Конспект урока глаголы ли слова лежать сидеть
Обновлено: 03.07.2024
Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.
совершенствовать знания о частях речи;
развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).
активизация словесно-логического мышления;
воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы
Личностные: становление интереса к изучению русского языка и положительного отношения к учению;
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
прогнозирование темы урока
волевая саморегуляция при самостоятельной работе
Введение в тему
Сегодня мы работаем в командах. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.).распределите роли: кто будет представлять команду, кто будет заполнять таблицы с вашей помощью.
Нам осталось определить тему урока.
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)
- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)
- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)
- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает).
- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?
- в прош. времени в ед.ч.
- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются.
- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл, прил.)
космос, летать, луноход, небесный, звёздный, ракета, полёт, взлетает, понеслась, космический, облетел, ходьба, солнечная, космонавт, приземлился, лунный, краснеть,
Почему у нас возникла проблема со словами ходьба и краснеть? Может мы с вами чего - то не учли или не все особенности определения частей речи назвали? У нашего друга Антона тоже возник такой вопрос.
А теперь еще раз оценим свои знания о частях речи. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)
Р.п. нет чего? ходьбы
Д.п. к чему? К ходьбе
В.п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П.п. говорю о чём? о ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это - существительное.
Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) - наст.вр.
Что делала? Краснела
Что сделает? Покраснеет
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это - глагол.
-Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.
Какую задачу поставим на урок? ( потренироваться определять части речи, учитывая все три особенности)
- Давайте составим памятку в виде графа, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам по УМК "Гармония" автор Соловейчик. На уроке дети учатся отличать существительные от глагола. В рамках данного урока сопоставляются "Конфликтные" глаголы и имена существительные, знакомятся с различными значениями глаголов в будущем времени.
Учитель начальных классов Кривокрисенко Светлана Владимировна
Цель: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность при письме.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.
1) -Послушайте внимательно стихотворение. О какой части речи идет речь в нем?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идет речь? ( о глаголе).
-Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?
-Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
Сегодня мы с вами обобщим, что узнали о глаголе.
-Прочитайте вопросы, на которые мы должны найти ответ.
Орфографическая минутка.
Б..лить, б..лезнь, гр..бник, приг..рюнился, уг..стить, г..стиница, загр..зняешь, гр..за.
– Какая орфограмма встретилась во всех словах? Как ее решили?
– Какие 2 группы можно составить из этих слов?
– Как вы отличаете имя существительное от глагола?
1. Обозначает предмет
1. Обозначает действие
2. Отвечает на вопросы: кто? что?
2. Отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что делать?
3. Изменяется по числам, по падежам
3. Изменяется по числам, по временам
– Найдите из орфографической минутки пару родственных слов, состоящую из глагола и существительного.
– Докажите, что это разные части речи.
– Что вы думаете о словах лежать, сидеть, бег, ходьба? (Хоть они все называют действие, но они разные части речи.)
– Так что важно при определении части речи?
Главные различия в изменении частей речи – упр.255.
Наблюдение за изменением слов по временам или по падежам. Упр.256.
(дети записывают слова лежать, сидеть, бег, ходьба и предполагают, как изменяются: по временам или по падежам, указывают часть речи).
Р. п. нет чего? ходьбы
Д. п. к чему? К ходьбе
В. п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П. п. говорю о чём? о Ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
Что делаю? Лежу - наст. время
Что делала? Лежала – прош. вр.
Что сделает? полежит- буд. вр.
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)
- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…
- А бег и ходьба – это…
IV. Закрепление изученного материала.
1. – Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?
– Распределите слова по 3 группам: существительные, прилагательные и глагол.
Зелень, зеленеть, синий, зелёный, друг, синеть, дружный, синева, дружить.
Самопроверка с доски.
– Что можете сказать о словах каждого столбика? Что общего? (Это слова родственные, только разных частей речи.)
2. Письмо по памяти:
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
– Определите, если сможете, у всех слов части речи.
– Найдите родственные слова. Докажите, что это слова разных частей речи
3. – Образуйте от данных слов родственные слова другой части речи.
– Сейчас комментатор включит свой микрофон и начнет рассказывать про матч. Если в течение рассказа вы услышите глагол, то хлопайте в ладоши (имейте в виду, что репортаж шуточный).
Мы начинаем наш репортаж. Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает мяч у Фы. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь, перевязывает коленку. Вратарь Шу волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает удар. Болельщики аплодируют и свистят. Счёт 1:0 в пользу жёлтых мордиков. На этом мы с вами прощаемся.
– Вы теперь сможете отличить глагол от других частей речи?
V. Итог урока.
– Продолжите мое предложение:
Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно…
Домашнее задание: упр.258
Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?
(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)
- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:
зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка, 4 класс
МКОУ СОШ с. Зерновое
Учитель: Зачиняева Н.М.
Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
Задачи урока:
показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.
совершенствовать знания о частях речи;
научить составлять алгоритм для определения частей речи.
развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).
активизация словесно-логического мышления;
продолжить развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать
воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы
совершенствовать навык сотрудничества , общения в группе
Планируемые результаты :
Личностные: становление интереса к изучению русского языка и положительного отношения к учению;
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
регулятивные универсальные учебные действия
прогнозирование темы урока
волевая саморегуляция при самостоятельной работе
осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Введение в тему
Сегодня мы работаем в командах. Как работаем в команде? (Работаем в команде дружно, помогаем друг другу.).распределите роли: кто будет представлять команду, кто будет заполнять таблицы с вашей помощью.
Нам осталось определить тему урока.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
- Как же мы называем все слова в нашем языке? (части речи)
- С какими частями речи вы уже познакомились? (сущ., прил., гл., мест., пр., союз, ч., числ.)
- В какую группу объединены части речи, которые вы видите на доске? (самостоятельные)
- Почему они так называются? (сам.- отвечают на вопросы, что-то обозначают, могут изменяться)
Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свои знания о частях речи .
Повторение пройденного. Определение цели урока.
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает).
- Сейчас каждая команда напишет на карточке, что она знает про свою часть речи. Чья команда быстрее?
- в прош. времени в ед.ч.
- Проверим, что мы знаем? (выходят представители команд и называют ответы, на экране слайды с ответами, дети сверяют написанное с доской - карточки вывешиваются.
- Ну, что ж, все команды справились с заданием. Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова? (Выдаются каждому карточки с разными частями речи и вызываются сущ., гл, прил.)
космос, летать, луноход, небесный, звёздный, ракета, полёт, взлетает, понеслась, космический, облетел, ходьба, солнечная, космонавт, приземлился, лунный, краснеть,
Почему у нас возникла проблема со словами ходьба и краснеть? Может мы с вами чего – то не учли или не все особенности определения частей речи назвали? У нашего друга Антона тоже возник такой вопрос.
А теперь еще раз оценим свои знания о частях речи. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
1.Новый материал.
- Где мы можем найти решение этой проблемы? (в учебнике)
Р.п. нет чего? ходьбы
Д.п. к чему? К ходьбе
В.п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П.п. говорю о чём? о ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
Что делаю? Краснею (краснеешь, краснеем) – наст.вр.
Что делала? Краснела
Что сделает? Покраснеет
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Действительно, само по себе глагольное слово очень богато по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью . Прочитайте ещё одно подтверждение на с.86-87.
Какую задачу поставим на урок? ( потренироваться определять части речи, учитывая все три особенности)
- Давайте составим памятку в виде графа, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
Цели урока : создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
Задачи урока :
1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;
3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.
4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;
5. Привить навык распознавания частей речи.
1. формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
2. Развивать эмоциональность, любознательность
1. воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.
Ход урока:
1. Введение в тему
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?
2. Повторение пройденного. Определение цели урока.
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)
- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);
обозначает Признак предмета
В нач. форме отвечает на вопросы Какой?
изменяется По числам, родам и падежам
В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?
Не изменяется По родам
изменяется По числам, падежам
Глагол
обозначает Действие предмета
В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?
изменяется по временам, по числам, родам или лицам
- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?
Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.
(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)
- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)
- Есть ли однокоренные слова?
- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?
3. Новый материал.
- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?
(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)
И. п. что? Ходьба
Р. п. нет чего? ходьбы
Д. п. к чему? К ходьбе
В. п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П. п. говорю о чём? о Ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
Что делаю? Лежу - наст. время
Что делала? Лежала – прош. вр.
Что сделает? полежит- буд. вр.
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)
- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…
Читайте также: