Конспект урока по технологии 11 класс понятие об искусственной системе
Обновлено: 05.07.2024
презентация к уроку технологии в 11 классе (Базовый уровень) содержит теоретический материал по теме "Развитие искусственных систем" практической работой и рекомендациями к выполнению практической работы
Оценить 1400 1
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Презентация к уроку технологии в 11 классе содержит теоретический материал по теме "Развитие искусственных систем" , имеет практическую работу и рекомендациями к выполнению практической работы
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Основные понятия: система, естественная система, искусственная система.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Какие объекты относятся к живой и неживой природы?
• Какие природные явления вы знаете? Для чего людям нужно изучать природу и явления, которые в ней происходят?
III. Изучение нового материала
1. Понятие системы
Задача 1. Посмотрите вокруг себя в классе или за окно и назовите примеры систем.
Задание 2. Назовите главные признаки систем (системы состоят из компонентов, причем система выполняет функции, которые не могут выполнять отдельные компоненты; каждый из компонентов выполняет определенную функцию).
2. Естественные и искусственные системы
Задача 3. Приводя примеры систем, вы называли цветок, игрушку, часы, телефон, компьютер, собаку, человека и т.д. Чем они отличаются? (Естественные и искусственные)
Существуют естественные системы, или природные, т. е. созданные природой, и искусственные системы - созданные человеком.
Естественные системы: космические системы - галактики, системы звезд и планет, такие, как наша Солнечная система; системы животных и растений; молекулярные и атомные системы.
Искусственные системы создают люди. Если хорошо подумать, то можно вспомнить множество таких систем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, - это система городского транспорта, система телефонной связи, система торговли, система образования, система здравоохранения, система водоснабжения, система обороны страны, банковская система, государственная энергетическая система и т. д. Само человеческое общество - это тоже система взаимосвязанных личностей, которые образуют разнообразные подсистемы: семьи, трудовые коллективы, партии, нации, расы и пр.
1.Природные (цветок, собака, Земля, поле)
2.Искусственные (компьютер, часы, телефон, игрушка)
Следовательно, природные системы существуют в природе и состоят из компонентов живой и / или неживой природы. Некоторые природные системы создал человек (аквариум, сад), а некоторые, например Вселенная, Земля, Галактика, образовались самостоятельно (естественно). Искусственные системы - это творения человека.
функция (цель, назначение) системы;
взаимодействие системы с окружающей средой;
Приложение 1. Самые важные открытия человечества
Охватывающий человечество кокон искусственного окружения - сложная нелинейная кластерная система с сетевыми связями, находящаяся в режиме непрерывной самоорганизации и эволюции и постоянно самыми разными образами взаимодействующая с человечеством в целом и каждым отдельным человеком. Эта система включает:
1. Оружие против хищников и других людей, и т.п., повышающие возможности выживания
2. Средства для производства, хранения, распределения и приготовления пищи (сельское хозяйство, переработка продуктов, консервирование, сети ресторанов и т.п.)
3. Средства защиты от среды (одежда, дома, города), повышающие возможность выживания и качество жизни
4. Системы организации жизни, культура и законы, разные социальные системы (монархии, республики и т.п.), органы управления бюрократия и т.п.
5. Системы и методы защиты жизни, начиная примитивной медицины и кончая современными методами профилактики болезней, аварий, катастроф
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока : Основные закономерности развития искусственных систем.
Ознакомить учащихся с основными закономерностями развития искусственных систем.
Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
Развитие технического и творческого мышления.
I. Организационный момент.
- Проверка явки учащихся.
- Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся:
2. Приведите примеры искусственных систем?
III. Изложение материала урока:
1. Развитие системы и его основные этапы.
2. Жизненный цикл системы.
3. Критерии развития технических систем.
4. Система законов развития технических систем.
1 . В системе как элементе системы более высокого уровня могут накапливаться противоречия (проблемы), для разрешения которых система должна иметь новые функциональные свойства – возникает необходимость преобразования системы (создание новой или модернизация существующей) для обеспечения новых функциональных свойств (создание новой структуры). Это может привести как к гибели, так и к возникновению качественно иной системы.
Возможны различные причины возникновения в системе противоречий (проблем): изменение целей, изменения условий внешней среды, проникновение в систему чуждых элементов, воздействующих на структуру системы (внешние причины); ограниченность пространства развития и обострение противоречий между элементами системы; накопление ошибок; прекращение воспроизводства элементов, составляющих систему (внутренние причины).
В зависимости от проблемы и возникших условий возможны как эволюционные (модернизация существующей системы) так и скачкообразные, революционные (формирование новой системы) преобразования, развитие системы .
Развитие возникает в результате необходимости снятия противоречий как внутри системы (структурные – между потоками ресурсов между компонентами системы, функциональные – разнонаправленные причинно-следственные связи), так и вне ее (влияние внешних связей).
Приобретаемые системой новые функциональные качества включают в себя специфические свойства, соответствующие новым внешним условиям и целям.
Основные этапы развития в обобщенном виде:
- подготовительный этап (накопление противоречий в старой системе, создание предпосылок развития новой системы),
- этап развития (формирование ресурсов системы, выделение системы из внешней среды, формирование интегративных свойств системы, ее структуры и функций),
- этап стабилизации (доводка и наладка системы),
- этап устойчивого функционирования (эксплуатации), этап деградации системы (снятие системы с эксплуатации).
Не следует понимать, что система всегда существует либо в стадии функционирования, либо в стадии развития . Пример: при реконструкции одного цеха завод в целом функционирует.
Частичная модернизация существующей системы – изменение ее параметров (а иногда и структуры) с целью незначительного улучшения одного или нескольких свойств системы.
Существенная модернизация – изменение параметров и структуры системы для значительного изменения свойств системы при решении прежних или новых целевых задач.
Создание новой системы – для решения новых целевых задач или для получения принципиально новых свойств системы при решении прежних задач.
2. Жизненный цикл системы
Жизненный цикл системы - это непрерывный процесс развития и существования системы с момента принятия решения о необходимости ее создания до момента ее полного изъятия из эксплуатации.
В процессе жизнедеятельности система проходит ряд взаимосвязанных этапов развития, отличающихся друг от друга формами взаимодействия со средой. Различают два генеральных периода жизненного цикла системы - развитие системы и целевое функционирование системы , каждый из которых характеризуется специфическим комплексом процессов – этапами жизненного цикла.
3. Критерии развития технических систем
Развитие любой технической системы определяется соответствую- щими критериями развития, которые можно разделить на четыре группы:
Под функциональными критериями понимаются те критерии, которые непосредственно отвечают назначению системы. Другими словами, это эксплуатационные характеристики технической системы, например: скорость, высота полета, дальность стрельбы, точность позиционирования робота, количество позиций смены инструмента и т. д.
Технологические критерии позволяют оценить возможности изготовления данной технической системы (материалоемкость, энергоемкость, степень автоматизации и т. д.).
Технологические критерии тесно связаны с экономическими критериями , определяющими затраты на изготовление, проектирование, эксплуатацию, ремонт.
По антропогенным критериям можно оценить удобство и безопасность создаваемой системы для человека – это дизайн, эргономичность, экологичность.
Основным законом развития техники является закон улучшения одних критериев и не ухудшения при этом других. Технические системы (независимо от своего назначения) последовательно проходят в своем развитии три этапа: медленное нарастание, быстрый лавинообразный рост и стабилизация одной из главных эксплуатационных характеристик системы .
Рис. 1. Линия жизни технической системы.
4. Система законов развития технических систем
закон полноты частей системы . Необходимость наличия и минимальной работоспособности основных частей системы;
закон энергетической проводимости . Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы. Следствие из закона: чтобы часть системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую проводимость между этой частью и органом управления;
закон согласования ритмики частей системы . Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование (или сознательное рассогласование) частоты колебаний (периодичности работы) всех частей системы;
закон динамизации технических систем . Жесткие системы должны становиться динамичными для повышения их эффективности, то есть переходить к более гибкой, быстро меняющейся структуре и к режиму работы, подстраивающемуся под изменения внешней среды;
закон неравномерности развития частей системы . Развитие частей системы идет неравномерно. Чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей;
закон перехода в надсистему . Развитие системы, достигшей своего предела, может быть продолжено на уровне надсистемы. Исчерпав ресурсы своего развития, система объединяется с другой системой, образуя новую, более сложную систему;
закон перехода с макроуровня на микроуровень . Развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микро-уровне;
закон увеличения степени идеальности . Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Идеальная ТС - это система, масса, габариты и энергоемкость которой стремятся к нулю, а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается. В пределе: идеальная система та, которой нет, а функция ее сохраняется и выполняется.
IV . Практическая работа.
На примере мобильных телефонов, компьютеров или телевизоров (или других технических объектов) опишите путь развития данных технических систем.
Исскуственные системы-это смстемы ,созданные человеком.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока: Основные закономерности развития искусственных систем.
Ознакомить учащихся с основными закономерностями развития искусственных систем.
Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
Развитие технического и творческого мышления.
I. Организационный момент.
- Проверка явки учащихся.
- Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся:
2. Приведите примеры искусственных систем?
III. Изложение материала урока:
1. Развитие системы и его основные этапы.
2. Жизненный цикл системы.
3. Критерии развития технических систем.
4. Система законов развития технических систем.
1. В системе как элементе системы более высокого уровня могут накапливаться противоречия (проблемы), для разрешения которых система должна иметь новые функциональные свойства – возникает необходимость преобразования системы (создание новой или модернизация существующей) для обеспечения новых функциональных свойств (создание новой структуры). Это может привести как к гибели, так и к возникновению качественно иной системы.
Возможны различные причины возникновения в системе противоречий (проблем): изменение целей, изменения условий внешней среды, проникновение в систему чуждых элементов, воздействующих на структуру системы (внешние причины); ограниченность пространства развития и обострение противоречий между элементами системы; накопление ошибок; прекращение воспроизводства элементов, составляющих систему (внутренние причины).
В зависимости от проблемы и возникших условий возможны как эволюционные (модернизация существующей системы) так и скачкообразные, революционные (формирование новой системы) преобразования, развитие системы.
Развитие возникает в результате необходимости снятия противоречий как внутри системы (структурные – между потоками ресурсов между компонентами системы, функциональные – разнонаправленные причинно-следственные связи), так и вне ее (влияние внешних связей).
Приобретаемые системой новые функциональные качества включают в себя специфические свойства, соответствующие новым внешним условиям и целям.
Основные этапы развития в обобщенном виде:
- подготовительный этап (накопление противоречий в старой системе, создание предпосылок развития новой системы),
- этап развития (формирование ресурсов системы, выделение системы из внешней среды, формирование интегративных свойств системы, ее структуры и функций),
- этап стабилизации (доводка и наладка системы),
- этап устойчивого функционирования (эксплуатации), этап деградации системы (снятие системы с эксплуатации).
Не следует понимать, что система всегда существует либо в стадии функционирования, либо в стадии развития. Пример: при реконструкции одного цеха завод в целом функционирует.
Частичная модернизация существующей системы – изменение ее параметров (а иногда и структуры) с целью незначительного улучшения одного или нескольких свойств системы.
Существенная модернизация – изменение параметров и структуры системы для значительного изменения свойств системы при решении прежних или новых целевых задач.
Создание новой системы – для решения новых целевых задач или для получения принципиально новых свойств системы при решении прежних задач.
2. Жизненный цикл системы
Жизненный цикл системы - это непрерывный процесс развития и существования системы с момента принятия решения о необходимости ее создания до момента ее полного изъятия из эксплуатации.
В процессе жизнедеятельности система проходит ряд взаимосвязанных этапов развития, отличающихся друг от друга формами взаимодействия со средой. Различают два генеральных периода жизненного цикла системы - развитие системы и целевое функционирование системы, каждый из которых характеризуется специфическим комплексом процессов – этапами жизненного цикла.
3. Критерии развития технических систем
Развитие любой технической системы определяется соответствую- щими критериями развития, которые можно разделить на четыре группы:
Под функциональными критериями понимаются те критерии, которые непосредственно отвечают назначению системы. Другими словами, это эксплуатационные характеристики технической системы, например: скорость, высота полета, дальность стрельбы, точность позиционирования робота, количество позиций смены инструмента и т. д.
Технологические критерии позволяют оценить возможности изготовления данной технической системы (материалоемкость, энергоемкость, степень автоматизации и т. д.).
Технологические критерии тесно связаны с экономическими критериями, определяющими затраты на изготовление, проектирование, эксплуатацию, ремонт.
По антропогенным критериям можно оценить удобство и безопасность создаваемой системы для человека – это дизайн, эргономичность, экологичность.
Основным законом развития техники является закон улучшения одних критериев и не ухудшения при этом других. Технические системы (независимо от своего назначения) последовательно проходят в своем развитии три этапа: медленное нарастание, быстрый лавинообразный рост и стабилизация одной из главных эксплуатационных характеристик системы.
Рис. 1. Линия жизни технической системы.
4. Система законов развития технических систем
закон полноты частей системы. Необходимость наличия и минимальной работоспособности основных частей системы;
закон энергетической проводимости. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы. Следствие из закона: чтобы часть системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую проводимость между этой частью и органом управления;
закон согласования ритмики частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование (или сознательное рассогласование) частоты колебаний (периодичности работы) всех частей системы;
закон динамизации технических систем. Жесткие системы должны становиться динамичными для повышения их эффективности, то есть переходить к более гибкой, быстро меняющейся структуре и к режиму работы, подстраивающемуся под изменения внешней среды;
закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно. Чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей;
закон перехода в надсистему. Развитие системы, достигшей своего предела, может быть продолжено на уровне надсистемы. Исчерпав ресурсы своего развития, система объединяется с другой системой, образуя новую, более сложную систему;
закон перехода с макроуровня на микроуровень. Развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микро-уровне;
закон увеличения степени идеальности. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Идеальная ТС - это система, масса, габариты и энергоемкость которой стремятся к нулю, а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается. В пределе: идеальная система та, которой нет, а функция ее сохраняется и выполняется.
IV. Практическая работа.
На примере мобильных телефонов, компьютеров или телевизоров (или других технических объектов) опишите путь развития данных технических систем.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Искусственные системы и ее основные понятия. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Определение Искусственные системы – это те системы, которые создаются и развиваются непосредственно людьми - любые созданные людьми материальные продукты и технологии. Эти системы построены на базе природных материалов, более или менее сильно измененных, используют энергию и информацию, пришедшие из природного окружения, тесно с ним связаны. Но если хотя бы один элемент был целенаправленно изменен или создан человеком, система может рассматриваться как искусственная.
Что из себя представляет кокон? Охватывающий человечество кокон искусственного окружения – сложная нелинейная кластерная система с сетевыми связями, находящаяся в режиме непрерывной самоорганизации и эволюции и постоянно самыми разными образами взаимодействующая с человечеством в целом и каждым отдельным человеком. Эта система включает: 1. Оружие против хищников и других людей, и т. п., повышающие возможности выживания 2. Средства для производства, хранения, распределения и приготовления пищи (сельское хозяйство, переработка продуктов, консервирование, сети ресторанов и т. п.) 3. Средства защиты от среды (одежда, дома, города), повышающие возможность выживания и качество жизни 4. Системы организации жизни, культура и законы, разные социальные системы (монархии, республики и т.п.), органы управления бюрократия и т. п. 5. Системы и методы защиты жизни, начиная примитивной медицины и кончая современными методами профилактики болезней, аварий, катастроф 6. Системы транспорта людей и продуктов 7. Системы и орудия для производства других систем и орудий
Что включает система? 1. Разумы отдельных людей, 2. Языки, обеспечивающие самую деятельность разумов и принципиальную возможность объединения индивидуальных разумов в те или иные системы 3. Культуры и знания, как общие для всех или большинства людей, так и культуры и знания локальных групп, отличающихся от остальных - отдельных племен, научных школ, сект и т. п. 4. Специфические знания и навыки в отдельных отраслях, как искусство, медицина, физика, теология, спорт и т. п. 5. Конкретные религии, научные теории, произведения искусства, и т. п. 6. Различные системы законов, правил, ограничений и т. п. организующие поведение людей 7. Различные алгоритмы, правила, методологии типа логики, математики, юриспруденции, военного искусства, теории решения изобретательских задач и т.п., организующие и направляющие те или иные виды ментальной деятельности
С чем связана система? 1. Системы коммуникации людей, включая: • Служба глашатаев, бродячих сказителей и т. п. • Письменность, книгопечатание • Почта, телеграф, телефоны, радио, Интернет и т. п. 2. Системы воздействия на других людей, включая: • Средства обучения включая педагогику, школы и университеты, прессу, компьютерное образование и т.п. • Средства внушения и пропаганды включая различные религиозные мероприятия, рекламы, политическую агитацию и т. п. 3. Системы сохранения и накопления информации (начиная с письменности и кончая компьютерными базами данных) 4. Средства и системы для получения новых знаний – средства наблюдения, измерительная техника, средства обработки и преобразования информации, техники построения гипотез и решения научных задач и т. п.
+ искусственных систем • Огромное упрощение искусственных систем по сравнению с биологическими. Ведь в биологии каждая особь – это еще и завод по производству новых особей. Попробуйте представить себе самолет, который бы не только летал, но и еще строил бы такие же самолеты… • Отказ от применения в конструкциях жестко лимитирующих развитие органических молекул типа белков и т.п. Это позволяет применять использовать в технике огромные механические нагрузки, высокие и низкие температуры, давления, токи и напряжения и т.п. • Становится возможным также использования вредных для биологических объектов веществ, типа сильных кислот и оснований, радиоактивных веществ и т.п. • Возможность переноса идей и опыта развития из одних областей в другие, с одних систем на другие • Возможность сознательного и целенаправленного управления развитием для достижения тех или иных целей
Читайте также: