Части речи существительное 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок русского языка

Тема: Части речи. Имя существительное.

обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий;

воспитывать чувство коллективизма, работать в парах;

учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

учить эстетически воспринимать слово, речь,

умение планировать свои действия при выполнении разбора имени существительного как части речи, опираясь на алгоритм разбора;

Свобода, искусный,горизонт, корабль.

Солдат, натюрморт,гореть, хозяин.

Билет, железо, галерея, горячо.

- Что объединяет оставшиеся слова?

- Окакой части речи мы продолжим говорить на этом уроке?

Что такое имя существительное?

Какие признаки знаем?

Назови постоянные признаки (род, склонение, одуш. или неодуш.)

- Свои теоретические знания мы отработаем на практических упражнениях

3. Отработка постоянных признаков имени существительного

Садовый и полевой цветок

Осенью он моросящий, холодный, грибной

Б)Работа в парах.(на листочках)

- Прочитать, подчеркнуть в данном отрывке только одушевленные имена существительные.

- Проверим, выписанные слова. Есть дополнения?

- На какие вопросы должны отвечать одушевленные им. сущ.?

- Дополните самостоятельно свой список слов неодушевленными им. сущ..(устно)

Работа по заданию.

4.Отработка непостоянных признаков им. существительного

- Если назову имя существительное в единственном числе нужно делать наклоны, если во множественном числе - приседать.

СЛОВА: очки, весло, дерево, дороги, щипцы, велосипед, петух,книги, ворота, линейка.

Работа с текстом:

Готовимся к письму по памяти.

Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе. (погода, природа)

Запись отрывка в тетради . Определите падеж им. существительных.

5. Роль им. существительного в предложении

- Всегда им. сущ. Выполняет роль подлежащего?

- Каким ещё членом предложения оно может выступать?

А)Упр. 6 стр. 12 (по вариантам)

6. Обобщение по теме. Итог урока.

1.Выбери правильное утверждение: имя существительное обозначает:

а) действие; б) предмет; в) признак.

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

а) какой? б) что делать? в) кто?

какая? что сделать? что?

3.Подчеркни одной чертой постоянные признаки, а двумя непостоянные:

падеж род число склонение

4.Работал (а) на уроке:

а) отлично; б) хорошо; в) мог (ла) бы работать лучше.

7. Домашнее задание

- Вот мы и закончили трудиться в мире существительных. Чем интересен был для вас урок?

- Какие знания и умения каждый из вас закрепил?

- А закончить урок мне хочется словами Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

Прочитайте. Подчеркните в данном отрывке только одушевленные имена существительные. Выпишите их .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

1. Обучающая
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность

1.Импровизированное начало урока

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Языковая разминка.

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

–Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – безударная гласная в корне слова красным цветом, а где есть орфограмма непроизносимый согласный звук и орфограмма парный согласный – синим.

- Какое слово выделили дважды? (Тростник.)

2) – Обозначьте все орфограммы.

3) - Найдите сложное слово и разберите его по составу. (Водомерка.)

4) - Обведите слова, в которых звуков больше, чем букв.

5) – Что объединяет эти слова?

3.Постановка целей урока

– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки. ( с уществительное.)

– Какой буквы не хватает? (Ь.) Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. ( и мя существительное.)

-Какую цель поставим перед собой?

– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и в по ходу урока будем составлять план повторения.

4.Работа по новой теме

Выполнение упражнений №1-№6

5. Итог урока

- О какой части речи говорили на уроке?

- Почему она так называется?

- Какие признаки имеет имя существительное?

- Назвать постоянные признаки имени существительного.

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Сегодня у нас урок – путешествие в город Имени Существительного.

Путеводителем для нас станет карта города Существительного

III. Работа по теме урока.

– На чем же мы отправимся в наше путешествие? Сейчас мы попробуем отгадать.

1) Игра “Светофор” (да – зелёный, нет – красный) (Слайд № 3,открываем по буквам)

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
- Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
- У него 5 склонений? (Нет)
- 6 падежей? (Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)
- На чем мы отправимся в путешествие? (Троллейбус)
-
Запишите в тетрадь слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Что вы скажете о слове троллейбус? (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч.)

2) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные. (Слайд № 4)

Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Существительным зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принес?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!

- Выпишите имена существительные. Сколько существительных выписали?

Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (Слайд № 5)

3) Улицы собственных и нарицательных. (Слайд № 6)

- Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных.
- На какой улице живут существительные, которые мы записали? (Нарицательных)
- Какие из этих слов можно поселить на улицу Собственных?
- К нарицательному существительному ГОРОД подберите имена собственные, отгадав ребусы. (Д. – Воронеж, М. – Тула)
- Назовите особенность написания имен собственных?

(Всегда с большой буквы независимо от места положения)

ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.

- Какой это признак существительного? (постоянный).

4) Побываем еще на двух улицах города. (Слайд № 7)

Существительного: Одушевленные и Неодушевленные.

Назовите одушевленные существительные (народ)

- На какие вопросы отвечают одушевленные существительные? Неодушевленные?

5) - Посмотрите на фотографии. (Слайд № 8)

Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные?

- Какой это признак существительного? (постоянный).

ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевленные, либо неодушевленные.

6) Отправляемся на площади м.р, ж.р, ср.р. (Слайд № 9)

- Как определить род существительного?

ж.р. м.р. ср.р.
она, моя он, мой оно, моё,
-а, -я, _ -а, -я, _ -о, -е

- Определите род сущ., которые мы записали.

Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.

- Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным словам).
- Какой это признак существительного? (Постоянный)

7) Теперь отправляемся в парки склонений. (Слайд № 10)

Почему улицы так пересечены?

(к 1 склонению относятся существительные ж. р. И м.р. с окончаниями а, я)
(ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е)
(к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием).

Мы идем, мы идем,
По дорожке мы идем,
Мы идем, мы идем,
Звонко песенку поём:
Ля – ля – ля!
Через сугробы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем,
Смело песенку поём:
Тра – та – та!
А теперь на лыжи встали,
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим: ух!

- Назовите имена существительные по фотографии. (Слайд № 11)

1 группа найдите ошибки. (Слайд № 12)

2 группа определяем склонения. Приготовьте сигнальные карточки 1, 2, 3(по склонениям) Семья, дом, солнце, мебель, дружба, кровать, облачко, лес, песня, закат, ночь, дерево, мама, тень, горизонт, месяц, конь, лошадь, лошадка.

- Как определить склонение? – Какой это признак существительного? (постоянный)

8) Следующая остановка “Падежный проспект”

Дети рассказывают стихи:

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!

- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.

- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.

О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать СС со словом мох: 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. (Слайд № 13)

Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово)

- Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж.

СС сделал из мха, Р.п. – скатал из мха, – укрывался мхом, Т.п. – питался мхом, П.п. – жил во мхе, Д.п. – говорил мху Сайд № 15

- Прочитайте СС. – Докажите, что жил во мхе П.п., скатал из мха – Р.п.
- Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
- Каким признаком является изменение по падежам? (непостоянным).

Интересно, а почему в русском языке падежей 6, а не 2, 4 или 5?

Вывод: Во всех стилях речи самыми частотными являются И.п., Р.п. и В.п.

Обратим на них особое внимание.

9) Подъезжаем к последней остановке Реки мн.ч. и ед.ч. (Слайд № 16)

- Как различить имена существительные этих рек?
- Могут ли существительные переплывать из одной речки в другую?
- Образуйте от существительных, которые мы записали, формы ед.ч. и мн.ч. (в паре)
- Изменение по числам какой это признак? (Непостоянный)
- Но есть существительные, которые имеют только мн.ч. или ед.ч. (ножницы, сани, листва, погода)

10) Вывод:

- Почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет?

К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки имен существительных, а чуть в стороне улицы и реки, называющие непостоянные признаки.

- Назовите постоянные признаки. Непостоянные признаки.

11) Задание. Определить, какую синтаксическую роль играет слово (речка) в приведенных предложениях. (Слайд № 17) 2 ученика у доски.

Около деревни протекает тихая речка.

На берегах речки растут березки, ива, ольха. (Проверка на доске)

12) Давайте проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски

  1. Н.ф. – деревня,
  2. нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
  3. Р.п., ед.ч.
  4. Вт. член
  1. Н.ф. – речка,
  2. нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
  3. Р.п., ед.ч.
  4. Вт. член

- Проверим ваши знания.

12) Тест.

  1. Имя существительное обозначает предмет.
  2. Имя существительное обозначает признак предмета.
  3. Имя существительное обозначает действие предмета.
  1. Имя существительное изменяется по родам.
  2. Имя существительное не изменяется по родам.
  1. Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2. Падеж имени существительного – это не постоянный признак.
  1. Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2. Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.
  1. К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2. К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

Поменяйте карточками с соседом. Проверьте. (Слайд № 18)

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

Я думаю, что Вы сами сможете провести экскурсию по городу Имя существительное.

IV. Итог урока:

- Признаки, о которых мы говорили, (постоянные и непостоянные), называются МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ. Слайд № 19.
-Дедушка имя Существительное дарит Вам очень хорошие слова, а вы запомните их. (Вера, надежда, доброта, человек) Слайд № 20.

Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательные: воспитывать учебную активность и умение работать в группе.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению русского языка.

Познавательные: работа с информацией, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, управление своей деятельностью, контроль и коррекция, самостоятельность, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, речевая деятельность, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, формулировать своё мнение; работать в малых группах; воспринимать различные точки зрения и приходить к совместному решению.

Метапредметные: литературное чтение

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: конверты, карточки со словами, презентация.

Организационный этап.

Цель: встреча друг с другом, приветствие, эмоциональный настрой.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу урок русского языка.

У: Поприветствуем друг друга.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

я (соприкасаются большими пальцами);

в уроке (мизинцами)

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

У: В одно окно смотрели двое СЛАЙД 2

Один увидел снег, метель

Другой – узорную снежинку и небо голубое

В окно смотрели двое….

У: Почему один увидел снег, метель, другой узорную снежинку, небо голубое? (Ведь они смотрят в одно окно? Какое настроение у каждого из них?)

У: Многое в жизни зависит от нас самих! Ведь если настроиться на урок оптимистично, с настроением, то всё получится. Я вам желаю удачной работы. ОБРАЩЕНИЕ К СЛАЙДУ

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Цель: повторение изученного материала

У: Прочитайте слова, которые относятся к зиме.

Д: снег, метель, снежинка, небо СЛАЙД 3

У: Подумайте, что объединяет эти слова. Время на обдумывание 30 секунд.

У: Обсудите свой ответ с партнером по плечу. Начинает партнер А. (Структура РЕЛЛИ РОБИН) 30 СЕКУНД

У: Проверяем. Отвечает …

Д: Это имена существительные.

У: Докажите.

Д: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?

У: Назовите тему урока.

У: Определим цель урока.

Д: Мы повторим то, что уже знаем об имени существительном.

У: Да, действительно мы будем повторять, но в конце урока вы узнаете что-то новое.

У: Работаем дальше. На столе лежат листы. Составьте модель Фрейера к понятию имя существительное. Работаем в группах. (Напомнить работу в группах. Карточка на доске.) Время 2 минуты.

У: Проверим. Прочитайте определение (н.-р стол №2 – партнёр 1) морфологические признаки – партнёр 4, примеры – партнёр № 2, противоположные примеры – 3.

У: Хорошо. Спасибо.

Обобщение и систематизация знаний

У: Возьмите жёлтый конверт и составьте слово из букв.

У: Назовите слово (первый стол № 1- род, № 2 - число, № 3 - падеж, № 4 - склонение) карточки на доске

У: Мы назвали морфологические признаки имени существительного

У: Продолжаем работать в группе. У каждой группы будет своё задание по данному признаку. Задание находиться в зелёном конверте. Партнёр № 2 возьмите зелёный конверт, прочитайте задание и выполните в группе. Ваша задача: прочитать задание и его выполнить. Время на выполнение задания 5 минут. Можно продолжить.

Склонение: Укажи ряд, в котором все слова – это имена существительные 2 склонения СЛАЙД 4

Морковь, тополь, мелочь, степь

Солнце, ремень, дерево, дочь

Снегирь, полотенце, мяч, облако

Посылка, пушка, выставка, дорожка

У: Сделайте вывод. Расскажи всё о склонении имени существительного и заполните таблицу.

Падеж: Определи падеж выделенных существительных.

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря.

У: Сделайте вывод. Расскажи всё о падежах имени существительного и заполните таблицу.

Род: Определи род имён существительных в предложении.

Снег лежит на крыше, на крыльце.

Землеройка пискнула в старой листве.

У: Сделайте вывод. Расскажи всё о роде имени существительного и заполните таблицу.

Число: Определи число имён существительных.

Куропатки, рябчики, глухари, спят зимой под снегом.

У: Сделайте вывод. Расскажи всё о числе имени существительного и заполните таблицу.

Физминутка.

Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

У: А сейчас отдохнём. О каком морфологическом признаке идёт речь.

В доме, на доме, о доме, к дому

Стол – столы, окно – окна, карандаш – карандаши

Изменение имён существительных по падежам и числам называется …….

Компьютер, клавиатура, мышь

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: обобщить знания детей о роли существительных в предложении, формировать навык самоконтроля

У: Вернёмся к морфологическим признакам имени существительного. Разделите их 2 группы. Объясни, как ты размышлял.

(Дети выходят к доске и двигают карточки) Докажите.

У: Какие признаки имени существительного изменяются? (Число, падеж.)

У: Такие признаки в русском языке называют непостоянные. (Карточка на доске)

У: Тогда как можно назвать другие признаки? Постоянные, потому что они …. не изменятся. (Карточка на доске: склонение, род).

У: Постоянные и непостоянные признаки.

Применение знаний на практике. Тестирование.

У: Проверим свои знания на практике. Поработаем с тестом. СЛАЙД

Имя существительное обозначает

а) признак предмета

б) действие предмета

В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

Юноша, мама, мать

б) Дерево, солнце, холм

в) Ремень, огонь, тишь

Определите род имён существительных, выберите нужную строку.

Солнце, учебник, ручка, пенал

Определите падеж имён существительных, выберите нужную строку.

На ёлке, в окно, за городом, из речки

В какой форме употреблено в предложении выделенное существительное

В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.

а) в форме с.р., ед.ч., В.п.

б) в форме с.р., ед.ч., И.п.

в) в форме м.р., ед.ч., И.п.

У: Проверим: 1.- в, 2 – б, 3 – в, 4 - в , 5 - а ответы на доске

У: Ребята с зелёными листочками выходят и строят столбик “У меня все получилось”, выходят ребята с синими листочками вам “Еще придется потрудиться”, с жёлтыми листочками “Да, трудно все-таки учиться!”

Читайте также: