Прибор открывающий невидимое 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Вы здесь: Главная Кабинет биологии Планы уроков-5 класс Прибор, открывающий невидимое - 5 класс

Прибор, открывающий невидимое - 5 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ

Данный урок является лауреатом конкурса "Презентация к уроку", убедиться в этом и скачать презентацию можно здесь

ВИД УРОКА: изучение новой темы с элементами лабораторной работы

1) Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.

2) Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.

3) Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.

1) Физика (устройство оптических приборов);

2) Математика (математические расчетные действия);

3) Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);

4) История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие) – 1минута.

Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2.Повторение изученного:

  • Волк – (волчонок);
  • Медведь – (медвежонок);
  • Лошадь – (жеребенок);
  • Белка – (бельчонок);
  • Индюк – (индюшонок);
  • Ёж – (ежонок);
  • Корова – (теленок);
  • Овца – (ягненок);
  • Свинья – (поросенок);
  • Собака – (щенок);
  • Кошка – (котенок);
  • Курица – (цыпленок).

Хорошо. А теперь проверим, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему. Перед вами опросные карточки, представляющие тестовые задания. Тест состоит всего из 5-ти заданий. Соответственно, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл в свою оценочную копилку.

1) Биология – это:

  1. наука о живом;
  2. наука, изучающая явления в живой и неживой природе;
  3. наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

2) Все живые организмы обладают такими свойствами:

  1. дыхание, питание, рост, развитие, размножение;
  2. дыхание, питание, рост, передвижение, размножение;
  3. дыхание, питание, рост, развитие, способность к играм.

3) Продолжительность жизни разных живых организмов:

  1. различная;
  2. одинаковая;
  3. оба ответа верны.

4) Откуда появляются новые живые организмы?

  1. от родителей;
  2. их приносит аист;
  3. из капусты.

5) Ученый, доказавший опытным путем, что у каждого живого существа есть родители – это:

  1. Франческо Реди;
  2. ван Гельмонт;
  3. Михаил Ломоносов.

1) Наука о живом – это:

2) Человек может прожить:

  1. до 1500 лет;
  2. до 115 лет;
  3. до 15 лет.

3) Головастики появляются:

  1. у бабочек;
  2. у лягушек;
  3. у головоногих моллюсков.

4) Кто ошибочно считал, что мыши появляются из грязной рубашки и горсти зерна?

  1. Франческо Реди;
  2. ван Гельмонт;
  3. Антуан Лавуазье.

5) У каждого живого существа есть:

  1. руки и ноги;
  2. родители;
  3. головной мозг.

3.Мотивация и изучение нового материала.

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком (слайд №13). Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (слайд №14), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.

Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли учёные России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным (слайд №15). Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский учёный М.В.Ломоносов. Его считают первым российским учёным, который постоянно использовал этот прибор в своих разнообразных опытах и исследованиях. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям (слайды №№16 – 21).

4.Физминутка (слайд №22). Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая улучшит ваше мозговое кровообращение.

Поработаем с микроскопами, которые стоят перед каждым из вас. Помня о правилах работы с микроскопом, попробуйте рассмотреть изображения на выданных вам микропрепаратах. Перед работой мы должны выяснить, каково увеличение нашего микроскопа, ведь любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это узнать? Увеличение окуляра и объектива определяют по цифрам на их оправах, затем эти цифры перемножают и получают общее увеличение микроскопа. Предлагаю вам подсчитать увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.


1. Познакомить учащихся с устройством увеличительного прибора — световым микроскопом.

2. Выработать умение пользоваться увеличительным прибором.

Ход урока

1. Организационный момент

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих листах.

Конспект урока по биологии по теме Прибор,открывающий невидимое

3. Изложение нового материала

Жизнь на нашей планете разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут. Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы.

Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)

Сегодня разговор пойдет о микроскопе.

Кто же изобрел микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки


"Прибор, открывающий невидимое"

Цели:

Познакомить учащихся с устройством увеличительного прибора — световым микроскопом.

Выработать умение пользоваться увеличительным прибором.

Оборудование:

ботаническая таблица с изображением микроскопа,

микропрепараты (кожица лука);

таблицы с названиями частей микроскопа.

Ход урока 1. Организационный момент

Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих листах. (Приложение 1).

3. Изложение нового материала

Жизнь на нашей планете разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут. Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы.

Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)

Сегодня разговор пойдет о микроскопе.

Кто же изобрел микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) на рабочих листах.

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп.

4. Лабораторная работа

Учитель: Что ж пришло время изучить устройство микроскопа.

Откройте учебник на с.84.

Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.

Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?

Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.

Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.

Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.

5. Физкультминутка

Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая улучшит ваше мозговое кровообращение.

Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

6. Продолжение темы

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:

увеличение окуляра x увеличение объектива =

Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.

Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

7. Продолжение лабораторной работы.

А теперь научимся работать с микроскопом.

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.

8. Закрепление

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках, один ученик- у доски.


По горизонтали:

Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

Служит для крепления тубуса и предметного столика.

Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

Служит для размещения на нем объекта исследования.

Поднимает и опускает зрительную трубку.

А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, закрасьте кружок красным.

Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим.

Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым.

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Задание: выберите верное утверждение.

Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

Поле зрения микроскопа освещено слабо.

Положи готовый препарат под предметный столик.

Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

(Курсивом выделены верные ответы).

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.

Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим. Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.

9. Подведение итогов урока.

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся)

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.

Принести выращенную плесень.


-75%

Автор: Ивашко Алиса Витальевна

Организация: МБОУ ООШ № 31 им. Г.В. Ластовицкого

Населенный пункт: г. Новороссийск, с. Глебовское

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана Граф, 2015. – 144с.: ил. – (Живая природа).

Цели урока:

1)Познакомить учащихся с увеличительным прибором микроскоп.

3) Сформировать знания об устройстве увеличительного прибора и правилами работы с ним.

2)Объяснить правила работы с микроскопом.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с устройством микроскопа и правилами работы с ним.

- способствовать развитию таких умений как, анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с текстом учебника, осуществлять самоконтроль.

- способствовать научному мировоззрению.

- поддержать у учащихся устойчивый интерес к знаниям.

Оборудование к уроку: компьютер, планшет или мобильный телефон, ссылка на выполнение лабораторной работы №1.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.

Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО : Новоселова Наталья Викторовна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 2 г.Приморско-Ахтарска.

Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.

Планируемый результат: Познакомиться с. (выявить и сформулировать. сформировать. научиться. )
личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности

Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.

Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая - научить пользоваться микроскопом и определять увеличение данного прибора.
Отражает тему и тип урока

УУД: Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: микроскопы, микропрепарат кожицы лука, плоды, лупы, таблицы, мультимедийная презентация.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождения
учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,
описание методов организации учебной деятельности):
1) Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);
2) Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
3)устанавливаются тематические рамки (могу).
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..
На данном этапе организуется подготовка
и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап включает следующие шаги:
1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
2)актуализацию соответствующих мысли-
тельных операций и познавательных процессов;
3)мотивацию к пробному учебному действию
("надо-много-хочу") и его самостоятельное
осуществление (на данном этапе возможно формулирование темы урока от детей)
4)фиксацию индивидуальных затруднений в вы-
полнении пробного учебного действия или его
обоснования.
Обосновывается
выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету
на каждом шаге данного этапа.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Анализируется и доказывается выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления
учащимися места и причины затруднения.
Обосновывает методы мотивирования
для создания успешной ситуации.
Для этого учитель учит учащихся:
1) восстанавливать выполнение операции
и фиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2)соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания, умения или
способности, которых не достаёт для решения
исходной задачи.
3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности.
на данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают
проект будущих учебных действий по алгоритму:
1)ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2)согласовывают тему урока;
3)выбирают способ выхода из затруднения;
4)строят план достижения цели4
5)определяют средства-алгоритмы, модели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем -
побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
4.Реализация построенного проекта.
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки
деятельности учащихся в рамках реализации построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта:
1)обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
2)выбирается оптимальный вариант, которых фиксируется в языке вербально и знаково;
3)построенный способ действия используется для решения
исходной задачи, вызвавший затруднения;

4)уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально,
в группах, в парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организации учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
При поведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют за-
дания нового типа и осуществляют их самопро-
верку, пошагово сравнивая с эталоном. Организу-
ется рефлексия реализации построенного про-
екта учебных действий. Организуется для уча-
щихся ситуации успешности.
Демонстрируются и обосновываются задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изучен-
ного ранее материала(базовый уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных знаний.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

2. Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока . (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему)

Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете?

Учащиеся . Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются .( Слайд )

Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы.

Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп) (Слайд)

Сегодня разговор пойдет о микроскопе. Что означает слово микроскоп?

Кто же изобрел микроскоп? ( Работа с текстом учебника и запись в тетради .

15век англичанин Роберт Гук.)(Слайд)

А вот известна еще одна удивительная история изобретения микроскопа.

информационные проекты учащихся (работа в группах или индивидуально)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. (Слайд)

Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) в рабочих тетради.

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп.(Слайд)

Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов.

в паре обдумывают
проект будущих учебных действий по алгоритму.

Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.

Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?

Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.

Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.

Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.

Продолжение темы

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:

увеличение окуляра x увеличение объектива =

Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.

Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

Продолжение лабораторной работы.

А теперь научимся работать с микроскопом.

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.

8. Учитель :

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках, один ученик- у доски.

По горизонтали:

Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

Служит для крепления тубуса и предметного столика.

Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

Служит для размещения на нем объекта исследования.

Поднимает и опускает зрительную трубку.

Проверка . (Слайд )

А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, закрасьте кружок красным.

Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим.

Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым.

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.(Слайд)

Задание: выберите верное утверждение .(Слайд )

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

(Курсивом выделены верные ответы).

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.

Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся)

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Домашнее задание:

Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним. Стр.15-18

Проект. Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?

Читайте также: