Конспект урока глаголы ли слова лежать сидеть

Обновлено: 03.07.2024

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.

совершенствовать знания о частях речи;

развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).

активизация словесно-логического мышления;

воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы

Личностные: становление интереса к изучению русского языка и положительного отношения к учению;

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

прогнозирование темы урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

Введение в тему

Сегодня мы работаем в командах. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.).распределите роли: кто будет представлять команду, кто будет заполнять таблицы с вашей помощью.

Нам осталось определить тему урока.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)

- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)

- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)

- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает).

- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?

- в прош. времени в ед.ч.

- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются.

- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл, прил.)

космос, летать, луноход, небесный, звёздный, ракета, полёт, взлетает, понеслась, космический, облетел, ходьба, солнечная, космонавт, приземлился, лунный, краснеть,

Почему у нас возникла проблема со словами ходьба и краснеть? Может мы с вами чего - то не учли или не все особенности определения частей речи назвали? У нашего друга Антона тоже возник такой вопрос.

А теперь еще раз оценим свои знания о частях речи. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)

Р.п. нет чего? ходьбы

Д.п. к чему? К ходьбе

В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П.п. говорю о чём? о ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это - существительное.

Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) - наст.вр.

Что делала? Краснела

Что сделает? Покраснеет

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это - глагол.

-Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.

Какую задачу поставим на урок? ( потренироваться определять части речи, учитывая все три особенности)

- Давайте составим памятку в виде графа, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам по УМК "Гармония" автор Соловейчик. На уроке дети учатся отличать существительные от глагола. В рамках данного урока сопоставляются "Конфликтные" глаголы и имена существительные, знакомятся с различными значениями глаголов в будущем времени.

Учитель начальных классов Кривокрисенко Светлана Владимировна

Цель: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность при письме.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

1) -Послушайте внимательно стихотворение. О какой части речи идет речь в нем?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи идет речь? ( о глаголе).

-Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?

-Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

Сегодня мы с вами обобщим, что узнали о глаголе.

-Прочитайте вопросы, на которые мы должны найти ответ.

Орфографическая минутка.

Б..лить, б..лезнь, гр..бник, приг..рюнился, уг..стить, г..стиница, загр..зняешь, гр..за.

– Какая орфограмма встретилась во всех словах? Как ее решили?

– Какие 2 группы можно составить из этих слов?

– Как вы отличаете имя существительное от глагола?

1. Обозначает предмет

1. Обозначает действие

2. Отвечает на вопросы: кто? что?

2. Отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что делать?

3. Изменяется по числам, по падежам

3. Изменяется по числам, по временам

– Найдите из орфографической минутки пару родственных слов, состоящую из глагола и существительного.

– Докажите, что это разные части речи.

– Что вы думаете о словах лежать, сидеть, бег, ходьба? (Хоть они все называют действие, но они разные части речи.)

– Так что важно при определении части речи?

Главные различия в изменении частей речи – упр.255.

Наблюдение за изменением слов по временам или по падежам. Упр.256.

(дети записывают слова лежать, сидеть, бег, ходьба и предполагают, как изменяются: по временам или по падежам, указывают часть речи).

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

IV. Закрепление изученного материала.

1. – Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?

– Распределите слова по 3 группам: существительные, прилагательные и глагол.

Зелень, зеленеть, синий, зелёный, друг, синеть, дружный, синева, дружить.

Самопроверка с доски.

– Что можете сказать о словах каждого столбика? Что общего? (Это слова родственные, только разных частей речи.)

2. Письмо по памяти:

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

– Определите, если сможете, у всех слов части речи.

– Найдите родственные слова. Докажите, что это слова разных частей речи

3. – Образуйте от данных слов родственные слова другой части речи.

– Сейчас комментатор включит свой микрофон и начнет рассказывать про матч. Если в течение рассказа вы услышите глагол, то хлопайте в ладоши (имейте в виду, что репортаж шуточный).

Мы начинаем наш репортаж. Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает мяч у Фы. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь, перевязывает коленку. Вратарь Шу волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает удар. Болельщики аплодируют и свистят. Счёт 1:0 в пользу жёлтых мордиков. На этом мы с вами прощаемся.

– Вы теперь сможете отличить глагол от других частей речи?

V. Итог урока.

– Продолжите мое предложение:

Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно…

Домашнее задание: упр.258

Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?

(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)

- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:

зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка, 4 класс

МКОУ СОШ с. Зерновое

Учитель: Зачиняева Н.М.

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока:

показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.

совершенствовать знания о частях речи;

научить составлять алгоритм для определения частей речи.

развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).

активизация словесно-логического мышления;

продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать

воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы

совершенствовать навык сотрудничества , общения в группе

Планируемые результаты :

Личностные: становление интереса к изучению русского языка и положительного отношения к учению;

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

регулятивные универсальные учебные действия

прогнозирование темы урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Введение в тему

Сегодня мы работаем в командах. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.).распределите роли: кто будет представлять команду, кто будет заполнять таблицы с вашей помощью.

Нам осталось определить тему урока.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)

- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)

- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)

- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)

Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о частях речи .

Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает).

- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?

- в прош. времени в ед.ч.

- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются.

- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл, прил.)

космос, летать, луноход, небесный, звёздный, ракета, полёт, взлетает, понеслась, космический, облетел, ходьба, солнечная, космонавт, приземлился, лунный, краснеть,

Почему у нас возникла проблема со словами ходьба и краснеть? Может мы с вами чего – то не учли или не все особенности определения частей речи назвали? У нашего друга Антона тоже возник такой вопрос.

А теперь еще раз оценим свои знания о частях речи. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

1.Новый материал.

- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)

Р.п. нет чего? ходьбы

Д.п. к чему? К ходьбе

В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П.п. говорю о чём? о ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) – наст.вр.

Что делала? Краснела

Что сделает? Покраснеет

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью . Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.

Какую задачу поставим на урок? ( потренироваться определять части речи, учитывая все три особенности)

- Давайте составим памятку в виде графа, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

Цели урока : создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока :

1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.

4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;

5. Привить навык распознавания частей речи.

1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

2. Развивать эмоциональность, любознательность

1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Ход урока:

1. Введение в тему

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?

2. Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);

обозначает Признак предмета

В нач. форме отвечает на вопросы Какой?

изменяется По числам, родам и падежам

В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?

Не изменяется По родам

изменяется По числам, падежам

Глагол

обозначает Действие предмета

В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

изменяется по временам, по числам, родам или лицам

- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?

3. Новый материал.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?

(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)

И. п. что? Ходьба

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

Читайте также: