Пушкин познакомился с ней в Одессе и страстно ею увлекся. Отправляясь в северный уезд, Пушкин получил от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым никогда не расставался. Мария Раевская – дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста, одна из замечательных женщин того времени. Она одна из первых добивается разрешения Николая I и следует за мужем в Сибирь, где проводит с ним 30 тяжёлых лет.

Определите, сколько предложений в этом стихотворном тексте? Можно ли каждое из них назвать микротемой и как они соотносятся между собой?

В этом стихотворении 3 предложения:

первое – это описание места, где находится поэт;
второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;

третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что описание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.


Урок познакомит с различными художественными приемами, используемыми в поэзии, научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Описание разработки

Цели:

1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;

2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми в поэзии;

3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Задачи:

1. Развивать умения восприятия поэтического слова;

2. Работать над выразительным словом.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.

Ход урока

Рассказ о лицейских годах Пушкина.

Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.

Чтение стихотворения учителем.

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Почему стихотворение стало народной песней?

VI. Творческое задание

- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.

- Посмотрим, у кого что получилось.

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

IX. Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)

1 - ая часть – обращение поэта к любимой, к другу.

2 - ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.

- Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)

- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)

Читайте также: